kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В гостях у Вонлярлярского... Литература Смоленщины. 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок - экскурсия в Рай. Так названо за свою красоту село в Смоленском районе, где жил писатель В.А. Вонлярлярский. Целью урока является знакомство с жизнью и творчеством В.А. Вонлярлярского, его смоленскими страницами, раскрывается смысл имени "Смоленский Дюма", даётся понятие "забытые имена" в литературе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у Вонлярлярского»

План-конспект урока

составила Магер Марина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Богородицкая СОШ»

Смоленского района, Смоленской области

Класс: 9


Предмет: литература Смоленщины


Учебник: Литература Смоленщины. 9 класс: В 2т. Т.1: Учебник-хрестоматия по литературному краеведению / Составление, методические материалы Г.С. Меркина. – 2-е изд., перераб. – Смоленск: Универсум, 2002.


Название раздела, темы: «Смоленский Дюма». В.А. Вонлярлярский «Большая барыня» (главы из романа).


Тема урока. В гостях у В.А. Вонлярлярского.


Цели. Познакомить с творчеством В. Вонлярлярского, его смоленскими страницами; продолжать обучать анализу произведения (главы романа «Большая барыня»); традиции Гоголя  романтическое начало и бытописательство; раскрыть смысл имени «Смоленский Дюма»; относительность понятия «забытые имена» в литературе.


Задачи:

  1. Обучающие: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в романе; помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию учащимися некоторых аспектов мировоззрения В.А. Вонлярлярского; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

  2. Развивающие: способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся;

  3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, истории, содействовать сплочению детского коллектива.


Актуальность использования средств ИКТ: Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.


Вид используемых на уроке средств ИКТ: портреты В.А. Вонлярлярского, иллюстрации из альбома «Смоленск» - «Смоленск XIX»; учебник, карточки с текстами из повестей Вонлярлярского для чтения учеников.


Необходимое аппаратное и программное обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.


Межпредметные связи: история, география, скульптура, архитектура, живопись.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: мотивация учения, нравственно-этическая ориентация, стремление к речевому самосовершенствованию; оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.


Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.








Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организационный момент

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве.

- Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Стадия вызова

Задачи:

- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

- пробудить познавательный интерес учащихся;

- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.

Функции:

1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.

2.Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме.

3.Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.

1.Целеполагание.

Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.

Задача учителя: обозначив тему урока, включить его в общий контекст изучения произведений В. А. Вонлярлярского, поставить перед учениками учебную цель.

- провоцирует ученика;

- задает вопросы;

- создает ситуацию актуализации опыта ученика;

- формирует мотивацию ученика.


Слайд 1.

- Сегодня на уроке мы с вами совершим виртуальную экскурсию в Рай… Так названо за свою красоту село возле Миловидова Смоленского района, где жил писатель Василий Александрович Вонлярлярский.

- Кто слышал это имя? Что вам известно о Вонлярлярском?

(Слайд 2 – 13. Сообщает интересные факты из жизни В.А. Вонлярлярского).

- отвечает на провокацию;

- вспоминает все, что знает по данной теме;

- формулирует первые гипотезы;

- определяется в своих мотива и целях.







Отвечают на вопросы.



Смотрят презентацию.

Личностные УУД

(мотивация учения)

Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков)

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

II. Стадия осмысления

Задачи:

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;

- помочь учащимся активно воспринимать материал;

- помочь соотнести старые знания с новыми.

Функции:

1. Информационная: получение новых знаний по теме.

2. Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.

3. Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.

2.Подготовка к восприятию

Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.

Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.

- предлагает опорный текст по теме;

- организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии;

- управляет групповой динамикой;

- поддерживает мотивацию и цели;

- учит работать сообща;




Слайд 14 – 15. Задание на слушание.

- Какие картины родного края рисует автор? Сделайте по каждой краткую запись.

В произведениях В. Вонлярлярского романтические картины сменяются и чередуются с бытописанием.

- Назовите великого русского писателя, в произведениях которого романтические картины чередуются с бытописанием.

- Есть даже общие мотивы: описание ярмарки – «Сорочинская ярмарка»; описание Днепра – «Страшная месть»; таинственные предания о кладах – «Заколдованное место».

Вонлярлярский открывает нам романтику провинциальной жизни западной губернии. Как бы в ответ Гоголю: «Знаете ли вы украинскую ночь?» - он вдохновенно описывает декабрьскую ночь в родном краю. В такую морозную ночь произошло знакомство штаб-ротмистра Петра Авдеевича с «большой барыней» графиней Натальей Белорецкой.

- Как вы понимаете выражение «большая барыня»?

Встреча эта оказалась роковой в жизни штаб-ротмистра… но обо всём по порядку. Рассмотрим сюжет этой романтической истории из жизни нашей губернии.

включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии;

- участвует в групповом взаимодействии;

- подкрепляет и делает коррекцию своих целей;

- слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации;

- учатся работать сообща.


Чтение учеников по карточкам

После чтения каждого отрывка читающий или класс формулирует запись в тетрадь.




Отвечают на вопрос.

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»










Отвечают на вопрос.

- Знатная, богатая.




Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ);

Коммуникативные УУД (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли);

Регулятивные (предвидеть возможности получения конкретного результата).

3. Восприятие текста Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального обсуждения поступков героев.

Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие проблемы поднимает в романе «Большая барыня» В.А. Вонлярлярский»?

Работа с хрестоматией. Вопросы к классу.

- Каков план первой части (хрестоматия, т.1, с.182 - 189)?












- Что мы узнаём о Петре Авдеевиче из повествования?

- Вонлярлярского называли «Смоленским Дюма». Как вы думаете почему?

- Какого героя напоминает нам Пётр Авдеевич?

Дальнейшее повествование (хрестоматия, т.1, с. 189 - 201) переносит нас в дом городничего. Оно напоминает нам гоголевского «Ревизора» или сцены из «Мёртвых душ». Какие картины рисует автор?

- Чем эти картины особенно интересны для краеведов?

- Как выписаны характеры?

Ответы учеников.

  1. Приезд Петра Авдеевича в сельцо Костюково Колодец тож. Описание усадьбы и дома.

  2. Разговор со старым приказчиком о старом отце.

  3. Действия камердинера, который раскладывал вещи и здоровался с односельчанами.

  4. История с обедом, из которой мы узнаём о состоянии имения; воспоминания детства.

  5. Пётр Авдеевич проверяет хозяйственные книги.


Ответы учеников.

Храброго простодушного гасконца д,Артаньяна.




Ответы учеников.

- Описания наполнены мелкими подробностями, рисующими быт, привычки, предметы обстановки и хозяйства жителей нашей местности в прошлом веке.

Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование)


Коммуникативные УУД

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)


Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения)





4. Работа над нравственной идеей текста. Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное.

- Подумайте: кто виноват? Кто разрушает счастье героев, вначале Пелагеи Власьевны, а затем Петра Авдеевича?

-Какие чувства испытали вы сегодня на уроке? Почему?

-Так какую же проблему поднимает автор?

-Скажите, изменилось ли что-нибудь за этот период времени? Современен ли роман Вонлярлярского?

Отвечают на вопросы



Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

5.Творческая работа над текстом. Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте

Письменная самостоятельная работа.

Задание. Составьте план повествования об отношениях Петра Авдеевича с графиней Белорецкой. Сделайте (письменно) вывод: каким предстаёт перед нами герой в этих отношениях?


- У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?

Выполняют письменную работу.


Зачитывают работы, раскрывают образ главного героя.

Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Коммуникативные УУД

(строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач)

Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

III. Рефлексия. Задачи: помочь учащимся самостоятельно обобщить материал.

Функции:

1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.

2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

IV. Итог. Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения.

Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком.

- управляет подведением итогов;

- ставит новые вопросы и задачи на будущее;

- оценивает деятельность ученика;



-Давайте вспомним все, о чём мы с вами сегодня говорили.

-Какую проблему поднимает автор в своем тексте? О чем заставляет нас задуматься?

-Что бы вы посоветовали людям, проходящим мимо горя людского?


- суммирует в групповой работе весь изученный материал;

- задает вопросы на будущее;

- делает самооценку своей деятельности;


Отвечают на вопросы.







Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор).

  1. Домашнее задание Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.

- А.Н. Энгельгард в своём произведении «Из деревни» пишет: «Сделайтесь хозяином, так и будет всё хорошо, а если хозяином не можете сделаться, так не стоит и в деревне жить. По-деревенски только всё делайте, а не по-петербургски». О чём нам хочет рассказать писатель, и как вы понимаете выражение «быть хозяином на земле»?

