Просмотр содержимого документа
«Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского"Преступление и наказание"»
Анализ эпизода
«Первая встреча Раскольникова и Сони Мармеладовой» (ч.4, гл.4)
«…нам вместе идти по одной дороге!»
Ф.М.Достоевский : «Жалость-драгоценность наша, и искоренять её из общества страшно».
Монтень: « Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того, и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили»
Замысел написания романа возник еще в 1859 году, о сём свидетельствует письмо Ф.М.Достоевского издателю М.Н. Каткову: «Это- психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году».
Но в 1859 году роман не был начат. «Вынашивание» замысла продолжалось шесть лет. За эти шесть лет Достоевский написал «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома» и «Записки из подполья». Главные темы этих произведений: тема бедных людей, тема бунта и тема героя-индивидуалиста.
Исследователь Михаил Михайлович Бахтин в своей книге «Проблемы творчества Достоевского» выделил одну из особенностей романа - полифонию, то есть многоголосие, голоса героев равноправны между собой так же, как композиционные части произведения. Поэтому передо мной стояла непростая задача выбрать эпизод для анализа. Всё одинаково важно, всё взаимосвязано.
И, простившись с героями романа Ф.М. Достоевского, воскресшим Родионом Раскольниковым и принявшей решение жить его жизнью Соней Мармеладовой, я поставила перед собой цель- проследить историю взаимоотношений «убийцы и блудницы», пройти их путь обретения души.
«Я тебя выбрал»,- признался Раскольников Соне при первой встрече. Данный эпизод занимает одно из важных мест в романе, потому что помогает понять основную идею произведения, которая заключается в том, что каждый человек должен делать верный выбор, не поддаваться порывам, быть разумным. Сам автор определил так: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда страданием».
Описание первой личной встречи героев мы находим в 4 главе 4 части. Что предшествовало этой мучительной для обоих героев встрече?
Впервые Раскольников узнаёт о Соне из разговора с её отцом Мармеладовым Семёном Захарычем. Тогда же узнаёт о принесённой ею жертве во имя спасения семьи от нищеты и голода. Хотя эта жертва и не исправила положение семьи.
Я думаю, неслучайно после совершенного главным героем преступления писатель делает его свидетелем смерти Мармеладова. И внимание Родиона в этой сцене привлечено к умирающему, а не к стоящей в сенях, не переходящей через порог девушке, в «неприличном, цветном платье со смешным хвостом». Он больше жалеет здесь Поленьку, которая обняла Раскольникова и расплакалась на его плече. . Шагом к жизни, возрождению Раскольникова является его помощь семье погибшего Мармеладова.
Совсем другой увидел он Соню в своей каморке. Приниженным существом называет автор свою героиню. А я в эпитете «приниженное» слышу маленькое и беззащитное. Тот жар души, с которым представлял Раскольников Соню друзьям и родным, какое место предложил в каморке, позволило его матери сделать вывод: «Стало быть, ему дорога». Именно тогда у него пробудилась любовь к этой девушке, начавшаяся с жалости.
Первая встреча наедине происходит в комнате Сони в «старом, трёхэтажном зелёного цвета доме на канаве». Обращает внимание подбор лексики в этом описании. А само описание производит тягостное впечатление. Это достигается с помощью сравнений, многочисленных эпитетов. «Комната, похожая на сарай», «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои». В романе жёлтые обои- это символ уныния, увядания, страдания, усталости, бедности. Сочетания «весьма неправильный», «чрезвычайно тупая», «ужасно острый», «слишком безобразно тупой» являются синтаксическим приёмом, усиливающим отрицательное значение определений. Сказанное автором о том, что Раскольников «бродил в темноте и в недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову», воспринимается как описание состояния героя, находящегося в тупике и ищущего выход из него. Капернаумов- фамилия косноязычного портного, у которого Соня снимает комнату. И выбрана эта фамилия Достоевским также неслучайно. Капернаум- город Христа, где Иисус совершил много чудес и исцелений. Именно сюда пришёл Родион Раскольников, а Соня открыла ему дверь. «Я отворил дверь, и никто не может затворить её»,- строка из Библии. Дверь- художественная деталь, имеющая символическое значение. Это граница между пространствами, это переход из одного состояния в другое. Это то, перед чем человеку свойственно остановиться и сделать свой выбор. Как раз это и предстояло сделать Раскольникову.
За описанием комнаты следует мучительный для обоих героев диалог. Все реплики сопровождаются словами автора. Знаки препинания: двоеточия, восклицательный и вопросительный знаки, огромное количество многоточий- помогают понять эмоциональное состояние Сони и Раскольникова. В их диалоге слышится неуверенность, недосказанность, создаётся напряжённость. Речь Раскольникова отрывиста, резка, даже груба. Он смущает Соню словами о том, что всё знает о ней; безжалостен к Катерине Ивановне и её детям; смеётся над религиозностью Сони. Он хочет понять, какие причины заставили её так долго жить в грязи, что её поддерживает. Раскольников как будто испытывает девушку, подготавливая себя и её к страшному признанию. В этом диалоге сталкиваются две правды- правда Сони и правда Раскольникова- «ненасытимое сострадание» и «бесчеловечная теория». Соня пусть неуверенно, но ещё владея собой, пытается защитить родных, но злорадно произнесённые слова Раскольникова «может Бога-то совсем и нет», вызывают у неё исступлённое рыдание. Состояние Сони предается и Раскольникову.
Кульминацией эпизода является поступок Раскольникова-поцелуй Сониных ног. Эта сцена производит на читателя самое сильное впечатление. Очевидно, по мнению автора, насколько важно видеть в людях только хорошее, даже в тех, кто нас обижает. Раскольников увидел в Соне огромное терпение и способность взять на себя страдание за других, за что и поцеловал её ногу. Этот поступок свидетельствует о несостоятельности теории Раскольникова, запрещающей сострадать. Торжественно, как гимн, звучат слова, произнесённые главным героем вслед за автором:» Я…всему страданию человеческому поклонился». И риторически звучит вопрос Раскольникова: « Как этакой позор и низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?» В своей внутренней речи ( одной из особенностей романа) он намечает три возможных выхода для сони: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, броситься в разврат. При этом сам Раскольников не верит ни в один их них. И только религиозность Сони, её слова «Что же бы я без бога-то была» , объясняют Раскольникову, что даёт ей силы жить и сохранять чистоту духа при всей остальной мерзости.
Значимой в этой этом эпизоде является сцена чтения Евангелия. Обращение автора к библейскому сюжету можно считать реминисценцией, .не сразу и неохотно Соня согласилась начать чтение, поскольку с очень личным и сокровенным это было связано. Соня читает Раскольникову про воскресение Лазаря, о возможности чуда воскресения того, кто как будто уже мёртв. Во время чтения Соня и Раскольников будто меняются ролями. Голос Сони приобретает «уверенность и силу, в глазах появляется блеск», тогда как у Родиона «голова начинает кружиться». Это значит, что вера Сони глубже и сильнее теории Раскольникова.
Почувствовав убеждённость и силу веры Сони, родство душ, Раскольников предлагает идти по одному пути.
Каковы же последствия данного эпизода? Благодаря первой встрече с Соней, Раскольников нашёл в себе силы прийти к ней во второй раз, а затем и к Порфирию Петровичу с целью признания в преступлении. Раскольников для сони не преступник, а человек, несчастнее которого «никого в целом свете нет2. Вот почему она испытывает к нему не презрение, а глубочайшее сострадание .Как набат звучат слова сони: « Что делать! Встань! Поди сейчас, встань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, и скажи всем: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлёт».
Покаяние- путь к обретению души.
Итак, данный эпизод дал возможность понять, что чувства Сони и Раскольникова становятся опорой и надеждой для них обоих. «Нам вместе идти по одной дороге!»- говорит Родион соне. «Их воскресила любовь…»- читаем мы в эпилоге. Это Воскресение для обоих означало возвращение в состояние до преступления, начало постепенного обновления.