- «Мёртвые души» – это подвиг Гоголя, это его надрыв. Оба эти качества обусловлены грандиозностью и необычностью гоголевского замысла. Гоголь хотел научить не только Россию, но и самой жизни объяснить, как ей следует развиваться.
- И.Л. Альми
Замысел
1836 год – задумано произведение.
Сюжет подсказан Пушкиным (из анекдота).
Когда Пушкин читал первые шесть глав, он смеялся, потом сказал :
«Боже, как грустна наша Россия!»
Жанровое своеобразие
«Это не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное».
Жанровое своеобразие
- Сам Гоголь: равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал.
- Белинский: «везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его (автора) субъективность».
Слияние лирики и эпоса
- Задача: показать «хотя с одного боку всю Русь».
- Возникает положительный идеал автора
- Язык лирических отступлений приближен к поэтическому
Язык лирических отступлений:
- 1. Оценочная лексика, контрастные эпитеты:
- « бледно, разбросанно и неприютно в тебе … слышится что–то восторженно чудное ».
Язык лирических отступлений:
- 2. Высокая образность (метафоры, метафорические эпитеты, гиперболы):
- «Как соблазнительно крадётся дремота»
- «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»
Язык лирических отступлений:
- 3. Поэтический синтаксис:
- а) риторические вопросы:
- «И какой же русский не любит быстрой езды?»
Язык лирических отступлений:
- «Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, что за кони!»
Язык лирических отступлений:
- «О моя юность! О моя свежесть!»
- «Русь, куда же несёшься ты?»
Язык лирических отступлений:
- « Что в ней, в этой песне?.. Что пророчит твой необъятный простор?»
Язык лирических отступлений:
- д) повторы,
- е) ряды однородных членов
- ё) градация:
- «Что зовёт , и рыдает , и хватает за сердце?»
Язык эпической части
- 1. Речь героев индивидуализирована.
- 2. Широко вводятся:
- – просторечная лексика,
- – просторечные устойчивые обороты,
- – пословицы и поговорки.
Жанровое своеобразие
- «Русская «Одиссея»», «русская «Илиада»» по затронутой Гоголем проблематике.
- Белинский: «Мёртвые души» понятны только русскому человеку.
Жанровое своеобразие
- Образ Чичикова
- Традиционная романная любовная интрига (история с губернаторской дочкой)
- Сплетня (что Чичиков – переодетый Наполеон)
- Дана биография героя (хотя нетипично: в последней главе)
Жанровое своеобразие
- Жанр европейской литературы 17–18 вв.
- Герой–пройдоха
- Логически эпизоды не связаны
- Сатирическая направленность
- Герой не меняется, а пытается обмануть общество или приспособиться к нему.
Параллель с Данте
- «Мёртвые души»
- 1–ый том
- 2–ой том
- 3–ий том
«Ад»
«Чистилище»
«Рай»
Построение поэмы «Мёртвые души»
Глава 1
Главы 2–6
Главы 7–10
Глава 11
- «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город Н., встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры)
- Изображение жизни российских помещиков
Манилов
Ноздрёв
Плюшкин
- Изображение губернского города, изображение мира чиновников
Повествование о жизненной судьбе главного героя поэмы – Чичикова.
Спасибо за внимание!