kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Читательский дневник, способствующий развитию эмоциональной отзывчивости обучающихся 3 класса на уроках литературного чтени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания дневника базируются на обучении созданию двух видов вторичных текстов – аннотации и отзыва. Учат анализировать произведение через приемы обучения пониманию исходного текста, анализа каждой части текста, поиск и выделение в тексте новых, ключевых слов; понимать текст через прием определения области знаний, к которой относится текст, поиска и выделения незнакомой информации с целью составления списка известной информации; находить главное в тексте через прием сжатия информации, написания тезиса на основе составленного ранее плана; выражать свои мысли через прием переработки фразы, редактирования вторичного текста путем исключения избыточной информации или добавлением необходимых фактов, расширения и трансформации информации текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«читательский дненик»









Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»















Читательский дневник

_______________________________

ученика (цы) 3 класса

_________________ школы



















Камышлов, 2017






Борихина Е.А.
Читательский дневник ученика (цы) 3 класса / ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».- Камышлов, 2017, 23 с.





Настоящее пособие направлено на развитие интереса к чтению, навыков написания вторичных текстов, формирование читательской компетенции у обучающихся 3 класса, на основе которых осуществляется развитие эмоциональной отзывчивости. Дневник предполагает систематическую работу учеников на уроках литературного чтения, а также самомониторинг читательских умений.





Руководитель: Виноградова К.Я.




























2017




Дорогой ученик!



Я хочу познакомить тебя с самым ценным и дорогим, что есть у каждого человека. Но прежде чем тебя с этим познакомить и раскрыть самое ценное, я хочу кое-что объяснить.

Наш мир не такой, каким ты видишь его сейчас: для каждого человека он свой, и, пожалуй, нам никогда не получится увидеть его глазами другого человека - мы можем только догадываться, как его видят другие. Не относись к людям с осуждением, даже если тебе кажется, что они поступили плохо, никогда не говори обидное людям, а главное - никогда не унывай сам. Даже если тебе покажется, что в этом мире нет волшебства, то ты ошибаешься.

Волшебство существует, и не верь тем, кто будет говорить тебе обратное. Это волшебство скрывается в том, как ты смотришь на этот мир. Волшебство есть, и одновременно его нет, и всё зависит только от тебя самого.

Книги - вот что самое ценное и дорогое. Они научат тебя видеть это волшебство. Ты можешь быть кем угодно, быть там, где угодно, не выходя из комнаты. Разве это не есть волшебство?

Именно книга является волшебной палочкой, которая сотворит с тобой небывалые вещи и всегда будет для тебя опорой несмотря ни на что. Научись обращаться с ней, и тогда она раскроет тебе свои секреты.

Они познакомят тебя с этим миром, и у тебя появится возможность сотворить свой, уникальный мир. А для того чтобы ты смог выразить свои чувства по отношению к прочитанному, смог глубже окунуться в атмосферу жизни и деятельности героев литературных произведений, предлагаем тебе вести этот читательский дневник, в котором ты сможешь записывать свои размышления о прочитанных произведениях.
Важно, чтобы каждая книга для тебя стала событием - прежде всего эмоциональным, захватывающим. При чтении делай пометки, выписки, формулируй вопросы, фиксируй оригинальные, неожиданные мысли, которые пришли в голову в момент чтения. Потом все это можно перенеси в дневник. Главная задача дневника состоит в том, чтобы зафиксировать процесс осмысления художественного произведения, свои впечатления от прочитанного. Этот труд, как бы он ни казался или ненужным, не пройдет для тебя даром.

Пожалуй, это всё, что тебе нужно знать сейчас. Но только прошу тебя: не теряй желания познавать каждый день что-то новое. И помни, книга- это та вещь, которая сделает тебя волшебником, стоит только захотеть!
















Теперь прочитай несколько правил, которые следует соблюдать при чтении,

и - в путь!


Правила чтения

  • Выбрав книгу, старайся читать её вслух.

  • Старайся читать не менее получаса в день.

  • Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

  • Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь - твой труд будет напрасен.

  • Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книг.

  • Обращай внимание на поступки героев, анализируй эти поступки, делай для себя выводы. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и поступкам.

  • Если тебе встретились в книге интересные факты, не поленись выписать их в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам по собственному желанию или выполняя задание учителя,

  • Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.





























