kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Введение технологии критического мышления на уроках литературы - основа развития объективно мыслящего общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение литературы часто вызывает сложности у школьников. На уроках приходится не только читать текст и извлекать необходимую информацию, но и анализировать художественную реальность, оценивать её с разных точек зрения, зачастую создавать собственный текст.

В данной презентации предлагаются стратегии критического мышления, которые можно применить на уроках литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Введение технологии критического мышления на уроках литературы - основа развития объективно мыслящего общества »

Критическое мышление - это Способность ставить новые вопросы Вырабатывать  подкрепляющие  аргументы Принимать  независимые  решения ОЦЕНИТЬ ПОНЯТЬ ПРИМЕНИТЬ

Критическое мышление - это

Способность

ставить новые

вопросы

Вырабатывать

подкрепляющие

аргументы

Принимать

независимые

решения

ОЦЕНИТЬ

ПОНЯТЬ

ПРИМЕНИТЬ

Сущность ТРКМ СТРУКТУРА ВЫЗОВ СОДЕРЖАНИЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ РЕФЛЕКСИЯ

Сущность ТРКМ

СТРУКТУРА

ВЫЗОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ОСМЫСЛЕНИЕ

ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ

РЕФЛЕКСИЯ

Основные приемы при работе с различными видами текстов Толстые и тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения,  почему? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Основные приемы при работе с различными видами текстов

Толстые и тонкие

вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения,

почему?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Простой  вопрос Уточняющий  вопрос Оценочный  вопрос Творческий  вопрос Вопрос  интерпретация Практический  вопрос ? «Ромашка Блума»

Простой вопрос

Уточняющий вопрос

Оценочный вопрос

Творческий вопрос

Вопрос интерпретация

Практический вопрос

?

«Ромашка Блума»

«Кластер»

«Кластер»

«ФИШБОУН» Причина Причина Проблема Вывод Факты Факты

«ФИШБОУН»

Причина

Причина

Проблема

Вывод

Факты

Факты

«Таблица - синтез» Ключевые слова Толкование До прочтения 1……………… 2……………… 3……………… 4……………… 5……………… Во время чтения 1……………….. 2……………….. 3………………… Выписки из текста

«Таблица - синтез»

Ключевые слова

Толкование

До прочтения

1………………

2………………

3………………

4………………

5………………

Во время чтения

1………………..

2………………..

3…………………

Выписки из текста

«Концептуальная таблица» Объект сравнения Линия сравнения Линия сравнения Линия сравнения

«Концептуальная таблица»

Объект сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Таблица Донны Огл  «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) У Х З  Что мы хотим узнать Что мы знаем Что мы узнали

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

У

Х

З

Что мы хотим узнать

Что мы

знаем

Что мы

узнали

2 1 Что мне известно по данной теме Что нового я узнал из текста

2

1

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста

- ? + V    Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об  этом больше

-

?

+

V

Я это знал

Это для

меня

абсолютно

новое

Это

противоречит

тому, что я

знал

Я хочу

знать об

этом больше

Цитата Комментарии Вопросы к учителю

Цитата

Комментарии

Вопросы к учителю

«Плюс»  (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей  «Что в этом интересного?» 1 2 6  3 7 5 4

«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей

«Что в этом интересного?»

1

2

6

3

7

5

4

«Слепое письмо» Заполните пропуски Из прочитанных сегодня стихотворений мне больше всего понравилось……… В нем говорится о времени года……... Читая это стихотворение, я представляю…………. Я словно слышу…………. В стихотворении автор передает чувство………….. После прочтения стихотворения мне захотелось………….

«Слепое письмо»

Заполните пропуски

Из прочитанных сегодня стихотворений мне больше всего понравилось………

В нем говорится о времени года……...

Читая это стихотворение, я представляю………….

Я словно слышу………….

В стихотворении автор передает чувство…………..

После прочтения стихотворения мне захотелось………….

«Отсюда – сюда» Группа получает общее задание по теме  1 Каждый член группы получает  «свой» объект исследования 2 Сбор информации об объекте 3 Обмен информацией в группе 4 Выделение общего  для запоминания основной части таблицы 5 Заполнение таблицы 6 Написание совместного  исследования по теме 7 Презентация исследования 8

«Отсюда – сюда»

Группа получает

общее задание по теме

1

Каждый член

группы получает

«свой» объект исследования

2

Сбор информации

об объекте

3

Обмен информацией в группе

4

Выделение общего

для запоминания

основной части таблицы

5

Заполнение таблицы

6

Написание совместного

исследования по теме

7

Презентация исследования

8

«СИНКВЕЙН»

«СИНКВЕЙН»

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Текст не должен быть знакомым учащимся. Текст заранее делится на части.
  • Текст не должен быть знакомым учащимся.
  • Текст заранее делится на части.

3. Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б.Блуму)

По названию предположите, о чем будет рассказ?  Какие события могут произойти в описанной обстановке?  Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?  Что будет с героем после событий рассказа?
  • По названию предположите, о чем будет рассказ?
  • Какие события могут произойти в описанной

обстановке?

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?
  • Что будет с героем после событий рассказа?
И. Бунин «Роман горбуна»   Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок…»  

И. Бунин «Роман горбуна»

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок…»

 

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг...

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг...

...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья. Беспощаден кто-то к человеку!  

...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья.

Беспощаден кто-то к человеку!

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Махамбетова Симбат Амангельдиевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства