Ход урока. … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии. чтение слов А. П. Чехова … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”. Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. слайды с портретами - Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем - “маленький человек”? - А что это за тип героя? - Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” - “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить. 2. История создания. Замысел повести “Шинель” родился не сразу. В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран неслучайно. - Как вы думаете, почему? (город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”) 3. Анализ повести. - Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы? Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение) - Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек? выборочное чтение - Каково отношение к нему сослуживцев? - Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1) - Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? - Подберите строчки из текста. - Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность? работа над портретом героя Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: - ДОСКА: АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный - Как вы думаете почему? - Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему? чтение сцены разговора с Петровичем - А каково авторское отношение? Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя. - Башмачкин - несчастный или посмешище? - Появление шинели приоткрывает душевный мир героя. - Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник? Ответы,работа с иллюстрацией (см. рис. 2) - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича. - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель. выборочное чтение - Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? выборочное чтение (статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально) Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников. Согласны ли вы с ними ?(см. приложение-задание 2) работа в группах высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова - Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество? - Где кульминация повести? выборочное чтение - Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни) - В чем заключается особый драматизм этой ситуации? (никто не помог ему) - К кому обращается Акакий Акакиевич ? работа с иллюстрацией (см. рисунок 3) - Что удалось изобразить иллюстраторам? - Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию. выборочное чтение - Каким же вы увидели чиновника? - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо? - Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть? просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель” - А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести. (см. приложение задание №3) групповая работа 4. Обсуждение ответов детей выступление первой второй, третьей группы - За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”) выступление четвертой группы - Как вы понимаете авторскую позицию? - О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение) - Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя” - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). ---Зачем же нужно это напоминание? 6. Итоги урока. - Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение задание №4) |