Просмотр содержимого документа
«Владимир Владимирович Личутин»
Владимир Владимирович Личутин
род. 13 марта 1940 г
Личутин — представитель русской деревенской прозы, все его произведения связаны с его родными краями, с жизнью деревни на побережье Белого моря. Кроме непосредственных впечатлений об этой хорошо известной и близкой ему жизни Личутин умело использует материал фольклористических экспедиций, в которых он принимал участие. Для его произведений характерна свободная композиция. Он соединяет отдельные, часто необычные и драматические события, нередко используя для этого сюжет о госте, попадающем в деревню и встречающемся со многими людьми. При всей сосредоточенности автора на определенных географических местах и связанности между собой некоторых текстов за счет введения в рассказ повторяющихся лиц, для его прозы характерен широкий временной охват; он пишет не только о современности, но и о жизни нескольких прошедших поколений, причём в своем творчестве Личутин всё больше и больше занимается внутренней душевной жизнью человека.
Родился в г. Мезень в 1940г, Архангельской области в семье учителя. Отец погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. Мать, «военная вдова», воспитывала одна четверых детей. Несмотря на безотцовщину и голод, мальчик не чувствовал себя несчастным, ибо рос на приволье, среди великолепной северной природы, постигая ее притягательную силу. Личутин с детства обладал особой художнической памятью, вниманием к народной, обрядовой стороне жизни. Семья Личутина принадлежала к старинному поморскому роду охотников и рыбаков. Один из его предков был кормщиком в первой русской экспедиции П. В. Чичагова. Родовая память о предках явилась одним из побудительных мотивов творчества Личутина.
После школы Личутин окончил лесотехнический техникум (1960 г.), отслужил в армии, уехал в Ленинград, где в 1962 г. Поступил в университет на факультет журналистики (ф-тжурналистики ЛГУ им.А. А. Жданова). Получив диплом, он уехал в Архангельск,где работал на местном радио, а затем писал статьи для газеты «Правда Севера».В это время он начал работать над очерками, затрагивающими тему истории, литературы Севера, фольклора, этнографии.
Работая в газете, Личутин пишет очерки о современниках — мезенских пекарихах, кузнецах из Вожегры,о сказительнице М. Кривополеновой,о писателе С. Писахове,об архангельском краеведеК. Гемп.Тематика его публикацийвесьмаразнообразна, но в нейпостоянноощущается интерес кистории,этнографии, фольклору илитературе Севера.
В 70-е Личутин принимает участие в фольклорной экспедиции Пушкинского Дома в Поморье под руководством проф. П. С. Выходцева.В 1975 Личутин заканчивает Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, остается жить в Москве, но часто приезжает в Архангельск, к себе на родину — в Мезень.
В 1972 году Владимир Владимирович опубликовал повесть «Белая горница», которая сделала его известным. Через три года он окончил высшие литературные курсы и остался в Москве, но регулярно ездил в родной город. За годы творчества писатель опубликовал десятки романов и повестей, например:«Раскол. Роман в 3-х книгах: Книга I. Венчание на царство»;«Миледи Ротман»;«Сон золотой» (книга переживаний);«Последний колдун»;«Скитальцы»;«Обработно – время свадеб».
Владимир Личутин – яркий представитель деревенской прозы. Работая на даче, он нередко использует образы местных жителей в качестве прототипов для своих работ. Творчество писателя было неоднократно отмечено наградами, среди которых: «Большая литературная премия России», премия Правительства Российской Федерации, «Золотой Дельвиг», «Ясная Поляна» и другие.
Небольшие работы Личутина из литературного журнала «Сибирские огни»
Год девяносто третий / Проза : №10 - октябрь 2008
ОСЕНЬ
1
Вот и октябрь на дворе. Скоро Покров.
Прежде девки пололи снежок и припевали: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком». Обычно в предзимье все в природе цепенеет, закаты багровы, лужи латунны, дальние леса лиловы, небо к ночи искристо, звезды наливные плутовато подмигивают, и Большая Медведица, как дворовая собачонка, дежурит в небе над коньком моей крыши. К этому времени березняки тускло выжелтятся, поблекнут, как старые ризы, изредятся, обветшают — дырка на дырке....
Год девяносто третий... / Проза : №09 - сентябрь 2008
В последние пятнадцать лет мать-сыра-земля крепко подметает русский народ, решительно поторапливая его на красную горку; погосты как-то скоро разрослись, расползлись на четыре стороны света, подпирая столицу, завоевывая и деревеньки, и поля, где давно ли стеною стояли хлеба, и поросшие чертополохом пустоши, и косогоры, и пастбища, и лесные опушки, и куда хватает взгляд; будто рати на побоище, полегли упокойники под сеево дождя-ситничка, принакрылись щитами намогильников, ощетинились...
Слово о «бессловесных» / Критика : №04 - апрель 2007
1.
Разговор о русском языке больной и тревожный для всякого совестливого человека и конца краю ему не будет, пока земля наша озабочена будущим и хочет радостно жить. Особенно нынче, когда грустно и тревожно в России, когда много развелось пустословья, сквернословья и злословья, когда русскому человеку выставлены всякие препоны и рогатки на пути, когда русским называться стыдно, укорливо, словно бы великий народ и не «выняньчил» огромные студные постранства со своих ногтей,...