Актуальность нравственных уроков Н. М. Карамзина сегодня
Актуальность нравственных уроков Н. М. Карамзина сегодня
Статья раскрывает краеведческий компонент во внеурочной деятельности школьников МБОУ «Карлинская средняя школа» г. Ульяновска. Автором проводятся параллели между творчеством Николая Михайловича Карамзина и сегодняшним взглядом школьников на проблемы современной словесности, нравственного выбора, любви к родному краю
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуальность нравственных уроков Н. М. Карамзина сегодня»
Голубева Галина Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Карлинская средняя школа» г. Ульяновска
Актуальность нравственных уроков Н. М. Карамзина сегодня
«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…»
А. С. Пушкин
Сиреневый скверик, карамзинский сад…Кто из ульяновцев не знает это привлекательное место. Каждый хоть единожды бывал здесь, видел монументальный памятник, сделанный из бронзы. Сегодня это любимое место симбирской творческой интеллигенции. Весной и летом здесь собираются те, кто любит поэзию, кого пленит его величество Слово. Под аккорды гитары звучат лирические стихи местных поэтов, исполняется авторская музыка. И молча взирает на них с постамента из красного гранита гражданин своего Отечества, великий писатель, всю свою сознательную жизнь посвятивший служению литературе. Его имя известно нам – это Николай Михайлович Карамзин. В преддверии юбилея нашего земляка, прославившего своими трудами наш Симбирский край, зададимся вопросом: достойны ли мы, нынешние, памяти великого реформатора русского языка, историка и литератора? Не растеряли ли за долгие годы достояния, приобретённые благодаря выдающимся его деяниям? Думается, нет: Россия смогла сохранить и сберечь бесценный дар – великое русское Слово, нашедшее отражение в трудах Николая Михайловича. В этом мы убеждаемся, открывая антологию «Ульяновская словесность: начало XXI века». Наши именитые земляки всегда вдохновляли современных ульяновских писателей на творчество. В регионе проживают и работают талантливые поэты и прозаики, чей литературный дар прославляет нашу землю и сегодня.
Радует то, что не остаются в стороне молодые, юные дарования. Уже в школе, на уроках словесности, они имеют возможность прикасаться к прекрасному русскому слову, его живительному роднику. Родина – это место, нуждающееся в нашей любви. И мы должны осознавать, где родились и выросли, и гордиться своей страной. А для этого мы обязаны знать её историю, её прошлое и, конечно же, историю своего языка, научиться пользоваться его богатством. Сколько чудесных и мудрых слов родилось в недрах народа, сколько замечательной литературы и примеров мастерского владения языком подарили нам писатели-классики. Первым из них был Н. М. Карамзин. Неоценимо его значение в истории России, в её литературе и культуре. Знакомство с его произведениями, художественным мастерством, осмысление роли и места в развитии общественно-культурной жизни России приобщает ребят к культурному наследию нашего края. И это не громкие слова. Изучение биографии великого земляка уже содержит в себе нравственный урок, ибо сама личность Карамзина для современников и потомков была эталоном достоинства, мужской сдержанности, порядочности, необыкновенной сердечности и добра, которые достались ему от родителей. Его литературно-нравственный кодекс способствовал воспитанию в читателях-современниках патриотических чувств, стремления к добродетели и любви к чтению литературы. Путешествуя по Европе, Николай Михайлович никогда не забывал о родном крае, о милом сердцу Симбирске, величественной Волге, которую одним из первых воспел в своих стихах. «Симбирские воды уступают по красоте немногим в Европе…» - писал он в письме брату Василию. На протяжении своего творчества Карамзин не раз обращался к образам родной природы, русских крестьян, восхищался проявлением их человеческой доброты, достойной прославления наряду с великими подвигами.
Изучение школьниками материалов литературного краеведения, имеющего богатейшие нравственные возможности, в частности творческого наследия Николая Михайловича Карамзина, способствует воспитанию их патриотических чувств, вызывает интерес к жизни родного края. В Карлинской средней школе, что расположена в 10 км от г. Ульяновска, работает литературно-поэтический клуб «Истоки». Членами клуба являются те, кто интересуется историей Симбирского края, увлекается поэзией. Ребята знакомятся с творчеством местных поэтов, художников, композиторов, воспевающих ульяновскую землю, встречаются с ними в «Клубе интересных встреч». Что волнует современную молодёжь, какие темы привлекают, какие вопросы задают ребята на подобных встречах? Вопросы разные, проблемы тоже, но неизменна тема малой родины. Сколько нежных, восторженных, добрых слов можно сказать о ней. Как трепетны строчки стихотворений о родной земле, её красоте, нашем бытии в неповторимых моментах соприкосновения и единения с ней. И каждый поэт видит в этом что-то своё, сокровенное, ставшее его открытием и чудом. Пробуют перо и дети, желая через поэтические строчки выразить своё видение окружающего мира. Всматриваешься в их лица и думаешь: «А, может, среди них есть будущие Языковы, Гончаровы, Давыдовы, которые тоже прославят свой край?». А пока они учатся, читают классиков, приобщаясь к великой русской литературе и пытаясь понять и осмыслить вечные проблемы бытия. И если в душе подростка возникают созвучные автору мысли, появляется необходимость поделиться ими с другими людьми, наступает миг творчества. Попытка самовыражения, желание откликнуться на прочитанное есть самое ценное в процессе общения с книгой.
Изучая повесть «Бедная Лиза», многие открывают для себя прекрасные душевные качества простых людей, уважительное отношение и сердечное внимание к ним автора. Сельская тишина, природа, уединение, способствовавшие развитию у молодой девушки Лизы мечтательности, любви к окружающему миру вполне понятны современному читателю, тем более живущему в сельской местности. Так, в ученическом стихотворении «Осенняя меланхолия» (автор Стефинова Кристина) находим попытку сентиментального осмысления своего внутреннего состояния в момент взросления, желания приобщиться к «осенней» тематике, навеянной стихотворением Н. М. Карамзина «Осень»:
Отчего ты грустишь, родная?
- Во взрослой жизни всё не так:
Волшебный мир цвета теряет,
И грусти плен – тревожный знак.
В огне рябин сгорают мысли,
Бреду по листьям не спеша.
Летят по ветру мои письма,
Под ноги падают, шурша (2015 г.)
Явления природы, родные места для тонко чувствующего человека становятся источником грустных воспоминаний. Это находит отражение в сентиментализме, основоположником которого в русской литературе по праву считается Н. М. Карамзин. «Человек любит место своего рождения…Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом…а пленительными воспоминаниями…» - писал Карамзин. Сентиментализм – это предполагает верность дорогим сердцу воспоминаниям, это мысли о милой родине, сопровождающие человека всю его жизнь. Созвучные мысли находим в детском стихотворении «Это дорого мне»:
…Родину малую мне не забыть,
Детства приметы буду в сердце хранить:
Куст под окошком, тропинку в саду,
Первую в небе ночную звезду,
Тихую заводь, реки берега,
Милую школу, что так дорога…(Стефинова К., 2014 г)
Спокойная, плавно несущая свои воды река Свияга, на берегах которой выросла девочка, напоминает другую, «священнейшую в мире» Волгу, которая окружала детство Карамзина. На её берегах он рос, любовался бескрайними просторами, здесь засыпал под шум её волн. И через многие годы «Волга, родина и беспечная юность тотчас представлялись воображению, трогали душу, извлекали слёзы». В повести «Рыцарь нашего времени» Н. М. Карамзин писал: «Кто не испытывал нежной силы подобных воспоминаний, тот не знает весьма сладкого чувства».
Субъективное осмысление значимости родных мест находим в стихотворении выпускницы школы Родионовой Екатерины «Родные места»:
Вспоминаю село Карлинское,
По душе оно мне близкое.
Церковь на горе возвышается,
Покровской она прозывается…
…Речка здесь течёт неподалёку,
А бежит-впадает она в Волгу.
Свияга – красивая река,
Птицей над ней плывут облака… (2011 г.)
Неторопливый рассказ о любимых картинах детства обращает наши взоры к знакомым и милым уголкам природы, а разнообразные тропы помогают читателю проникнуться чувством сопричастности дорогим сердцу местам. Ведь у каждого есть малая родина и заветные потаённые уголки, исхоженные вдоль и поперёк.
Родина тихая, милая,
Кудри берёз, соловьи…
Как мне знакомы и дороги
Дивные чары твои, - признаётся автор многих поэтических строчек о
милом отчем доме, где прошла пора её юности (Исаева Настя, 2010 г.).
«Есть и в нашем крае удивительные, заповедные места. Они с детства близки и дороги моему сердцу. Среди живописных лугов извивается речка Свияга. По её берегам, склонившись к самой воде, деревья любуются своим отражением в водной прозрачной глади, полощут в ней свои длинные зелёные ветви…Наверное, есть множество мест, где пейзажи живописнее, но даже через много-много лет, я это точно знаю, не сгладить из памяти нехитрые сюжеты карлинской родной земли. В моём сердце они останутся навечно – милые, любимые, родные» (Зайцева Радмила, 2010 г.).
Прочитав описание волжского пейзажа в карамзинском «Рыцаре…», Холюков Павел через призму двух веков попытался нарисовать в своём поэтическом воображении Симбирский край уже века 21го:
Люблю Отчизны дом родной,
Полей бескрайнее раздолье,
Лесов нетронутых покой,
Цветов душистых благовонье.
Приём инверсии согласованных определений, нарушающий прямой порядок, автор использует с целью усилить выразительность речи, выделить слова, вынесенные в начало предложения. Во втором четверостишии употребляются слова в переносном значении на основе сходства предметов и явлений: одушевляются берёзки и подсолнухи, закат же становится похожим на оперение сказочной птицы.
И мне не перечислить всех красот:
Закат, как пёрышки Жар-птицы,
Берёзки нас приветствуют с высот,
Подсолнухов желтеют лица.
Умелое использование тропов помогает юноше нарисовать в воображении читателя яркую зарисовку неповторимого облика родного села и признаться в любви ко всему, что дорого:
Люблю смотреть на купола церквей,
День начинать с весёлой песни,
Дарить улыбку матери своей
И верить в то, что Русь воскреснет (2010 г.)
Стихотворение написано после поездки в с. Арское на православный фестиваль «Да воскреснет Русь святая». Много лет назад Н. М. Карамзин, как человек благородный и честный, «возбуждал» своим примером в читателях «религиозный и нравственный образ мыслей». И сегодня его благодарные потомки стараются быть достойными его памяти, понимая и осознавая, что будущее страны в их руках. Ведь Н. М. Карамзин, по словам Н. В. Гоголя, совершил свой христианский и гражданский долг, став для многих современников идеалом писателя и человека. Пытаясь осмыслить дела великого земляка с этих позиций, нынешние школьники задаются многими вопросами и пока не находят однозначных ответов на них. Но есть надежда, что пытливый ум однажды «истину обрящет». Именно к этому и призывал великий историк: быть верным истине. Обращаясь к потомкам, Н. М. Карамзин вопрошал: «Достоин ли я был имени гражданина? Любил ли отечество?». Если каждый молодой человек, вступая во взрослую жизнь, будет задавать себе подобные вопросы и искать на них ответы, быть может, что-то и изменится в судьбе нашей великой многострадальной Родины.
А пока ребята изучают творчество Карамзина, ходят в Карамзинский скверик, посещают Карамзинскую библиотеку и с любовью пишут о малой родине, посвящая ей проникновенные, порой наивные и несовершенные по форме, но глубокие и яркие по содержанию строки:
Тихие воды Свияги,
Скромные ветви сирени,
И воробьишки-бродяги,
Звук соловьиной трели,
С детства знакомое поле,
Школа ты моя родная…
Благодарю свою долю:
Любить вас могу без края… (Алёна Лежанкина, 2009 г.)
Стихи школьников о малой родине – это размышления о любви, о природе, о том, что детям понятно, близко и дорого. Размышления о том, что их окружает. «Не спугните красоту!» - призывает местный поэт Виктор Сапунов. Услышит ли его молодёжь? Думается, да. Ведь любовь к Родине начинается с любви к малому – родной семье, родной школе, родному селению. И поэтическое вдохновение приходит тогда, когда ты прикасаешься к этому сердцем и душой, как это делал наш знаменитый земляк Николай Михайлович Карамзин. И пока есть наша малая родина, она всегда будет волновать сердца. А значит, не нарушится связь поколений.