kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.Г.Короленко "В дурном обществе"»

Владимир Галактионович Короленко  (1853 – 1921)

Владимир Галактионович Короленко (1853 – 1921)

Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.

Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.

  • Владимир Галактионович Короленко родился в Житомире, Украина, в семье уездного судьи. Отец писателя происходил из казацкого рода.
  • Суровый и замкнутый, но вместе с тем и неподкупный и справедливый Галактион Афанасьевич Короленко (1810–1868) оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлен писателем в его знаменитой повести «В дурном обществе». Мальчик рос в атмосфере порядочности и доброты и стал отзывчивым к чужому горю. 
  • Учился сначала в Житомирской гимназии, а после смерти отца поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874 году на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве. .
Люди не ангелы, сотканные из одного света, но и не скоты, которых следует загонять в стойло.

Люди не ангелы, сотканные из одного света, но и не скоты, которых следует загонять в стойло.

  • Каждый раз, когда видел несправедливость, жестокость, он боролся с ними, что не прощалось, поэтому молодость Короленко прошла в тюрьмах, ссылках в Сибири и Якутии.
  • С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключен из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции.  
  • После отказа подписать покаянную верноподданническую петицию новому царю Александру ІІІ в 1881 году, Короленко перевели в ссылку в Сибирь. Он отбывал последний срок ссылки в Якутии в Амгинской слободе.
Повесть
  • Повесть

«В дурном обществе» много лет печаталась под названием

«Дети подземелья».

  Повесть — один из видов эпического произведения.

       Сюжет   — это ряд событий, положенных в основу произведения.               Сюжетная линия   — ряд событий, происходящих с одним героем.  Рассказ - малая форма:1 сюжетна линия, один главный герой. Повесть - средняя форма:2-3 сюжетных линии, 2-3 главных героя. Роман -         —  Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?          Линия жизни Васи и линия жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

       Сюжет   — это ряд событий, положенных в основу произведения.             Сюжетная линия   — ряд событий, происходящих с одним героем.

Рассказ - малая форма:1 сюжетна линия, один главный герой.

Повесть - средняя форма:2-3 сюжетных линии, 2-3 главных героя.

Роман -       

—  Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?       

Линия жизни Васи и линия жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

Композиция повести I. Развалины . (Экспозиция.) II. Я и мой отец.  (Экспозиция.) III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.) IV. Знакомство продолжается.  (Развитие действия.) V. Среди серых камней.  (Развитие действия.) VI. На сцену является пан Тыбурций.  (Развитие действия.) VII. Осенью. (Развитие действия.) VIII. Кукла.  (Кульминация. Развязка.) Заключение.  (Эпилог.)

Композиция повести

I. Развалины . (Экспозиция.)

II. Я и мой отец. (Экспозиция.)

III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)

IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)

V. Среди серых камней. (Развитие действия.)

VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)

VII. Осенью. (Развитие действия.)

VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка.)

Заключение. (Эпилог.)

Образ серого, сонного города.

Образ серого, сонного города.

-Зачем автор ввел описание Тыбурция?  (Прочитайте его описание;  …но глаза…)

-Зачем автор ввел описание Тыбурция? (Прочитайте его описание; …но глаза…)

  • Портрет – от фр. Portrajt – портрет, изображение. В литературе часто встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.
Отношения Васи с отцом    —  Как складывались отношения Васи с отцом?        Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

Отношения Васи с отцом

—  Как складывались отношения Васи с отцом?

      

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

        —  Почему мальчик начал бродяжить?    «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

       —  Почему мальчик начал бродяжить?

«Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

Назовите героя. «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами» Валек

Назовите героя.

  • «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами»

Валек

Назовите героя. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.  Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»   Маруся

Назовите героя.

  • «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.  Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»

Маруся

Назовите героя. «…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня

Назовите героя.

  • «…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».

Соня

Сравните внешний облик героинь и образ их жизни.

Сравните внешний облик героинь и образ их жизни.

  • «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.  Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»
  • «…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».
—  Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

—  Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

  • После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
   —  Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой?

   —  Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой?

– Как проявилась доброта Васи в истории с куклой? Прочитайте этот отрывок.

Как проявилась доброта Васи в истории с куклой? Прочитайте этот отрывок.

  • Ясные  дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно  своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали её смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне. У сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне её на время. Я так убедительно просил её об этом, так живо описал ей бедную, больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала её и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками. Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось ожила…
– Прочитайте разговор отца с Васей о пропаже куклы.

Прочитайте разговор отца с Васей о пропаже куклы.

  • Ты взял у сестры куклу? Эти слова упали вдруг на меня так отчётливо и резко, что я вздрогнул. – Да, – ответил я тихо. – А знаешь ты, что это подарок матери, которым ты должен дорожить, как святыней?.. Кому ты снёс её?.. Говори! – Нет, – сказал я, подымая голову. – Как нет? – вскрикнул отец, отталкивая кресло. – Ты украл её и снёс!.. Кому ты  снёс её?.. Говори! Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку. Я с усилием поднял голову и взглянул вверх. Лицо отца было бледно, глаза горели гневом. Я весь съёжился. – Н-не скажу! – ответил я тихо. – Скажешь, скажешь! Я чувствовал, как дрожала его рука, и всё ниже опускал голову; слёзы одна за другой капали из моих глаз на пол, но я всё повторял едва слышно: – Нет, не скажу… никогда, никогда не скажу вам… Ни за что!..
- «Платить добром на добро» – это известная мудрость. С какой целью  пан Тыбурцый пришёл в дом судьи?  -  Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?

- «Платить добром на добро» – это известная мудрость. С какой целью  пан Тыбурцый пришёл в дом судьи?

-  Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?

«Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку».        «— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову».        «Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы».
  • «Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку».       «— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову».       «Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы».
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».
  • «Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».
       —  Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
  •        —  Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».  Путь Васи к правде и добру

Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Путь Васи к правде и добру

Идея сочинения:  Дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции   Список человеческих качеств, которые проявляет Вася: Любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

Идея сочинения: Дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции

Список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

Любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

План сочинения: Что мы узнаем о Васе в начале повести? Как он выглядит, где живет? Какие поступки он совершает, какие качества проявляет: В момент знакомства с Валеком и Марусей; Во время дружбы с детьми; Во время критического разговора с отцом. 3. Какую роль в судьбе Васи сыграла дружба с обездоленными детьми?

План сочинения:

  • Что мы узнаем о Васе в начале повести? Как он выглядит, где живет?
  • Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
  • В момент знакомства с Валеком и Марусей;
  • Во время дружбы с детьми;
  • Во время критического разговора с отцом.

3. Какую роль в судьбе Васи сыграла дружба с обездоленными детьми?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Автор: Шарова Е.В.

Дата: 16.08.2021

Номер свидетельства: 585323


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства