в пейзажной лирике Алтынсарина мы находим удивительные, гениальные стихотворения. Острое ощущение красоты родной природы, сила лиризма, ясность и простота формы завоевали им успех и признание читателей. М.Ауэзов писал :«Необъятность казахской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении его души. Пейзаж, изображенный Алтынсариным, соответствуют пейзажу родной земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность, бесконечность и широта… »
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алтынсарин - певец родной природы»
Алтынсарин - певец родной природы
Он не только Ломоносов для нас , но и первый апостол киргизского просвещения.
«Оренбургский листок»
Литература - предмет особенный: не дойдешь до сердца - не заработает разум. А чтобы сердце «заговорило», нужно в каждом ребенке видеть личность, постоянно помогать ему находить живительную влагу истинной гражданственности, милосердия, принципиальности, твердости духа.
На уроке литературы, изучая пейзажную лирику, я провожу органическую связь изучаемого с жизнью. Студенты осмысливают мотивы действий не отвлеченных литературных персонажей, а живых людей, действующих в конкретных, продиктованных действительностью ситуациях. Познание творений великого Алтынсарина идет в ключе современности, с позиции сегодняшнего дня. Поэтому и возникают оживленные споры по поводу морали, нравственности, выявляются истоки отголосков черствости, жестокости, скудоумия, порочащие и современного человека.
Ы.Алтынсарин казахский поэт, просветитель ХIХ в. наследуя некоторые традиции, он поэтически отразил казахскую действительность
в её внешних и внутренних проявлениях.
Жизнь аулов, быт и нравы казахского народа вот что составило содержание его поэзии. Вся она проникнута чувством любви к родному народу, к родной земле с её бескрайними степями, зелеными лесами, суровыми зимами.
Любовь к степям и полям своей родины зародилась у Ы.Алтынсарина в ранние детские годы. Он горячо восхищался родной Аракарагайской природой, красотой её бескрайних просторов и «золотыми» степями. Поэтому ему бесконечно близка степная природа ,особенно его волнует степь весной.
В стихотворении «Весна» есть такие замечательные строки:
Апрель до краев напоен благодатью земной;
Гусиные стаи гогочут в дали голубой,
Дожди проливные летят водопадами с гор,
В долинах мерцают озера воды снеговой,
И в росном тепле испарений бескрайний простор
Уже покрывается свежей душистой травой.
Студенты, анализируя это лирическое произведение , делятся своими впечатлениями, что действительно ощутили наступление весны:увидели как обновляются и растут роскошные травы, двоятся стада у дехкан, перекочевывают аулы, расстаются и встречаются влюбленные. На уроке литературы студенты высказывали свои сокровенные мысли о лирике поэта ,что для Алтынсарина нет ничего дороже «родных степей, лесов, разлива реки Тобыл, говора милых волн этой реки» какой трепетной любовью и каким проникновенным чувством наполнено и описание наступления весны. Нарисовать такой пейзаж мог художник - патриот, горячо любящий родную природу и живущий с ней одной жизнью. Учащиеся с удовольствием читают наизусть стихи Алтынсарина. Они гордятся тем ,что он является уроженцем нашего края.Наши учащиеся знают и понимают, что стихи о родной природе дают обильную пищу их уму ,любознательности.
Я думаю, что пейзажи у Алтынсарина - всегда «говорящие», картины природы у него могут о многом поведать читателю, создать определенное настроение, передать чувство или переживание.
« Пейзажные стихи Ы.Алтынсарина, мастерски рисующие природу Казахстана, можно сказать, что он, живописуя картины казахской жизни, с огромной любовью воспевает приволье казахских степей, которым нет конца и края, горы и степи родной страны. Его описания реалистичны, выразительны и глубоко эмоциональны, ибо они согреты неподдельным чувством патриотической гордости ,-так высоко оценил лирику Алтынсарина критик, литературовед К.Т.Джумагулов [1,с.28 ]
Поэт не гонится за красотой рифм в ущерб содержанию, а добивается, чтобы строки были «легкими для выражения, близкими сердцу».
Свои мысли поэт иллюстрирует простыми приемами,благодаря чему его аргументация становится неоспаримой и исключительно убедительной.Стихотворение «Лето» написано выразительным,простым народным языком:
Так ярко солнце светит надо мной ,
И день и ночь равны между собой .
Всему живому свет дарит весна,
Все ожило и полно красоты.
И, как ребенка, вставшего от сна,
Обвили землю нежные цветы.
Великолепный знаток богатейшего казахского фольклора,Алтынсарин широко использовал меткие метафоры, аллегории, сравнения,смело применяя синонимы. образные выражения. Большей частью стихи поэта написаны размерами, удобными для переложения их на мотив народных песен. Таким путем творения поэта-просветителя переходили из уст в уста, находили путь к сердцам многих тысяч людей.
Алтынсарин как певец родной природы, изображение природы связывает с окружающим миром людей и животных.
1.Джумагулов К.Т.Ы.Алтынсарин и развитие культуры казахского народа.Алматы,1984г.
Я считаю, что его привлекает не только лучистая, светлая весенняя заря, не только лес с его шелестящей листвой, река с кристально чистой водой, серебристые озера и высокие горы, уходящие в синеву небес, его захватывают и шумно играющие на лоне природы дети, и резвящийся конский молодняк, блеющие овцы, приходящий караван, виды кочевья, словом, вся повседневная жизнь крестьянина - скотовода. Знакомство со степным пейзажем в поэзии Алтынсарина, помогает понять особенности быта и жизни казахского народа.
В стихах Алтынсарина не пейзаж, а природа, и не просто природа- жизнь! в гармоническом единстве человека и природы и вечном их движении. Природа - мудрый труженик и оптимист - в вечном движении. Все в ней в разумной и естественной связи: природа- источник жизни, целитель человеческих ран и бед; в ее вечном движении - очищение и обновление жизни. В стихотворениях «Река», «Лето» поэт рисует природу родного края во всем её великолепии, с той непосредственностью и глубиной, которые доступны только талантливому мастеру. Например, в стихотворении «Лето» он пишет:
В апреле наступает благодать:
Весенних в небе птиц не сосчитать.
С веселым гулом мчатся воды с гор,
Земля сосет тяжелые снега,
Дыханьем райским полнится простор,
Благоухают зеленью луга.
В другом стихотворении дан образ реки:
Несется с грохотом река с высоких гор,
Ее движение схватить не может взор.
Пусть дуют ветры и тяжелый зной плывет, -
Она ведет все тот же шумный разговор.
Гремит река, срывая камни на бегу.
Испив воды, люблю стоять на берегу.
Любая хворь покинет в этот миг тебя.
И я рекой налюбоваться не могу…
Читая с любовью это стихотворение, учащиеся признаются, что в этих поэтических строках природа одухотворена, она живет, чувствует, органически входит в мир переживаний человека.
Пейзажные стихотворения Алтынсарина я оцениваю как художественное новаторство, они несут большую идейную нагрузку, связаны задачей внедрения критического реализма в казахскую поэзию. Поэт-реалист воспитывает у своих читателей критическое восприятие действительности,заставляет нас задуматься над, казалось бы, привычными явлениями, по-новому их оценивая, дает нам заряд бодрости и духа.
«Появление в печати стихов Алтынсарина на казахском языке явилось,-пишет А.Ф.Эфиров,- событием большой важности в жизни казахского народа.Молодая немногочисленная казахская интеллегенция увидела в нем «народного поэта, воспитанного корифеями русской литературы»[ 2,с.56]
« Произведения Алтынсарина занимают и должны занимать первое место
в литературе и будут образцами»[ 2,с.86]
Таким образом, в пейзажной лирике Алтынсарина мы находим удивительные, гениальные стихотворения. Острое ощущение красоты родной природы, сила лиризма, ясность и простота формы завоевали им успех и признание читателей. М.Ауэзов писал :«Необъятность казахской земли , отсутствие границ и пределов выразились в строении его души. Пейзаж, изображенный Алтынсариным, соответствуют пейзажу родной земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность, бесконечность и широта… ».[ 3,с.52]
В поэзии, посвященной родной земле, родной природе Алтынсарин действительно гениально писал о сути казахского народа, о сути казахской души.
2.Эфиров А.Ф. Ы.Алтынсарин.Алматы, 1980
3.Ауэзов М.О. Ы.Алтынсарин –выдающийся деятель казахской литературы.Алматы,1950
Использованная литература
Джумагулов К.Т. Ы.Алтынсарин и развитие культуры казахского народа.Алматы,1984
Эфиров А.Ф. Ы.Алтынсарин. Алматы, 1980
Ауэзов М.О.Ы.Алтынсарин – выдающийся деятель казахской литературы.Алматы,1950
Алтынсарин - певец родной природы
Он не только Ломоносов для нас ,
но и первый апостол киргизского
просвещения.
«Оренбургский листок»
Литература - предмет особенный: не дойдешь до сердца - не заработает разум. А чтобы сердце «заговорило», нужно в каждом ребенке видеть личность, постоянно помогать ему находить живительную влагу истинной гражданственности, милосердия, принципиальности, твердости духа.
На уроке литературы, изучая пейзажную лирику, я провожу органическую связь изучаемого с жизнью. Студенты осмысливают мотивы действий не отвлеченных литературных персонажей, а живых людей, действующих в конкретных, продиктованных действительностью ситуациях. Познание творений великого Алтынсарина идет в ключе современности, с позиции сегодняшнего дня.
Ы.Алтынсарин - казахский поэт, просветитель ХIХ в. наследуя некоторые традиции, он поэтически отразил казахскую действительность
в её внешних и внутренних проявлениях.
Жизнь аулов, быт и нравы казахского народа вот что составило содержание его поэзии. Вся она проникнута чувством любви к родному народу, к родной земле с её бескрайними степями, зелеными лесами, суровыми зимами.
Любовь к степям и полям своей родины зародилась у Ы.Алтынсарина в ранние детские годы. Он горячо восхищался родной Аракарагайской природой, красотой её бескрайних просторов и «золотыми» степями. Поэтому ему бесконечно близка степная природа ,особенно его волнует степь весной.
В стихотворении «Весна» есть такие замечательные строки:
Апрель до краев напоен благодатью земной;
Гусиные стаи гогочут в дали голубой,
Дожди проливные летят водопадами с гор,
В долинах мерцают озера воды снеговой,
И в росном тепле испарений бескрайний простор
Уже покрывается свежей душистой травой.
Студенты, анализируя это лирическое произведение , делятся своими впечатлениями, что действительно ощутили наступление весны:увидели как обновляются и растут роскошные травы, двоятся стада у дехкан, перекочевывают аулы, расстаются и встречаются влюбленные. На уроке литературы студенты высказывали свои сокровенные мысли о лирике поэта ,что для Алтынсарина нет ничего дороже «родных степей, лесов, разлива реки Тобыл, говора милых волн этой реки» какой трепетной любовью и каким проникновенным чувством наполнено и описание наступления весны. Нарисовать такой пейзаж мог художник - патриот, горячо любящий родную природу и живущий с ней одной жизнью. Студенты с удовольствием читают наизусть стихи Алтынсарина. Они гордятся тем ,что он является уроженцем нашего края. Наши студенты знают и понимают, что стихи о родной природе дают обильную пищу их уму ,любознательности.
Я думаю, что пейзажи у Алтынсарина - всегда «говорящие», картины природы у него могут о многом поведать читателю, создать определенное настроение, передать чувство или переживание.
« Пейзажные стихи Ы.Алтынсарина, мастерски рисующие природу Казахстана, можно сказать, что он, живописуя картины казахской жизни, с огромной любовью воспевает приволье казахских степей, которым нет конца и края, горы и степи родной страны. Его описания реалистичны, выразительны и глубоко эмоциональны, ибо они согреты неподдельным чувством патриотической гордости ,-так высоко оценил лирику Алтынсарина критик, литературовед К.Т.Джумагулов [1,с.28 ]
Поэт не гонится за красотой рифм в ущерб содержанию, а добивается, чтобы строки были «легкими для выражения, близкими сердцу».
Свои мысли поэт иллюстрирует простыми приемами,благодаря чему его аргументация становится неоспаримой и исключительно убедительной.Стихотворение «Лето» написано выразительным,простым народным языком:
Так ярко солнце светит надо мной ,
И день и ночь равны между собой .
Всему живому свет дарит весна,
Все ожило и полно красоты.
И, как ребенка, вставшего от сна,
Обвили землю нежные цветы.
Великолепный знаток богатейшего казахского фольклора, Алтынсарин широко использовал меткие метафоры, аллегории, сравнения,смело применяя синонимы, образные выражения. Большей частью стихи поэта написаны размерами, удобными для переложения их на мотив народных песен. Таким путем творения поэта-просветителя переходили из уст в уста, находили путь к сердцам многих тысяч людей.
Алтынсарин как певец родной природы, изображение природы связывает с окружающим миром людей и животных.
1.Джумагулов К.Т. Ы.Алтынсарин и развитие культуры казахского народа.Алматы,1984г.
Я считаю, что его привлекает не только лучистая, светлая весенняя заря, не только лес с его шелестящей листвой, река с кристально чистой водой, серебристые озера и высокие горы, уходящие в синеву небес, его захватывают и шумно играющие на лоне природы дети, и резвящийся конский молодняк, блеющие овцы, приходящий караван, виды кочевья, словом, вся повседневная жизнь крестьянина - скотовода. Знакомство со степным пейзажем в поэзии Алтынсарина, помогает понять особенности быта и жизни казахского народа.
В стихах Алтынсарина не пейзаж, а природа, и не просто природа- жизнь! в гармоническом единстве человека и природы и вечном их движении. Природа - мудрый труженик и оптимист - в вечном движении. Все в ней в разумной и естественной связи: природа- источник жизни, целитель человеческих ран и бед; в ее вечном движении - очищение и обновление жизни. В стихотворениях «Река», «Лето» поэт рисует природу родного края во всем её великолепии, с той непосредственностью и глубиной, которые доступны только талантливому мастеру. Например, в стихотворении «Лето» он пишет:
В апреле наступает благодать:
Весенних в небе птиц не сосчитать.
С веселым гулом мчатся воды с гор,
Земля сосет тяжелые снега,
Дыханьем райским полнится простор,
Благоухают зеленью луга.
В другом стихотворении дан образ реки:
Несется с грохотом река с высоких гор,
Ее движение схватить не может взор.
Пусть дуют ветры и тяжелый зной плывет, -
Она ведет все тот же шумный разговор.
Гремит река, срывая камни на бегу.
Испив воды, люблю стоять на берегу.
Любая хворь покинет в этот миг тебя.
И я рекой налюбоваться не могу…
Читая с любовью это стихотворение, учащиеся признаются, что в этих поэтических строках природа одухотворена, она живет, чувствует, органически входит в мир переживаний человека.
Пейзажные стихотворения Алтынсарина я оцениваю как художественное новаторство, они несут большую идейную нагрузку, связаны задачей внедрения критического реализма в казахскую поэзию. Поэт-реалист воспитывает у своих читателей критическое восприятие действительности,заставляет нас задуматься над, казалось бы, привычными явлениями, по-новому их оценивая, дает нам заряд бодрости и духа.
«Появление в печати стихов Алтынсарина на казахском языке явилось,-пишет А.Ф.Эфиров,- событием большой важности в жизни казахского народа.Молодая немногочисленная казахская интеллегенция увидела в нем «народного поэта, воспитанного корифеями русской литературы»[ 2,с.56]
« Произведения Алтынсарина занимают и должны занимать первое место
в литературе и будут образцами»[ 2,с.86]
Таким образом, в пейзажной лирике Алтынсарина мы находим удивительные, гениальные стихотворения. Острое ощущение красоты родной природы, сила лиризма, ясность и простота формы завоевали им успех и признание читателей. М.Ауэзов писал :«Необъятность казахской земли , отсутствие границ и пределов выразились в строении его души. Пейзаж, изображенный Алтынсариным, соответствуют пейзажу родной земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность, бесконечность и широта… ».[ 3,с.52]
В поэзии, посвященной родной земле, родной природе Алтынсарин действительно гениально писал о сути казахского народа, о сути казахской души.
2.Эфиров А.Ф. Ы.Алтынсарин.Алматы, 1980
3.Ауэзов М.О. Ы.Алтынсарин –выдающийся деятель казахской литературы.Алматы,1950
Использованная литература
Джумагулов К.Т. Ы.Алтынсарин и развитие культуры казахского народа.Алматы,1984
Эфиров А.Ф. Ы.Алтынсарин. Алматы, 1980
Ауэзов М.О.Ы.Алтынсарин – выдающийся деятель казахской литературы.Алматы,1950