Презентация В.Г.Короленко и его повесть "Слепой музыкант" посвящена биографии писателя и истории создания произведения. На протяжении урока учащиеся подходят к выводу, что нужно научиться быть милосердными к окружающим, человечными, терпимыми к человеческому страданию и при любых обстоятельствах найти в себе силы и мужество прожить достойную и полноценную жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В.Г.Короленко и его повесть "Слепой музыкант"»
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
В.Г.Короленко
и его повесть «Слепой музыкант»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
Владимир Галактионович Короленко (1853- 1921)
русский писатель украинско-польского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью
Биография В.Г.Короленко
Владимир Короленко родился в 1853 году в украинском городе Житомир. По отцу он старого казацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой.
Родители его высоко чтили и культивировали в детях понятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава «судьи праведного».
Когда будущему писателю исполнилось 15 лет, умирает отец и семья – мать и пятеро детей – остались без средств.
Дом-музей В.Г.Короленко в Житомире
Мать писателя
Биография В.Г.Короленко
В 1871г. Окончил Ровенскую гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт, затем перевёлся в Московскую Петровскую сельскохозяйственную академию. Его студенческие годы
приходились на начало 70-ых годов 19 века. Именно в это время Короленко привлекал призыв слиться с народом и распространять социалистические идеи.
Ровенская гимназия
Московская сельскохозяйственная академия
В 1871г. Окончил ровенскую гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт.
В 1874г. Становится студентом Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Участвует в тайных студенческих сходках.
Ровенская гимназия .
Биография В.Г.Короленко
Его аналитический ум, который идеально сочетался с его деятельным и импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и как ему казалось, эта истина была в народе.
Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой своей первой ссылки. В 1876 году за организацию и проведение нелегальных сходок в Петровской академии исключён из списков студентов, арестован и сослан в Вологодскую губернию.
Фотография 1874 г.
Биография В.Г.Короленко
Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему разрешили переселиться в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он переехал в Петербург, где он готовился, так сказать, к хождению в народ, ради чего начал обучаться сапожному ремеслу.
Но его идеи по просвещению крестьян в деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и выступления народников в виде террора. Короленко вновь был арестован и отныне стал «бесповоротно подозрительным».
С ярлыком «политически неблагонадежен» Короленко отправили в город Глазов Вятской Губернии. Во время ссылки Владимир Галактионович стал ближе понимать крестьян, они приходили к нему за советами, доверяли ему свои проблемы и просто любили его.
Семья Короленко (жена и дочери)
Биография В.Г.Короленко
Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнуть Александру III. На пути в Сибирь полгода проводит в политической тюрьме, отправлен по этапу в Томск, оттуда возвращён в Пермь под надзор полиции.
В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть царю, ему представилась возможность побега, но он ею не воспользовался, так же как и раньше в Глазове, когда у него была такая же возможность. Короленко остался верен своим моральным принципам.
С 1881 по 1884 год он отбывает ссылку в Якутске. Писатель знакомится с бытом, образ мыслей и нуждами якутов, что позднее станет материалом для его «Сибирских рассказов».
«Сибирские рассказы»
Пересыльная тюрьма
в Томске, 1880 г.
Творчество В.Г.Короленко
Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре – человек, который не сломлен.
Словами « Человек создан для счастья, как птица для полёта» в рассказе «Парадокс» Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек – часть огромного мира и в себе заключает его бесконечность.
«Слепой музыкант»
В книге «Слепой музыкант» В.Г.Короленко пишет о жизни слепого человека с первого дня его жизни. Слепые – особенные люди, которые благодаря своей воле не сдаются, стараются жить в мире зрячих людей. Важно, чтобы у человека был стержень, который не позволит ему упасть духом.
«Слепой музыкант»
Задача писателя:
показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький, тернистый путь к осознанию своего предназначения.
«Слепой музыкант»
Автор:
Владимир Галактионович Короленко
Год написания:
1886
Толкование названия:
«Слепой
музыкант»
калека, неполноценный человек, требующий ухода за собой
творческий, талантливый человек, нашедший своё призвание
Жанр:
повесть
«Слепой музыкант»
Тема:
духовное испытание личности, которая должна найти саму себя, смысл своего существования среди людей.
Идея:
упорным трудом, при поддержке родных и друзей человек может преодолеть любые препятствия, преодолеть даже такой трагический недостаток, как слепота.
«Слепой музыкант»
Главные герои:
Пётр Попельский – слепой музыкант; мать Анна Михайловна (урождённая Яценко);
дядя Максим (брат матери);
конюх Иохим;
Эвелина – любимая Петра;
братья Ставрученко;
Егорий, Роман – звонари; слепые
«Слепой музыкант»
Сюжет:
два рассказа
о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;
о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, нашёл место в жизни и сумел воспитать в себе понимание и сострадание ко всем обездоленным.
«Слепой музыкант»
Элементы сюжета:
Экспозиция: предчувствие беды.
Завязка: «Ребенок родился слепой». Трагедия семьи.
Развитие действия: влияние окружающих на судьбу мальчика (мама, дядя Максим, Иохим, Эвелина, слепые певцы).
Развязка: путь поисков, долгожданное счастье: жена, сын, талант, признание.
Эпилог: вместо слепого, эгоистического страдания он нашёл в душе ощущение жизни.
«… Он стал чувствовать и человеческое горе и человеческую радость».
«Слепой музыкант»
Символы:
Свет — это не только свет солнца, недоступное слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.
Свет
Темнота — это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая в своём страдании.
Темнота
Путь слепого музыканта — это преодоление темноты в себе, что является важным для человека.
Путь слепого музыканта
«Слепой музыкант»
Проблема выбора:
Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе?
Пётр выбрал путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими, а затем к обретению самого себя как музыканта и человека.
Глаза его остались незрячими, а душа исцелилась, прозрела.
И за это судьба ему подарила огромное творческое и человеческое счастье: умную, добрую, любящую жену, сына, родившегося зрячим,
талант пианиста и композитора.
«Слепой музыкант»
Нравственные уроки:
Нужно научиться быть милосердными к окружающим, человечными, терпимыми к человеческому страданию и при любых обстоятельствах найти в себе силы и мужество прожить достойную и полноценную жизнь.