Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности пьесы.
Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности пьесы.
Презентация к уроку по теме «Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности пьесы». (1 час).
Цели: раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися пьесы.
Образовательная: : продолжить обучение анализу поэтического текста отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.
Развивающая: развивать умения и навыки работы в группе.
Воспитательная: воспитание эстетического чувства прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова.
Воспитание чувства ответственности за порученное дело.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).
В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.
Цели урока:
раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися сказки.
“ Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.
1 группа. «Берендеи».
Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.
Русская пословица.
2 группа. «Снегурочка».
Пусть гибну я, любви одно
мгновенье
Дороже мне годов тоски и
слез...
А.Н. Островский.
3 группа. «Лель».
Через красивое - к человечному.
В. А. Сухомлинский .
Опорные слова.
Многослойность
многожанровость
вечные сюжеты
синтез
нравственность
конфликт
Опорные слова.
Многослойность
многожанровость
вечные сюжеты
синтез
нравственность
конфликт
Значение опорных слов.
Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе .
Конфликт ( «Современный толковый словарь» изд. «Большая Советская Энциклопедия») определяется как столкновение сторон, мнений, сил.
Основной нравственный конфликт произведения.Перекрестный опрос.
Брусила и берендеи – робята.
Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.
Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.
Причина всех несчастий страны берендеев —
в людском эгоизме, в потере людского родства,
в утрате любви и чувства красоты:
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев,
Исчезло в них служенье красоте.
В этих словах мудрого царя раскрывается
глубинный смысл пьесы, где этическая
красота человека определяется
взаимосвязью с природой и другими
людьми.
А заключительные слова Берендея:
«Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта А Островского о мире,свободном от холодных, расчетливых людей.
Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.
«Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес. Это “многослойное, многоуровневое произведение”, которое вместило в себя народную сказку, представление о древнем племени берендеев (тюркских кочевников, живших в южнорусских степях (XI—XIII вв.); с 1146 г. стали вассалами русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в) , старинные календарные обряды, песни, заклинания.
«Снегурочка» является «многожанровым» произведением. Сам Островский определил жанр как «весенняя сказка». Однако произведение было задумано в модном для 70 годов жанре праздничного представления сказочной «феерии» (феерия (франц.)-театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышностью постановки и специфическими эффектами), пьесы –маски (объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество автора).
В основу поэтической драмы был положен один из вечных сюжетов русского фольклора о том, как приходит в мир прекрасная девушка - снегурушка и гибнет от солнечного луча. А ближайшим источником стала народная сказка о Снегурочке, опубликованная в 1862 году собирателем И.А. Худяковым. Очень внимательно прочёл драматург работы знаменитого учёного-мифолога и фольклориста А.Н. Афанасьева: сборник «Русские народные сказки» (1826-1871) и исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869). «Заёмный» сюжет был лишь поводом для рождения оригинального художественного замысла.
Островский, отталкиваясь от сюжета о Снегурочке, от учёных реконструкций славянской мифологии, создаёт фантастический образ Берендеева царства, основой которого является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы. Царство Берендея- это воплощение мечты драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
В.М.Васнецов Берендеевка
Н.Рерих Ярилина долина
Прообразом Берендеева царства явилось имение Щелыково, приобретенное
драматургом в 1867 году
В Берендеевом царстве переплетается реальное и фантастическое. Здесь оживают образы славянского язычества: Весна-Красна, Солнце-Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур), Дед Мороз (является прообразом Велеса, Студенеца, Трескуна, Морозко), Снегурочка (Богиня любви Лада или Кастрома).Сказочные существа общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой ( « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль) ) Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена».
В.М.Васнецов Весна-Красна
Н.Рерих Дед-Мороз
В пьесе два главных, самостоятельных, но объединенных в единое
целое конфликта: первый- это противоборство Холода и Тепла, Мороза и
Ярилы, второй- собственное устройство царства берендеев. Оба конфликта
перерастают в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство- бедность, любовь- холод.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Специальное:
1. «Снегурочка»- это многослойное произведение, так как в пьесу вошли разные жанры фольклора.
Берендеи - племя, жившее в XI—XIII веках.
2. Многожанровое произведение.
Произведение было задумано в модном для 70 годов 19 века жанре «феерии»,
пьесы – маски.
3. В ечный сюжет русского фольклора такой, который существуют на протяжение долгого времени независимо от авторов.
1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.
1826-1871 А.Н.Афанасьев в сборнике «Русские народные сказки» опубликовал сказку.
1865-1869 А.Н.Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» исследовал сказку.
4. В сказке показано сказочное царство берендеев , куда пришла жить Снегурочка.
5. Синтез реального и фантастического , то есть славянские языческие божества общаются с реальными людьми.
6. Два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.
Это конфликт между Морозом и Ярилой и конфликт внутри берендеева царства.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Известное:
«Снегурочка» была написана на сюжет народных сказок, в ней используются календарная поэзия, поговорки, пословицы, заклятия, песни, предания и легенды.
Островский определил жанр как лирическая «весенняя» пьеса-сказка, драма.
Всем известен сюжет народной сказки о том, как прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
Основой берендеева царства является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой ( « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)).
В пьесе два конфликта: первый - между Холодом и Теплом, Морозом и Ярилой.; второй - внутри самого царства, а также между берендеями и Мизгирем как жителем чужой страны.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Новое:
берендеи – это тюркские кочевники, жившие в XI—XIII веках в
южнорусских степях.
2. «Феерия» - праздничное сказочное представление, модное в 70 г. 19 века.
Пьеса-маска – это объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество автора.
3. 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.
1826-1871 А.Н.Афанасьев в сборнике «Русские народные сказки» опубликовал сказку.
1865-1869 А.Н.Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» исследовал сказку.
4. Сказочное царство берендеев- это мечта Островского о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
5. Дед Мороз- это образ, объединивший в себя черты языческих богов: Велеса, Варуна, Студенца, Трескуна, Морозка. Прообразом Снегурочки явилась богиня любви Лада.
6. Конфликт пьесы перерастает в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство и бедность, любовь и холод.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
известное
специальное
Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.
новое
многослойное произведение.
берендеи
(XI—XIII вв)
древнее племя тюркских кочевников в южнорусских степях
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,
драма.
многожанровое произведение.
Феерия
праздничное сказочное представление
пьеса-маска
объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, музыкального, политического - относительно свободное творчество автора..
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
прекрасная девушка - снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
вечный сюжет русского
фольклора
1862 год собиратель И.А. Худяков
1826-1871 А.Н.Афанасьев
сборник «Русские народные сказки»
опубликовал сказку
1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»
опубликовал сказку
исследовал сказку.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
сказочное царство берендеев
мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой («водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль) )
Синтез реального и фантастического
Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко ( ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).
Снегурочка- Богиня любви Лада.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
1.Противоборство
Холода и Тепла,
два главных, самостоятельных,но объединенных в единое целое конфликта.
Мороза и Ярилы.
конфликт в области нравственных отношений:
2. царство
богатство- бедность,
берендеев- Мизгирь
любовь- холод.
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) русский композитор
П. И. Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе
Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ.
Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».
Васнецов Виктор Михайлович (1846-1926) русский живописец
А эта поэма «Снегурочка»-
лучшее, что есть.
Молитва русская и мудрость, мудрость пророка.
Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 —1908 русский композитор
«…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества». Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.
Б. В.Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать ... Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»
«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского».
Фрагмент из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки. «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова- это «нежный цвет русской оперы». Б. В. Асафьев (музыкальный критик). Составление тестов.
Эссе (колличество слов 56).
1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).
2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки в восприятии Н. А. Римского-Корсакова.
3 группа . «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.
Домашнее задание
Придумать и записать «страшную» историю о каком - нибудь представителе низшей славянской мифологии (русалке, водяном, лешем, домовом).