Анализ и интепретация произведений В.Г. Распутина на уроках литературы в средней школе
Анализ и интепретация произведений В.Г. Распутина на уроках литературы в средней школе
"Анализ и интерпретация произведений В.Распутина"- доклад для районной конференции учителей-словесников. В статье рассматриваются основные аспекты работы с текстами произведений,включенных в школьную программу.Изучение творчества В.Г.Распутина - важный компонент современного литературного образования. Содержание статьи отражает личный опыт работы анализа художественного текста на уроках литературы с учащимися разных возрастных групп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ и интепретация произведений В.Г. Распутина на уроках литературы в средней школе»
Анализ и интерпретация произведений В. Распутина
До могилы буду талдычить о душе, о совести...
(В. Распутин. Из интервью)
Слова писателя оказались пророческими. Главными героями его произведений как ранних,так и последних всегда были понятия Души,Совести, Долга.
Для творчества В.Г.Распутина характерна разработка морально-этических и нравственных проблем, поэтому при выполнении анализа и интерпретации произведений автора ключевыми будут понятия:
нравственность, нравственный закон (долг, обязанность), безнравственный (принцип, поступок);
Прозу Распутина называют публицистичной. Действительно, произведения писателя остросоциальны, злободневны. Но вот что примечательно: проходят годы, десятилетия, а проблемы, поднятые автором, остаются по-прежнему актуальными, по-прежнему доносят до нас тревогу и боль писателя-современника за состояние вечных нравственных ценностей, утверждают ответственность каждого человека за происходящее в мире, потому что «сколько бы ни было на свете добрых людей, их всегда не хватает. И сколько бы ни проявлялось благоразумия, его недостает, чтобы удержать жизнь в равновесии и не дать ей склониться на опасные пути пиршества и транжирства, которые выбрала в наш век цивилизация». (В, Распутин. Спустя сроки...Послесловие к сборнику повестей. - М: Просвещение, 1990).
Названия произведений Распутина многоплановы, многозначны, аллегоричны. Вопрос «В чем смысл названия (рассказа, повести)» будет одним из обязательных при работе с текстом.
Школьная программа предлагает для изучения (подробного или обзорного) следующий материал:
рассказ «Уроки французского», 6 класс;
рассказы «Женский разговор», «Изба», «В ту же землю»;
повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана», 10-11 класс. (Набор произведений для старших классов варьируется в зависимости от выбора учителя и учащихся).
Программа факультативного курса «Писатели Восточной Сибири» (5-6 класс, автор- составитель Шахерова О.Н.) предлагает очерки из цикла «В тайге над Байкалом» («По берегу по байкальскому», «Тропа», «Смерч», «Сосны», «Костер», «Ягоды», «Дождь», «Ночь», «Утро», « Я это видел», «Байкал светится»).
Шестиклассники, впервые встречающиеся с прозой Распутина, верно выделяют ключевое слово в названии рассказа - урок: урок - не только учебная работа или учебный час, посвященный отдельному предмету, но и нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего, какой-то приобретенный опыт.
В рассказе «Уроки французского» автор повествует о своем детстве. Фабула незатейлива. Но есть в рассказе фраза, которая придает тексту расширительный смысл: «так в 11 лет началась моя самостоятельная жизнь». Важную роль играет в рассказе экспозиция, где сурово и правдиво показано тяжелое послевоенное время. Обязательно попросим детей рассказать, как жилось людям в первые годы после окончания войны. Дети скажут, что непросто было мальчишке начинать самостоятельную жизнь в таких условиях. Немногие детали деревенской жизни героя оттеняют не только личную судьбу мальчика, но и судьбу народную.
Из авторского описания городской жизни героя мы узнаем, что учился он хорошо, только один предмет давался с трудом - французский язык. Но не это самое трудное Главным «врагом» оставался голод: продуктов, присылаемых матерью, не хватало.
Как герой боролся с этими препятствиями? Шестиклассники расскажут, почему мальчик стал играть в «чику». При этом нужно обратить внимание на важную деталь - разницу в мотивах поведения рассказчика и Вадика. Рассуждения учащихся завершаются ответом на вопросы: «Как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует" Естественно, что после случившегося наш герой боится идти в школу: учительница узнает об игре, последует суровое наказание, потому что директор - человек строгий. Однако мальчишку беспокоит не только наказание, но и стыд перед матерью: не оправдал надежд. Лидия Михайловна оказывается человеком мудрым и добрым. Она ничего не говорит директору, более того, пытается помочь своему ученику. Возникает парадоксальная ситуация: один человек хочет искренне помочь другому в беде, но тот отказывается принять эту помощь.
Попытаемся вместе с учениками решить эту психологическую коллизию и найти ответ на вопрос «Почему мальчик отвергает любую попытку Лидии Михайловны помочь ему?» Поинтересуемся у детей, как они расценивают предложение учительницы сыграть в «замеряшки» с учеником.
Между тем условности «школьной морали» вступают в силу, как только директор школы случайно узнает про эти странные отношения двух «игроков». На Лидию Михайловну падает обвинение в нарушении педагогической этики. Повествование завершается острой постановкой проблемы правоты и вины: ведь Лидия Михайловна действительно должна была нарушить правила педагогики. Суть конфликта - в противоречии между формальным и неформальным пониманием событий, между буквой и духом нравственной оценки.
Не обойдем вниманием и пейзажные зарисовки, помогающие глубже понять суть происходящего.
В заключение беседы предложим ребятам написать небольшое рассуждение «О каких уроках идет речь в рассказе?».
Заострим внимание на таких понятиях, как «нравственный опыт», «духовный опыт», «доброта», «душевная щедрость».
В старших классах углубим эти понятия, наряду с другими: совесть, вера, ответственность, малая родина, связь с родной землей, с домом. Ведь, по словам самого Распутина, « к чему обращается человек в переломные и критические моменты, к чему он взывает? К ним, к этим понятиям, как бы ни падали они в обществе, в цене, как бы над ними не насмехались. Нравственный человек насмехаться не станет».
Многоплановость распутинской тематики прослеживается и в повести «Прощание с Матерой» (1976). Здесь и ностальгия по «малой родине», и проблемы экологии, и спор поколений, и раздумья о нравственном состоянии народа. Обращаясь к судьбе старинной деревни, стоящей на острове посреди Ангары и ожидающей затопления водами искусственного водохранилища, автор создает сложный социально-философский образ, который проецируется на современность. Обратимся к вопросу о смысле названия, предварительно дав учащимся задание поработать со словарями. Слово «матера» имеет несколько значений. Корень этого слова - «мать». Прилагательное «матерый» означает «старый», «зрелый», «опытный». В Сибири словом «матера» называют середину речного потока, его главную струю, центральное течение. Прощание - не только расставание, уход. Всякое прощание несет в себе целый комплекс причин и следствий, надежд и обещаний, оценки прожитого и неизбежного заглядывания в будущее. Вынесенное в заголовок, это слово приобретает целый спектр дополнительных смыслов и значений, ставит перед нами ряд вопросов, решение которых не только важно, но и неизбежно. Кто, с кем и с чем прощается и кому дает прощение, какой будет жизнь после исчезновения небольшого уголка исконно русской земли? А теперь обратимся к сюжету повести.
Наука и техника, возведенные на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица Земли: так надо, чтобы людям жилось в будущем легче и лучше. Ради этого «лучше», уступая прогрессу, придется распроститься с Матерой. К этому событию все относятся по-разному: молодежь – частью безразлично, частью - с энтузиазмом. Со свойственной юным забывчивостью она считает,что старость где-то за невидимыми горами и никогда не придет, потому что молодые знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков и старух, из каприза и недомыслия держащихся за отжившее старье, которому одна дорога - на свалку человеческой памяти. Но ведь на самом деле, состарившись, они обязательно поумнеют и, оглянувшись, поймут, что во многом были правы те, кого они не хотели в свое время слушать. И потом скажут: «Нонче свет пополам переломился: эвон че деется! И по нам переломился, по старикам., ни туды мы, ни сюды... Оно, может, по нам маленько и видать, какие в ранешнее время были люди, да ить никто назадь себя не смотрит. Все сломя голову вперед бегут... Куды уж там назадь...под ноги себе некогда глянуть...будто кто гонится». А ведь и в прежние времена жизнь не стояла на месте, но умели люди не пренебрегать опытом отцов и дедов, с детства его накрепко усваивая.
Старики у Распутина не только невпопад хвалят прежние времена - они думают прежде всего о том, как будут жить дальше их дети и внуки. Из заветов своих отцов они вспоминают как раз то, что нужно сегодняшней молодежи: «Тятьке как помирать, а он все в памяти был, все меня такал...он говорит: «Ты, Дарья, много на себя не бери - замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть» Раньше совесть сильно различали. Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жили. Народ, он, конечно, тоже всяко-разный был. Другой и рад бы по совести, да где ее взять, ежели не уродилась вместе с им? За деньги не купишь. А кому дак ее через край привалит, тоже не радость от такого богачества».
Вообще, Дарья - одна из самых замечательных фигур повести. По словам критика А.А. Дырдина, «в речах и думах этой материнской пророчицы находит свой выход авторская воля, стремление высказаться по коренным вопросам народной жизни. Самораскрытие Дарьи обнажило боли ее материнского сердца».
Поэт Степан Щипачев утверждал, что «распутинская Дарья настолько привержена к родному углу, что совершенно не способна понимать, что происходит в стране».
Познакомим ребят с этими полярными точками зрения и попросим высказать свое мнение в произвольной форме либо предложив вопросы:
1.Чем интересны и важны речи и думы Дарьи? Что дает право литературоведу называть героиню «пророчицей»?
2.Какие «боли ее материнского сердца» обнажает процесс самораскрытия героини?
3.Как писатель показывает приверженность своей героини «к родному углу»? С чем, на ваш взгляд, связана для нее эта приверженность?
4.Согласны ли вы с тем, что Дарья не способна понимать того, «что происходит в стране»?
Критик Е.Сидоров в свое время (1977) задавался таким вопросом: «А так ли уж права Дарья, упорно цепляющаяся за уходящий остров и проповедью своей увлекающая других?»
Поищем ответ на вопрос, с чем связано то, что Дарья упорно цепляется «за уходящий остров», и попытаемся ответить критику.
Обязательно обратимся к внутренним монологам героев с целью выяснить их роль в раскрытии внутреннего мира персонажей. В итоге ученики придут к выводу, что и Дарья, и Настасья, и Сима, и Богодул, по мнению писателя, являются воплощением нравственного идеала, который передан предками. Они, люди, чья жизнь уже на закате, стараются жить по совести, любят свою Матеру и не хотят с ней расставаться. По их мнению, самый большой грех на свете - лишить человека родины. «На чей-то вкус их местный патриотизм может показаться и мелким, и отсталым, и даже мешающим стремительному бегу самой истории. Тем не менее, это тот самый патриотизм, который веками спасал Россию от вражеских нашествий, - пишет литературовед Л.И. Вуколов. Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит: «...нам Матеру на поддержание только дали...чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились». Но ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход переселения, они пытаются оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым, и нарушают одно из главнейших правил человеческой жизни: почитать могилы предков. Уничтожение Матеры строители начинают с кладбища, вызывая тем самым негодование оставшихся на ней жителей. Все это очень символично и настолько же неизбежно в создавшейся ситуации, весь трагизм, который понимают лишь старики.
Обязательно проведем стилистический анализ сцены разорения кладбища (глава 3), определим, почему среди ключевых сцен повести эта - первая. И дети, несомненно, придут к выводу, что память человеческая прежде всего связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки твои. Если же на глазах у тебя исчезает с лица Земли гнездо твое, то уничтожается и память. А что может быть страшнее этого?
Утрату совести герои Распутина напрямую связывают с отрывом человека от земли, от своих корней. Здесь ключевое значение имеют раздумья старшего сына Дарьи - Павла. Он разрывается на два дома: нужно уже обдумывать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать из Матеры. Душой Павел на острове, ему трудно расстаться с материнским домом, но и противиться переселению он не в силах. Остается только одно - попытаться на новую почву перенести привычный уклад и старые обычаи. А это пока не получается.
Но не все так терзаются, как Павел. Эпизод поджога Петрухой своей избы также станет предметом нашего разговора со старшеклассниками. Как правило, ребята отрицают позицию Петрухи, говоря, что дом является святыней, ведь дом - это не только жилье, это целая философия. И в противовес поступку Петрухи приводят пример, как Настасья (гл.7) и Дарья (гл.20) прощаются каждая со своей избой).
Повесть аллегорична, в нее искусно включены фольклорно-мифологические метафоры, сообщающие повествованию художественную многозначность. Конечно же, образы хозяина острова и царского лиственя играют значительную роль в раскрытии этой многозначности. Представляется целесообразным эпизоды, в которых идет речь о Хозяине острова и царском листвене, вынести на урок по развитию речи в рамках подготовки к ЕГЭ.
Подробного анализа не минуют эпизод «Последний сенокос на Матере» и финал повести. Рассмотрим эти отрывки с точки зрения стилистики художественных средств изобразительности, символики образов.
В связи с повестью «Прощание с Матерой» В.Распутин пояснял: «Дело совершенно не в защите старой деревни, как полагают некоторые критики. Речь идет о духовном мире миллионов людей, который преобразуется, уходит и завтра будет уже не таким, как сегодня. Кто как не писатель запечатлеет этот процесс?» Добавим, этот процесс, трудно поддающийся контролю, может привести к непредсказуемому повороту человеческой мысли и чувства. Тоска по Матере не умрет с последним ее жителем; передаваясь следующим поколениям, она будет усиливаться до тех пор, пока чем-то не разрешится. Эта повесть ставит в полную силу вопрос о наших корнях, о нашей памяти, о нашем прошлом и будущем.
В 1999г. Распутин пишет рассказ «Изба», который перекликается с повестью «Прощание с Матерой». Рассказ вызвал множество вопросов: «Изба» - возвращение к прошлому или путь к будущему?», «Поет ли Распутин реквием уходящей России?» Эти и ряд других преимущественно проблемных вопросов, способных организовать дискуссию, можно предложить для «круглого стола».
Например:
1.Что вкладывает писатель в название рассказа? Дайте все толкования смысла заглавия.
2.Можно ли утверждать, что в образе Агафьи воплотился русский национальный характер? Какие черты, по-вашему, составляют его основу? Часто приходится слышать, что русский человек ленив, пассивен, живет надеждой на «авось». Применимы ли эти утверждения к Агафье? Не идеализирует ли автор свою героиню?
3.Пространство и Время в рассказе. Какими художественными средствами происходит их расширение? Как помогают в этом образы-символы?
4.Сравните повесть «Прощание с Матерой» и рассказ «Изба». Характер и мировосприятие героинь, описание и судьба избы, финалы произведений. Рассказ «Изба» - «повторение пройденного» или ... (выскажите и обоснуйте свое мнение). Изменились ли за эти годы, разделяющие произведения (1976-1999), оценка писателем настоящего России и его прогноз на будущее?
Еще одна возможная тема круглого стола - «Образы героинь Распутина как воплощение русского национального характера». В качестве материала возьмем следующие образы:
Дарья, Настасья, Сима из повести «Прощание с Матерой»;
Агафья из рассказа «Изба»;
Анна из повести «Последний срок».
Если в первых двух из указанных произведениях автор раскрывает темы «человек и природа», «человек и его дом», «человек и мир», то в «Последнем сроке» (1970) писатель затронул тему человеческой жизни и смерти. «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печи и дожидалась смерти, время для которой приспело: старухе было под восемьдесят. Она долго пересиливала себя и держалась на ногах, но три года назад, оставшись совсем без силенок, сдалась и слегла...»
Анна, простая русская крестьянка, прожившая свой век в небольшой сибирской деревне, с каждым днем чувствует себя хуже и хуже. Она уже не думает о жизни, наоборот, без страха готовится к смерти. Завершен срок жизни, надо уйти спокойно и достойно, не доставляя беспокойства родным и близким. Когда сын старухи Михаил понял, что жить матери осталось совсем мало, что силы окончательно покидают ее, он срочно разослал телеграммы братьям и сестрам, чтобы приехали проводить мать в последний путь. Так мы узнаем и о других детях старухи Анны.
«За свою жизнь старуха рожала много, но теперь в живых у нее осталось только пятеро. Пятеро сохранились: три дочери и два сына. Одна дочь жила в районе, другая в городе, а третья и совсем далеко - в Киеве. Старший сын с севера, где он перебрался в город, а у младшего, Михаила, который один из всех не уехал из деревни, старуха доживала свой век, стараясь не досаждать его семье своей старостью.
Дети начинают съезжаться в деревню. Приехали все, кроме младшей и самой любимой Тани, Таньчоры. Это она живет в Киеве, путь оттуда долгий. Получила ли она телеграмму? Почему не приехала? Никто об этом не знает, но отсутствие Таньчоры все-таки оставляет недовольство у читателя, потому что вольно или невольно нарушен вековечный обычай: дети должны проститься с матерью в ее смертный час.
К моменту приезда детей старуха Анна была уже без сознания, никого не видела и не слышала. Казалось, что смерть коснулась ее своим темным крылом и вот-вот сделает роковое дело. Но когда дети - вся семья, которая давно не собиралась вместе, - оказались у материнской постели, произошло неожиданное: к старухе стала вдруг возвращаться жизнь.
Распутин далек от того, чтобы придать этому событию какой-то мистический смысл. Старуха стала оживать, отбирая у смерти свой последний жизненный срок, потому что ее материнское сердце почуяло близость детей. И чувство материнской любви вернуло ей на три дня силы и сознание.
«Чудом это случилось или не чудом, никто не скажет, но только, увидав своих ребят, старуха стала оживать. Еще два или три раза она теряла память, будто незаметно проваливалась куда-то в темную глубь под собой, и все же всякий раз приходила в себя и с боязливым стоном приоткрывала глаза: тут они или пригрезилось?»
Удивительна психологическая чуткость, с которой Распутин изображает этот необычный жизненный случай - возвращение матери к детям из объятий смерти. Ни одной искусственной детали нет в этой сцене.
На три дня ожила Анна, и три дня ее дети проводят под одной крышей. Для них эти дни - тоже последний срок - срок общения с матерью, общения друг с другом. И неизвестно, будет ли еще в их жизни случай снова сойтись всем вместе.
Дети давно не видели друг друга, давно каждый из них идет своей дорогой. Но теперь, встретившись, они, словно бы держат отчет друг перед другом и перед матерью. А значит и перед собой. По ходу семейной беседы каждый должен волей-неволей рассказать о свое жизни, поделиться опытом, поведать об успехах и трудностях. И послушать, что скажут братья и сестры. Мать тоже припоминает прошедшие годы.
Драматическое движение повести создается благодаря постепенному сопоставлению ряда человеческих биографий в рамках одной семьи. Поставленные рядом, герои заставляют задуматься о связи поколений, о нравственных традициях народа.
Старуха Анна уходит из жизни, прожитой трудно, просто, достойно, а ее детям ей жить да жить. Поэтому на них устремлен вопрошающий и заинтересованный взгляд писателя. Исследуя психологию этих героев, глубоко заглядывая в их духовный мир, В.Распутин упрекает Илью, Варвару, Люсю, Михаила за неискренность, нравственную холодность и забывчивость, за суетность. И вымеряет личность каждого из них состоявшейся и завершенной жизнью старухи Анны.
Важную смысловую нагрузку несут в повести сцены, изображающие переживания Люси. Всю молодость она прожила в деревне, с этими местами у нее связано много живых, волнующих воспоминаний. Приехав после долгого отсутствия в родные края, она чувствует тоску по сельской жизни, по крестьянскому труду. Ей начинает казаться, что если бы она не покидала своей «малой родины», то ее жизнь сложилась бы лучше, прочнее. Как знать, не упустила ли она свое счастье, оторвавшись от родных мест? Но писатель не предлагает никаких готовых ответов, он объективно воссоздает внутренний мир своей героини, показывает человека в час тревожных раздумий о том, что с ним происходит.
Старшеклассники отметят, что размышлениям и воспоминаниям каждого или о каждом из детей Анны отведена отдельная глава. Действие повести происходит не столько в настоящем, сколько в прошлом. Подводя итоги работы с текстом, ученики сделают выводы о том, каковы же проблемы, поднятые автором в повести? Вот выдержки и нескольких работ выпускников:
«Эта повесть тронула меня до глубины души. Разве можно быть таким равнодушным к родной матери, как герои повести Распутина? Я невольно задумалась, а всегда ли я бываю отзывчивой по отношению к маме?»
«Проблема «отцы и дети» - одна из основных в повести Распутина. Я не вижу здесь острого конфликта. Мне кажется, главным в произведении является проблема ответственности детей перед родителями».
«Равнодушие и формализм - вещи страшные. Но страшнее всего, если они вторгаются в отношения самых близких людей, например, детей и родителей. Детей Анны бессовестными не назовешь: они любят мать, в последние дни ее жизни собрались в родном доме. Почему раньше не приезжали? У всех были вполне уважительные причины. Ауважительные ли? Может, этими причинами они прикрывали свое равнодушие?»
Последний срок для старухи Анны: пришло время проститься с жизнью. Последний срок для ее детей: пришла пора вспомнить о своей ответственности, моральной, духовной перед матерью, перед своими детьми. Последний срок для нас: понять, как не поддаться этой заразе - безразличию, замаскированному под любые благие дела, и помочь нашил родителям, напомнить им, что есть бабушки и дедушки. И у нас есть последний срок время, чтобы успеть исправить свои ошибки».
Как видим, произведения В.Г. Распутина: и написанные 30-40 лет назад, и совсем недавно - находят живой отклик у читателей разного возраста, не остаются без внимания молодежи. Они напоминают нам о том, что мы - люди и не должны забывать о человеческом и человечности.