kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована при изучении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" как в 7, так и в 10 классе. Урок построен с использованием технологии РКМПЧ. Презентация поможет организовать групповую работу на уроке, позволит сравнить  авторскую сказку с народной, найти сходства и различия между ними. В конце урока обучающимся будет предложена небольшая творческая работа -  синквйн по сказке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Урок по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина Автор: Учитель русского языка и литературы Мельчакова Елена Евгеньевна

Урок по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина

Автор: Учитель русского языка и литературы Мельчакова Елена Евгеньевна

Жил– дрожал, и умирал– дрожал. (Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»).

Жил– дрожал, и умирал– дрожал.

(Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»).

Смех– оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он узнан и по поводу его уже раздаётся смех.   М. Е. Салтыков-Щедрин.

Смех– оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он узнан и по поводу его уже раздаётся смех.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

Выяснить, что высмеивает сатирик в сказке и как он это делает.

Выяснить, что высмеивает сатирик в сказке и как он это делает.

Написание «пискарь» связано со словами «писк», «пищать», потому что пескарь, если его схватить рукой, издаёт своеобразный звук. «Пескарь» происходит от слова песок– в некоторых диалектах эта рыба носит название пескозуб.

Написание «пискарь» связано со словами «писк», «пищать», потому что пескарь, если его схватить рукой, издаёт своеобразный звук.

«Пескарь» происходит от слова песок– в некоторых диалектах эта рыба носит название пескозуб.

Советы отцов детям. Пётр Гринёв из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» : «Береги платье снову, а честь смолоду» . Молчалин из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» : «Угождать всем людям без изъятья». Чичиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» : «Копи копейку, копейка не выдаст» . Премудрый пискарь : «Гляди в оба!»

Советы отцов детям.

Пётр Гринёв из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» : «Береги платье снову, а честь смолоду» .

Молчалин из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» : «Угождать всем людям без изъятья».

Чичиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» : «Копи копейку, копейка не выдаст» .

Премудрый пискарь : «Гляди в оба!»

Великий диагност общественных зол и недугов. И.Сеченов.

Великий диагност общественных зол и недугов.

И.Сеченов.

Задание группам. 1– выделить в тексте сказочные формулы: зачин, пословицы, поговорки, просторечья. 2– выделить в тексте слова и выражения, похожие на пословицы и поговорки, но придуманные самим автором. 3– найти примеры иносказания, гиперболы, гротеска, иронии, сарказма.

Задание группам.

1– выделить в тексте сказочные формулы: зачин, пословицы, поговорки, просторечья.

2– выделить в тексте слова и выражения, похожие на пословицы и поговорки, но придуманные самим автором.

3– найти примеры иносказания, гиперболы, гротеска, иронии, сарказма.

Народные сказки и сказки Салтыкова-Щедрина. Сходство: Очеловечивание животных.  Есть гипербола.  Строение сказки ( зачин, сказочные обороты, пословицы).  Сказочный сюжет. Различие:

Народные сказки и сказки Салтыкова-Щедрина.

  • Сходство:
  • Очеловечивание животных.
  • Есть гипербола.
  • Строение сказки ( зачин, сказочные обороты, пословицы).
  • Сказочный сюжет.

Различие:

  • Несоответствие формы содержанию. Форма сказки, а содержание политическое.
  • Смешение стилей речи: разговорный, научный.
  • Народные сказки юмористичны, а у Салтыкова-Щедрина– сатиричны.
  • Нет положительного героя.
О чём напоминает современным читателям сказка «Премудрый пескарь» ?

О чём напоминает современным читателям сказка «Премудрый пескарь» ?

Домашнее задание. 1.Анализ сказки Салтыкова-Щедрина (по выбору).  2.Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина .  3.Иллюстрация к сказке «Премудрый пискарь».

Домашнее задание.

1.Анализ сказки Салтыкова-Щедрина (по выбору).

2.Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина .

3.Иллюстрация к сказке «Премудрый пискарь».

Синквейн . 1 строка– имя существительное, ключевое понятие сказки. 2 строка– два прилагательных. 3 строка-- три глагола. 4 строка– простое предложение, определяющее основную мысль. 5– синоним к ключевому слову.

Синквейн .

1 строка– имя существительное, ключевое понятие сказки.

2 строка– два прилагательных.

3 строка-- три глагола.

4 строка– простое предложение, определяющее основную мысль.

5– синоним к ключевому слову.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина

Автор: Мельчакова Елена Евгеньевна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279288


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства