kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ мотивов сказки А. Платонова "Неизвестный цветок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю литературы для индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ мотивов сказки А. Платонова "Неизвестный цветок"»

Мотивный анализ сказки, языковая реализация мотивов.

Андрей Платонович Платонов

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

(СКАЗКА-БЫЛЬ)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

— Отчего ты такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

— А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.

— А как тебя зовут? — спросила Даша.

— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

— Тут камень, тут глина! — сказала она.

— Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

— Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.





Мотивный анализ сказки, их языковая реализация

В сказке-были «Неизвестный цветок» следующие мотивы:

1) В сказке-были «Неизвестный цветок» мотив жизни (жил – жизнь – живой) на протяжении всего рассказа передан при помощи лексических повторов и однокоренных слов, которые расположены контактно (повторы следуют друг за другом) и дистантно (повторы разделены другими текстовыми элементами) (повтор слов 12 раз) на протяжении всего текста, образуя композиционное кольцо, поэтому выполняют структурообразующую функцию:

1. Жил на свете маленький цветок. 2. …а цветок все жил и жил помаленьку. 3. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. 4. … он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. 5. Цветок не хотел жить печально…6. …он светился живым огнем. 7. … он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне и 8. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне (в конце сказки).

Слова «жизнь», «жить», «живой» помогают представить цветок как живое существо.

2) Мотив жизни в сказке-были тематически связан с мотивом труда, преодоления трудностей. Цветок выполнял тяжелый, изнурительный труд, чтобы выжить:

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.

- Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть.

- Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу.

- …цветок-труженик.

В сказке-были «Неизвестный цветок» мотив труда передан при помощи лексических повторов (5 раз встречается слово «труд» в тексте), анафоры, синтаксического параллелизма (Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу); эпифоры (Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу). Антитеза день – ночь, днем – ночью (Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу) использована для раскрытия образа цветка, готового на все ради жизни. Труд бывает радостным, интересным, увлекательным. А цветок выполнял тяжелый, изнурительный труд, чтобы выжить. Он обладает сильным духом.

Неизвестный цветок обладает сильным духом, он может выйти из затруднительного положения. Таким образом, мотивы жизнь – труд выполняют характерологическую функцию, так как раскрывают характер героя, любящего жизнь и умеющего трудиться.

На протяжении произведения встречается мотив трудностей:

Мотив трудностей выражается образами пустыря, камня и глины, которые выступают как метафора трудностей в жизни. Не зря в тексте слово «пустырь» повторяется 13 раз, глина – 10, камень – 10; кроме того в большинстве предложений слова употреблены в пределах одной фразы:

- Он рос один на пустыре…

- На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.

- Лишь один ветер гулял по пустырю.

- а в камне и глине семена умирали.

- Нечем было ему питаться в камне и в глине.

- Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину.

- …трудно было цветку питаться из одних пылинок…

- …мне трудно.

Данный мотив связан с мотивом жизни и образует антитезу: жизнь, труд – пустырь, глина, камень. Автор, возможно, обратил внимание читателя именно на проблему трудностей жизни, которые могут встретить люди. Второе рождение может произойти только благодаря упорному труду – физическому и нравственному. Цветок старался быть тружеником не только для себя, но и способствовал тому, что зацвёл весь пустырь (он произвёл потомство).

Мотив одиночества обнаруживаем при помощи повтора слова «один» (встречается 4 раза), что подчеркивает чувство одиночества, грусти цветка.

Он рос один на пустыре.

- Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч солнца касался его утомленных листьев.

- Я один живу…

- Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

В последнем случае смысл слова «один» усиливает анафора «как же ты…» и риторический вопрос.

Даше были близки и понятны чувства цветка. Она особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что она была в тот момент в разлуке с мамой и ощущала себя одинокой и покинутой.

5) «Свет» в сказке-были – возможно, символ стремления к жизни, счастью.

Мотив света в «Неизвестном цветке» передан сравнением цветка со звездой:

Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь.

Анадиплосис (или подхват - повтор слов или группа слов, заканчивающих отрезок речи, повторяется в начале следующего отрезка речи) связывает два предложения, замедляет действие, добавляет новую деталь в описание. Цветок смело противостоит трудностям жизни: Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

«…сияющие светом цветы» - метафора продолжения добрых дел.

Как видим, повторы слов и однокоренных слов «свет», «светлый», «светящуюся» помогают выявлять мотив, который подразумевает мысль о жажде к жизни, стремлении к добру.

Мотив света реализован сравнением цветка со звездой, также в одном случае усилен анадиплосисом. Автор хотел подчеркнуть одиночество цветка; он так же одинок, как и звезда в бесконечном пространстве Вселенной. «Звезда» – это и символ стремления к светлому будущему.

6) Мотив света переплетен с мотивом добра и связан с образами Даши и детей-пионеров, которые удобрили землю, совершили доброе дело, спасли цветок, принесли ему цветку. Движение души детей рождает внутренне движение земли – ее заботу о цветке:

- …они (пионеры) сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

- Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй (эпитет).

К данному мотиву семантически близко слово благоухание. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова читаем: Благо, - а, мн. блага, благ, благам, 1. только ед. Добро, благополучие (высок) Стремление к общему благу. [4, с. 44].

- На краю пустыря Даша почувствовала благоухание.

- От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

- Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания (метафора).

Цветок (цветы) всегда будет радовать людей, благоухать, нести им только добро, счастье.

Мотив добра передан в сказке-были Платонова передан повтором слова «благоухание» (3 раза), эпитетом и метафорой.

7) Мотив смерти в сказке-были «Неизвестный цветок» выступает как воскрешение, продолжение новой жизни, а не как ее конец: неизвестный цветок умер, но от него родились другие цветы.

В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень.

В «Неизвестном цветке» всего слов с семантикой «смерть» встречается 4 раза.

Мотив смерти в сказке-были образует антитезу с мотивом жизни и подчеркивает идею автора: жизнь и смерть существуют рядом друг с другом, но жизнь всегда выше смерти.

8) Мотив ветра узнается при помощи лексического повтора слов «ветер» (9 раз).

- Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь.

- Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие.

- Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.

- Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Ветер выступает как олицетворение: он помог цветку выжить. В двух случаях повторы слов употреблены с постоянными эпитетами «черная земля», что сближает фрагмент текста с фольклором. В некоторых предложениях полисиндетон усиливает звучание мотива ветра, придает высказываниям эмоциональность и законченность.

9) Мотив дома (пустырь, глина, камень) тесно связан со всеми мотивами, о которых мы уже писали.

На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.

Как только дети удобрили землю на пустыре, «дом» цветка изменился, стал добрым: «… он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки». Продолжается род неизвестного цветка, выросли «новые цветы».

2.2. Функции мотивов

Мотивы являются своеобразным строительным материалом текста. В сказке-были «Неизвестный цветок» составляем цепочку мотивов: жить, жизнь, живой – одиночество – труд, трудности – ветер –- пустырь, камень, глина – свет – добро – смерть – благоухание, дом, жизнь. Эти цепочки слов выступают как средство развития сюжета.

Мотивы жизни, света, трудностей, добра, дома повторяются, взаимосвязаны в тексте и образуют кольцо: неизвестный цветок жил и оставил после себя много детей. Как можно понимать цепочку мотивов?

- Маленький цветок жил один в трудных условиях на пустыре среди камней и глины.

- Цветок выжил благодаря труду.

- Цветок выжил, так как ему помогли добрые дети и Даша. Цветок выжил, потому что он нашел друзей.

- Цветок выжил, потому что от него родилась другая жизнь, его душа перешла к его сыну.

- Цветок обрел красивый дом благодаря доброте Даши и детей.

А. П. Платонов связывает особые надежды с детьми. Жизнь человека - напряженный труд души во имя будущих поколений. Именно детям предоставлено право строить будущее. Произведения наводят на мысль об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно неизвестному цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка учит поверить в себя и до конца бороться за свое счастье. Значит, мотивы выполняют сюжетообразующую, структурообразующую функцию, а повторы слов, находясь на протяжении произведения, – ритмообразующую функцию.

Заключение

1) А. П. Платонов – писатель, который особенно трепетно относился к детству. Он оставил после себя такие прекрасные произведения, как «Никита», «Еще мама», «Сухой хлеб», «Цветок на земле» и другие.

2) В результате анализа мы пришли к выводу, что мотивы в сказке-были «Неизвестный цветок» повторяются, переплетаются с другими мотивами в тексте, дополняют друг друга.

Во всех случаях в языковом плане в сказке-были «Неизвестный цветок» мотивы переданы при помощи лексических повторов (все мотивы), анафоры (2), эпифоры (1), анадиплосиса (1), сравнения (1), риторического вопроса (1), градации (1), синтаксического параллелизма (1). Таким образом, есть схожие языковые средства и фигуры речи. Особенность сказки-были «Неизвестный цветок» состоит в том, что все мотивы реализованы повторами слов. Возможно, они являются показателем авторской манеры.

Также произведение построено на антитезе: жизнь – смерть, добро – зло, трудности – счастье, одиночество – семья (дом).

3) Мотивы являются элементом речевого уровня текста, выполняя структурообразующую, сюжетообразующую и ритмообразующую функцию.

4) Мотивы способствуют идейно-тематическому единству текста.

При помощи мотивов актуализируется внимание читателя, доминантные фразы образуют смысловое ядро всего текста. Мотивы выступают как символы высоких нравственных качеств, духовной красоты человека. По мнению Андрея Платоновича Платонова жизнь процветает благодаря труду, доброте. Доброе дело рождает новую счастливую жизнь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Анализ мотивов сказки А. Платонова "Неизвестный цветок"

Автор: Порохина Татьяна Викторовна

Дата: 27.12.2021

Номер свидетельства: 596375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства