Введение технологии критического мышления на уроках литературы - основа развития объективно мыслящего общества
Введение технологии критического мышления на уроках литературы - основа развития объективно мыслящего общества
Изучение литературы часто вызывает сложности у школьников. На уроках приходится не только читать текст и извлекать необходимую информацию, но и анализировать художественную реальность, оценивать её с разных точек зрения, зачастую создавать собственный текст.
В данной презентации предлагаются стратегии критического мышления, которые можно применить на уроках литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Плюс»(+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
1
2
6
3
7
5
4
«Слепое письмо»
Заполните пропуски
Из прочитанных сегодня стихотворений мне больше всего понравилось………
В нем говорится о времени года……...
Читая это стихотворение, я представляю………….
Я словно слышу………….
В стихотворении автор передает чувство…………..
После прочтения стихотворения мне захотелось………….
«Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
1
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
2
Сбор информации
об объекте
3
Обмен информацией в группе
4
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
5
Заполнение таблицы
6
Написание совместного
исследования по теме
7
Презентация исследования
8
«СИНКВЕЙН»
В первой строчкетема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка– это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка– это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка– это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка–это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Текст не должен быть знакомым учащимся.
Текст заранее делится на части.
3. Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б.Блуму)
По названию предположите, о чем будет рассказ?
Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?
Что будет с героем после событий рассказа?
И. Бунин «Роман горбуна»
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок…»
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг...
...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья.