kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вводный урок по пьесе«На дне» Знакомство с героями. Конфликт. Проблематика. Анализ 1-го действия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дети знакомятся с действующими лицами драмы "На дне".Анализируются обстановка и характеры героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок по пьесе«На дне» Знакомство с героями. Конфликт. Проблематика. Анализ 1-го действия.»

Максим Горький Вводный урок по пьесе«На дне» Знакомство с героями. Конфликт. Проблематика. Анализ 1-го действия.

Максим Горький

Вводный урок по пьесе«На дне»

Знакомство с героями. Конфликт. Проблематика. Анализ 1-го действия.

Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе
  • Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе

«На дне», - это что лучше: истина или сострадание?

Л. Андреев о пьесе  «На дне»   Горький нагромоздил гору величайших страданий... и объединил жгучим стремлением к правде и справедливости.

Л. Андреев о пьесе «На дне»

Горький нагромоздил гору величайших страданий...

и объединил жгучим стремлением

к правде и справедливости.

Драма (греч.-действие)

Драма (греч.-действие)

  • - род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене (по словарю Ожегова).
  • В драме особая нагрузка ложится на конфликт.
«На дне»

«На дне»

  •   Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
  • Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.
Обратимся к афише .   Чем могло привлечь зрителей название пьесы?

Обратимся к афише . Чем могло привлечь зрителей название пьесы?

  • - "Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький.
  • Конфликт , несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.
Ночлежка

Ночлежка

  • 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
  • Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.
Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?
  • Почему одни действующие лица названы только по фамилии,
  • другие - по имени,
  • третьи - полностью, с указанием рода занятий?
Вывод

Вывод

  • Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.
  • Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа)
  • .
  • Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.
Прототипы героев

Прототипы героев

  • . Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
  • артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
  • Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
  • В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки.
  • Сатин также писался с конкретного человека.
  •      Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.
Поговорим об именах, фамилиях. Лука

Поговорим об именах, фамилиях. Лука

  • - один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)
  • - Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").
  • - В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.
Сатин  в этом имени звучание слова

Сатин

в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

- О чём говорит род занятий действующих лиц?

- О чём говорит род занятий действующих лиц?

  • Клещ - слесарь,
  • Квашня - торговка пельменями,
  • Алёшка - сапожник,
  • Кривой Зоб и Татарин - ключники.
- Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

- Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

  • Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.
  • - Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
Знакомство с героями. Клещ .

Знакомство с героями. Клещ .

  • Всего полгода находится в ночлежке.
  • Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.
  • Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.
  • В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
  • Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»
Актёр

Актёр

  • В прошлом интеллигентный человек, артист.
  • Он добр, отзывчив.
  • Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.
Актёр

Актёр

  • - пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
  • Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
  • У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Бубнов

Бубнов

  • - дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
  • Груб, циничен.
  • Безразличен к судьбе товарищей.
  • Когда-то имел мастерскую...пропил.
  • «Ленив я. Страсть как работать не люблю».
  • С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.
Барон

Барон

  • - потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех.
  • Он ещё молод, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня.
  • «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.
Васька Пепел

Васька Пепел

  • - богатырь по своей силе и душевной щедрости;
  • - полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
  • - ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
  • - всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.
Настя

Настя

  • в 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)
  • Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.
Сатин

Сатин

  • - в прошлом интеллигентный человек;
  • - оказался здесь потому, что убил негодяя;
  • Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты;
  • - в его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
Сатин

Сатин

  • появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
Лука

Лука

  • странник. Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
  • Вкрадчивый и уклончивый.
  • В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор.
  • Обнадёживает и утешает.
Выводы по 1-му действию

Выводы по 1-му действию

  • В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, - о своём.
  • Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. ( Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.
Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?
Рефлексия

Рефлексия

  • Составить синквейн по теме урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Корнева Галина Александровна

Дата: 03.03.2019

Номер свидетельства: 502010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства