kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения Дениса Давыдова "Бородинское поле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аанализ стихотворения Дениса Давыдова "Бородинское поле" поможет учителям при изучении творчества поэтов первой трети 19 века, а также на занятиях факультативных курсов, посвящённых обучению анализу поэтических текстов. "Бородинское поле" - одно из самых ярких и философских стихотворений поэта-гусара, использование такого языкового материала способствует воспитанию патриотических чувств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Дениса Давыдова "Бородинское поле" »

Анализ стихотворения Дениса Давыдова
«Бородинское поле»

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый,
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали сильные. Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы…
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический, Багратион великий!
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Ермолов! я лечу — веди меня, я твой:
О, обреченный быть побед любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!

Но где вы?.. Слушаю… Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга.

Элегия написана в 1829 году. Далеко позади славный 1812 год, отшумела персидская война, еще не началась польская военная кампания. Что может испытывать поэт-гусар, который, по его собственным словам «был рожден исключительно для 1812 года»? Бородинское поле для Давыдова – это символ славы и мужества, символ тяжёлых утрат, но, безусловно, это самое яркое и сильное воспоминание.

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый,
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!

Для Давыдова Бородинское поле было особенным: село Бородино – вотчина семьи Давыдовых, поэтому именно здесь Давыдов, хорошо знавший местность, впервые в 1812 году предложил партизанские действия.

Здесь, на Бородинском поле для гусара все было ясно: рядом товарищи, впереди враг, позади Москва. А теперь, спустя 17 лет, всё изменилось. Меч выпал из рук воина, «судьбу попрали сильные» – поэт находится в глухой провинции.

………………… Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы…

Здесь наблюдается противопоставление мирного труда и битвы, «меча и орала», но главным словом является эпитет «невольным» – это вынужденное приспособление к новой жизни среди интриг, зависти и подлости.

Высшим мерилом справедливости для автора становятся его старшие товарищи – великие полководцы. Так в ткань стихотворения вплетаются имена военачальников. Упоминается имя Багратиона, эпохального полководца, который в восприятии Давыдова подобен героям Гомера: «вождь Гомерический», «великий». Героем назван Раевский. Давыдов обращается к Ермолову, руководившему контратакой на батарее Раевского: «покрой своих перунов дымом». Ермолов умер в 1829 году, и, возможно, это одно из событий, сподвигших поэта на грустные раздумья о былом и настоящем. Ведь это славное время ушло, холмы Бородина умолкли,

…………………………………….. С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей…

И теперь поэт завидует погибшим товарищам.

И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга.

Стихотворение отличается обилием устаревшей лексики: «сечи», «попрали», «горделивы», «предчувственные», «простри мне длань», «главой». Это придает элегическим раздумьям особую торжественность и даже высокопарность. Учитывая историческую основу, элегия, обозначенная самим поэтом как жанр произведения, приобретает характер исторической элегии.

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Стремительный и ритмичный ямб за счет длинной строки и идущих подряд нескольких безударных слогов становится медленным и ритмически неторопливым, что соответствует жанру элегии и общей тональности стихотворения.

Композиция стихотворения двухчастная. Первая часть по объёму гораздо больше второй, она посвящена Бородинскому полю и обращению к его героям. Вторая, в которой всего четыре строки, – ответ поля, которое молчит, и основное чувство героя – сожаление о том, что он пережил своих товарищей.

Первая часть несет в себе отголоски сражения, звуковой образ создаётся многократным повтором [р]. Вторая часть создает эффект тишины умолкшего поля звуками [л], [м], [н].

В результате перед нами предстаёт величественный образ Бородинского поля, его героев, на их фоне особенно горькой кажется судьба опального поэта.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Анализ стихотворения Дениса Давыдова "Бородинское поле"

Автор: Поляк Евгений Геннадьевич

Дата: 17.07.2014

Номер свидетельства: 110116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства