kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детские журналы. литературно-художественные журналы: от истоков до современности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа была представлена на НПК "старт в науку". В ней говорится о детских журналах от истоков до современности; о проблемах  чтения детской периодики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детские журналы. литературно-художественные журналы: от истоков до современности.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Пёстровка.


Научно – практическая конференция

«Старт в науку»



ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ.

ЛИТЕРАТУРНО-ЖУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ЖУРНАЛЫ:

ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ.


Научно – исследовательская работа по литературоведению





Автор:

Винтулькин Артем, 5 класс,

МБОУ ООШ с. Пестровка

Камешкирского района.

Руководитель:

Сорокина Лариса Анатольевна,

учитель русского языка

и литературы

высшей категории.





ПЕСТРОВКА 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ




Введение………………………………………………………………..3-4

Основная часть:

  1. Истоки детской литературы……………………………………………5-6

  2. Классификация детских журналов…………………………………...7-8

  3. Литературно-художественный журнал…………………………………9

3.1. Определение понятия. Термины………………………………9-10

3.2. Истоки детских литературно-художественных журналов…….11

3.3.Современные детские литературные журналы……………..12-17

3.4. Журналы моих родителей………………………………… 18

3.4.1. «Колобок»-любимый журнал моей мамы ………....19-20

3.5.Мои журналы…………………………………………………….21

3.6.Журналы учащихся школы…………………………………….22

3.7.Журналы библиотек …………………………………………....23

3.8.Детские журналы -почтой………………………………………24

Заключение……………………………………………………………..25

Список литературы и интернет-ресурсы…………………………….26

Приложение. …………………………………………………………...27








ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время для детей существует огромное количество различных журналов. Но не все любят их читать. Не все семьи могут позволить себе выписывать детские журналы. А чаще всего чтение книг и журналов нам заменяет Интернет. Я считаю, что проблема чтения среди детей в настоящее время очень актуальна. Актуальна она еще и тем, что 2015 год объявлен годом литературы.

В своем проекте я хочу поделиться сведениями о детских журналах, которые выписывает моя семья, и которые я с удовольствием читаю.

При подготовке к проекту мама рассказала мне о журналах, которые выпускались в ее детстве, и которые читала она.

Меня это заинтересовало, и я решил провести исследование о детских литературно-художественных журналах, об истоках детской литературы. Я выдвинул гипотезу: детская периодическая литература популярна для современных школьников.

Данное исследование было проведено на базе МБОУ ООШ

с. Пестровка в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года.

Объектом исследования я выбрал детские журналы советского времени, которые были популярны среди наших родителей, и журналы современности, которые читают мои сверстники.

Я задался целью выявить истоки детской литературы, ее развитие и место в современном мире через журналы и определил следующие задачи: найти сведения о первых журналах для детей, проследить их развитие, узнать, какие журналы для детей бывают. В результате анкетирования выяснить, какие журналы читали мои родители, родители моих одноклассников, какие журналы читают учащиеся нашей школы. Узнать, какие журналы выписываются в отделениях связи, какие есть в библиотеках. Привлечь внимание одноклассников к современным журналам и заинтересовать чтением их.

Для исследования я избрал следующие методы и приемы: анализ научной и методической литературы, детских журналов, сведений сети Интернет; беседа и анкетирование.

























ГЛАВА 1.


ИСТОКИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


В России первый детский журнал — "Детское чтение для сердца и разума" (1785—1789), основанный Н. И. Новиковым, — носил просветительский характер. Он положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Журнал выходил в виде еженедельного приложения к "Московским ведомостям" с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить "для сердца и разума", воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был "служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан". И. И. Новиков также считал, что в государстве все "сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства".1

До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали свое существование на первой книжке. Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям. "Друг детей", "Детский музеум", "Собеседник", "Отдых", "Крошка". "Детский сад", "Игрушечка", "Подарок детям", "Малютка", "Дело и потеха", "Тропинка", "Золотое детство", "Подснежник", "Солнышко". Каждый из этих и многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру.

Всего в России с конца 18 в. до октября 1917 издавалось в разное время более 100 детских и юношеских журналов. После победы Октябрьской революции интерес к детским и юношеским журналам не пропал.2




















ГЛАВА 2.


КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ


Исследуя детские журналы, я заметил, что их можно поделить на группы. Я выявил три основные группы: по возрасту читателей, по тематике и по содержанию журналов.

По возрастной категории журналы бывают для дошкольников, для младших школьников и журналы для подростков.

По тематике - литературные журналы, журналы о животных и природе, журналы об искусстве, о путешествиях, научно-популярные журналы, комиксы, юмористические журналы.

По содержанию детские журналы делятся на развлекательные и познавательные. Приведу несколько примеров журналов разных групп.

Журналы для дошкольников: «Веселый колобок», «Веселые картинки», «Мишуткины сказки» и др.

Для младших школьников - «Мурзилка», «Первоклашка», «3/9 царство», «Непоседа» и др.

Для подростков - «Пионер», «Костер», «Эскиз» и др.

Литературные журналы - «Ералаш», «Костер», «Кукумбер», «Мурзилка», «Простаквашино», «Детская роман – газета», «Ералаш», «Искорка», «Колобок» (звуковой), «Мишуткины сказки», «Трамвай», «Чиж и Ёж» и др.

Журналы о животных и природе – «В мире животных», «Муравейник», «Свирель», «Юный натуралист», «Веселые животные», «Филя» и др.

Журналы об искусстве – «Эскиз», «Клячка», «Веселый художник», «Юный художник», «Введенская сторона» и др.

Журналы о путешествиях – «Геолёнок», «Неугомонные детки – вокруг света», «Мир путешествий», «Синдбад» и др.

Научно-популярные журналы –«А почему», «Галилео: наука опытным путем», «Чудеса и приключения – детям», «Юный эрудит» и др.

Юмористические журналы, комиксы – «Веселые картинки», «Том и Джери», «Микки Маус», «Приключения Скуби-Ду» и др.

Развлекательные журналы – «Мурзилка», «Тошка и компания», «Винни –Пух», «Непоседа» и др.

Познавательные – «Классный журнал», «Лунтик», «Мамино солнышко», «Пионер», «Первоклашка», «Простоквашино», «Веселый затейник», «Детская энциклопедия», «Миша» и др.

Но совсем не много журналов представлено «в чистом виде». Большинство - «убивают несколько зайцев». Например, популярные журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка» - юмористические, развлекательные, познавательные и литературные. «Веселый художник» - журнал об искусстве и юмористический. «Веселый колобок» - журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он развлекательный, познавательный, развивающий; имеет постоянные разделы «Мир живой природы» и «»Читаем сами» (значит он еще и о природе, и литературный).

Я очень люблю читать, поэтому меня больше всего интересуют литературные журналы и все те, где печатаются литературные произведения. Именно о таких журналах я хочу рассказать подробнее.3







ГЛАВА 3.


ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ


    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

ТЕРМИНЫ


Журнал литературно-художественный - это периодическое издание, чаще всего ежемесячное, знакомящее читателя с новинками оригинальной или переводной литературы и новостями литературной жизни и способствующее формированию общественного мнения. Наряду с ведущим отделом беллетристики (обычно не менее трети объема) литературно-художественные журналы часто имеют разделы (рубрики) литературной критики, публицистики, рецензий на новые книги, хроники культурных новостей; некоторые из них публикуют и статьи по вопросам экономики, социологии, истории, текущей политики (поэтому многие литературно-художественные журналы являются и общественно-политическими) и нередко уделяют внимание другим искусствам. Отечественная традиция называет литературно-художественные журналы «толстыми». Литературно-художественные журналы предполагают наличие у своего читателя особого интереса к художественной литературе и литературному процессу.4

Беллетристика - (от фр. belles lettres — «изящная словесность») — общее название художественной литературы в стихах и прозе.

Критика  - (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») — есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, например в сфере литературы.

Публицистика -  (от лат. publicus — общественный) род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества.

Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы.

Хроника - (греч. Χρόνος — время) историческое описание событий в хронологическом порядке.5




















    1. ИСТОКИ ДЕТСКИХ

ЛИТЕРАТУРНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ


В России литературно-художественные журналы возникли к концу XVIII века. Первым условием успешного издания литературно-художественных журналов стала общественно активная читательская аудитория, заинтересованная в литературе. Ее формировали нравственно-сатирические издания Н.И. Новикова, литературные сборники А.П. Сумарокова и

М.М. Хераскова, ежемесячники И.А. Крылова и Н.М. Карамзина.

А.П. Сумароков был издателем первого русского частного журнала «Трудолюбивая пчела». Слово «журнал» ввел в обиход Н.М. Карамзин.6
















    1. СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ


В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика).

Работая над проектом, мы выяснили, что многие детские литературные журналы прекратили свое существование. Узнать о них и познакомиться с их содержанием можно только в сети Интернет. Но в настоящее время существует множество журналов, которые можно купить или выписать через почту России. Я хочу рассказать о некоторых из них, которые меня особо заинтересовали.

Детский журнал «Костер» является литературно - художественным изданием. Он удивителен и всегда был именно таким. Первый выпуск его увидел свет в далеком 1936 году, главным редактором тогда был блестящий поэт и переводчик С.Я.Маршак. За годы существования журнала в нем публиковались рассказы и повести таких писателей и поэтов как М.Зощенко, К. Чуковский, Е. Шварц, В. Каверин, О. Бергольц, С.Михалков.

Целевой аудиторией «Костра» являются дети 8-14 лет, которым нравится читать и думать.

Цели журнала – знакомство читателей с художественной литературой и привитие им стремления к познанию мира, который существует вокруг них. И сегодня в издании печатаются известные писатели: Э. Успенский, Г.Остер, В.Крапивин, А.Курляндский.

В каждом выпуске журнала обязательно публикуется интересная повесть или рассказ. И вообще, «Костер» - это огромный архив произведений классиков и современных детских писателей. Здесь же размещаются и творения юных мастеров пера – дети наравне со взрослыми представляют на суд читателей свои стихотворения, рассказы, статьи и заметки.

Читать журнал «Костер» - значит иметь возможность определиться с интересами, найти единомышленников и даже… выбрать будущую профессию.

В ноябре 20011 года журнал отметил свой юбилей – 75 лет со дня выхода первого своего номера.

«Кукумбер» ( с английского - «огурец») - литературный журнал, о котором стоит знать. В журнале публикуют короткие рассказы и стихи. Для того самого возраста, для которого очень сложно подобрать литературу – для

детей 9-13 лет. Причем печатает «Кукумбер» не только признанных современных детских авторов, но и молодых писателей и поэтов из самых разных городов России. Отбирают произведения тщательно. «Кукумбер» — по-настоящему авторитетный журнал в среде профессионалов детской литературы. Его выпускает редакционно-издательская группа «Наша школа» - они же делают профессиональный журнал «Художник и писатель в детской книге» (ХиП). В «Кукумбере» публиковались и помогали найти журналу новых талантливых авторов Михаил Яснов, Марина Москвина, Марина Бородицкая, Ирина Токмакова. Создатели «Кукумбера» относятся к детской книге трепетно, как к искусству. Особая роль отводится художнику. В журнале целых 64 страницы и на них можно встретить и рисунки талантливых молодых иллюстраторов, и рисунки мэтров (например, Веры Цепиловой). А еще «Кукумбер» не боится экспериментировать: использует фотографии кукольных персонажей в качестве иллюстраций .

 Веселый огурец «Кукумбер» красуется на каждой обложке. Первый раз увидев, можно подумать, что журнал юмористический, однако юмор здесь – только часть, хоть и очень важная.7

«Мурзилка» – популярный детский литературно-художественный журнал.

Издаётся с 16 мая 1924 года и адресован детям младшего школьного возраста. За 90 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. В 2012 году журнал занесён в книгу рекордов ГиннессаT.M: «Мурзилка»  — детский журнал с самым длительным сроком издания.

Назван он по имени сказочного существа жёлтого и пушистого Мурзилки.

Главным отличием журнала для детей «Мурзилка» является качественная детская литература. В разные годы в журнале работали А. Барто,  Корней Чуковский,  C. Маршак, М. Пришвин, К. Паустовский, В. Берестов, Юрий Коринец, С. Михалков, И. Токмакова, Э. Успенский и другие известные писатели.  В настоящее время в журнале также публикуются произведения современных детских писателей. В «Мурзилке» печатаются детские сказки, сказочные повести, детские рассказы, пьесы, детские стихи.

В журнале работали и работают такие художники как Евгений Чарушин, Юрий Васнецов, Аминадав Каневский, Татьяна Маврина, Виктор Чижиков, Николай Устинов, Галина Маковеева, Георгий Юдин, Максим Митрофанов.

«Мурзилка» – зеркало нашей детской литературы. Он является связующим звеном между читателями и писателями. Многим детям журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе. Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, есть игры, головоломки, ребусы, кроссворды, раскраска и самоделка.

«Простоквашино» - литературный и развивающий журнал издается в сотрудничестве с классиком детской литературы Эдуардом Успенским, самым известным детским писателем. Он автор и создатель этого журнала.
В журнале - юмористические рассказы и стихи лучших российских авторов, познавательные страницы, развивающие тесты, рассказы-загадки и рисунки-ребусы, стихворды и чайнворды, весёлые головоломки и анаграммы, смешные комиксы, страница поделок «Мастерим что хотим». Это журнал, который интересно читать всей семьей!

В каждом номере "Простоквашино" публикуются смешные детские стихи, небольшие рассказы и комиксы с участием полюбившихся персонажей: дяди Фёдора, кота Матроскина, Шарик и почтальона Печкина; рассказы-загадки, кроссворды, чайнворды, а так же творческий раздел "Мастерим что хотим", где детей учат , как сделать открытку и шкатулку своими руками. Благодаря разделу "На все четыре стороны" дети познают широты нашей страны. Литературно-познавательный журнал "Простоквашино" рассчитан на детей 7-10 лет.

«Детская роман-газета» журнал для детей школьного возраста. Рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ для внеклассного чтения. Это помощник ребятам и учителям. Многое из того, что проходят на уроках истории, литературы, географии, биологии, в увлекательной форме можно прочитать на страницах этого журнала: повести и рассказы русских и зарубежных классиков и лучших современных писателей, сказки, исторические произведения, повествования о художниках и музеях.8

Журнал «Мишутка» вышел в свет в апреле 1998 года для детей от 2 до 12 лет самой разнообразной тематики.

 При подготовке журналов его авторы руководствуются принципом «Учиться, играя». Все журналы красочные. Для разработки каждого номера привлекаются детские писатели, художники, дизайнеры. Журнал сотрудничает с  издательством «Книжный дом» (альманах «Волшебный светлячок»).  

Постоянно  проводятся конкурсы детского творчества, и лучшие работы публикуются на страницах журнала и его приложений.

Литературно-художественным приложением журнала «Мишутка» является журнал «Мишуткины сказки», который с 2013 года состоит из 2-ух журналов. В первой его части печатаются авторские сказки про Мишутку, а вторая часть- это журнал детского творчества «Журавлик»,
где публикуются только произведения читателей под девизом: «Дети – детям». 

В авторских сказках Мишутка со своими друзьями  ищет сокровища, спасает пальму в пустыне,  раскрывает преступления,  с приключениями путешествует в джунглях, в горах, в море, в космосе. При этом они приобретают знания и навыки, воспитывают в себе мужество и выносливость и учатся никогда не унывать. Сказки про Мишутку с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Они прекрасно подходят для семейного чтения.
«Искорка»- литературно-художественный журнал для детей 8-14лет.
Выходит с 1957. Публикует повести, рассказы и стихи для детей, статьи и очерки о жизни школьников. В журнале сотрудничал В. Бианки.

В 1992 году журнал прекратил свое существование, но это пока единственный журнал, который возобновил свою деятельность. В 2012 году он начал издаваться снова.

Дело, начатое советскими детскими журналистами, не пропало даром. Постепенно вырисовывались направления и структура журналов новой эпохи. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого-начала двадцатого века. Традиции продолжаются современными журналами. 9























    1. ЖУРНАЛЫ РОДИТЕЛЕЙ


Сейчас уже трудно себе представить те времена, когда не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя месяцы, а то и годы. Поэтому очень интересно узнавать от родителей о тех журналах, которые они читали, когда были маленькие, как мы.

В былые времена мамы и папы читали детские журналы: "Веселые картинки", "Мурзилка", "Трамвай", «Юный натуралист», «Костер», «Пионер», «Барвинок». В их детстве это были прекрасные журналы, они были может быть не такие красочные, но тоже очень интересные. В наше время эти журналы все еще выпускают. Был еще журнал «Колобок», который сейчас, к сожалению, не выпускается (современный «Веселый колобок» - совсем другой журнал). Это был любимый журнал моей мамы. К нему было музыкальное приложение в виде пластинок, на которых были записаны стихи, сказки, классическая музыка. Меня очень заинтересовал этот журнал и пластинки. Мы нашли в Интернете интересные сведения о нем и даже переписали все записи с пластинок в свою музыкальную копилку. Теперь я и моя сестренка с удовольствием слушаем сказки из папиного и маминого детства.

В своем проекте я хочу поделиться сведениями о данном журнале, а в приложении показать, как выглядел номер 12 за 1989 год и дать возможность желающим прослушать записи, которые были в музыкальном приложении к этому номеру.






      1. «КОЛОБОК» - ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ

МОЕЙ МАМЫ


«Колобок» — звуковой журнал, адресованный детям дошкольного и младшего школьного возраста.

В каждом номере две гибкие пластинки: именно эта особенность «Колобка» выделяет его из многочисленной детской периодики.

Согласно замыслу авторов, звуковой журнал «Колобок», знакомил детей с историей, культурой, природой, музыкальными произведениями, детской художественной литературой, фольклором. Журнал состоял из 20 страниц, включая обложки  и 2 гибких двусторонних пластинок со скоростью вращения 33 оборота в минуту, каждая не более семи минут звучания.

Были популярны рубрики журнала: «Твоя страна», «В славном граде Урожайске», «Сказки со всего света», «Выучи наизусть», «Откровенный разговор» (беседы с детьми на моральные темы), а также «Поющие картин-ки», «Музыкальная азбука», «Знай наизусть», «Жила-была песенка» и другие.

Герой журнала — Колобок, веселый персонаж одной из самых популярных русских сказок, рассказывает детям разные истории. А помогают ему известные детские писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты и актеры.
На пластинках «Колобка» звучали инсценированные рассказы А. Гайдара, Ю. Яковлева, с чтением стихов из своей новой книги «Переводы с детского» выступила А. Барто. С новыми работами познакомили читателей журнала Ю. Дмитриев, С. Романовский, И. Мазнин, Т. Белозеров, Р. Фархади,

А.Ахундова.
Журнал стремился формировать литературный вкус маленьких читателей на лучших образцах русской, советской и зарубежной классики. Свои страницы «Колобок» отдает А. Пушкину, Л. Толстому, М. Горькому, А. Блоку, В. Маяковскому, печатает произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Б. Заходера, В. Берестова.
«Колобок» верен жанру сказки. Журнал в доступном переложении публикует наряду с русскими былинами сказы и предания народов разных стран. Ни один читатель «Колобка» вырос со сказками Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, Ш.Перро.
Музыкальный вкус своих читателей журнал формировал на произведениях, написанных для детей Моцартом, Шубертом, Мусоргским, Лядовым, Чайковским, Шостаковичем, Прокофьевым, Шуманом, Сен-Сансом Стравинским.
Современные тенденции в литературе, музыке и театральном творчестве также влияли на содержание журнала. Жанры мюзикла, песни, современной оперы на пластинках «Колобка» были представлены всегда.10













    1. . МОИ ЖУРНАЛЫ.


Я очень люблю читать не только книги, но и журналы. «Непоседа», «3/9 царство», «Мурзилка» - это мои первые журналы. Они очень красочные и интересные. В них можно и раскрашивать, и разгадывать различные ребусы и кроссворды, играть. А самое главное – в каждом номере печатается какое-то литературное произведение. Сначала я читал маленькие сказки в журналах «Непоседа» и «3/9 царство», а теперь в журнале «Мурзилка» читаю не только сказки, но и рассказы, стихи , публицистические статьи в разделе «Галерея искусств Мурзилки». Нравится раздел «Чемпион» - спортивный клуб Мурзилки, где рассказывается о разных видах спорта, чемпионах и их победах.

Работая над данным проектом, я узнал о множестве других журналов.

Особенно меня заинтересовал литературный журнал «Костер».

У журнала есть свой сайт, на котором даны электронные версии журналов

с картинками. Я зашел на сайт и выяснил, что в печатных изданиях

журнала можно прочитать повести и рассказы, найти настольные игры,

разгадывать «Викторину-100», смотреть  комиксы, участвовать

в конкурсе «Юный детектив», заглянуть в «Уголок веселого

архивариуса», проверить, что скрывается «За строкой учебника»,

собирать «Азбуку интересных слов», встречать гостей на «Музыкальном

перекрестке», решать криптограммы и цифрограммы. Журнал можно

выписать почтой России.

Мама мне его выписала на второе полугодие 2015 года.




    1. ЖУРНАЛЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ


Мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы и выяснили, что школьники МБОУ ООШ с. Пестровка читают юмористический журнал «Веселые картинки», развлекательный «Непоседа», литературно-познавательный «Мурзилка», первоклассники - «Первоклашка». Подростки 8-9 классов предпочитают журналы «Классная девчонка» и «UOOPS». Подробные результаты анкетирования можно посмотреть в приложении.

























    1. . ЖУРНАЛЫ БИБЛИОТЕК


Я записан в двух библиотеках: в школьной и сельской. В 2014 году был награжден Грамотой «Самый активный читатель Пестровской сельской библиотеки». В ходе работы над проектом я побеседовал с библиотекарями. Киселева Марина Григорьевна, сельский библиотекарь, мне рассказала, что в настоящее время у библиотеки нет возможности выписывать детские журналы. Подшивки журналов советских времен, когда эти журналы выписывались, не сохранились. Но дети спрашивают журналы «Непоседа», «Классная девчонка», «3\9 царство» и другие.

Я пообщался с бывшим сельским библиотекарем Киселевой Т. А., которая сейчас находится на заслуженном отдыхе. Она мне рассказала, что раньше, в 70-80 годы, библиотека выписывала много журналов для детей: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Костер», «Ровесник», «Юность», «Юный натуралист», «Юный техник» и др.

Они пользовались большим спросом среди юных читателей, хотя в то время практически каждая семья выписывала своему ребенку какой-либо журнал.

Пименова Нина Петровна, школьный библиотекарь, тоже меня не порадовала: детских журналов в настоящее время в библиотеке нет, и их давно уже не выписывают. А школьный библиотекарь-пенсионер Рыбинцева Т.С. рассказала, что когда она начала работать, в школьную библиотеку выписывали детские журналы «Юный натуралист», «Юный техник», «Пионер», «Мурзилка».

В с. Порзово и Дьячевка библиотек нет вообще.





3.7. ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ - ПОЧТОЙ


В советское время почти каждая семья, имеющая ребенка, выписывала популярные журналы для детей. Как же обстоят дела сегодня? Я побеседовал с заведующей Пестровским отделением почты России Линьковой Л.В. Она рассказала, что в настоящее время выписывают очень мало детских журналов. Но с каждым годом подписчиков становится больше. Это радует. Особой популярностью сейчас пользуются журналы «3/9 царство», «Непоседа», «Классная девчонка», «UOOPS» («УПС»), «Винкс».

В нашей школе учатся ребята из других сел. Я выяснил, что по почте в

с. Порзово получают журналы «Мишутка», «Непоседа». Раньше выписывался журнал «Колобок». В с. Дьячевка выписывают журнал «Классная девчонка», раньше еще выписывался «Непоседа». В с. Бегуч – «Классная девчонка».

Подробности исследования можно посмотреть в приложении.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Этот проект для меня стал очень полезным. Я узнал много нового о детских журналах.

В результате исследований я пришел к следующим выводам: истоки детской литературы уходят корнями в 18 век, но эта тема актуальна до сегодняшнего дня. Я нашел сведения о первых журналах для детей, проследил их развитие, узнал, какие существуют журналы для детей. В результате анкетирования выяснил, какие журналы читали мои родители, родители моих одноклассников, какие читают учащиеся нашей школы. Узнал, какие журналы выписываются в отделениях связи, есть ли в наличии в библиотеках. Привлек внимание одноклассников к современной периодической литературе и попробовал заинтересовать их чтением литературных журналов. Гипотеза, что детская периодическая литература популярна для современных школьников не подтвердилась. Из анкетирования видно, что немногие школьники читают детские журналы. А те, кто читают, предпочитают не литературные журналы, а развлекательные, юмористические. А вот мои родители предпочитали читать журналы литературные.

В современных условиях Интернет заменяет живое чтение журналов и книг. Все чаще и чаще раздаются тревожные голоса о том, что печатное слово отступает перед натиском разного рода видеопродукции, перед телевидением, компьютером. Но нужно верить, что по-настоящему талантливое слово художника, публициста, зовущее читателя к размышлению и сотворчеству, обязательно найдет отклик в сердцах читателей-современников.11



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Горький А.М. О детской литературе. Статьи, высказывания, письма. - М., 1968.

  2. Голубева Е.И. Детское чтение в России: реальность, опасения, прогнозы//Книжное дело. – 2002. - №1. – С.60-63.

  3. «Семейные чтения : сб. метод. литературы и библиограф. Материалов: КГКИ; ЦСБ; сост. Н.Л.Голубева, А.В.Шаламова.

  4. «Словарь литературоведческих терминов»: автор-составитель С.П. Белокурова, 2005 г.

  5. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3

  6. 3. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг., М., Университет, 1982

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская периодическая литература. - М., 1997.

  2. Алексеева М.П. Советские детские журналы 20-х годов. - М., 1982.


ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ


  1. ru.wikipedia.org›

  2. www.nivestnik.ru

  3. bobych.ru››26/4600/1.html

  4. www.rg.ru/2005/08/18/chtenie-podrostki.htnl








ПРИЛОЖЕНИЕ



Результаты анкетирования учащихся

Анкета № 1

«Популярные журналы школьников»


Всего в школе 59 учащихся.


Категория школьников

журналы

кол-во

уч-ся

«Весе-лые картинки»

«3/9 царство»


«Непо-седа»

«Мурзилка»

«Перво-клашка»

«UOOPS»

«Классная

девчонка»

«Винкс»

Младшие школьники

17

1




1



5

Среднее звено

21


2

2


1




2

Подростки

21






3

4




Анкета № 2

«Мотивация чтения журналов»


№ п/п

Цели и мотивы чтения

Общее число опрошенных

Кол-во

ответов

% к кол-ву опрошенных детей

1.

Для своих увлечений

59

10

5,9

2.

Хочу все знать

59

5

2.95

3.

Готовлюсь к школьным урокам

59

3

1.77

4.

Другое

59

8

4.7










Анкета № 3.


«Источники чтения детских журналов»


№ п/п

Источники

Общее число опрошенных

Кол-во

ответов

% ответов от общего числа опрошенных

1.

Читают в библиотеке

59

0

0

2.

Покупают в магазине, киосках

59

12

7

3.

Домашняя подписка

59

14

8.3

4.

Предлагают знакомые и друзья

59

3

1.8



Журнал «Колобок» № 12 19


1 Горький А.М. О детской литературе. Статьи, высказывания, письма. - М., 1968.


2 Голубева Е.И. Детское чтение в России: реальность, опасения, прогнозы//Книжное дело. – 2002. - №1. – С.60-63.


3 «Семейные чтения : сб. метод. литературы и библиограф. Материалов: КГКИ; ЦСБ; сост. Н.Л.Голубева, А.В.Шаламова.

4 «Словарь литературоведческих терминов»: автор-составитель С.П. Белокурова, 2005 г.

5 http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3



6 3. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг., М., Университет, 1982



7 bobych.ru››26/4600/1.html



8 Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская периодическая литература. - М., 1997.



9 Алексеева М.П. Советские детские журналы 20-х годов. - М., 1982.


10 ru.wikipedia.org› www.nivestnik.ru



11 www.rg.ru/2005/08/18/chtenie-podrostki.htnl



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Детские журналы. литературно-художественные журналы: от истоков до современности.

Автор: Сорокина Лариса Анатольевна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства