Анализ стихотворения Дениса Давыдова "Бородинское поле"
Анализ стихотворения Дениса Давыдова "Бородинское поле"
Аанализ стихотворения Дениса Давыдова "Бородинское поле" поможет учителям при изучении творчества поэтов первой трети 19 века, а также на занятиях факультативных курсов, посвящённых обучению анализу поэтических текстов. "Бородинское поле" - одно из самых ярких и философских стихотворений поэта-гусара, использование такого языкового материала способствует воспитанию патриотических чувств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Дениса Давыдова "Бородинское поле" »
Анализ стихотворения Дениса Давыдова «Бородинское поле»
Умолкшие холмы, дол некогда кровавый, Отдайте мне ваш день, день вековечной славы, И шум оружия, и сечи, и борьбу! Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу Попрали сильные. Счастливцы горделивы Невольным пахарем влекут меня на нивы… О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях, Ты, голосом своим рождающий в полках Погибели врагов предчувственные клики, Вождь гомерический, Багратион великий! Простри мне длань свою, Раевский, мой герой! Ермолов! я лечу — веди меня, я твой: О, обреченный быть побед любимым сыном, Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
Но где вы?.. Слушаю… Нет отзыва! С полей Умчался брани дым, не слышен стук мечей, И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга, Завидую костям соратника иль друга.
Элегия написана в 1829 году. Далеко позади славный 1812 год, отшумела персидская война, еще не началась польская военная кампания. Что может испытывать поэт-гусар, который, по его собственным словам «был рожден исключительно для 1812 года»? Бородинское поле для Давыдова – это символ славы и мужества, символ тяжёлых утрат, но, безусловно, это самое яркое и сильное воспоминание.
Умолкшие холмы, дол некогда кровавый, Отдайте мне ваш день, день вековечной славы, И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Для Давыдова Бородинское поле было особенным: село Бородино – вотчина семьи Давыдовых, поэтому именно здесь Давыдов, хорошо знавший местность, впервые в 1812 году предложил партизанские действия.
Здесь, на Бородинском поле для гусара все было ясно: рядом товарищи, впереди враг, позади Москва. А теперь, спустя 17 лет, всё изменилось. Меч выпал из рук воина, «судьбу попрали сильные» – поэт находится в глухой провинции.
………………… Счастливцы горделивы Невольным пахарем влекут меня на нивы…
Здесь наблюдается противопоставление мирного труда и битвы, «меча и орала», но главным словом является эпитет «невольным» – это вынужденное приспособление к новой жизни среди интриг, зависти и подлости.
Высшим мерилом справедливости для автора становятся его старшие товарищи – великие полководцы. Так в ткань стихотворения вплетаются имена военачальников. Упоминается имя Багратиона, эпохального полководца, который в восприятии Давыдова подобен героям Гомера: «вождь Гомерический», «великий». Героем назван Раевский. Давыдов обращается к Ермолову, руководившему контратакой на батарее Раевского: «покрой своих перунов дымом». Ермолов умер в 1829 году, и, возможно, это одно из событий, сподвигших поэта на грустные раздумья о былом и настоящем. Ведь это славное время ушло, холмы Бородина умолкли,
…………………………………….. С полей Умчался брани дым, не слышен стук мечей…
И теперь поэт завидует погибшим товарищам.
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга, Завидую костям соратника иль друга.
Стихотворение отличается обилием устаревшей лексики: «сечи», «попрали», «горделивы», «предчувственные», «простри мне длань», «главой». Это придает элегическим раздумьям особую торжественность и даже высокопарность. Учитывая историческую основу, элегия, обозначенная самим поэтом как жанр произведения, приобретает характер исторической элегии.
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Стремительный и ритмичный ямб за счет длинной строки и идущих подряд нескольких безударных слогов становится медленным и ритмически неторопливым, что соответствует жанру элегии и общей тональности стихотворения.
Композиция стихотворения двухчастная. Первая часть по объёму гораздо больше второй, она посвящена Бородинскому полю и обращению к его героям. Вторая, в которой всего четыре строки, – ответ поля, которое молчит, и основное чувство героя – сожаление о том, что он пережил своих товарищей.
Первая часть несет в себе отголоски сражения, звуковой образ создаётся многократным повтором [р]. Вторая часть создает эффект тишины умолкшего поля звуками [л], [м], [н].
В результате перед нами предстаёт величественный образ Бородинского поля, его героев, на их фоне особенно горькой кажется судьба опального поэта.