kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

БЕРЕГИ ОГОНЬ (Образ огня в калмыцкой литературе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Огонь - священная очищающая все стихия, почитавшаяся  калмыками и их предками. Метафорический образ огня, символизирующий яркую, неординарную личность, широко используется поэтами и писателями. Попалось мне на глаза стихотворение Лии Петровой «Огонь»,  оно-то и побудило взяться за эту тему, и я решила раскрыть её на примере творчества калмыцких поэтов и писателей.

     Целью своей работы я считаю изучение образа огня в калмыцкой поэзии. Объектом исследования являются стихи Лии Петровой, Давида Кугультинова, Санджи Каляева, Басанга Дорджиева.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«БЕРЕГИ ОГОНЬ (Образ огня в калмыцкой литературе)»

10


Республиканская конференция туристско-краеведческого движения

«Бичкн төрскм» секция «Литературное краеведение»


БЕРЕГИ ОГОНЬ

(Образ огня в калмыцкой литературе)

Автор работы: Болдырева Алина, обучающаяся 10 «б» кл.

МКОУ «Яшкульская МГ

имени Хаглышевой Е.К.»

руководитель Убушаева А.Т.




План

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Огонь - священная стихия, почитавшаяся калмыками.

2. Роман Константина Эрендженова «Береги огонь».

3. Образ огня в творчестве Лии Петровой.

4. Образ огня в творчестве Давида Кугультинова.

5.Образ огня в творчестве Санджи Каляева и Басанга Дорджиева.


III. Заключение.











Огонь - священная очищающая все стихия, почитавшаяся калмыками и их предками. Метафорический образ огня, символизирующий яркую, неординарную личность, широко используется

поэтами и писателями. Попалось мне на глаза стихотворение Лии Петровой «Огонь», оно-то и побудило взяться за эту тему, и я решила раскрыть её на примере творчества калмыцких поэтов и писателей.

Целью своей работы я считаю изучение образа огня в калмыцкой поэзии.


Объектом исследования являются стихи Лии Петровой,

Давида Кугультинова, Санджи Каляева, Басанга Дорджиева.


Материалом исследования стали стихотворения

Л.Петрова «Огонь»


С.Каляев «Калмыкии»


«Применяют люди к жизни мерку…»


«Костер»


Б.Дорджиев «Горит тюльпан. Дрожит над степью пламя»


Д.Кугультинов «Огонь»

«Девушка-джангарчи»



Я надеюсь, что моя исследовательская работа будет способствовать тому, чтобы школьники чаще обращались к национальному достоянию отечественной словесности и понимали глубину мысли наших поэтов.












Образ огня в калмыцкой литературе


В мировой литературе превалирует ориентация на героя, имеющего лучшие черты человека.

Творческие поиски такого героя у калмыцких писателей ведутся не только на тематическом и идейном уровнях, но углубляются, наполняясь историзмом, психологизмом, национальным своеобразием.

Писатели и поэты опираются на различные виды художественной условности, позволяющие заострять образ, сгущать его, сообщать ему метафоричность. Они используют условные формы: мифы, легенды, сказки, притчи, образы-символы, с помощью которых решаются проблемы, поставленные реалистическим методом.

Элементы фольклорной поэтики несут в себе не только заряд поэтической мысли, но и раскрывают идею художественного произведения. Значительна их роль и сюжетно- композиционной структуре произведений, в раскрытии характеров, построении образов.

Образы-символы отражают духовный мир героя. Образ огня, о котором я пишу данную работу, именно такой символ, который раскрывает движения души, философию яркой личности…..


Огонь – священная очищающая все стихия, почитавшаяся калмыками и их предками.

Перед любым значимым событием следовало очищение огнем.

Священная стихия огня оберегалась от осквернения. Огонь в очаге воспринимался как живое существо, поэтому существовал запрет на прикосновение к нему острыми предметами. У калмыков принято было благодарить Небо и Землю, Огонь и Воду, молиться им, просить у них покровительства.

В период распространения буддизма божеством, выполняющим функции хозяйки очага, стала считаться hалын Окн тенгр.

Символика жертвоприношения огню и очагу хорошо отражена в йоряле, произносимом во время Гал Тяклгн:

Потряхивая круглой головой,

Короткими коленями преклонясь,

Выбрав лучший из месяцев,

Выбрав лучший из дней,

Приношу в жертву белого барана с желтой головой.

Прошу у Окон Тенгри счастья и благоденствия.

Хурэй! Хурэй!

Да возвратятся оторвавшиеся, заблудившиеся!

Хурэй! Хурэй!

Да восторжествует благополучие от желто-пестрых коров,

Похожих на львов, с саженными ногами

И аршинными бедрами. Хурэй! Хурэй!


Как земное продолжение солнечной стихии огонь наделяется свойствами обеспечения плодородия, богатства, жизни, счастья; он выполняет функцию взаимосвязи среднего и верхнего миров, что позволяет рассматривать его как символ мирового дерева.


Образ огня, наделенного свойствами жизни, хорошо просматривается в романе Константина Эрендженова «Береги огонь», где дядя героя романа Муузра в своем напутствии сравнивает сбережение огня с сохранением жизни: «Ты не зря поддерживал огонь в нашей бедной кибитке и в кибитках своих хозяев. Ты знаешь, что сберечь огонь - значит сохранить жизнь. Ты рожден, видно, под счастливой звездой, потому что в сердце твоём горит огонь, который тебе укажет правдивую дорогу. Всегда помни об этом и береги свой огонь. Храни как зеницу ока жар своего сердца и никогда не дай ему угаснуть…»

К.Эрендженов имел в виду, что огонь – обновление, очищение. Огонь- символ прометеевского дерзания, творчества.

Этот огонь Эрендженов не только пронес в течение всей жизни, но и сохранил для преемников.

Герой романа К.Эрендженова «Береги огонь» Бата учится в школе, крепнет и мужает его характер: он уже комсомолец, приобщается к общественной работе, как и его сверстники, выполняет сложную просветительную работу, вместе с ними старается решать насущные вопросы времени.

К. Эрендженов показывает, как в столкновениях с жизнью формируется мировоззрение героя, как расширяется его кругозор. Бате, как и его сверстникам, не хватало теоретической подготовки. И он едет учиться дальше. В те годы многие юноши и девушки национальных окраин были направлены на учебу в разные города страны: Москву, Астрахань, Саратов, Сталинград. Это было вызвано необходимостью подготовки национальных кадров народов нашей страны, ранее отсталых, теперь ставших на путь социалистического строительства. Первые посланцы народа, направленные в те годы на учебу, составили потом ядро молодой калмыцкой интеллигенции.

Герой романа и его современники строят новую жизнь и сами живут по-новому, создают новый быт. Бата (во 2-й части романа) предстает уже в новом качестве: он окончил университет и приобщается к литературному делу.

Постепенно имя Баты становится популярным в народе. Бата Джанаев серьезно озабочен судьбой молодой калмыцкой литературы, он ответствен за нее, за ее развитие. К. Эрендженов пишет о литературной работе своего героя: «За это сравнительно короткое время сын безграмотного калмыка-батрака и сам в детстве батрак досрочно, за три года, получил высшее университетское образование; активно работал в литературе, издал первую часть своей повести и несколько стихотворных сборников, неплохо встреченных читателями и критикой – стал вскоре после этого известным у себя на родине писателем, одним из первых в истории своего маленького народа писателем; удостоившись высокой чести, вместе с другими своими товарищами по перу и по общественной работе, представлял свою зарождающуюся литературу на Всесоюзном съезде советских писателей, лично познакомился и встречался, беседовал со многими выдающимися писателями социалистической культуры (среди них были такие, как Алексей Максимович Горький); непосредственно участвовал, по заданию партии и комсомола, во многих мероприятиях, в корне, до неузнаваемости преобразовавших его многострадальную, некогда отсталую родину».

В этом авторском монологе подводятся итоги пути, пройденного героем книги: чего он добился, ради чего жил и работал. Поиски истины и смысла жизни были порой нелегки как для Баты и его друзей, так и для всей страны, для всего народа.

Издавна литература ставила вопрос о значении поэта, писателя и его творческого труда в общественной жизни.

К. Эрендженов сравнил огонь с жизнью, а Лия Петрова, известная калмыцкая поэтесса, сравнила с Огнем великого калмыцкого поэта Давида Кугультинова в своём стихотворении «Огонь».

Он метался, он бился в печи,

Словно в клетке большая птица.

Я пыталась его приручить

И хотела с ним подружиться.

Я тянула к нему ладони,

И кормила кусками дровин –

Он упрям был и непреклонен,

Долго тлела в печи головня…

Он куснуть меня норовил.

Угасал.…Но со смертью споря,

Жизнь! Даруй мне в борьбе и горе

Неуемную ярость огня!

Л.Петрова рисует и вполне реальную и аллегорическую картины, передающие глубокий философский смысл: поэт в этом тревожном мире – символ непреклонности, мужества, человечности и любви к людям.

Андрей Вознесенский сказал: «Есть поэты кабинетные, чей образ как-то не вяжется с их творчеством, с их голосом, с их музой. Но когда глядишь на Давида Кугультинова, когда видишь только его лицо, нельзя сказать про него: «лицо». Это лик на вас глядит. Это лик, прежде всего, поэта, пророка, витии, я бы сказал, это глядит на вас медный слепок времени, какой-то сфинкс. Но сфинкс не просто древний, а сфинкс XX века, современный, уже опаленный, испещренный какими-то ударами ветра нашего времени, современности».

Кугультинов хорошо понимает и знает, что поэзия существует на свете не как безделица и забава, а как одно из удивительных созданий человеческого таланта и разума, мудрости и совести. Служить она должна только интересам народа, добру и свету. Это всегда особо подчеркивалось нашими учителями – великими поэтами всех народов. Поэзия – враг злобы и братоубийственных, грабительских войн, всякого угнетения и унижения человека, враг несправедливости и жестокости. Так было от Гомера и до Твардовского, так и должно быть всегда. «Лицо поэзии вечно освещено светом Прометеева огня – светом мужества, человечности и любви к людям. Этот Прометеев свет освещает и лицо кугультиновской музы», - сказал балкарский поэт Кайсын Кулиев. Надо сказать, образ Огня появляется и в творчестве самого Кугультинова. Его стихотворение так и называется «Огонь». Это стихотворение имеет своих героев, хотя балладой его я не назову, потому что герои не ведут диалог и нет в нем ничего особенно таинственного. Героев: сосну, что «высится над гордою рекою» и рыбок «на дне реки холодной» - соединяет «огонь голодный»,- символизирующий здесь недоступность высоты для рыбок и недоступность «чудного мира подводного» для сосны. Я понимаю так: огонь пожирает душу человека, стремящегося «вперед и выше» как писал Максим Горький.

В стихотворении «Девушка-джангарчи» Давид Кугультинов представляет героев «Джангра» в «доспехах времени походного» «богатырями благородными». Благородными , потому что «пятен нет у них на совести, а души чищены огнем». Герои «Джангра» облагораживают степняков и сегодня:

..И чувство, схожее с наитием

Явилось к сыновьям степей.

И песня стала вдруг открытием:

Они себя познали в ней.

Образ Огня не обошел в своём творчестве и Санджи Каляев, ценность общения с которым осознавали все его современники, как «носителя ума и света» (Ю.Ильянов).

Родина для Санджи Каляева – это, прежде всего, просторы калмыцкой степи. Любовь к ней, тончайшее чувство родной природы и стихии национальной жизни слиты в стихах воедино; пейзаж и психологический мир автора сливаются в некое нерасчлененное единство. И тогда рождаются чарующие искренность музыкальные строки.

…Я зернышко в маке,

Который весною багров.

Я искра во мраке

Горящих пастушьих костров.

Он одержим искусством, счастлив оттого, что может всюду находить поэзию. В поэтизации мироощущения жителя степи он доходит до самых исконных национальных воззрений, отлитых в формах народных поэтических представлений.

Применяют люди к жизни мерку –

Сколько прожил: двадцать, сорок, век…

Но приходит вечность на поверку –

И не жил как будто человек.

Был и нет. Но он пришел не тенью.

Яркой искрой выпал из огня,

Будто пыль взметнулась на мгновенье

Под копытом быстрого коня.

Метафора «яркой искрой выпал из огня» ещё один пример восприятия неординарной личности поэтическим воображением. Есть у Басанга Дорджиева стихотворение «Горит тюльпан. Дрожит над степью пламя». В нём мне запомнились строки:

Горит тюльпан. Дарит он людям радость.

Пылает жарким светом сквозь траву.

И лучшей, кажется, судьбы не надо.

Да я и сам для этого живу.

Природа ты здесь явно не права.

Ты что же не могла устроить разве,

Чтоб жил тюльпан всё лето, как трава?

………………………………………….

Хочу и я, вспыхнув, пропылать тюльпаном,

А не расти травою много дней!

Смысл этого и каляевского стихотворений соотносятся со смыслом калмыцкой сказки об орле и вороне из повести «Капитанская дочка». Аллегорический смысл «калмыцкой» сказки выражает кредо не только Пугачева, но и самого Пушкина, которому после «Капитанской дочки» оставалось жить среди людей лишь несколько месяцев. Ворону заказан путь орла – краткий миг полнокровной жизни выше мертвенного существования». Именно эту идею хотели передать Б.Дорджиев и С.Каляев в своих стихотворениях.


У С. Каляева есть стихотворение «Костер», в котором раскрывается одухотворяющая связь человека со степью, с людьми, живущими здесь. Получая от них жизненную и духовную силу, человек возвращает им тепло и свет души.

Костер в степи, далекий огонечек,

Тепло и свет – хвала тебе, хвала.

Как ты приветлив средь беззвездной ночи,

Средь тьмы густой и плотной, как смола,

Не пропаду я. Ведь огонь костровый

Всегда есть дело человечьих рук.


Словно в свете костра, оживают воссозданные им характеры, мысли, чувства, характеры эпохи.


Таким образом, я считаю, что сумела показать на примере произведений Д.Кугультинова, С.Каляева, К.Эрендженова, Л.Петровой, Б.Дорджиева, что огонь в калмыцкой литературе означает не просто тепло, свет, но и символизирует жизнь, счастье, одухотворенность человека, его яркую индивидуальность, мужество, человечность, любовь к людям, чистоту души.


Литература:

  1. Р.А.Джамбинова «Литература Калмыкии: проблемы развития» 2003 г. г.Элиста.


  1. Юрий Розенблюм «В поисках волшебного амуланга». Москва. «Современник» 1976 г.


  1. Г.Глинин « Поэта настоящего прозренье» Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 1972г.


  1. Д.Б.Дорджиева, З.Д.Бадмаев « Слово о Давиде Кугультинове» Элиста, 1983г.


  1. В. Пюрвеев « Костер в степи» Элиста, 2005г.


  1. Д.Кугультинов. Собрание сочинений в трех томах. Москва « Художественная литература» 1988г.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
БЕРЕГИ ОГОНЬ (Образ огня в калмыцкой литературе)

Автор: Болдырева Алина

Дата: 22.01.2022

Номер свидетельства: 598528


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства