Работа над языком художественного произведения необходима для развития речи детей, Развитие речи, обогащение словарного запаса, вдумчивое прочтение произведения, приобщение к художественному творчеству. Данная методическая разработка в помощь учителям на уроках литературного чтения и внеклассного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке"»
Изучаем «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Развитию речи детей, обогащению словарного запаса, вдумчивому прочтению произведения, приобщению к художественному творчеству способствует работа над языком художественного произведения. Учителя хорошо знают и понимают её необходимость, планируют её проведение на каждом уроке. В большинстве случаев эта работа сводится к толкованию значений непонятных слов, а изобразительно – выразительные средства языка, богатство фразеологии, стилистические оттенки остаются вне поля зрения, то есть слово не рассматривается на уроке как средство создания художественного образа.
Вот перед нами отрывок из пушкинской сказки, где, на первый взгляд нет слов, требующих особого пояснения:
Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе!.
Однако, если не обратить внимание учащихся на некоторые сочетания слов, то многое в психологии старика и в самой ситуации останется для них неясным. Старик охотно, по первой просьбе, отпускает рыбку, отказывается от выкупа и даёт ей доброе напутствие. Вероятно, ситуация сложилась по - другому, будь на его месте жадный и злой человек. Характер старика постигается через выражение ласковое слово. Эпитет ласковое говорит о доброте, бескорыстии, чуткости персонажа, который с пониманием отнёсся к беззащитности рыбки и не воспользовался её положениемВ напутствии старик использовал фразеологизм бог с тобою. Он говорит о пожелании удачи рыбки. Слово откуп означает вознаграждение, подарок за полученную свободу. Пушкин взял его, а не слово подарок. Откуп придает повествованию колорит старины. Любопытно выражение ступай себе, означающее не просто уходи, иди, отправляйся, а имеющее дарование воли, свободы, подчеркивающее широкий, бескорыстный жест старика.
Работа над интонацией сказки
Уже первое чтение произведения на уроке даёт учащимся представление о музыке пушкинского стиха, звучащего неторопливо, назидательно, протяжно, в стиле русского народного сказа. Обучая детей выразительному чтению, учителю следует раскрыть облик сказателя, сопереживающего всему происходящему, дающему оценку событиям, показывающего характеры персонажей. Старуха вызывает у рассказчика явное неприятие своей грубостью, жестокостью, жадностью. Она на чем свет стоит мужа ругает, бьет и таскает за чуприн усердных слуг. Она не вызывает симпатии и восхищения даже будучи в богатом наряде. Тема старухи – тема зла. Рассказчик сочувствует старику, его безропотности, покорности. Для старика характерны мольба, жалоба, просьба:
«Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бранится, Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба».
Жалоба и просьба сливаются у старика в единый мотив: просит не он, он только жалуется на старуху и поясняет рыбке, чего хочет старуха. Старик пытается смягчить старуху, польстить ей:
«Здравствуй, барыня, сударыня, дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна».
Он решается даже образумить её:
«Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь. Насмешишь ты целое царство».
Старухе свойственны грубый окрик, сварливость. Она бранится, будучи крестьянкой:
«Дурачина, ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше – то совсем раскололось».
Надменность и сварливость как основа интонации сопутствуют старухе на всех ступенях её возвышения. Но с переходом в дворянское состояние в её интонации появляется надменность и привычка повелевать, не терпящая возражений. Чем надменней старуха, тем подавленнее старик.
И, наконец, интонация рыбки. Здесь налицо мягкость, уступчивость, мудрость. Работа над языком в связи с элементами характеристики персонажей. Знакомство с персонажами, обучение умению характеризовать их, также предполагает работу с языковыми средствами. При этом в центре внимания должны быть речевые и портретные характеристики, лексика, передающая внутреннее состояние героев и выражающая авторскую оценку. Персонаж обрисован немногословно, но ярко и красочно. Вот перед нами портрет (словесный) старухи:
«На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки».
Выхвачены самые яркие детали наряда, поражающие старика своим великолепием. В этом портрете, на первый взгляд, главное – одежда. Однако, подробности, с которыми она выписана, позволяют предположить как долго старик разглядывая, не узнавая свою старуху, как важно и надменно стояла она, красуясь на высоком крыльце. За одеждой угадывается поза, жест, характер, новые взаимоотношения персонажей и авторская оценка. Чего стоит один глагол огрузили. Украшения не делают старуху привлекательнее, они акцентируют внимание на её стремление к богатству. Читатель не любуется нарядом, так как сама старуха симпатии не вызывает. Иная лексика при работе над портретом старухи – царицы:
«За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вина, Заедает она пряником печатным, Вкруг её стоит грозная стража, На плечах топорики держат».
Здесь в центре внимания уже не слова, означающие предметы одежды, а глаголы, заостряющие внимание на действиях персонажа. Старуха сидит за столом, ей служат, наливают вина, она заедает их пряником. Стража стоит и держит топорики. Внимание детей надо привлечь к мастерству психологических обрисовок. Поэт сумел в нескольких словах передать душевное состояние старика. Он удивился, испугался, услышав, что рыбка заговорила. Испугался и взмолился, увидев столбовую дворянку. Состояние рыбки – пленницы, попавшей в невод передается фразой как взмолится золотая рыбка, в которой слилось воедино и страх, и отчаяние, и мольба, и внезапность, непредвиденность случившегося. Отчуждение старухи от старика, усиление в ней надменности и жестокости. Будучи крестьянкой, она громко бранится, на чем свет стоит ругает мужа. Став дворянкой, она становится более сдержанной, но и более жесткой: прикрикивает, указывает старику его место на конюшне; осердясь по щеке ударила мужа. Став царицей, старуха и не взглянула на вернувшегося моря старика, лишь с очей его прогнать велела. В этих обрисовках активно работает глагол. Предлагаем детям найти слова, рисующие поведение, поступки, речь персонажей. В работу по анализу образа целесообразно включать элементы поисковых заданий, выразительное чтение с постановкой исполнительской задачи, элементы словесного рисования, угадывание жеста персонажа. Особая роль отводится работе над словом в речевых характеристиках персонажей. При их перечитывании детям надо предложить соотнести речевое высказывание с соответствующей чертой характера персонажа. Так, доброта и совестливость старика выражены в таком высказывании:
«По – нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценою откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп; Так пустил её в синее море».
Старик может быть насмешливым: «Что ты, баба, белены объелась?»…
В речи старика богато представлены устойчивые обороты, обращения народного языка: бог с тобою, барыня, сударыня, дворянки; чай, теперь твоя душенька довольна. Он в совершенстве владеет формами старинного речевого этикета: знает как просить, как напутствовать, как приветствовать. Речь старухи выдаёт её корыстолюбие, неблагодарность, низость, сварливость. Она бранится (Дурачина, ты, простофиля!), страстно стремится к богатству (В корыте много ль корысти?), требует (Выпроси уж избу) и, наконец, совсем вздурилась:
«Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне – море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках».
Пушкин использует в своей сказке эпитет золотой. Золотые перстни на руках старухи блестят тяжелым блеском червонного золота, давят, подавляют силой богатства и власти. Иное, переносное значение имеет этот эпитет в сочетании золотая рыбка. Чудесная, переливающаяся, искрящаяся в бликах и переливах воды, воздуха. Здесь и в помине нет подавляющей тяжёлой силы золотого цвета. Невозможно в младшем школьном возрасте рассмотреть все особенности языка и стиля пушкинской сказки. Важно учителю увидеть, понять, раскрыть текст со стороны особенностей слова и донести до детей понимание роли пушкинского слова в создании художественного образа.