Человеческая личность-явление социальное. Личность не может быть сформирована вне общества, но отношения человек -общество, личность-толпа всегда были сложными, спорными. Развитая, зрелая личность воспринимается как одно из огромных достижения человеческой цивилизации, культуры, морали.Духовные потребности -это специфически человеческие потребности. Высокий уровень познавательной активности и потребности в эстетическом наслаждении характеризуют высокий уровень развития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Человеческая личность-явление социальное »
Человеческая личность - явление социальное
При мысли великой, что я человек.
Всегда возвышаюсь душою.
В.А. Жуковский.
«Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую голову, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, идет в седом тумане заблуждений, за ним пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди — стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его...
Так шествует мятежный Человек - вперед! И - выше! Все - вперед! И - выше!».
В этих строках из поэмы A.M. Горького не только мечта писателя об идеальном человеке, это и отражение вечного стремления к совершенству, к красоте внешнего и внутреннего облика, чем и определяется сущность человеческой личности.
Человек — уникальное существо. Человеческая личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки.
Каждая наука, изучает свой аспект человеческой личности. Психология — закономерности проявления и формирования различных сторон внутреннего, духовного мира, экономистов личность интересует как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений и т.д.. Социология интересуется в человеке прежде всего личностью. Вместе с тем разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками не исключает их тесной, органической взаимосвязи, поскольку личность представляет собой сложное, но целостное образование.
Человек - часть живой природы и неотъемлемая частица сообщества людей, является существом биологическим и социальным. Человек будучи наделенным от рождения соответствующими биологическими предпосылками (т.е. тело, кровь, органы, включаямозг, способный к дальнейшему развитию!) никогда не перестанет быть частью животного мира.
Но только в обществе дитя человеческое может стать человеком. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Каждый представитель животного мира может осуществлять работу, монотонный одноплановый труд, но лишь человек может сделать труд творческим, осмысленным. В человеке сохранился инстинкт самосохранения, страхом наделено каждое живое существо, но силою воли человек способен преодолевать это чувство.
Значит, человек - существо биосоциальное, но собственно человеком он становится только в обществе. Примеров тому немало знает наука, а классическим образцом того, чем становится человеческое дитя вне человеческого общества стал известный литературный герой Маугли. Но неоднократно человечество отвергало попытки искусственно фабриковать людей, вмешиваясь в естественные, эволюционные процессы природы. Вспомним, как в результате фантастической операции благородный, верный, смышленый, добрый пес Шарик превращается в тупое, неблагодарное, агрессивное подобие человека, в Шарикова. Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» - предупреждение тем, кто продолжает попытки искусственного, "сиюминутного" создания человека. Не предупреждение ли это и сторонникам «клонирования»? Символична в этой повести и изначальная готовность Шарика обменять свою свободу на кусок колбасы.
Становление полноценной, т.е. созидающей, творческой личности - процесс длительный, сложный и противоречивый. Начинается он с момента рождения человека и продолжается в течение всей жизни. Остановка в психическом развитии ведет, как правило, к деградации, распаду личности.
Мышление, сознание, речь, творчество, научное познание, искусство, вера - все, что отличает человека от животного мира, зарождается в обществе. «Мир целый - Человек, и мир второй любовь ему дала». Эти слова немецкого психолога ДЖ. Гербэрта можно воспринимать в обратной последовательности. Чтобы человек стал Человеком, Личностью с богатым внутренним миром, нужно, чтобы в том обществе, в самом первом для маленького человека коллективе, в семье, царила любовь. Любовь к человеку, как величайшей ценности на земле. Именно в семье закладываются основы для формирования будущей личности. На протяжении жизни общности людей, среди которых происходит формирование личности меняется. Это круг общения родителей, детский коллектив, учебный, производственный, и т.д. Это и книги, телевидение, радио и т.д.
Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта. Он постоянно состоит в определенных отношения с другими членами общества, с различными группами и слоями общества. Вот эти - то общественные отношения личности с обществом и являются тем фундаментом, на основе которого формируется личность. То есть человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество, явления, события, усваивает принятые данным обществом правила поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков.
Ещё древнегреческий философ Платон утверждал, что «каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих».
Человеческая личность развивается прежде всего и главным образом не за счет личного опыта или наследственных умений и знаний, а за счет усвоения социального опыта.
Чтобы каждое новое поколение не «изобретало велосипеда», человека учат водить автомашину, строить дома как это возможно и целесообразно думать на современном уровне развития производства.
Формирование личности зависит от многих условий, но одним из решающих является деятельность. Только в деятельности, вначале игровой, а затем учебной и трудовой, развиваются органы чувств и познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, потребности и мотивы поведения, формируются убеждения и мировоззрения. Естественно, что это не биологическая деятельность, свойственная животным, а та, в которой реализуется социальная сущность человека.
Любовь к человеку, основанная только на заботе о его биологических потребностях, губит в человека. При таком отношении Митрофанушки становятся и остаются навсегда недорослями.
Но вместе с тем, как говорил известный русский критик В.Г. Белинский, каждый человек имеет свое лицо, т.е. он является личностью, каждый человек имеет что-то общее с другими людьми и в то же время чем-то отличается от других людей. В всех взаимосвязях с другими людьми человек - не только продукт социальных отношений, но и их творец. Способность осмысливать происходящее, создавать, творить окружающий мир отличает человека. Общество не просто окружает, но и живет внутри каждого человека.
Право выбора, право духовного роста, совершенствования себя - вот что отличает человека, личность. «Ведь должен чем-то отличаться человек от кошек и дворняг»? Многовековой опыт человеческой цивилизации выработал критерии, нравственные нормы, законы, по которым оценивается человек. И что бы ни говорили об устаревших якобы моральных заповедях, в самые трудные минуты жизни человек вспоминает о добре, милосердии, любви, справедливости, прощении, требуя их применительно к себе. Отторжение человека от общества людей всегда является самым страшным наказанием для него. Взаимоотношения человека с общество, коллективом всегда строятся на основах взаимопонимания, терпимости, уважении. Претендующих, на роль избранных, «сверхчеловеков» наказывает сама жизнь. Вспомним пушкинского Алеко, осужденного за индивидуализм и изгнанного из табора. «Ты не рожден для дикой воли, ты для себя лишь хочешь воли». Словно «отрезанным ножницами от всего мира» чувствует себя герой романа великого гуманиста эпохи Ф.М. Достоевского Родион Раскольников, преступивший человеческие законы.
Личность не может быть сформирована вне общества, но отношения человек - общество, личность - толпа всегда были сложными, спорными. Люди осудили и изгнали Ларру за античеловеческую сущность, но они, спасенные Данко, чье сердце загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную, не обратили внимание на упавшее «гордое сердце, а один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».
Спор о человеке, о его предназначении вечен. Кто они, люди? «Щепки, плывущие по течению» или те, о ком в знаменитом монологе сказано, что «человек - это звучит гордо!»
Человек наделен волей, разумом. Если человек состоялся как личность, он сам активно воздействует на общество. Он выбирает социальную роль в обществе сам. Эта роль во многом определяется материальными и духовными потребностями, что определяет поведение личности в обществе.
Но роль (роли) человека в обществе всегда будет соприкасаться с ролями других членов общества, что требует от человека умелой корректировки своего поведения.
Личность - это человек, который не играет данную роль, а всерьез исполняет ту социальную роль (роли) - реформатора, ученого, художника, отца, матери и т.д., которую сознательно на себя возлагает и понимает как свое предназначение.
Развитая, зрелая личность воспринимается как одно из огромных достижений человеческой цивилизации, культуры, морали. Духовные потребности - это специфически человеческие потребности. Высокий уровень познавательной активности и потребности в эстетическом наслаждении характеризуют высокий уровень развития личности.
О том, что человеческая личность — явление социальное, должен всегда помнить современный руководитель, будь то директор крупной компании, старший в семье или учитель, воспитатель.