Записывают задание в дневнике и в тетради



Литература.

Учебник: Литература Смоленщины. 9 класс: В 2т. Т.1: Учебник-хрестоматия по литературному краеведению/ Составление, методические материалы Г.С. Меркина. – 2-е изд., перераб. – Смоленск: Универсум, 2002.


  1. Висковатый П. Пребывание М. Ю. Лермонтова в школе гвардейских юнкеров / П. Висковатый // Русская мысль. - М., 1884. - Кн. 7.



  1. Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины: Методическое пособие для учителя русского языка и литературы. – Смоленск: СОИУУ, 2001г.



  1. Семенцова Т. А. Смоленское окружение М. Ю. Лермонтова: В. А. Вонлярлярский.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Карточки с текстами из произведений

Вонлярлярского В. А.


Роман «Большая барыня».

1. Поместье графини Белорецкой принадлежало к числу тех, ко­торыми некогда награждали русские цари заслуженных вельмож своих.

В поместьях этих итальянские зодчие осуществляли гигантс­кие планы Возрождения: Каррара снабжала их своими мраморными массами, Урал - золотом, а Венеция - зеркалами. Пока чертог подни­мался горделиво, как бы послушный жезлу художника, из окрестных лесов сбегались толпою вековые дубы, столетние сосны, ветвистые ивы и клены; группируясь вокруг чертога, они образовывали собою бесконечные зверинцы и парки, а их опоясывали каменными стена­ми, перерезывали глубокими рвами и засыпали тысячью клумб из ароматических цветов. К подобному диву вкуса, величия и роскоши принадлежало настоящее жилище прекрасной графини Натальи Алек­сандровны; но в декабре трескучий мороз набросил на парки, цвет­ники и зверинцы села Графского свои серебряные покровы.


Роман «Большая барыня».

2. По большим и проселочным дорогам, ведшим к городу, тя­нулись с ранней поры вереницы телег, нагруженных всякою всячи­ною. Рядом с ними шли окрестные мужики в белых холстинных зи­пунах и в высоких черных шляпах, обшитых золотым позументом. На крестьянках пестрелись цветные юбки, парчовые шнуровки и бе­лые, как снег, наметки. Ко всеобщему говору и крику шедших и ехав­ших присоединялось громкое ржание диких лошадей, табуны кото­рых гнались по обочинам дорог, а всему этому вторил отдаленный колокольный звон, продолжавшийся по обыкновению до полудня. В час пополудни на обширном поле, прилегавшем одним концом к го­родскому валу, а другим к длинной каменной ограде городского же кладбища, соединилось все, что шло и ехало недавно на ярмарку по большим и малым дорогам. Поодаль от всего этого, в шалаше, пост­роенном из ельника, помещался кабак, а в нескольких шагах от него безносая баба пекла на чугунной сковороде оладьи... на зеленом ко­нопляном масле. В промежутках молодые парни играли в орлянку, а крестьянские девки водили хоровод.

Повесть «Ночь на 28 сентября».

3. Ночью была страшная гроза; град разбил стекла, уничто­жил цветы в саду и побил поля... Деревья были местами поломаны, а дорожки изрыты глубокими промоинами. К полудню все просияло, и я отправилась смотреть на Днепр: он был мутен и быстр; на желто­ватом гребне своем нес он части строений, бревна и множество пред­метов, которые рассмотреть было трудно. За всем этим гоняются сме­лые рыбаки в миниатюрных лодочках. При мне одна опрокинулась - и как бы ты думала, мой друг, что сделали другие рыбаки, смотря на своего падавшего в воду товарища? - они расхохотались и не только не оказали ему никакой помощи, но, напротив, мешали несчастному выйти на берег; впрочем, смеялся больше всех сам утопавший, кото­рый брызгал на веселое общество водой и не потрудился даже пере­менить одежды... Папа уверял, что прибрежные жители Днепра ныряют как утки... Кстати о Днепре! В 1812 году, когда уничтоженное французское войско бежало из России, маршал Ней с арьергардом два раза вынужден был пройти в окрестностях наших через реку и оставил на дне ее большую часть своих сокровищ. По словам некото­рых стариков крестьян, помнящих событие, полные фуры золота и прочих драгоценностей следовали за маршалом, а кому неизвестно, в каком положении соединился он с главной армией своею.

Повесть «Ночь на 28 сентября».

4. Весь вечер я с отцом просидела в его кабинете; папа читал мне до самого ужина фамильные легенды... Вычитали мы их в престаринной книге, переплетенной в позолоченную кожу с медными украшениями, а книгу эту отец нашел в библиотеке своего прадеда. Слушай же. Ты конечно, знаешь, что губерния наша в древние време­на неоднократно переходила то к России, то к Польше и, находясь на границе, служила театром беспрерывных войн; нет уголка земли, на котором не находили б человеческих костей или оружия; рассказам о кладах нет конца - преинтересная страна!

В тех самых стенах, где мы теперь живем, некогда жил пресердитый и пребогатый пан; границы его владений заходили далеко за Днепр; леса были дремучие; в них содержал он, под видом пограничной стражи, просто разбойников и, пользуясь вечными смутами, творил такие злодейства, которым в наше время не решаешься верить. Например, в тех самых погребах, где у нас хранятся яблоки, раздавались по ночам жалобные стоны заключенных, на дворе производились казни...

Смежно с его землями находилось владение небогатого, но из­вестного своими заслугами русского боярина, дочерью которого, кра­савицей Ириной, хотел владеть распутный сын пана.

Пан помог ему тем, что оклеветал боярина и получил от короля Сигизмунда полномочие задержать его, а сам убил, будто бы в схват­ке. На след дочери Ирины, успевшей скрыться, была напущена стая собак. В глухую полночь озлобленные животные достигли входа в неизвестную пещеру и со страшным воем принялись рыть землю. Сыну пана дорогу преградил пустынник, который именем бога зак­линал его не идти далее. Удар мечом был ответом на эти слова. Обаг­ренный кровью пустынник поднял руку, молча указал на убийцу, и в гот же миг стая собак с бешенством бросилась на своего повелителя.

Терзаемый со всех сторон молодой человек огласил воздух та­ким адским хохотом, что вся окрестность дрогнула: звери завыли, а в соседних селах колокола сами собой загудели протяжно и заунывно. Судьба пустынника и боярской дочери неизвестна, но легенда гласит, что каждый год в полночь того дня лес на огромное расстоя­ние оглашается тем же смехом, ему вторит рев собак и заунывный голос колоколов. Отец погибшего сына на месте чудного происше­ствия заложил обитель, принял православную веру и постригся.


Повесть «Ночь на 28 сентября».

5. В столице никто из нас не имеет никакого понятия о провин­циальной жизни: этот мир так мало походит на наш обыкновенный, что, случайно увидев его, непростительно было бы не изучить нра­вов и обычаев этого провинциального мира. Вообрази себе, что мы живем в превысоких стенах, обтянутых не лионский нитью, а паути­ной, что с закопченных потолков смотрят на нас какие-то опухлые богини, со стен - престранные предки, из-за дверей выглядывают сотни старых слуг, а из окон - черемуха... в спальню влетала летучая мышь, в камине всю ночь кричал сверчок... завтра почта и посылают в город. Вообрази себе, мой друг, что городом называют здесь гряз­ную улицу, обставленную маленькими кривыми домами, из досок, кажется, цветом похожих на шафран и земляные груши; в лавках ря­дом с пастилою лежит желтое мыло и сальные свечи; у двери вяжет чулок безобразная баба, перед ней - о ужас! - прегрязные сельди в корыте, и с ними пустые помадные банки.

Повесть «Ночь на 28 сентября».

6. Прекрасна морозная декабрьская ночь! Любил я тебя, быва­ло, с твоим ясным небом, с твоими яркими звездами, с твоим таин­ственным безмолвием; сколько чудных воспоминаний пробуждаешь ты в памяти моей, когда на прытких бегунах случается мне в глухую полночь нестись по родным, давно покинутым полям, прислушиваться к знакомому сторожевому звону родных сел, всматриваться в чащу дремлющих лесов, наводивших на меня некогда страх неизъяснимый! И что может быть роскошнее тебя, декабрьская ночь? Не твоею ли рукою сыплются на землю груды алмазов, и не ты ли, как нежная мать, румянишь красавиц, дочерей своих ярким пурпуром, заверты­вая их в шелковистые волны черных лисиц и пересыпая жемчугом!


Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Приложение 1.

Дополнительная литература.

История.

Южно-германский рыцарь Яков фон-Лер после поступления на службу к польскому королю Владиславу IV, получил земельные владения в Смоленском уезде, после чего был причислен к польскому дворянству. Впоследствии он прибавил к своей фамилии прозвание "Лярский". После 1654 (когда Смоленск вошел в состав Русского государства) Яков фон-Лер перешёл на службу к царю Алексею Михайловичу и, сохранив свои владения, стал именоваться Вонлярлярским. Раем назвал свою усадьбу Александр Васильевич Вонлярлярский (был женат на Полторацкой В.Д. – двоюродной сестре Анны Керн. С 1813 года усадьба усиленно застраивалась, был построен дом, каменная церковь, разбит парк. В настоящее время от усадьбы сохранилась Казанская церковь и колокольня.

Биография.

Василий Александрович Вонлярлярский (1814-1852) - представитель старинного дворянского рода. Далекие предки Вонлярлярских были южногерманскими рыцарями, родовое гнездо которых находилось в городке Ляр - близ Баден-Бадена, и именовались фон-Лар. Затем, переселившись в Польшу, так как состояли на службе, были причислены к местному дворянству и стали именоваться Лярскими. В дальнейшем члены этого рода поступили в подданство России. В 1672 году русским царем Алексеем Михайловичем смоленские шляхтичи Иван и Константин были пожалованы старинными вотчинами их отца Петра Вонлярлярского. Многие потомки этого дома также служили российскому престолу в разных чинах. Впоследствии многие из них, приняв православие, стали именоваться Вонлярлярскими.

До 14 лет В. А. Вонлярлярский воспитывался дома. 6 марта 1827 года он был зачислен в Благородный пансион при Петербургском университете, но 12 июня 1828 года был уволен в отпуск, после чего в пансион так и не возвратился.

Болезнь (воспаление мозга неясной этимологии) подтачивала Василия Александровича. Впечатление человека «пожившего» он производил уже в 16 лет, в 1832 году, когда появился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где и обратил на себя внимание другого учащегося, «опытом и воззрениями на людей оставившего сверстников далеко позади», – Михаила Юрьевича Лермонтова. «Эти два человека, как и должно было ожидать, сблизились».

Дружба эта подтверждается всеми лермонтоведами. Известен факт существования в те времена шутливой переписки друзей во время совместной учебы, но она не сохранилась. И наличие такого друга юности, безусловно, снижало самооценку. А в 1836 году сын историографа Карамзина слышал из уст самого двадцатидвухлетнего Василия Александровича, за год до его отставки, что тот преждевременно состарился и морально и физически «вследствие особых обстоятельств». По данным Ильина-Томича, вскоре он вышел в отставку и женился по любви. По преданию же семьи, подтвержденному домашним рассказом «Две ночи», сохранившимся в семье, женитьба состоялась в 1834 году, т. е. сразу же по окончании школы. «Мне было двадцать лет, а ей семнадцать». Это пересказ событий двух ночей: одна из периода «медового» месяца, проведенного в Парголово, а вторая уже в Раю, спустя ровно год, у постели умирающей в родах восемнадцатилетней жены, что и стало «особыми обстоятельствами». Ночь счастья описывается как необычайное слияние душ в восприятии импровизированного музыкального вечера. Этот рассказ отличается от других произведений (отмеченных мягким юмором); это – своего рода дневниковые записи.

Женой Василия Александровича была Александра Карловна Фридебург (1817-1835), дочь статского советника, основателя и директора первой в Петербурге детской больницы. В семье этот брак считали женитьбой на «бедной красавице». Статус дочери столь уважаемого отца был почему-то недостаточен, но красота ее была всеми признана. А предсмертные слова ее «Не забывай меня, друг мой» дошли до праправнуков. Ее фотографии с Василием Александровичем имеются в музеях Лермонтова в Пятигорске и Москве. Потеря любимой, такая ранняя и трагическая, усугубила душевную неустроенность.

Своей семьи у Василия Александровича больше не было. Семейным домом остался дом родителей, где росла и его дочь. Несмотря на широкий круг общения, внутренне он был одинок и оставался как бы комментатором всего увиденного и услышанного. Эти комментарии присутствовали и в художественных образах рисунков, длительно сохранявшихся в семье. Это по сути – бытописание усадебной жизни в домашнем альбоме, слегка шаржированное. Здесь все были узнаваемы: и родственники, и соседи-помещики, и кучер, и егерь. Была ирония к проявлению чужих причуд (как разновидность характеров), была и самоирония. Он и себя изображал этаким благополучным хозяином с большой семьей и кучей детей, т. е. таким, каким он мог быть, но не стал. Фантазировал он, бывало, и в устных рассказах, так что трудно было судить, происходили ли описываемые события на самом деле.

И все, что накопилось, внезапно выплеснулось в литературу в последние три года его жизни: 1850, 1851, 1852. Это были четыре романа, три повести, пять больших рассказов и семь пьес. Написанное составило семь объемистых томов. Его почитатели отмечали, что «он был столько же умный, веселый и бойкий говорун и на словах, и на бумаге» [Из некролога в «Отечественных записках»]. Эта особенность и способствовала интенсивности его творчества, за что он получил прозвище «русского Дюма», усвоившего, с точки зрения критиков, и достоинства, и недостатки французского коллеги по перу.

Читая произведения Василия Александровича теперь, мы дополняем известную нам русскую литературную классику того времени образами, которые не являются повторением уже известных, а как бы иллюстрируют разнообразные их варианты. Забытый писатель может быть интересен именно этим. Наиболее сильным представляется то, что было написано по материалам дневников, которые велись во время путешествий («Поездка на марсельском пароходе», «Воспоминания о Захаре Ивановиче»). А «Ночь на 28 сентября» кажется очень интересной с точки зрения ее материала, т. к. там представлена история Смоленщины, а возможно и его рода. Роковые тайны и переплетения судеб, конечно, – плод глубокого знания жизни своей семьи и ее окружения в «одной из западных губерний» России. Герои живут своей жизнью, но прототипы несомненно существуют.

В.А. Вонлярлярский умер 38 лет от роду в Смоленске 11 января 1853 г. (по новому стилю). Похоронен он в имении Рай, как указано в некрологе: «Где колыбель назначалась ему могилою». А кто-то из близких друзей, пожелавший остаться анонимным, дал писателю такую посмертную характеристику: «Он был благороден, добр без границ, может быть, слишком добр и доверчив». Таким и помнился он в семье, где 70 лет сохранялся его кабинет.

Отец пережил сына на один год. И дочь, воспитывавшаяся с рождения без матери, в 17 лет осталась сиротой и, по воспоминаниям семьи, почему-то бедной – притом, что Рай остался ей в наследство. (По-видимому, активная деятельность ее дяди сказалась и на благополучии семьи в целом). Этой сиротой была Софья Васильевна Вонлярлярская (1835-1869(?)). В 23 года она вышла замуж за 35-летнего Александра Леонтьевича Ромейко-Гурко, не уступавшего ей знатностью рода и достаточно состоятельного помещика.

Бедность Софьи была относительной, перед отменой крепостного права Софья Васильевна Вонлярлярская владела селом Рай с 6 деревнями, в котором было 179 душ мужского пола крестьян и 10 дворовых.

Из воспоминаний.

Очень важным фактом биографии В. А. Вонлярлярского является пребывание его в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1832-1834 годах. В это время здесь обучался М. Ю. Лермонтов. Н. С. Мартынов впоследствии вспоминал: "В числе товарищей его (М. Ю. Л.) был В. Вонлярлярский, человек тоже поживший, окончивший курс в университете потом, не знаю вследствие каких обстоятельств, добровольно променявший полную свободу на затворническую жизнь в юнкерской школе. В эпоху, мною описываемую, ему было уже 22 - 23 года. Эти два человека, как и должно было ожидать, сблизились. В рекреационное время их всегда можно было застать вместе. Лярский, ленивейшее создание в целом мире (как герой "Женитьбы" Гоголя), большую часть дня лежал с расстегнутой курткой на кровати. Он лежал бы и раздетый, но дисциплина этого не позволяла".

По словам мемуариста А.М. Меринского, в Школе гвардейских подпрапорщиков М. Ю. Лермонтов "особенно дружен был с В. А. Вонлярлярским (известным беллетристом, автором "Большой барыни"), которого любил за веселые шутки. Своими забавными рассказами Вонлярлярский привлекал к себе многих. Бывало, в школе, по вечерам, когда некоторые из нас соберутся, как мы тогда выражались, "поболтать", рассказы Вонлярлярского были неистощимы".

П. Висковатый, первый биограф М. Ю. Лермонтова, писал: "Группировались в свободное время и около Вонлярлярского, который привлекал к себе многих неистощимыми забавными рассказами. С ним соперничал Лермонтов, никому не уступавший в остротах и веселых шутках. В 1834 году кому-то пришло в голову издавать рукописный журнал, получивший название "Школьной зари" и просуществовавший недолго, не более семи номеров... К сожалению, эти литературные занятия ограничивались статьями самого нескромного содержания".

Кс. Полевой, рассказывая о дружбе будущего великого поэта и известного прозаика, восклицает: "Как жаль, что не сохранилась шутливая переписка, которую они вели между собой в это время! Кто видел ее, те почитают забавные письма молодых друзей одним из остроумнейших произведений в своем роде, и этому нетрудно поверить, зная, что способны были они создать оригинального в литературе".

Здесь, видимо, речь идет не о письмах, а скорее о стихотворных посланиях, которые юнкера помещали на страницах рукописных журналов, таких, как "Школьная заря", "Всякая всячина".

Как видим, талант неистощимого рассказчика проявился уже в юношеские годы.

Дружба М. Ю. Лермонтова с В. А. Вонлярлярским продолжалась и по выходе их из училища. Существуют сведения об их дальнейшей переписке, к сожалению, не дошедшей до наших дней.

В Доме-музее М. Ю. Лермонтова хранится портрет В. А. Вонлярлярского, написанный художником М. О. Микешиным, впоследствии знаменитым скульптором, автором прославленного памятника в Новгороде "Тысячелетие России".


Литература.

  1. Висковатый П. Пребывание М. Ю. Лермонтова в школе гвардейских юнкеров / П. Висковатый // Русская мысль. - М., 1884. - Кн. 7.



  1. Семенцова Т. А. Смоленское окружение М. Ю. Лермонтова: В. А. Вонлярлярский.



Просмотр содержимого презентации
«Вонлярлярский В.А.»

В гостях у  В.А. Вонлярлярского Магер Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Богородицкая СОШ» Смоленский район

В гостях у В.А. Вонлярлярского

Магер Марина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Богородицкая СОШ»

Смоленский район

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Конец 1670 - начало 1680 годов

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Конец 1670 - начало 1680 годов

Усадьба Рай. Начало ХХ века.

Усадьба Рай. Начало ХХ века.

С 1814 года заложена была каменная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери (по проекту губернского архитектора М.Н. Слепнёва).

С 1814 года заложена была каменная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери (по проекту губернского архитектора М.Н. Слепнёва).

Казанская церковь. Колокольня

Казанская церковь.

Колокольня

Василий Александрович Вонлярлярский  (12 (24) апреля 1814 - 30 декабря 1852 (11 января 1853)

Василий Александрович Вонлярлярский

(12 (24) апреля 1814 -

30 декабря 1852 (11 января 1853)

Первая Санкт-Петербургская гимназия. Фото начала XX в. Известные воспитанники Благородного пансиона: Василий Александрович Вонлярлярский — русский писатель; Михаил Иванович Глинка — русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Первая Санкт-Петербургская гимназия. Фото начала XX в.

Известные воспитанники Благородного пансиона:

Василий Александрович Вонлярлярский — русский писатель;

Михаил Иванович Глинка — русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

М.О.Микешин. Портрет Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. В.А. Вонлярлярского. 1850-е г. 1834. Художник Ф.О. Будкин Бумага, уголь. Государственный музей-заповедник М.Лермонтова в Пятигорске

М.О.Микешин. Портрет

Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка.

В.А. Вонлярлярского. 1850-е г.

1834. Художник Ф.О. Будкин

Бумага, уголь. Государственный музей-заповедник М.Лермонтова в Пятигорске

Репин Илья Ефимович (1844-1930): Портрет М. О. Микешина. 1888 Памятник «Тысячелетие России». Скульптор М. О. Микешин. 1862 г. Фото ок. 1880 г.

Репин Илья Ефимович (1844-1930): Портрет М. О. Микешина. 1888

Памятник «Тысячелетие России». Скульптор М. О. Микешин. 1862 г.

Фото ок. 1880 г.

В.А. Вонлярлярский печататься начал в 1851 г.  и до 1853 г. опубликовал 4 – романа,  3 – повести,  5 - больших рассказов,  7 – пьес.

В.А. Вонлярлярский печататься начал в 1851 г.

и до 1853 г. опубликовал

4 – романа,

3 – повести,

5 - больших рассказов,

7 – пьес.

- Скажите богатой графине вашей,- воскликнул надменно полумертвец,- что сосед может быть преглупою, пребессмысленною тварью, но подлецом - никогда! В.А. Вонлярлярский.«Большая барыня»

- Скажите богатой графине вашей,- воскликнул надменно полумертвец,- что сосед может быть преглупою, пребессмысленною тварью, но подлецом - никогда!

В.А. Вонлярлярский.«Большая барыня»

Ровно через двое суток по отъезде графини из Костюкова, Петр Авдеевич уже мчался в санях по дороге, ведшей мимо села Сорочки в село Графское…  Пока чертог поднимался горделиво, как бы послушный волшебному жезлу художника, из окрестных лесов сбегались толпою вековые дубы, столетние сосны, ветвистые ивы и клены; группируясь вокруг чертога, они образовывали собою бесконечные зверинцы и парки, а их опоясывали каменными стенами, перерезывали глубокими рвами и засыпали тысячью клумб из ароматических цветов. К подобному диву вкуса, величия и роскоши принадлежало настоящее жилище прекрасной графини Натальи Александровны; но в декабре трескучий мороз набросил на парки, цветники и зверинцы села Графского свои серебристые покровы. Иллюстрации М. Ф. Петрова

Ровно через двое суток по отъезде графини из Костюкова, Петр Авдеевич уже мчался в санях по дороге, ведшей мимо села Сорочки в село Графское…

Пока чертог поднимался горделиво, как бы послушный волшебному жезлу художника, из окрестных лесов сбегались толпою вековые дубы, столетние сосны, ветвистые ивы и клены; группируясь вокруг чертога, они образовывали собою бесконечные зверинцы и парки, а их опоясывали каменными стенами, перерезывали глубокими рвами и засыпали тысячью клумб из ароматических цветов. К подобному диву вкуса, величия и роскоши принадлежало настоящее жилище прекрасной графини Натальи Александровны; но в декабре трескучий мороз набросил на парки, цветники и зверинцы села Графского свои серебристые покровы.

Иллюстрации М. Ф. Петрова

В избу вошел человек, на взгляд лет пятидесяти; лицо его было бледно и худо; одежда прохожего не походила на крестьянскую, не походила она и на солдатское одеяние, а представляла что-то среднее между военным и крестьянским. Посмотрев на него с недоверчивостью, хозяйка разбудила мужа и шепнула ему что-то на ухо. Хозяин постоялого двора, отставной солдат, менее боязливый, чем жена его, убедившись, что у прохожего не было ни ружья, ни палицы, и, видя, что, сняв с себя сумку, он преспокойно уселся под образами, спросил у него, не хочет ли он чего перекусить. Прохожий пошарил в карманах, в сумке и, не найдя, видно, денег, отвечал, что есть не хочет, а выпил бы воды и охотно прилег бы на печь. Иллюстрации М. Ф. Петрова

В избу вошел человек, на взгляд лет пятидесяти; лицо его было бледно и худо; одежда прохожего не походила на крестьянскую, не походила она и на солдатское одеяние, а представляла что-то среднее между военным и крестьянским. Посмотрев на него с недоверчивостью, хозяйка разбудила мужа и шепнула ему что-то на ухо. Хозяин постоялого двора, отставной солдат, менее боязливый, чем жена его, убедившись, что у прохожего не было ни ружья, ни палицы, и, видя, что, сняв с себя сумку, он преспокойно уселся под образами, спросил у него, не хочет ли он чего перекусить. Прохожий пошарил в карманах, в сумке и, не найдя, видно, денег, отвечал, что есть не хочет, а выпил бы воды и охотно прилег бы на печь.

Иллюстрации М. Ф. Петрова

Интернет-ресурсы:

Интернет-ресурсы:

  • yonow.clan.su›news/smolenskij_forum/2013-07-23-110
  • kolybanov.livejournal.com›4979559.htm
  • nasledie-rus.ru›Подшивка ›10414.php
  • 100grt.ru›cennosti-novogo-i-novejshego-vremeni/…
  • az.lib.ru›img/w/wonljarljarskij_w_a/text_0020/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В гостях у Вонлярлярского... Литература Смоленщины. 9 класс.

Автор: Магер Марина Михайловна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199911


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства