kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин "Пиковая дама"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайдовая презентация по произведению А.С. Пушкина "Пиковая дама ", где предлагается работа в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин "Пиковая дама"»

Автор учитель русского языка и литературы Родниковской средней школы Лукьяненко Н.И.

Автор

учитель русского языка и литературы

Родниковской средней школы

Лукьяненко Н.И.

Произведение А. С. Пушкина «Пиковая дама» как философско-психологическая повесть

Произведение А. С. Пушкина «Пиковая дама» как философско-психологическая повесть

«Пиковая дама» – это шедевр Л. Н. Толстой

«Пиковая дама» – это шедевр

Л. Н. Толстой

Эпиграф:

Эпиграф:

Цели:

Цели:

  • познакомиться с понятием философско-психологическая повесть;
  • попытаться понять психологическое состояние героев;
  • определить, какие темы и философские вопросы волнуют писателя;
  • учиться лаконично и точно передавать содержание, рассуждать, логически мыслить, делать выводы.
Какую повесть можно считать философско-психологической?

Какую повесть можно считать философско-психологической?

Повесть «Пиковая дама» написана осенью 1833 года в  Болдино, в это же время написана поэма «Медный всадник» и стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума…».Безумцы, порывавшиеся к счастью или независимости, волновали воображение поэта.  Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза.»  Л.Н.Толстой назвал «Пиковую даму» шедевром.

Повесть «Пиковая дама» написана осенью 1833 года в Болдино, в это же время написана поэма «Медный всадник» и стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума…».Безумцы, порывавшиеся к счастью или независимости, волновали воображение поэта.

Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза.»

Л.Н.Толстой назвал «Пиковую даму» шедевром.

Томский    Лиза  автор    Германн  Графиня Чекалинский

Томский Лиза автор Германн Графиня Чекалинский

Кто же главный герой повести? Какую характеристику дает автор? Честолюбив бережлив  умеренность страстная натура  скрытен развито воображение Германн

Кто же главный герой повести? Какую характеристику дает автор?

Честолюбив бережлив

умеренность страстная натура

скрытен развито воображение

Германн

В авторской характеристике героя есть одно слово, на которое надо  обратить внимание, - «честолюбив». Обратимся к словарю В.И.Даля: «Честолюбие-искательство внешней чести, уважения, почета, почестей…побужденье внешнее и низкое; честолюбивый человек- страстный к чинам, отличиям, к славе,  похвалам  и потому действующий не по нравственным убеждениям…»

В авторской характеристике героя есть одно слово, на которое надо обратить внимание, - «честолюбив». Обратимся к словарю В.И.Даля: «Честолюбие-искательство внешней чести, уважения, почета, почестей…побужденье внешнее и низкое; честолюбивый человек- страстный к чинам, отличиям, к славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям…»

Иллюстрация Александра Н.Бенуа

Иллюстрация Александра Н.Бенуа

Игорный дом. Иллюстрация 1910 г.

Игорный дом. Иллюстрация 1910 г.

Иллюстрация А. Никитина

Иллюстрация А. Никитина

Ил. Ю.М. Игнатьева

Ил. Ю.М. Игнатьева

Ил. Шипицовой Елены

Ил. Шипицовой Елены

Обратимся к «Словарю русских личных имен» и узнаем, что значит имя Елизавета. Елизавета (др.-евр.)- «Бог-моя клятва», «Богом клянусь», «Бог мой-клятва».
  • Обратимся к «Словарю русских личных имен» и узнаем, что значит имя Елизавета.
  • Елизавета (др.-евр.)- «Бог-моя клятва», «Богом клянусь», «Бог мой-клятва».
Какой герой связан с темой: социальной неудовлетворенности –  Германн; темой судьбы –  графиня Анна Федотовна; социального смирения – Лизавета Ивановна; незаслуженного счастья –  Томский; удачи и неудачи – Томский, Германн.

Какой герой связан с темой:

  • социальной неудовлетворенности –

Германн;

  • темой судьбы –

графиня Анна Федотовна;

  • социального смирения –

Лизавета Ивановна;

  • незаслуженного счастья –

Томский;

  • удачи и неудачи –

Томский, Германн.

Задание первой группе Представить главного героя повести Германна. Почему Германн наказан сумасшествием?

Задание первой группе

Представить главного героя повести Германна.

Почему Германн наказан сумасшествием?

Над «Пиковой Дамой» реет все та же неизменно пушкинская атмосфера «лелеющей душу гуманности» Д. Благой Кому из героев автор сочувствует больше всего?

Над «Пиковой Дамой» реет все та же неизменно пушкинская атмосфера «лелеющей душу гуманности»

Д. Благой

Кому из героев автор сочувствует больше всего?

Вывод (1-ая группа) Германн хотел подчинить себе судьбу, но независимо от собственных усилий подпадает под власть обстоятельств и делается сам орудием чужой, непонятной и не понятой им тайной силы, которая превращает его в жалкую игрушку.

Вывод (1-ая группа)

Германн хотел подчинить себе судьбу, но независимо от собственных усилий подпадает под власть обстоятельств и делается сам орудием чужой, непонятной и не понятой им тайной силы, которая превращает его в жалкую игрушку.

Задание второй группе Провести исследование. Передать психологическое состояние героев игры – «поединка» (Германна – Чекалинского).

Задание второй группе

Провести исследование. Передать психологическое состояние героев игры – «поединка» (Германна – Чекалинского).

Результаты исследования Как ведет себя Германн  Игра 1. Германн, уверенный в том, что владеет тайной 3х карт, немногословен. Его реакция на 1-ый выигрыш: «…выпил стакан лимонаду – и отправился домой»   Игра 2. Не произносит ни одного слова. Когда Чекалинский отсчитал ему огромную сумму денег, «Германн принял их с хладнокровием и в ту же минуту удалился»  Игра 3. Душевное переживание Германна, проигравшего в 3-ий раз, передается всего лишь одним словом: он «вздрогнул» .

Результаты исследования

Как ведет себя Германн

Игра 1.

Германн, уверенный в том, что владеет тайной 3х карт, немногословен. Его реакция на 1-ый выигрыш: «…выпил стакан лимонаду – и отправился домой»

Игра 2.

Не произносит ни одного слова. Когда Чекалинский отсчитал ему огромную сумму денег, «Германн принял их с хладнокровием и в ту же минуту удалился»

Игра 3.

Душевное переживание Германна, проигравшего в 3-ий раз, передается всего лишь одним словом: он «вздрогнул» .

Результаты исследования Как ведет себя Чекалинский Игра 1 Не теряет самообладания; удостоверяется, что у Германна есть чем расплатиться, проверяя, не фальшивый ли банковский билет («бегло просмотрев его» ). Чекалинский было «нахмурился, но улыбка тотчас возвратилась на его лицо». Игра 2 Германн выигрывает. Чекалинский испытывает явное волнение: он «видимо смутился». Игра 3 На лице Чекалинского по-прежнему улыбка. И только бледность и дрожание рук говорят, чего стоит ему это внешнее спокойствие. Германн стоял против « бледного, но все улыбающегося Чекалинского . руки его тряслись». «Дама ваша убита», - сказал ласково Чекалинский».

Результаты исследования

Как ведет себя Чекалинский

Игра 1

Не теряет самообладания; удостоверяется, что у Германна есть чем расплатиться, проверяя, не фальшивый ли банковский билет («бегло просмотрев его» ). Чекалинский было «нахмурился, но улыбка тотчас возвратилась на его лицо».

Игра 2

Германн выигрывает. Чекалинский испытывает явное волнение: он «видимо смутился».

Игра 3

На лице Чекалинского по-прежнему улыбка. И только бледность и дрожание рук говорят, чего стоит ему это внешнее спокойствие. Германн стоял против « бледного, но все улыбающегося Чекалинского . руки его тряслись». «Дама ваша убита», - сказал ласково Чекалинский».

Результаты исследования Как ведут себя игроки  Игра 1. Сначала Германна не замечают, но когда он ставит крупную сумму и выигрывает, все обращают на него внимание: «Между игроками поднялся шепот»   Игра 2. Германн подошел к столу - игроки «тотчас дали ему место». Когда же Германн выиграл, «все ахнули».   Игра 3. Все обступили Германна, но как только он проиграл, на него сразу перестали обращать внимание. «Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом».

Результаты исследования

Как ведут себя игроки

Игра 1.

Сначала Германна не замечают, но когда он ставит крупную сумму и выигрывает, все обращают на него внимание: «Между игроками поднялся шепот»

Игра 2.

Германн подошел к столу - игроки «тотчас дали ему место». Когда же Германн выиграл, «все ахнули».

Игра 3.

Все обступили Германна, но как только он проиграл, на него сразу перестали обращать внимание. «Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом».

Вывод (2-ая группа) В этом эпизоде А.С. Пушкин мастерски передает нарастание напряжения и драматизма игры-«поединка» и переживания его участников.

Вывод (2-ая группа)

В этом эпизоде А.С. Пушкин мастерски передает нарастание напряжения и драматизма игры-«поединка» и переживания его участников.

Задание третьей группе В чем состоит значение мистики и в каких сценах и эпизодах она проявляется?

Задание третьей группе

В чем состоит значение мистики и в каких сценах и эпизодах она проявляется?

29

29

Графиня, явившаяся во сне Германну

Графиня, явившаяся во сне Германну

Вывод (3-я группа) Мистические эпизоды помогают писателю раскрыть внутренний мир героя, его психологическое состояние в различных ситуациях. «Колесо судьбы вертится быстрее, чем крылья мельницы; и те, кто еще вчера были наверху, сегодня повержены во прах» М. Сервантес

Вывод (3-я группа)

Мистические эпизоды помогают писателю раскрыть внутренний мир героя, его психологическое состояние в различных ситуациях.

«Колесо судьбы вертится быстрее, чем крылья мельницы; и те, кто еще вчера были наверху, сегодня повержены во прах»

М. Сервантес

Выводы: Какие три злодейства совершил Германн? – Первой жертвой была обманутая Лиза. “Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Деньги, – вот чего алкала его душа!” Если мы вспомним значение имени героини, то поймем, что Германн совершил преступление против Бога, преступил через клятву, оказался клятвопреступником, предал самое святое чувство – любовь. – Второй жертвой была графиня. – Третьей жертвой был сам Германн, он погубил в себе все человеческие чувства: сомнения, угрызения совести, раскаяние, жалость и сострадание. Мечтавший о покое, он оказался в больнице для душевнобольных и беспокойно повторяет: “Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!” В повести “Пиковая дама” Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему преступления (то есть переступления через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведет к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.

Выводы: Какие три злодейства совершил Германн?

– Первой жертвой была обманутая Лиза. “Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Деньги, – вот чего алкала его душа!” Если мы вспомним значение имени героини, то поймем, что Германн совершил преступление против Бога, преступил через клятву, оказался клятвопреступником, предал самое святое чувство – любовь.

– Второй жертвой была графиня.

– Третьей жертвой был сам Германн, он погубил в себе все человеческие чувства: сомнения, угрызения совести, раскаяние, жалость и сострадание. Мечтавший о покое, он оказался в больнице для душевнобольных и беспокойно повторяет: “Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!” В повести “Пиковая дама” Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему преступления (то есть переступления через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведет к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.

«Лист самооценки» Узнал что-то новое Научился Расстроился Я Получил радость Удивился Ничего не понял

«Лист самооценки»

Узнал что-то новое Научился

Расстроился Я Получил радость

Удивился Ничего не понял

Рефлексия Чемодан, мясорубка, корзина Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Рефлексия

Чемодан, мясорубка, корзина

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Какую повесть можно считать философско-психологической?   Домашнее задание.  Сочинение-размышление на тему:  « О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»»

Какую повесть можно считать философско-психологической? Домашнее задание. Сочинение-размышление на тему: « О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
А.С.Пушкин "Пиковая дама"

Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна

Дата: 14.04.2020

Номер свидетельства: 546687


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства