Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество А.Н,Радищева»
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Сентиментализм - литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни.
Родился Александр Николаевич Радищев в 1749 году в
семье богатого помещика, детство провел в имении Немцово под Калугой. Образование получил поначалу вполне обычное по тем временам: нянька, дядька, француз-гувернёр. В 1762 г. Радищев с помощью своего влиятельного дяди М.Ф.Аргамакова поступил в Пажеский корпус в Москве.
В 1766 году шестеро лучших учеников Пажеского корпуса по распоряжению Екатерины были отправлены в Лейпцигский университет для продолжения образования. Среди лучших был и А.Н. Радищев. Он увидел Европу, жизнь которой так сильно отличалась от российской жизни, познакомился с идеями европейских философов-просветителей.
А. Н. Радищев начал писать стихи, заниматься переводами. Он называл самодержавие«наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».Написал "Слово о Ломоносове", "Письмо к другу...", закончил оду "Вольность".
Вернувшись в Россию, А. Н. Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всем действовать по совести и, став начальником Петербургской таможни, получил орден Святого Владимира из рук императрицы и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластья, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало.
«Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлённа стала. Обратил взоры мои …и узрел, что бедствия человека происходят от человека», - обращается он к своему верному другу Алексею Михайловичу Кутузову.
В 1790 году, в домашней типографии, невинным названием усыпив бдительность цензора, он издает книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».
Реакция Екатерины на книгу: «Знания довольно и много книг читал… Но яд французский… Злодей хуже Пугачёва..». «Радищев поступил вопреки присяги и должности» – эта аттестация послужила основанием для ареста. 30 июня Радищев заключён в Петропавловскую крепость.
24 июля судом был вынесен смертный приговор. 4 сентября 1790 года по высочайшему повелению «ввиду мира со Швецией» заменили «казнь Радищеву десятилетней ссылкой в Илимский острог».
После смерти Екатерины ее сын Павел I позволил Радищеву поселиться под Москвой под надзором местных властей.
Взойдя на престол, Александр I призвал Радищева в комиссию по составлению законов. Радищев предложил уничтожить Табель о рангах, ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, ввести свободу книгопечатания, установить свободу торговли, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания.
Что произошло дальше, никто точно не знает. Какое событие подтолкнуло Радищева к последнему шагу? Не желая служить государству вопреки своим принципам, он выпивает яд.
2 сентября 1802 года Радищев ушел из жизни, но его главная книга — «Путешествие из Петербурга в Москву» — явилась «выражением такого правдолюбия», что «представляет собою одно из самых заметных явлений в истории русской литературы XVIII столетия»
«Путешествие из Петербурга в Москву».
В 1790г. в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил против самодержавно-крепостнического строя. Печатая книгу, он готов был к любым испытаниям. Напечатал ее в собственной типографии.
Жанр путешествия.
Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.
Первая глава – «Выезд», остальные 24 главы имеют топонимические названия реальных почтовых станций на тракте между двумя столицами: Петербургом и Москвой . Но книга Радищева - не дневник одного путешествия: она вобрала в себя весь опыт человека и писателя. В тексте «Путешествия…» соединены в одном повествовании «Слово о Ломоносове», ода «Вольность», вставные жанры: «найденная рукопись»,«разговор с прохожим», «найденное письмо», «сон». Реальное путешествие чувствительного героя одновременно оказывается аллегорией рассуждающего автора.
Путешественник — дворянин, не имеющий крепостных крестьян, чиновник, имеющий отношение к «таможенной пристани» в Петербурге. Путешественник — прекрасно образованный человек, свободно упоминающий десятки имён писателей, художников, учёных. Он - знаток истории, юриспруденции, литературы, философии, военного дела, экономики, блестящий мыслитель, находящийся в курсе споров по самым острым и жгучим вопросам современности и высказывающий при этом самые прогрессивные идеи.
«Любани»
Рассказ о встрече путешественника с крепостным крестьянином, который вынужден все шесть дней недели работать на барщине. Крестьянин мечтает о том, чтобы с него брали оброк. Варварская эксплуатация крестьян производит на путешественника гнетущее впечатление и мысленно восклицает: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».
«Пешки»
В главе открывается зрелище крестьянской нищеты. Читатель видит тесную, задымленную избу, жалкую крестьянскую одежду («посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода»). Пища крестьян – хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки»; сахар для них – «боярское кушанье».
«Спасская полесть»
Основная часть «Спасской полести» построена как развернутая аллегория (иносказание). Путешественнику приснилось, что он царь, окруженный раболепными придворными. Но вот появляется Прямовзора, которая называет себя Истиной, и снимает пелену с глаз царя. Что же видит он? Оказывается, одеяния его, «столь блестящие… замараны кровию и омочены слезами»; на перстах у него «остатки мозга человеческого», ноги стоят в тине. Во взорах окружающих – «хищность, зависть, коварство и ненависть». Речь в этой аллегории идет о неправой власти тирана.
Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.