Среднесрочное планирование.
№ урока | Тема, основные цели обучения | Форма работы, используемые при активном обучении | Преодоление трудностей в обучении. | Результаты обучения | Оценивание, включая оценку в целях обучения | Вовлечение учеников в классе (талантливых, одаренных) | Основные ресурсы |
15 | « В.Гюго. Козетта. Портрет литературного героя» Знать: творчество французкого писателя В.Гюго . Понимать: в чём смысл данного произведения, чему она нас учит, что хотел сказать этим произведение нам автор. Уметь: выделят главное в тексте, составлять ассоциативную карту, синквейн. | Позитивный настрой Деление на группы. Работа в группах. Поисковая работа (с карточками) Физминутка Работа с ассоциативными картами. | Создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Работа с флипчартами Через сотрудничество, взаимопомощь. Применение высокого критического мышления . | Умение работать в группах. Индивидуальная работа. | Формативное оценивание учащихся (похвала, одобрение, предложение, совет, аплодисменты) Активность учащихся при составлении кластеров, работа с флипчартами. Работа по карточкам. | Работа в группах. Разнообразные формы работы вовлекают всех учащихся в учебный процесс. Учащиеся с высокой мотивацией являются экспертами и помощниками учителя при обучении слабоуспевающих (работа в группах) | ПК, проектор, опорные схемы-таблицы. Демонстрационный материал. Раздаточный материал (карточки). |
Урок 15 дата 4.12
Тема: В.Гюго. Козетта. Портрет литературного героя.
Цель: познакомить с творчество французского писателя;
Начать знакомство с отрывком из его романа «Отверженные» - «Козетта».
Развивать навыки выразительного чтения, образное мышление, устную монологическую и письменную речь.
Воспитывать в учащихся чувства сопереживания, сочувствия, участия.
Ход урока.
Слайд 1
Организационный момент.
Слайд 2
Постановка целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать творчество великого французского писателя - Виктора Гюго. Давайте сейчас окунёмся в прошлое Франции те годы, когда шла революция.
Слайд 3
Марсельеза.
О революции.
Очень тяжелая жизнь была у простого народа, не было работы, люди бедствовали, было очень много нищих и обездоленных, люди погибали, разрушались семьи, дети оставались сиротами, голодными и несчастными. Сейчас я вам рассказывала на фоне музыки, это был гимн этого времени. Именно в это страшное время жил Виктор Гюго и был очевидцем этих событий.
Слайд 4
3. Знакомство с биографией писателя.(опережающее задание детям)
Кристина
Весенним днем, 26 февраля 1802 года, в городе Безансоне, в трехэтажном доме, где жил тогда капитан Леопольд Сижисбер Гюго, родился ребенок — третий сын в семье. Хилый младенец был, по словам матери, «не длиннее столового ножа», однако ему суждено было вырасти в человека могучего физического и духовного здоровья и прожить долгую и славную жизнь.
Дополнение учителя:
…Акушерка промолчала, но, если бы спросили ее мнение, она не замедлила бы сообщить, что ребенок не доживет до утра. Из всех младенцев, появившихся с ее помощью на свет божий, этот был самым хилым. Тощее синеватое тельце, непропорциональные руки и ноги, к тому же — уродливо большая голова… Короче, не жилец. Да и не плачет уже, просто пищит, издавая тихие, едва слышные звуки.
Роды прошли тяжело, и Софи Гюго, мать младенца, забылась тревожным сном. И только один человек в доме был твердо уверен: этот ребенок будет жить! Будет, потому, что он — особенный. Трудно, конечно, было бы четко определить, что такого особенного в новорожденном, но он — знал. Этим человеком был отец.
Прогнозы акушерки не оправдались. Младенец пережил не только тяжелую ночь, но и остался в мире еще на множество тяжелых ночей. Отец был прав. Ребенок действительно был особенный.
Фёдор
Детство Виктора Гюго прошло под грохот наполеоновских барабанов, под небом, еще освещенным зарницами революции. Вместе с матерью и братьями он сопровождал отца в походах, и перед глазами ребенка мелькали дороги и города Франции, Италии, средиземноморские острова, Испания, охваченная партизанской войной против французских захватчиков, — и снова Париж, уединенный дом и заросший сад бывшего монастыря.
Слайд 5
Андрей
Родители Виктора разошлись, и мальчик воспитывался под сильным влиянием матери. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821.
Мадина
Гюго учился в лицее Карла Великого. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены. Умер 22 мая 1885 году. Ему было 83 года.
Слайд 6
Айнур
Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание:
«Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных,
умоляя могучих и неумолимых».
Слайд 7
4. Актуализация знаний.
Да действительно Гюго в своих произведениях призывает людей быть человечными, добрыми, благородными не проходить мимо чужого горя, помогать несчастным и обездоленным. Рассказ о маленькой Козетте - это часть очень большого романа Гюго "Отверженные", в котором писатель показывает тяжелую жизнь простых людей.
Составление кластера
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь вы видите иллюстрацию известного художника С. Михайлова к роману «Отверженные». На иллюстрации изображена Козетта. Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту девочку?
В своих группах составьте ассоциативные карты к этому изображению.
Спикер защищает свою карту.
Беззащитная слабая
бедная в лохмотьях плакать
маленькая слезы
нищета бедность
печаль страх
одиночество худая
несчастная
Мы будем знакомиться только с отрывком из этого романа, который расскажет нам слайд 8 о жизни маленькой девочки - Козетты. Сама Козетта походит на Золушку, а ее чудесное спасение таинственным незнакомцем напоминает волшебную сказку. Кто же такая Козетта?
Историческая справка.
Её настоящее имя Эфрази. Козетта была внебрачной дочерью простолюдинки Фантины и Феликса Толомьеса, ветреного человека из богатой семьи. Для удовлетворения потребностей своего ребенка, Фантине приходится работать, а для этого приходится расстаться с Козеттой. Она наивно оставляет Козетту паре трактирщиков из деревни Монфермей, по фамилии Тенардье. Эти люди оказываются очень жестокими. Они ненавидят бедного ребенка, используя её в качестве прислуги, и требуя всё больше и больше денег на её содержание у Фантины, которая поселилась в Монтрёй-сюр-Мер, своём родном городе, где работает на предприятии Жана Вальжана до того дня, когда её выгоняют с работы по доносу одной из завистливых работниц, подозревающей Фантину в блуде. Оставшись к существованию Фантина продолжает находить деньги (продаёт два центральных резца на верхней челюсти бродячему дантисту-шарлатану для, якобы, лечения Козетты), жертвуя собой ради благополучия дочери, и отсылать их Тенардье, суммы которых раз от раза лишь возрастают, но всё тратится в обход Козетты.
Фантина оказывается задержанной полицией за, якобы, избиение «добропорядочного гражданина» — молодого бездельника, который позволил себе словесно оскорблять Фантину и приставать к ней на улице, за что получил от последней жёсткий отпор. В полиции Фантина попадает на следствие к полицейскому инспектору Жаверу, но чудесным образом освобождается вовремя подоспевшим Жаном Вальжаном, который использует для этого свои знания французского уголовного и гражданского законодательства и властные полномочия мэра города Монтрёй-сюр-Мер.
У кровати умирающей Фантины Жан Вальжан обещает заботиться о Козетте. Вскоре он забирает Козетту у Тенардье, и отправляется с ней в монастырь в Париже, где она проводит своё оставшееся детство, получив начальное образование.
Позднее, во время ежедневных прогулок с Жаном Вальжаном в Люксембургском саду, Козетта замечает молодого студента, Мариуса, и они влюбляются друг в друга. После многих приключений, они женятся. Козетта не знала, кем был на самом деле Жан Вальжан и как звали её собственную мать, до последних страниц романа.
Действие происходит в 19 веке.
Слайд 9
5. Словарная работа
• Трактир- ресторан – гостиница низшего разряда.
• Ставни- деревянные створки для прикрытия окон.
• Лавка- небольшой магазин.
• Мрак- отсутствие света, тьма.
• Каштан- дерево из семьи буковых со съедобными коричневыми плодами; сам плод.
• Гримаса- намеренное или невольное искажение черт лица.
• Су- монета в пять сантимов. Сантим- самая мелкая французская монета.
Слайд 10
6.Работа над произведением
Первичное чтение первой части
- Сейчас мы с вами поработаем с текстом и проверим правильность ваших догадок, связанных с образом Козетты. Учащиеся изучают текст, получив 1 его часть и отвечают на вопросы:
- Как автор знакомит нас с будущей героиней повествования?
- Почему женщина с ребенком на руках (мать Козетты) оказалась у трактира Тенардье?
(Она осталась без работы, шла на родину в поисках заработка).
- Почему мать Козетты решила оставить свою дочь у хозяйки трактира?
- Как жилось Козетте у Тенардье?
(Козетта одевалась в старые платья дочерей Тенардье, ее кормили объедками под столом вместе с животными, стала служанкой в доме: подметала, мыла, таскала тяжести).
Слайд 11
6. Физминутка.
Слайд 12
7. Просмотр клипа.
Сейчас мы посмотрим небольшой клип, о том, как прошло детство Козетты в семье Тенардье.
- Легко ли ей жилось?
В) Первичное чтение 2-4 частей
Слайд 13
7. РЕФЛЕКСИЯ.
Синквейн.
- Что нового узнали на уроке?
- Понравилось ли вам произведение? Почему?
- Скажите, ребята, правы ли вы были, написав ассоциации о Козетте?
Слайд 14
8. Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца.