Просмотр содержимого документа
«Уроки доброй волшебницы (по творчеству эвенкийской писательницы Галины Кэптукэ)»
Уроки доброй волшебницы
Использование фольклора в в произведениях Галины
Кэптукэ
Автор урока:Штыкина Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературысредняя школа-интернатс. БагдаринРеспублика Бурятия
Цели урока
Предметные:научиться анализировать произведения по алгоритму выполнения задачи, определять идейно-тематическое своеобразие прозаического текста, его художественные особенности
Метапредметные:Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из художественного произведения, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы по тексту), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование навыков аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками.
Воспитательные:1.Содействовать формированию нравственной позиции учащихся.2. Воспитывать чувство ответственности, милосердия, сострадания
. Задачи урока
Развивать:
потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ;
умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, прививать любовь к чтению;
интерес к творчеству писателя.
Тип урока
урок обобщения и систематизации полученных знаний
Лексическая работа
1 группа
Жители Крайнего Севера
Выделанная оленья шкура
Ложка
Чашка с жиром и фитилём
Обувь северных народов
Белая куропатка
дружба
2 группа
Лось
Имя мальчикаиз сказки, которого бабушка оставила в лесу
Кладовая на высоких столбах
Жители Дальнего Востока
силу
3 группа
Слова, используемые жителями определенной местности
Лодка северных народов
Лук у Умусликэна
Обоз из оленьих упряжек
Самка оленя
Гаг
Мох для оленей
Суслик
Еда из медвежьего жира
добавляет
Дружба силу добавляет
Правила составления кластера
не бойтесь записывать все, что знаете, все выводы и идеи;
дайте простор своему воображению;
продолжайте работу, пока позволяет время или идеи не иссякнут
«Икэчик – весенний праздник»
«Огонь –это жизнь»
р
«Рассказы Чэриктэ»
«Нужда»
«Мой дуг старик Чэриктэ»
« Медведь предсказывать может»
Метод шести шляп
Правила работы в «шляпах»:
Белая шляпа: выявляем факты, информацию.
Желтая шляпа: отмечаем плюсы, только положительные стороны.
Черная шляпа: выделяем минусы, только отрицательные стороны.
Красная шляпа: рассказываем о своих чувствах, эмоциях.
Зеленая шляпа: предлагаем новые идеи, занимаемся творчеством.
Синяя шляпа: подводим итоги, делаем выводы.
Надев белую шляпу, мы вспомним фабулу сказки «Умусликэн и его друзья» - последовательное изображение событий в произведении на основе его сюжета
Обратимся к персонажам повести-сказки.
Каждый герой – не статичная фигура, как и в жизни (не зря ведь жанр произведения повесть-сказка) это разносторонние лично-
сти, представим себя в желтой шляпе и отметимположительные качества героев
Сказка, которую мы анализируем, волшебная, поэтому присутствие злой силы в ней – требование жанра. Переодеваем черную шляпу и слушаем о тех героях, которые в про-изведении противопостав-лены положительным .
А теперь представим себе, что мыв красной шляпе, обратим вниманиена эмоциональное восприятие сказки,поделимсячувства-ми, эмоциями, которые вы испытывали,читая это произведение
2 группаБагульник упарилсяЛучше всех багульник танцует;Развеселился вереск;Земля закружилась.
олицетворения
Умусли бежал так быстро, чтоноски его ног ударялись о лоб,а пятки стучали по затылкуХозяйка реки Аччекай сделала из ноги мост
гипербола
Делаем выводы
Основа всей жизни – природа.
Человек - защитник её,
и она щедро отплатит
за добро.
Об этом и рассказывается в произведениях эвенкийской писательницы
«…как духи-охранители тайги-природы, нужны ныне писатели из малых народов Севера, такие, как Галина…» Алитет Немтушкин
«Корзина идей»
Назовите жанры фольклора, с которыми вы встретились в произведениях Галины Кэптукэ.
Сказки:«Умусликэн и его друзья», «Сирбут Сирунай», «Синссесин».Предания:о братьях медведях, о сестре и брате.Легендаоб эвенкийских родах, об огне.Пословицы:нужда придет – нужда и поможет,не поработаешь – не поешь.Обычаи:весенний праздник икэчик, почитание медведя, встреча гостей
Рефлексия
Чем вам понравились произведения Галины Кэптукэ?
В чем же уроки доброй волшебницы?
Домашнее заданиее
1.Составить кроссворд по рассказам Галины Кэптукэ.
2. Сравните повесть-сказку «Умусликэн и его друзья» и сказку Р.Киплинга «Маугли»
(проект)
Приложение
Жители Крайнего Севера (долгане)
Выделанная оленья шкура (ровдуга)
Ложка (умкэн)
Чашка с жиром и фитилём (жирник)
Обувь северных народов (бокари)
Белая куропатка (аскун)
1. Лось (сохатый)2.Имя мальчика, которого бабушка оставила в лесу (Идэ)3. Кладовая на высоких столбах (лабаз)4.Жители Дальнего Востока(ульчи)
1.Слова, используемые жителями определенной местности( д иалектизмы) 2. Лодка северных народов ( о морочка) 3. Лук у Умусликэна ( б эркэн) 4. Обоз из оленьих упряжек ( а ргиш) 5.Самка оленя ( в аженка) 6. Гаг ( л ебедь) 7.Мох для оленей( я гель) 8 Суслик( е вражка) 9.Еда из медвежьего жира( т экэмун)