kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация. А.А. Ахматова. Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения.

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы, фронтальный опрос, синквейн.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Настрой на работу.

3. Определение темы урока, постановка целей.

Работа с эпиграфом урока. (слайд № 2)

Учащиеся читают и объясняют высказывание: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Ф.М. Достоевский.

- В этих словах Ф.М. Достоевского заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?

- Ответы учащихся.

- Учитель обобщает сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен человеку и природе.

- Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать цели работы.

1. Определение взаимоотношений человека и природы.

2. Анализ стихотворения

Учитель подводит итоги, записывает тему и цели работы на доске.

4. Работа по реализации целей урока.

- Ребята, как вы понимаете эту фразу «Человек и природа находятся в теснейшей взаимосвязи»? Предлагаю вашу мысль доказать, используя иллюстрации с картин художников: какое время года запечатлено на них, по каким приметам вы это определили? Что вы чувствуете, глядя на эти картины?

- Ответы учащихся.

Учитель подводит итоги выступлений: человек понимает природу, чувствует и откликается на все изменения в ней. Не только художники, но и поэты размышляли в своих произведениях о природе. Писала пейзажные стихи и А.А. Ахматова.

- знакомство с историей создания стихотворения (слайд 8-9)

- Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (слайд10)

Впечатления от стихотворения. (Слайд 11)

О чем же размышляет автор в своем стихотворении?

Какое настроение оно передает?

Каким чувством оно пронизано?

Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело.

Какую роль они играют?

 Ответы учащихся: слушая стихотворение, учащиеся определяют, кто является героями стихотворения, делятся своими впечатлениями:

-стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек;

-оно несет в себе сложное поэтическое настроение;

 -ирическая героиня радуется наступлению весны, видит ее особые приметы;

-изображаются конец февраля и начало марта;

-видим луг, отдыхающий под плотным снегом.

- Учитель подводит итог, говоря, что в стихотворении два героя: человек и природа. Учитель и ученики, опираясь на текст стихотворения чертят таблицу, выписывают словосочетания, предложения, рисующие два мира: мир природы - отдыхает луг; шумят деревья; ветер нежен и упруг; мир человека: легкость тела; старую песню поет, как новую; не узнает дома. (Слайд 12). Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что человек откликается на все изменения в природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок. А.Ахматова Перед весной бывают дни такие»

Костюкова Людмила Тихоновна, учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 6 классе

Тема: А.А. Ахматова. Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие».

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

  • познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы , фронтальный опрос, синквейн.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Настрой на работу.

3. Определение темы урока, постановка целей.

Работа с эпиграфом урока. (слайд № 2)

Учащиеся читают и объясняют высказывание: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Ф.М. Достоевский.

- В этих словах Ф.М. Достоевского заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?

- Ответы учащихся.

- Учитель обобщает сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен человеку и природе.

- Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать цели работы.

1. Определение взаимоотношений человека и природы.

2. Анализ стихотворения

Учитель подводит итоги, записывает тему и цели работы на доске.

4. Работа по реализации целей урока.

- Ребята, как вы понимаете эту фразу «Человек и природа находятся в теснейшей взаимосвязи»? Предлагаю вашу мысль доказать, используя иллюстрации с картин художников: какое время года запечатлено на них, по каким приметам вы это определили? Что вы чувствуете, глядя на эти картины?

- Ответы учащихся.

Учитель подводит итоги выступлений: человек понимает природу, чувствует и откликается на все изменения в ней. Не только художники, но и поэты размышляли в своих произведениях о природе. Писала пейзажные стихи и А.А. Ахматова.

- знакомство с историей создания стихотворения (слайд 8-9)

- Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (слайд10)

Впечатления от стихотворения. (Слайд 11)

О чем же  размышляет автор в своем стихотворении?

Какое настроение оно передает?

Каким чувством оно пронизано?

Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело.

Какую роль они играют?

Ответы учащихся: слушая стихотворение, учащиеся определяют , кто является героями стихотворения, делятся своими впечатлениями:

-стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек;

-оно несет в себе сложное поэтическое настроение;

-ирическая героиня радуется  наступлению весны, видит ее особые приметы;

-изображаются конец февраля и  начало марта;

-видим луг, отдыхающий под плотным снегом.

- Учитель подводит итог, говоря, что в стихотворении два героя: человек и природа. Учитель и ученики, опираясь на текст стихотворения чертят таблицу, выписывают словосочетания, предложения, рисующие два мира: мир природы - отдыхает луг; шумят деревья; ветер нежен и упруг; мир человека: легкость тела; старую песню поет, как новую; не узнает дома. (Слайд 12) . Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что человек откликается на все изменения в природе.

Два мира

Человек

Природа

легкость тела

отдыхает луг

старую песню поет, как новую

шумят деревья;

не узнает дома

ветер нежен и упруг

Вывод: человек откликается на все изменения в природе

Учитель: А. Ахматова в описании природы и человека и сдержанна, и радостна. Для этого она использует средства выразительности. Учащимся предлагается определить тропы.(Слайд 13). Эпитеты.. олицетворения…

Проблемная ситуация: какой приём использует поэтесса, повторяя союз «и» в начале строк»? Ответ находим в списке средств выразительности (работа с конспектом по литературе)

-Четыре строчки начинаются с «и». Какова роль «и»? Как называется этот приём?

?

И теплый….

И легкости…

И дома….

Работа в парах с таблицей «Средства выразительности. Самостоятельно, в парах находят термин «анафора», объясняют его назначение: союз выполняет усилительную роль (повтор усиливает впечатления). Этот прием называется анафорой. Всё стало другим: новым, чистым, свежим…Даже знакомая песня воспринимается как новая. Выразить состояние души помогает слово «волнение». Интонация стихотворения сдержанно-радостная – так воспринимает мир лирическая героиня Анны Ахматовой.

5. Подведение итогов урока.

- После работы с текстом учитель возвращается к целям, которые поставили учащиеся в начале урока. Подводя итог, педагог еще раз отмечает, что человек-часть природы, поэтому он живет по ее законам. Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации. Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны Ахматовой. В этом своеобразие её восприятия мира, самобытность поэтического мира.

- Завершается работа синквейном, который начинается словами: ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК. (слайд 12)

Пример:

Природа и человек.

Сильные, связанные.

Живут, взаимодействуют, влияют.

Связь.

Завершая урок, учитель возвращается к целям, которые ставили ученики в начале урока. Ребята сами определяют уровень достижения поставленных целей (достигли, не достигли, частично достигли).

Домашнее задание: 1. Приготовить выразительное чтение стихотворения. – «3»

2. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой – «3» - «4»

3. Написать свое стихотворение о природе и человеке – «4» - «5


Просмотр содержимого презентации
«А.АХМАТОВА Перед весной бывают дни такие»

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА Перед весной бывают дни такие

АННА АНДРЕЕВНА

АХМАТОВА

Перед весной бывают дни такие

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Ф.М. Достоевский. - В этих словах Ф.М. Достоевского заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить? Тема: человек и  природа

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Ф.М. Достоевский.

- В этих словах Ф.М. Достоевского заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?

Тема: человек и

природа

Целеполагание - Определив тему занятия, попробуйте сформулировать цели работы . ЦЕЛИ  УРОКА (1. Определение взаимоотношений человека и природы. 2. Анализ стихотворения, выявление отношений человека и природы в стихотворении А.Ахматовой

Целеполагание

  • - Определив тему занятия, попробуйте сформулировать цели работы .

ЦЕЛИ УРОКА

(1. Определение взаимоотношений человека и природы.

2. Анализ стихотворения, выявление отношений человека и природы в стихотворении А.Ахматовой

Какое время года запечатлено на иллюстрациях?  По каким приметам вы это определили?  Что вы чувствуете, глядя на эти картины?

Какое время года запечатлено на иллюстрациях? По каким приметам вы это определили? Что вы чувствуете, глядя на эти картины?

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА Перед весной бывают дни такие

АННА АНДРЕЕВНА

АХМАТОВА

Перед весной бывают дни такие

Из истории создания стихотворения Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это – Надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Чулкова предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

Из истории создания стихотворения

Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это – Надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Чулкова предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

Ранней весной 1915 года, Ахматова решила последовать совету своей подруги.  Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на луг, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.

Ранней весной 1915 года, Ахматова решила последовать совету своей подруги.

Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на луг, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.

Перед  весной  бывают  дни  такие : Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело,  И дома своего не узнаешь,  А песню ту, что прежде надоела,  Как новую, с волнением поешь.  1915

Перед весной бывают дни такие :

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. 1915

Впечатления от стихотворения Итак, о чем же  размышляет автор в своем стихотворении? Какое настроение оно передает? Каким чувством оно пронизано? Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело. Какую роль они играют? Стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек. Оно несет в себе сложное поэтическое настроение. Лирический герой радуется  наступлению весны, видит ее особые приметы. В начале стихотворения изображаются конец февраля и  начало марта. Видим луг, отдыхающий под плотным снегом.

Впечатления от стихотворения

Итак, о чем же  размышляет автор в своем стихотворении? Какое настроение оно передает? Каким чувством оно пронизано? Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело. Какую роль они играют?

Стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек.

Оно несет в себе сложное поэтическое настроение. Лирический герой радуется  наступлению весны, видит ее особые приметы.

В начале стихотворения изображаются конец февраля и  начало марта.

Видим луг, отдыхающий под плотным снегом.

Работа с таблицей Два мира Человек Природа легкость тела отдыхает луг старую песню поет, как новую шумят деревья; не узнает дома ветер нежен и упруг Вывод: человек откликается на все изменения в природе

Работа с таблицей

Два мира

Человек

Природа

легкость тела

отдыхает луг

старую песню поет, как новую

шумят деревья;

не узнает дома

ветер нежен и упруг

Вывод: человек откликается на все изменения в природе

Какие поэтические приемы использует автор? С какой целью? Луг «отдыхает» – олицетворение,  «шумят» – олицетворение, деревья «весело – сухие» – метафора. Эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, ожидающие наступление весны. Проблемная ситуация: какой приём использует поэтесса, повторяя союз «и» в начале строк»? И теплый…. И легкости… И дома…. Ответ находим в списке средств выразительности (работа с конспектом по литературе). АНАФОРА

Какие поэтические приемы использует автор?

С какой целью?

Луг «отдыхает» – олицетворение,

«шумят» – олицетворение,

деревья «весело – сухие» – метафора.

Эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, ожидающие наступление весны.

Проблемная ситуация: какой приём использует поэтесса, повторяя союз «и» в начале строк»?

И теплый….

И легкости…

И дома….

Ответ находим в списке средств выразительности (работа с конспектом по литературе). АНАФОРА

Анализ первой строфы 1.Какое настроение выражается в первом четверостишии? Какая интонация преобладает? В первом четверостишии выражается настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация Как меняется настроение лирического героя во втором четверостишии? Как меняется лексика? и легкости своей дивится тело (глагол «дивится» – высоко – поэтическое) в сочетании с существительным «легкость» (от прилагательного «легкий») и нейтральным «тело» создают особое настроение умиротворения.  

Анализ первой строфы

1.Какое настроение выражается в первом четверостишии?

Какая интонация преобладает?

В первом четверостишии выражается настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация

Как меняется настроение лирического героя во втором четверостишии? Как меняется лексика?

и легкости своей дивится тело (глагол «дивится» – высоко – поэтическое) в сочетании с существительным «легкость» (от прилагательного «легкий») и нейтральным «тело» создают особое настроение умиротворения.  

Работа с таблицей «Средства выразительности. Самостоятельно, в парах находят термин «анафора», объясняют его назначение. – Четыре строчки начинаются с союза «и». Какова его роль? Как называется этот поэтический приём? Усилительную роль. Этот прием называется анафорой . Как вы понимаете строку : и дома своего не узнаёшь?» – Всё стало другим: новым, чистым, свежим… Что еще волнует душу поэта? – Знакомая песня, которая воспринимается им как новая. – Какие слова помогают выразить состояние души поэта? – Волнение Определите размер стихотворения, способ рифмовки.

Работа с таблицей «Средства выразительности. Самостоятельно, в парах находят термин «анафора», объясняют его назначение.

– Четыре строчки начинаются с союза «и». Какова его роль? Как называется этот поэтический приём?

Усилительную роль. Этот прием называется анафорой .

Как вы понимаете строку : и дома своего не узнаёшь?»

– Всё стало другим: новым, чистым, свежим…

Что еще волнует душу поэта?

– Знакомая песня, которая воспринимается им как новая.

– Какие слова помогают выразить состояние души поэта? –

Волнение

Определите размер стихотворения, способ рифмовки.

Подведение итогов урока . Что открыли для себя на уроке? Какие выводы сделали? Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации. Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны Ахматовой. В этом своеобразие её восприятия мира, самобытность поэтического мира.

Подведение итогов урока .

Что открыли для себя на уроке?

Какие выводы сделали?

Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации. Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны Ахматовой. В этом своеобразие её восприятия мира, самобытность поэтического мира.

Синквейн ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК Сильные, неразрывны е. Живут, взаимодействуют, влияют. Связь .

Синквейн

ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК

Сильные, неразрывны е.

Живут, взаимодействуют, влияют.

Связь .

Домашнее задание Домашнее задание:  1. Приготовить выразительное чтение стихотворения. – «3» 2. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой – «3» - «4» 3. Написать свое стихотворение о природе и человеке – «4» - «5»

Домашнее задание

Домашнее задание:

1. Приготовить выразительное чтение стихотворения. – «3»

2. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой – «3» - «4»

3. Написать свое стихотворение о природе и человеке – «4» - «5»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-презентация. А.А. Ахматова. Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие»

Автор: Костюкова Людмила Тихоновна

Дата: 30.09.2016

Номер свидетельства: 346808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства