kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Асатрян Каринэ Ваниковна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая форма работы требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализировать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Асатрян Каринэ Ваниковна»



Коллективные формы работы на уроках литературы

как один из способов повышения эффективности уроков

Козлова Каринэ Ваниковна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть- Каменогорска

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умения вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме учитель - ученик лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и межличностного взаимодействия, которое так важно именно на уроках литературы.
В современном преподавании проблема использования названной формы занимает одно из основных мест. Это свидетельствует о том, что она недостаточно разработана методистами, и как результат - редкое употребление данной формы работы на занятиях. Многие забыли о том факте, что групповая форма позволяет наиболее эффективно осуществлять учебный процесс. В рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри классные, групповые.

Групповая форма работы требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализировать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной деятельности.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагает:

-взаимное обогащение учащихся в группе;

-организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

-распределение начальных действий и операций (задаётся системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

-обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности-решения проблемы;

-взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

-класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

-состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый.

Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации работы идеальна. Её нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая форма работы решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.
Виды групповой работы
Групповая работа может быть представлена в виде:
*дискуссии;
* дебатов;
* занятия-лекции; 
*урока - конференции;
* семинара-исследования;
* занятия-композиции и т.п.
Следует особо отметить дискуссию как одну из разновидностей групповой формы работы. Технология дискуссии («круглого стола», собрания) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений. Цели проведения дискуссии могут быть разнообразными: тренинг, диагностика, изменение установок и др. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставится сразу несколько учебных целей, как познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с её темой. Если тема обширна, содержит большой объём информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противоречить друг другу. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором - дискуссия приобретает форму спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, следовательно, нельзя сводить дискуссию только к спору. 
В школьных условиях дискуссия может быть следующих видов:
1. Дискуссия-диспут. Обычно ведущий объявляет тему диспута и предоставляет слово желающим. Ход диспута определяется частично организатором, но в основном он непредсказуем и имеет эмоциональный характер.
2. Конференция - вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.
3. Прогрессивная дискуссия. Ее цель - групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих коммуникативных умениях и навыках. Этот вид дискуссии состоит из пяти этапов:
а) зарождение идеи (участникам даётся время на выдвижение идей о путях решения данной проблемы);
б) все предложения выписываются на доске;
в) обсуждается каждый предложенный вариант;
г) рассматриваются наиболее подходящие варианты, затем они располагаются по степени значимости, т.е. осуществляется верификация идей;
д) руководитель организует дискуссию, в результате которой остаются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них и выбирается окончательное.
Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать умение быстро и эффективно принимать групповое решение
4. Дискуссия- соревнование. Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина и логичность решения, четкость поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов. Вести дискуссию может сам преподаватель. В конце проводится коллективное обсуждение предложенных вариантов решения проблемы. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их. 
В проведении любой из дискуссий используются различные методики:
А) методика «.Вопрос-ответ». Данная методика — это
разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с вами к пониманию его интере­сов, состояний, отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае необходимости — к его убеждению.
Б) методика «Обсуждение вполголоса»; она предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы доказывает ее лидер, и оно обсуждается всеми учениками;
В) методика «Клиники». Каждый из участников разрабатывает свой вариант решения проблемы, предварительно дав в открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемы, проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале, либо по заранее принятой системе «приятно — неприятно».
Г) методика «Лабиринта» (т.е. метод последовательного обсуждения); это
шаговая процедура, в которой каждый последующий шаг делается другими участниками. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые). 
Д) методика «Эстафета». Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.
Е) методика «Свободно плавающая дискуссия». Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается, уже во внутреннем плане. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характе­ризующийся высоким качеством запоминания незавершённых действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершёнными.
Как правило, дискуссия проходит 4 стадии развития:
- стадия ориентации (адаптация к проблеме, выработка установки на
решение проблемы); •
- стадия оценки (сопоставление идей, возникновение конфликтов);
- стадия консолидации (выработка единого мнения, компромиссных решений);
- стадия рефлексии. Существенный элемент дискуссии — её анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчёркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных вопросов по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приёмы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики. Например, после прочтения рассказа И.С. Тургенева «Муму» и составления на уроке планов для пересказа-извлечения на темы «История Татьяны», «Причудливая старуха», «Самое замечательное лицо» ребята получают в качестве домашнего задания вопросы для групповой деятельности. 

1-я группа. «Причудливая старуха»:

  1. Почему Тургенев назвал барыню «причудливой старухой»? 

  2. Каким изображает Тургенев патриархальное барское поместье в Москве? Каковы взаимоотношения многочисленной челяди с барыней? Почему? 

  3. Как отзывались «причуды» барыни на судьбах окружающих людей? 

Вывод: Что дает барыне право «творить» свои причуды? 

2-я группа. «История жизни Татьяны»: 

  1. Чем полюбилось Герасиму Татьяна? 

  2. Почему Герасим отказывается жениться на Татьяне? 

  3. Почему Татьяна решилась притвориться пьяной? 

  4. Каким вы представляете будущее Татьяны? 

Вывод: Достойна ли Татьяна счастья? Почему она так и не обрела его в жизни? 

3-я группа. «Самое замечательное лицо» среди дворовых»: 

  1. Чем отличается Герасим от остальной «челяди» барыни? 

  2. Как проявляется в нем способность к сильным и глубоким чувствам? 

  3. Какие изменения в характере Герасима вы заметили в последних частях по сравнению с началом рассказа? 

  4. Какие сравнения использует писатель для описания чувства героя и свое отношение к нему? 

Вывод: Почему И.С. Тургенев назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых? 

Наибольшее оживление при этом вызывает обсуждение вопроса «Каким вы представляете будущее Татьяны?» во 2-й группе. Весь класс подключается к обсуждению данного вопроса, каждый пытается высказать свое представление: ведь ребятам так хочется помочь и изменить судьбу горемычной Татьяны. Но в конце концов приходят к единому мнению: ни уйти от пьяницы мужа, ни от влияния «причудливой старухи» она не может. Таковы законы крепостного права и «домостроевские» нравы. Если и суждено на ее долю хоть крупицы счастья, то Татьяна может испытать ее только в общении с детьми или же в труде. 

Итак, что привносит в учебно-воспитательный процесс групповая форма работы? 

  • Во-первых, формирует умения коллективного творчества, учит работать сообща и сотрудничать. 

  • Во-вторых, ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, не стесняясь и не боясь возможных ошибок. 

  • В-третьих, в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость.

Основная особенность групповой формы работы заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными по сути, так как групповая форма работы на уроках литературы - это особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся.

Стоит отметить и то, что в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действия, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно данная технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки учащихся, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.

Групповая форма обучения имеет преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного, так и с позиции качества усвоения знаний.

        



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Асатрян Каринэ Ваниковна

Автор: Асатрян Каринэ Ваниковна

Дата: 06.08.2019

Номер свидетельства: 517382


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства