Цели урока: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения.
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы, фронтальный опрос, синквейн.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Настрой на работу.
3. Определение темы урока, постановка целей.
Работа с эпиграфом урока. (слайд № 2)
Учащиеся читают и объясняют высказывание: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Ф.М. Достоевский.
- В этих словах Ф.М. Достоевского заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?
- Ответы учащихся.
- Учитель обобщает сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен человеку и природе.
- Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать цели работы.
1. Определение взаимоотношений человека и природы.
2. Анализ стихотворения
Учитель подводит итоги, записывает тему и цели работы на доске.
4. Работа по реализации целей урока.
- Ребята, как вы понимаете эту фразу «Человек и природа находятся в теснейшей взаимосвязи»? Предлагаю вашу мысль доказать, используя иллюстрации с картин художников: какое время года запечатлено на них, по каким приметам вы это определили? Что вы чувствуете, глядя на эти картины?
- Ответы учащихся.
Учитель подводит итоги выступлений: человек понимает природу, чувствует и откликается на все изменения в ней. Не только художники, но и поэты размышляли в своих произведениях о природе. Писала пейзажные стихи и А.А. Ахматова.
- знакомство с историей создания стихотворения (слайд 8-9)
- Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (слайд10)
Впечатления от стихотворения. (Слайд 11)
О чем же размышляет автор в своем стихотворении?
Какое настроение оно передает?
Каким чувством оно пронизано?
Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело.
Какую роль они играют?
Ответы учащихся: слушая стихотворение, учащиеся определяют, кто является героями стихотворения, делятся своими впечатлениями:
-стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек;
-оно несет в себе сложное поэтическое настроение;
-ирическая героиня радуется наступлению весны, видит ее особые приметы;
-изображаются конец февраля и начало марта;
-видим луг, отдыхающий под плотным снегом.
- Учитель подводит итог, говоря, что в стихотворении два героя: человек и природа. Учитель и ученики, опираясь на текст стихотворения чертят таблицу, выписывают словосочетания, предложения, рисующие два мира: мир природы - отдыхает луг; шумят деревья; ветер нежен и упруг; мир человека: легкость тела; старую песню поет, как новую; не узнает дома. (Слайд 12). Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что человек откликается на все изменения в природе.