Просмотр содержимого документа
«"Заколдованное место" Н.Гоголь»
«Заколдованное место» Н.В.Гоголя
Содержание
1. Цели и задачи.
2. Н.В.Гоголь.
3. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
4. « Заколдованное место» в литературе.
5. Работа со словарем.
6. Рассказчики в «Заколдованном месте».
7. Работа с текстом по вопросам.
8. Особенности и существа заколдованного места.
9. Художественные средства.
10. Чем закончились поиски клада.
Цели и задачи
Организовать работу по осознанному восприятию художественного произведения.
Учить определять тему и главную мысль произведения.
Дать первоначальное понимание различия между автором произведения и рассказчиком.
Учить пониманию роли художественных средств в произведении.
Создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией.
Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь
(1809 – 1852) — прозаик и
драматург, классик русской
литературы.
Автор поэмы «Мертвые
души», пьесы «Ревизор»,
сборников повестей «Вечера
на хуторе близ Диканьки»,
«Миргород», «Петербургские
повести».
Вечера на хуторе близ Диканьки
Работать над «Вечерами»
Гоголь начал еще в 1829
году. В письмах домой он
просил свою мать писать
ему «о поверьях, обычаях
малороссиан, сказках,
преданьях», описать наряд
сельского дьячка,
свадебный обряд.
Вся работа уложилась в
три года и была закончена
в 1832 году.
Отзывы о первой книге Гоголя
« Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
А.С.Пушкин
Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Сорочинская ярмарка
Вечер накануне Ивана Купала
Майская ночь, или Утопленница
Пропавшая грамота
Ночь перед Рождеством
Страшная месть
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Заколдованное место
«Заколдованное место» в литературных произведениях
Аленький
цветочек
Остров Буян
Рип в ан
Винкль
Спящая
красавица
«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»
«Заколдованное место»
Основные мотивы повести:
- поиски заговоренного клада
- заколдованное место
Работа со словарем Соедините слово с его значением
Баштан
Волость
Кавун
арбуз
малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым
место, засеянное арбузами и дынями
башмаки
лук
в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти
глиняный кувшин
береговые лиственные леса, заливаемые в половодье
трубка
Кухоль
Левада
Люлька
Цибуля
Черевики
Чумаки
Работа со словарем Проверьте себя
Баштан – место, засеянное арбузами и дынями
Волость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти
Кавун – арбуз
Кухоль – глиняный кувшин
Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье
Люлька – трубка
Цибуля – лук
Черевики – башмаки
Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым
Рассказчики в «Заколдованном месте»
Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич
Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз.
Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.
Дед Фомы Григорьевича –
Максим
Работа с текстом по вопросам
По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом?
Чем запомнился рассказчику дед?
Работа с текстом по вопросам
Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло?
Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?
Каковы особенности заколдованного места?
Особенности заколдованного места
Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.
Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле .
Работа с текстом по вопросам
Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что там происходит?
Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
Существа заколдованного места
Медведь – родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло,дьявольские силы.
Птичий нос –
фантастическое существо,
придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.
Существа заколдованного места
Баранья голова – в
фольклоре нечто пустое,
никчемное. Имеет также
отношение к демонологии: один из демонов изображался с
тремя головами, одна из
которых была бараньей.
Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный,переряженный.
Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.
Художественные средства, создающие образ заколдованного места
Гиперболы
Сравнения
Эпитеты
… под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую…
… нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея.
… проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.
Как еще в повести называется заколдованное место
Проклятое место
Дьявольское место
Чем закончилось приключение деда
«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.
… на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!
Итог урока
Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.