Задания к произведению Бориса Викторовича Шергина

«Собирай по ягодке - наберешь кузовок»


  1. Расскажи, в чем особенность заглавия. Как ты понимаешь его смысл?
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Объясни смысл пословицы «Глаза страшатся, руки делают» из рассказа. Как она помогает понять основную мысль произведения?
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Что случилось с Митей в середине рассказа? Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Нарисуй любого запомнившегося тебе героя рассказа, и напиши, какие качества этого героя тебя привлекают? Почему?




































_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


«МОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАГАЖ» (какие произведения этого автора я уже читал)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
























Задания к произведению Андрея Платоновича Платонова
«Цветок на земле»


  1. Подумай и нарисуй, каким ты представляешь себе цветок, о котором говорится в рассказе.























  1. Автор написал: «Дед Тит ничего не ответил. Он невинно улыбнулся своему доброму внуку и пошел спать в избу на печку». Считаешь ли ты Афоню добрым? Нравится ли этот герой тебе? Представь, что ты хочешь рассказать своему другу об Афоне, что ты расскажешь? Составь краткое описание этого героя.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. О каком чуде узнал Афоня от своего деда? Найди в тексте подтверждающие слова и запиши их.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Объясни, как ты понимаешь смысл слов: «Дед кротко улыбнулся, и погладил головку внука, и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле»._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
















Задания к произведению Андрея Платоновича Платонова
«Еще мама»

  1. Ты начал читать рассказ Платонова «Еще мама». Опиши свои мысли: тебе интересно? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Нарисуй иллюстрацию к произведению в самом начале чтения. Объясни, почему именно этот сюжет ты изобразил.





















_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Обрати внимание на заглавие произведения. Как ты понимаешь его?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Опиши главного героя рассказа А.Платонова (Артема):

*Какая у него внешность?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________*Какой характер? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________*Что ты можешь сказать об отношениях мамы и сына? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________*Хотел ли бы ты быть похожим на Артема? Чем? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________*А есть ли такое, что тебе не нравится в главном герое? Что?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Вот ты и закончил читать рассказ «Еще мама». Понравился ли он тебе? Чем? Вырази своё мнение о прочитанном. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Подумай, что ты расскажешь об этом произведении своему другу, чтоб он непременно захотел его прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«МОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАГАЖ» (какие произведения этого автора я уже читал)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задания к произведению Михаила Михайловича Зощенко

«Золотые слова»


  1. Как ты думаешь, можно ли данный рассказ считать юмористическим? Объясни, почему, приводя в пример слова из текста.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясни, как ты понимаешь фразу папы «Это не гадкие дети, а глупые». Почему дети, по мнению папы, «глупые»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие слова папа посоветовал детям «золотыми буквами записать в своем сердце»? Ты согласен с ним?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нарисуй эпизод из рассказа, повествующий о том, как Митька уронил в чай папиному начальнику кусок сливочного масла, и опиши «мораль» этого эпизода.


























_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания к произведению Михаила Михайловича Зощенко
«Великие путешественники»


  1. Найди в рассказе предложение, в котором заключена его главная мысль и запиши его. Как ты понимаешь смысл данного произведения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, почему автор назвал ребят «великими путешественниками»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нарисуй героя, который больше тебе понравился, и ты хочешь быть похожим на него.











  1. Составь план рассказа, по которому можно будет пересказать историю другу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расскажи, почему мама назвала своих детей «дурацкими». Какую ошибку они совершили?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опиши, какой урок ты извлек для себя, читая рассказ «Великие путешественники»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«МОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАГАЖ» (какие произведения этого автора я уже читал)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания к произведению Николая Николаевича Носова
«Федина задача»


  1. Объясни, как ты понимаешь смысл данного произведения?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Что, по мнению автора, является задачей для Феди? На самом ли деле мальчику попалась трудная задача по математике? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Как ты думаешь, сможет ли Юра объяснить трудную задачу своему другу? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. «МОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАГАЖ» (какие произведения этого автора я уже читал)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















СПРАВОЧНЫЕ

МАТЕРИАЛЫ






























«КОПИЛКА» СЛОВ


Слова, выражающие чувства, состояние, настроение человека


  • Злость

  • Гнев

  • Возмущение

  • Обида

  • Досада

  • Зависть

  • Тревожность

  • Страх

  • Испуг

  • Тревога

  • Одиночество

  • Грусть

  • Радость

  • Спокойствие

  • Веселье


Слова, отображающие качества персонажей произведений


  • Глупый

  • Наивный

  • Ласковый

  • Гордый

  • Смешной

  • Заботливый

  • Смелый

  • Трусливый

  • Спокойный

  • Отзывчивый

  • Пугливый

  • Щедрый

  • Чуткий

  • Храбрый

  • Серьезный

  • Догадливый

  • Капризный

  • Ленивый

  • Ловкий

  • Мудрый

  • Невоспитанный

  • Упрямый

  • Верный

  • Догадливый

  • Озорной

  • Суетливый

  • Тревожный















СЛОВАРЬ












ВТОРИЧНЫЙ ТЕКСТ - это любой текст, который возник на основе другого текста.


АННОТАЦИЯ (иначе - замечание) – краткая характеристика произведения или книги, развивающее ее содержание и назначение.


Отзыв - это высказанное кем-либо мнение о чем-либо.
































Как написать отзыв о литературном произведении?

Воспользуйся планом:

  1. Запиши полное имя автора, название книги (не забывай, что все названия пишутся в кавычках и с большой буквы).

  2. Назови главных и второстепенных героев.

  3. Кратко перескажи содержание произведения (кратко - значит, в пяти-семи предложениях. Это трудно, но у тебя всё получится!).

  4. Цветовое восприятие произведения (если хочешь, подумай, какие бы ты использовал (а) цвета, если бы стал (а) рисовать картину по этой книге).

  5. Музыкальные ассоциации (может быть, когда ты читал (а) данное произведение, вспомнил (а) какую-нибудь мелодию или песню? Если да, то напиши какую, и подумай, почему).

  6. Какое настроение и эмоции вызвало у тебя произведение? Что особенно запомнилось?


Ниже приведены примеры вопросов, которые могут помочь тебе в работе над отзывом.
*О чём эта книга?
*Что ты знаешь об авторе книги?
*Какова тема и основная мысль произведения?
*Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление?
*Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?
*Понравилась ли книга? Чем?
*Кто из героев особенно понравился? Почему?
*С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?
*Как ты охарактеризуешь главных героев?
*Где и в какое время происходили события, описанные в книге?
*Упоминается ли в книге о каком-либо важном историческом событии?
*Что ты знаешь об этом историческом периоде из других книг, кинофильмов?
*На какие природные особенности обращает внимание автор? Почему?
*О чём ты размышлял после прочтения книги?
*Что тебе запомнилось, что показалось необычным?
*Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?
*Чему научила тебя эта книга?


Запомни! Этот план - совсем не обязательный трафарет, по которому ты обязан (а) написать все отзывы. Ты можешь им пользоваться частично, или полностью, а можешь написать отзыв и самостоятельно. Но не забывай, что отзыв должен быть кратким, понятным и интересным.








Пример отзыва о рассказе Владимира Леонидовича Дурова
«Наша Жучка»


Недавно я прочитала рассказ Дурова Владимира Леонидовича «Наша Жучка». Это рассказ о мальчишке, который, не думая о последствиях, желал отомстить своему надзирателю страшной «расправой» над его собакой Жучкой. Мальчик решил убить собаку. Но душа у мальчика добрая и Жучка почувствовала эту доброту. Ведь мальчик был маленький, не понимал, что собака не виновата в том, что хозяин её любит, а других питомцев обижает. Главный герой, решившийся на страшное убийство, ошибся, пошел на поводу у ребят. Мальчик осознал, что он сделал плохо и очень переживал. Он любил собаку, а она не держала на него зла. Основная мысль произведения –борьба двух чувств – добра и зла. Из-за любви к своей Жучке и из-за жестокого обращения к ней жестокого «дядьки» главный герой вынужден был сделать такой жестокий поступок. Из-за этого сначала рассказ был окрашен как будто черным цветом. Но чувств добра у мальчика-Дурова было значительно больше, и эти чувства доброты и ласки победили, поэтому, окраска рассказа поменялась и стала белой, светлой.

Мне понравился этот рассказ, так как он учит нас любить и уважать братьев наших меньших и человечно, с добротой относиться ко всему живому!





























Как написать аннотацию на прочитанное произведение?

Воспользуйся планом:

1. Кратко опиши произведение: фамилия, имя, отчество автора, тема, основная идея и жанр произведения, имена главных героев, сюжетная линия, собственное отношение.

2. Сформулируй и запиши вопрос, который бы ты хотел задать автору или другим читателям?

3. Как автор относится к героям?

4. Опиши самые интересные события (эпизоды) из книги, поступки героев.

5. Почему запомнилось произведение?

























Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Министерство общего профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»








ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»,
способствующий развитию эмоционального развития обучающихся
на уроках литературного чтения







Исполнитель: Борнихина Е.А.,
студентка 4 курса специальности
«Коррекционная педагогика
в начальном образовании»,
Руководитель: Виноградова К.Я.,

преподаватель филологических дисциплин.




Камышлов, 2017


Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день становится проблема развития у учащихся эмоциональной отзывчивости. Большое внимание уделяется именно этой сфере в развитии младших школьников и связано это с тем, что этот возраст является сензитивным для развития способности детей понимать и принимать особенности эмоционального состояния другого. Обучение в современной начальной школе направлено, в свою очередь, и на развитие гуманистической направленности личности. Согласно ФГОС НОО и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации», в модели выпускника начальной школы указаны качества личности, уважающей ценности общества, нормы морали и чувства окружающих людей, эмпатийные переживания. [3]

В психологии и педагогике проблема развития эмоциональной отзывчивости изучена глубоко и разносторонне. Однако при достаточно широкой теоретической освещенности проблемы развития эмоциональной отзывчивости у младшего школьника отмечается недостаточность разработанности методических средств, которые можно использовать в процессе образования личности с этой целью.

О необходимости и проблемах эмоциональной отзывчивости обучающихся говорят в своих работах В.В. Зеньковский, В.К. Вилюнас , А.Н. Курчатова, А.Д. Кошелева, Р.В. Овчарова и др.[1], [2]

Данная проблема должна найти свое разрешение в процессе школьного обучения.

Среди всех учебных дисциплин уроки литературного чтения дают особую возможность для решения проблемы развития эмоциональной отзывчивости. Именно на уроках литературного чтения весь образовательный процесс направлен на развитие эмоциональной восприимчивости, творческой фантазии, воображения школьников, на пробуждения интереса к литературе, так как литературные произведения являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоциональной отзывчивости к миру.

Особое место в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка могут занять произведения художественной литературы и устного народного творчества, так как дети младшего школьного возраста при их восприятии испытывают больше эмоций, чем дети других возрастов. Воспитание на основе литературных произведений знакомит младших школьников с различными эмоциональными состояниями, предоставляет возможности к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного возраста, тем самым расширяет и углубляет его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми.

Необходимым для понимания и запоминания текста является фиксация своих мыслей. В качестве возможной формы фиксации собственных мыслей, вопросов, эмоциональных впечатлений по поводу прочитанного учащимся может выступать читательский дневник, в котором читатель комментирует поступки героев, ведет диалог сам с собою по поводу прочитанного, формулирует вопросы, предлагая их в дальнейшем к обсуждению в классе.

Такой дневник в значительной степени способствует пониманию художественного текста, стимулирует рефлективную деятельность и развивает эмоциональную отзывчивость обучающихся. В дневнике читателя, который является определенным видом автокоммуникации, ребенок имеет возможность соотнести имеющуюся информацию (текст) с предшествующей информацией в своей памяти, дополнить ее, получив на выходе определенный «прирост» информации. Читательский дневник отражает индивидуальный процесс актуализации художественного текста, фиксирует собственные «открытия», и, в конечном итоге, помогает управлять деятельностью читателя. Читательский дневник, как и все другие формы работы на уроках, имеет свою цель – научить ребенка делать выводы по прочитанному, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение на основе эмоционального восприятия.

Дневник ???? разработан по одному разделу учебника литературного чтения «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» образовательной программы «Школа России».

Он состоит из титульного листа, на котором указано название образовательной организации, название дневника, фамилия, имя ребенка, которому принадлежит дневник, класс и школа, в которой обучается ребенок, город и год разработки продукта.

Далее следует краткая аннотация, сведения о том, кто является разработчиком, руководителем и рецензентом читательского дневника.

Дневник начинается с обращения к читателю, в котором даются советы, как пользоваться читательским дневником, а также несколько правил, которые следует соблюдать при чтении.

Читательский дневник содержит в себе задания, разработанные авторами учебника Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой, а также задания, сформулированные нами самостоятельно задания к каждому произведению данного раздела, которые направлены на развитие эмоциональной отзывчивости обучающихся. Задания читательского дневника позволяют осуществить деятельность по развитию интереса к чтению, навыков написания вторичных текстов, формированию читательской компетенции обучающихся 3 класса, на основе которых осуществляется развитие эмоциональной отзывчивости. Задания читательского дневника позволяют осуществить деятельность по развитию интереса к чтению, навыков написания вторичных текстов, формированию читательской компетенции обучающихся 3 класса, на основе которых осуществляется развитие эмоциональной отзывчивости.

В конце издания имеются справочные материалы:

  • «Копилка слов», содержащая в себе слова, выражающие чувства, состояние, настроение человека и слова, отображающие качества персонажей произведений, которые помогут ребенку выражать своё эмоциональное состояние;

  • словарь, в котором ребенок может узнать значение таких слов, как «вторичный текст», «отзыв», «аннотация»;

  • планы написания отзыва и аннотации с примерами.

Задания дневника базируются на обучении созданию двух видов вторичных текстов – аннотации и отзыва. Учат анализировать произведение через приемы обучения пониманию исходного текста, анализа каждой части текста, поиск и выделение в тексте новых, ключевых слов; понимать текст через прием определения области знаний, к которой относится текст, поиска и выделения незнакомой информации с целью составления списка известной информации; находить главное в тексте через прием сжатия информации, написания тезиса на основе составленного ранее плана; выражать свои мысли через прием переработки фразы, редактирования вторичного текста путем исключения избыточной информации или добавлением необходимых фактов, расширения и трансформации информации текста.

Также читательский дневник имеет контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и насколько качественно ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении у ребенка сформируются качества личности, уважающей ценности общества, нормы морали и чувства окружающих людей и эмпатийные переживания, заявленные в модели выпускника начальной школы.

Дневник предполагает систематическую работу учеников на уроках литературного чтения, а также самомониторинг читательских умений.

Методика работы с заданиями читательского дневника может быть представлена в таблице.

Название произведения

Задания к произведениям

Этапы работы над произведением

Форма работы

Формируемые умения

1. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1.Расскажи, в чем особенность заглавия. Как ты понимаешь его смысл?

Подготовка к восприятию произведения

Фронтальная

Понимание исходного текста; сжатие информации; переработка фразы.

2.Объясни смысл пословицы «Глаза страшатся, а руки делают» из рассказа. Как она помогает понять основную мысль произведения

Обобщение по прочитанному

Фронтальная

Расширение и трансформация информации текста; переработка фразы; понимание исходного текста.

3.Что случилось с Митей в середине рассказа? Как ему помогли Ванина бабушка и Мастер?

Анализ произведения

Групповая

Понимание исходного текста; анализ каждой части текста; поиск и выделение в тексте новых, ключевых слов.

4. Нарисуй любого запомнившегося тебе героя рассказа, и напиши, какие качества этого героя тебя привлекают. Почему?

Домашняя работа

Индивидуальная

Выражение эмоционального отношения к герою.

2. «Цветок на земле»

1. Подумай и нарисуй, каким ты представляешь себе цветок, о котором говорится в рассказе.

Домашняя работа

Индивидуальная

Выражение эмоционального отношения к герою.

2. Автор написал: «Дед Тит ничего не ответил. Он невинно улыбнулся своему доброму внуку и пошел спать в избу на печку». Считаешь ли ты Афоню добрым? Нравится ли этот герой тебе? Представь, что ты хочешь рассказать своему другу об Афоне, что ты расскажешь? Составь краткое описание этого героя.

Проверка качества первичного восприятия текста

Индивидуальная

Составление тезиса на основе составленного ранее плана; сжатие информации; анализ каждой части текста.

3. О каком чуде узнал Афоня от своего деда? Найди в тексте подтверждающие слова и запиши их.

Обобщение по прочитанному

Групповая

Понимание исходного текста; поиск и выделение в тексте новых, ключевых слов.

4. Объясни, как ты понимаешь смысл слов «Дед кротко улыбнулся, и погладил головку внука, и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле».

Домашняя работа

Индивидуальная

Расширение и трансформация информации текста; переработка фразы; понимание исходного текста.

3. «Ещё мама»

1.Ты начал читать рассказ Платонова «Еще мама». Опиши свои мысли: тебе интересно? Почему?

Первичное восприятие текста

Групповая

Выражение эмоционального отношения к прочитанному.

2. Нарисуй иллюстрацию к произведению в самом начале чтения. Объясни, почему именно этот сюжет ты изобразил.

Домашняя работа

Индивидуальная

Выражение эмоционального отношения к прочитанному.

3. Опиши главного героя рассказа А. Платонова (Артема): какая у него внешность? Какой характер? Что ты можешь сказать об отношениях мамы и сына? Хотел ли бы ты быть похожим на Артема? Чем? А есть ли такое, что тебе не нравится в главном герое? Что?

Анализ произведения

Фронтальная

Расширение и трансформация информации текста; переработка фразы; понимание исходного текста; анализ каждой части текста; поиск и выделение в тексте новых, ключевых слов.

4. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.

Домашняя работа

Индивидуальная

Понимание исходного текста; выражение эмоционального отношения к прочитанному.

5. Вот ты и закончил читать рассказ «Еще мама». Понравился ли он тебе? Чем? Вырази свое мнение о прочитанном.

Домашняя работа

Индивидуальная

Выражение эмоционального отношения к прочитанному.

6. Подумай, что ты расскажешь об этом произведении своему другу, чтобы он непременно захотел его прочитать. Подбери и напиши такие волшебные слова.

Повторное чтение, анализ произведения

Парная

Переработка фразы; понимание исходного текста; анализ каждой части текста; поиск и выделение в тексте новых, ключевых слов.

4. «Золотые слова»

1.На твой взгляд, можно ли данный рассказ считать юмористическим? Объясни, почему, приводя в пример слова из текста.

Обобщение по прочитанному

Фронтальная

Понимание исходного текста; анализ каждой части текста.

2. Объясни, как ты понимаешь фразу папы: «Это не гадкие дети, а глупые». Почему дети, по мнению папы, «глупые»?

Проверка качества первичного восприятия

Фронтальная

Понимание исходного текста; расширение и трансформация информации текста.

3. Какие слова папа посоветовал детям «золотыми буквами записать в своем сердце»? Ты согласен с ним?

Повторное чтение, анализ произведения

Парная

Понимание исходного текста; сжатие информации; анализ каждой части текста.

4. Нарисуй эпизод из рассказа, повествующий о том, как Митька уронил в чай папиному начальнику кусок сливочного масла, и опиши «мораль» этого эпизода.

Домашняя работа

Индивидуальная

Понимание исходного текста, расширение и трансформация информации текста.

5. «Великие путешественники»

1.Найди в рассказе предложение, в котором заключена его главная мысль и запиши его. Как ты понимаешь смысл данного произведения?

Домашняя работа

Индивидуальная

Понимание исходного текста; анализ каждой части текста; поиск и выделение в тексте новых, ключевых слов.

2. Как ты думаешь, почему автор назвал ребят «великими путешественниками»?

Обобщение по прочитанному

Фронтальная

Понимание исходного текста; анализ каждой части текста.

3. Нарисуй героя, который больше тебе понравился, и ты хочешь быть похожим на него.

Домашняя работа

Индивидуальная

Выражение эмоционального отношения к прочитанному.

4. Расскажи, почему мама назвала своих детей «дурацкими». Какую ошибку они совершили?

Анализ произведения

Фронтальная

Понимание исходного текста; переработка фразы; анализ каждой части текста.

5.Опиши, какой урок ты извлек для себя, читая рассказ «Великие путешественники».

Домашняя работа

Индивидуальная

Понимание исходного текста.

6. «Федина задача»

1.Объясни, как ты понимаешь смысл данного произведения.

Анализ произведения

Групповая

Понимание исходного текста; анализ каждой части текста.

2. Что, по мнению автора, является задачей для Феди? На самом ли деле мальчику попалась трудная задача по математике?

Анализ произведения

Фронтальная

Расширение и трансформация информации текста; анализ каждой части текста; понимание исходного текста.

3. Как ты думаешь, сможет ли Юра объяснить трудную задачу своему другу?

Обобщение по прочитанному

Индивидуальная

Понимание исходного текста.

Список литературы

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М.. Стандарты второго поколения «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [Электронный ресурс]. URL: http://s579.ru/materials/documents/duhovno-nravstven_razvitiye.pdf

  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. «Литературное чтение». 3 класс. Учеб. Для учащихся общеобразоват. Учреждений. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.

  3. Курносова С.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников: монография, Петр.-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2007.

  4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борихина Екатерина Александровна, Виноградова Клара Яковлевна

Дата: 01.03.2017

Номер свидетельства: 396800


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства