kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ поэтического текста А.А.Фета "Задрожали листы, облетая..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный анализ выполнен в смысловом русле. Считаю необходимым приучать учащихся с пятого класса к ассоциативному мышлению, к выявлению внутренних связей в поэтическом тексте, что способствует формированию творческого мышления, устной и письменной речи, заставляет учащихся мыслить самостоятельно, ведь поэзия субъективна. Через постижение внутренней "логики" постараемся привить любовь к слову, к литературе в целом. Постараемся не страшиться умных фраз, таящих глубокий смысл.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического текста А.А.Фета "Задрожали листы, облетая..." »


Анализ поэтического текста А.А.Фета «Задрожали листы, облетая…»

учителя русского языка и литературы Сагиевой Е.А.


Стихотворение состоит из трех строф. Рифма перекрестная. Во всем стихотворении противопоставленными друг другу являются образы «воздушные»: тучи, буря и птичка. Образы туч и бури – силы «тёмные», это стихия, хаос, несущий разрушение, а далее и смерть. Тема смерти звучит между строк: образ облетающих листьев связан с осенью-порой увядания, смерти в природе. Так птичка, напротив, - воплощение жизни, сила, борющаяся со смертью, провозглашающая жизнь через свою смелость.

В первой строфе автор рисует образ бури, используя прием олицетворения: «…буря злая / Рвет и мечет и воет…». Глаголы передают стремительность движения, порывистость, даже внезапность, тем самым создавая образ бури-хищника. На создание этого образа работает и эпитет «злая». Буря обладает не только хищническими повадками, но и хищническим нутром, ведь эпитет несет в себе негативную характеристику образа бури.

В первой строфе мы видим, что противоположным образу бури является образ листов и неба, выступающих в роли жертвы: листы облетают (символ смерти), а тучи небо закрывают. Глагол «задрожали» передает нам чувства, состояние, и именно отсюда возникает мотив страха. Так буря и тучи – союзники, вершащие общее дело.

Во второй строфе пространство от небесного, всеобъемлющего сужается до мира маленького гнезда: появляется героический образ птички, воплощающий собой жизнь. С этим образом не связан мотив страха, и именно поэтому не грозит птичке смерть («не запугана бурей одна»). Таким образом, страх приравнивается к смерти, а жизнь напрямую связана с мужеством. Если говорить о пространствах, то они так же антитезны друг другу: в первой строфе пространство враждебное, несущее смерть, во второй строфе – в мире гнезда – теплится жизнь, здесь царит тепло. Таким образом, гнездышко становится символом-символом защиты и спасения от невзгод. Если расширить этот образ и довести его до больших масштабов, то во второй строфе начинает звучать тема дома, как крепости. В описании бури автор прибегает к глаголам (стремительность, несущее хищническое разрушительное начало), в описании птички же – краткие прилагательные («светлогруда, легка, невеличка»), что способствует созданию светлого образа, образа легкого, маленького по сравнению с бурей. Значимость образа птички автор передает через конструкцию «только ты одна». И вот здесь на краешке строфы звучать начинает мотив одиночества, связанный с образом птички. Буря едина в своем стремлении с тучами, а птичка им противостоит одна…

В третьей строфе пространство вновь расширяется, а после резко сужается. Рефреном последних двух строк передается мотив одиночества, усилившийся во стократ. Пространство вокруг зловеще, таит в себе опасность. Это ощущение передает глагол «грохочет» вместе с раскатистым повторяющимся звуком [р], создающим звуковую картину. В гнезде, напротив, царит тишина.

Обратим внимание на преобладание цветовой гаммы. Образ бури брызжет темными оттенками, близкими к черному: «мгла черна». Образ птички же светел: «светлогруда». Автор сочувствует птичке, это видно из обращения «моя милая», желая помочь, утешить. В описании образа птички используется лексика с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что помогает четко определить авторскую позицию (птичка, гнездышке, невеличка).

Таким образом, птичка становится символом стойкости, смелости, мужества перед лицом опасности. И в то же время благодаря своей смелости – символом жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ поэтического текста А.А.Фета "Задрожали листы, облетая..."

Автор: Сагиева Екатерина Алексеевна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184712


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства