Воланд и его свита на страницах романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Воланд и его свита на страницах романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
В презентации к урокам по роману М.Булгакова в 11 классе дается ответ на вопрос:"С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман?" Булгаковский Воланд существенно отличается от образа сатаны, запечатленного в произведениях художественной литературы. Дается характеристика образов нечистой силы в романе, приводятся цитаты из текста. Презентация содержит музыкальное сопровождение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воланд и его свита на страницах романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"»
Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы
МОБУ « Лицей№9» г. Оренбурга
Эпиграфы к уроку
Почему, зачем, откуда зло?
Если есть Бог, то как может быть зло?
Если есть зло, то как может быть Бог?
М.Ю. Лермонтов
так кто ж ты, наконец?
–Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гёте. «Фауст»
Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", дух зла и повелитель теней. Он участвует в пятнадцати главах романа. Булгаковский Воланд существенно отличается от образов сатаны, запечатленных художественной традицией. Воланд был намного ближе к традиционному типу искусителя, ловца человеческих душ.
Воланд
Воланд, Велунд, Вёлунд, Вёлюнд (Weyland) — персонаж мифов и литературы Европы.
Дьявол унаследовал от христианского божества многие черты: загадочное могущество, контроль над огнем, а также хромоту, которая имеет ту же природу, что и хромота бога-кузнеца Гефеста, поскольку среди древних племен многие представители этой профессии обладали физическими недостатками.
«росту… просто высокого», «с левой стороны… платиновые коронки, а с правой – золотые», серый костюм, заграничные туфли серый берет, «трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя». «Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый… зелёный. Брови чёрные, но одна выше другого. Словом иностранец».
«Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжёг загар».
С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман?
1.Литературоведы находят в романе три основных мира : «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».Роль связующего звена между ними выполняет Воланд и его свита.
С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман?
2.Эти персонажи используются автором как средство сатирического изображения руководителей советского государства и их тоталитарного режима.
Сатира Булгакова носит политический характер, это – «настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира».
С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман?
3.Роль этих героев – обнажить сущность происходящего, выследить и вывести на всеобщее обозрение пороки этого общества, которые, оказывается человечество не изжило со времён древнего мира.
С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман?
4.Воланд в отличие от Иешуа считает всех людей не добрыми, а злыми, одна из целей его миссии в Москве заключается в выявлении злого начала в человеке, Воланд – это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает человека за несоблюдение заповедей Христа.
С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман?
5.Воланд решительно вторгается в судьбу Мастера и Маргариты, разлученных волею обстоятельств, соединяет их и находит им «вечный приют».
Свита Воланда
Коровьев.Фагот.
Кот Бегемот
Азазелло
Гелла
Коровьев-Фагот
Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем регентом церковного хора. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое .
Коровьев-Фагот
Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и др. Лишь в последнем полете Коровьев- Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – мрачным демоном, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.
Бегемот
В основном появляется в обличии огромного черного кота, ходящего на двух лапах и разговаривающего. Но временами появляется и в человеческом обличии. Тогда это маленький толстяк, чье лицо невероятно напоминает кошачью морду. Бегемот - веселый персонаж. Одна из основных его функций - потешать Князя Тьмы. После преображения во время полета под лунным светом мы видим, что Бегемот - "худенький юноша". На самом деле он был "демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".
Азазелло
Один из подручных Воланда;
Маленький широкоплечий человек с огненно-рыжими волосами, торчащим изо рта клыком, когтями на руках и гнусавым голосом, Азазелло выполняет в основном поручения, связанные с физическим насилием.
Во время последнего полета, «блистая сталью доспехов», принимает истинный вид: его глаза «пустые и черные», а лицо «белое и холодное»; он предстаёт «как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Гелла
Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать». Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство и с ведьмой. Гелла, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полетаВампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы.
Изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду.
И если ещё его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии.
Булгаковская нечисть осталась в столице навечно. Сидит и ждет своего часа, чтобы выскочить, высмеять, вытащить на свет божий накопившуюся дрянь. Очистить нашу жизнь нашим же смехом, нахулиганить, набедокурить и снова скрыться, оставив недоуменные вопросы одних и улыбки других..