kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – презентация «Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция с использованием приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.Лекция рассчитана на 2 академических часа. Учащиеся познакомятся с историческими и культурными процессами начала 20 века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«11 лит ур1-2 ВВЕДЕНИЕ»

Урок – презентация  ЛИТЕРАТУРА  11 класс  Урок 1-2  Тема: «Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века».   Щербинина Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Каслинская СОШ №24»

Урок – презентация ЛИТЕРАТУРА 11 класс Урок 1-2 Тема: «Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века».

Щербинина Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Каслинская СОШ №24»

Цель: знакомство с особенностями русской литературы рубежа веков.  Повторение и углубление изученного о литературных процессах XIX века.  Знакомство с литературными направлениями ХХ века.  Развитие навыка конспектирования лекции.
  • Цель: знакомство с особенностями русской литературы рубежа веков.
  • Повторение и углубление изученного о литературных процессах XIX века.
  • Знакомство с литературными направлениями ХХ века.
  • Развитие навыка конспектирования лекции.
Тема: «Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века».   Урок 1-2

Тема: «Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века».

Урок 1-2

Двадцатый век наступил в 00 часов 1 января 1901 года – таково его календарное начало. От которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Этот век в истории русской литературы самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Он изменил понимание сущности литературы, вписал в более масштабный контекст вопросы любви, смерти, предназначения человека, перспектив развития искусства. Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства этого столетия, берет начало еще в прошлом веке. ВСПОМНИМ ИЗУЧЕННОЕ…
  • Двадцатый век наступил в 00 часов 1 января 1901 года – таково его календарное начало. От которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Этот век в истории русской литературы самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Он изменил понимание сущности литературы, вписал в более масштабный контекст вопросы любви, смерти, предназначения человека, перспектив развития искусства.
  • Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства этого столетия, берет начало еще в прошлом веке.
  • ВСПОМНИМ ИЗУЧЕННОЕ…
Литературная викторина

Литературная викторина

  • 1. О каком десятилетии в истории русской литературы В.Г.Белинский сказал, что «роман все убил, все поглотил», и почему?
  • 2. О ком Н.В.Гоголь отозвался как о «русском человеке в конечном его развитии, в каком он явится, может быть, через 200 лет»?
  • 3. Где берет свое начало наполеоновская тема в русской литературе: «Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно»?
  • 4. Кто назвал Невский проспект «всеобщей коммуникацией Петербурга»?
  • 5. Кому приписывают фразу «Все мы вышли из «Шинели»?
Литературная викторина

Литературная викторина

  • 6. В раннем творчестве какого поэта, долгий творческий путь которого начался в 30-е годы 19 века, складывается концепция мировой души, космоса и хаоса, дневного и ночного бытия?
  • 7. Кто ввел в русскую литературу понятия «лишний человек», «лишние люди»?
  • 8. Какую метаморфозу любили изображать писатели «натуральной школы»?
  • 9. Какое произведение, по мнению европейцев, было «откровением русских нравов» и открытием русского мужика?
  • 10. Два поэта, размышляя о своем столетии, назвали 19 век «железным», подчеркивая тем самым его суровость и беспощадность: «Век шествует путем своим железным» и «в сей век железный Без денег и свободы нет». К этой характеристике присоединился третий поэт, уже в начале века 20-го «Век девятнадцатый, железный,
  • Воистину жестокий век!» Кто были эти поэты?
ОТВЕТЫ

ОТВЕТЫ

  • 1.О 40-х годах 19 в., когда проза потеснила поэзию, и писатели обратились к жанрам повести и романа.
  • 2. О Пушкине А.С.
  • 3. «Е.Онегин» Пушкина.
  • 4. Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект».
  • 5. Ф.М. Достоевскому.
  • 6. Ф.М.Тютчев.
  • 7. И.С.Тургенев «Дневник лишнего человека» и А.И.Герцен. Статья «Печальный тип лишнего человека».
  • 8. Превращение восторженного мечтателя и романтика в трезвого практика и дельца. «Обыкновенная история» И.А.Гончарова
  • 9. «Записки охотника» И.С.Тургенева.
  • 10. Пушкин, Е.А.Баратынский, Б.Л.Пастернак.
На лето была предложена литература для самостоятельного чтения  Расскажите о прочитанных книгах по плану:

На лето была предложена литература для самостоятельного чтения Расскажите о прочитанных книгах по плану:

  • 1) Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?
  • 2) Какие проблемы в нем ставит автор?
  • 3) По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (эпизода, отрывка, стихотворения) ты хотел бы выступить перед классом?
  • (3-4 человека)
Работа с эпиграфом

Работа с эпиграфом

  • Время – интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их.
  • М. Горький
  • Я на мир взираю из-под столика:
  • Век двадцатый – век необычайный.
  • Чем он интересней для историка,
  • Тем для современника печальней.
  • Н.И.Глазков
Работа с эпиграфом

Работа с эпиграфом

  • Так пришла новая эпоха в литературе. Со своими проблемами, темами и авторами. Каков же он, век двадцатый? Сегодняшняя беседа поможет почувствовать атмосферу начала XX века.
  • Обратимся к эпиграфам урока.
  • Прочитайте, как вы понимаете высказывания М.Горького и Глазкова?
Запишите тезисы лекции

Запишите тезисы лекции

  • Человек и эпоха – основная проблема искусства, так как понимание законов развития человеческой личности невозможно без знания особенностей той исторической обстановки, в которой этот человек существует. Поэтому в начале лекции вспомним, что представляла собой наша страна, чтобы выяснить особенности русского литературного процесса.
ДВА ВЕКА (А.Блок) Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек! В ночь умозрительных понятий, Матерьялистских малых дел, Бессильных жалоб и проклятий, Бескровных душ и слабых тел! С тобой пришли чуме на смену Неврастения, скука, сплин, Век расшибанья лбов о стену, Экономических доктрин, Конгрессов, банков, федераций, Застольных спичей, красных слов, Век акций, рент и облигаций И малодейственных умов. Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла (Еще чернее и огромней Тень Люцеферова крыла). Сознанье страшное обмана Всех прежних малых дум и вер, И первый взлет аэроплана В пустыню неизвестных сфер... И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне... И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи...

ДВА ВЕКА (А.Блок)

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

В ночь умозрительных понятий,

Матерьялистских малых дел,

Бессильных жалоб и проклятий,

Бескровных душ и слабых тел!

С тобой пришли чуме на смену

Неврастения, скука, сплин,

Век расшибанья лбов о стену,

Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федераций,

Застольных спичей, красных слов,

Век акций, рент и облигаций

И малодейственных умов.

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люцеферова крыла).

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер...

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

1. Социально-экономическое и политическое развитие России. (Выступление заранее подготовленного ученика)

1. Социально-экономическое и политическое развитие России. (Выступление заранее подготовленного ученика)

  • Начало XX века – время правления императора Николая II, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60–70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский).
  • Железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие страны.
  • Возникли крупные банки, связанные с промышленностью.
  • Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.
  • Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран.
  • Но высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.
  • Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX века аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России.
Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1 % населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось. Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи. Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности. Крестьянство (более 80 % населения) страдало от малоземелья. Положение рабочего класса (менее 10 % населения) в начале XX века было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих. Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция. К началу XX века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.
  • Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1 % населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.
  • Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи.
  • Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.
  • Крестьянство (более 80 % населения) страдало от малоземелья.
  • Положение рабочего класса (менее 10 % населения) в начале XX века было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.
  • Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.
  • К началу XX века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.
2. Культура в России начала XX века.

2. Культура в России начала XX века.

  • Вступая в XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905–1907 гг.
  • Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры – героический и трагический одновременно.
  • Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.
Открытия русских ученых имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали Илья Мечников и И. Павлов.

Открытия русских ученых имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали Илья Мечников и И. Павлов.

В художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов
  • В художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов . Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.
  • Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л. Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему авторитетно мнение Владимира Галактионовича Короленко.
Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.
  • Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.
А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.
  • А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.
Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина
  • Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина
В. Сурикова
  • В. Сурикова
братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых
  • братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых
но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).

но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).

и «Бубнового валета» (Петр Кончаловский, Роберт Фальк).
  • и «Бубнового валета» (Петр Кончаловский, Роберт Фальк).
В музыке продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»). Новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина.
  • В музыке продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»). Новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина.
Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система  К. Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин. В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 г.), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой. В русской культуре – серебряный век.
  • Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система
  • К. Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин.
  • В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 г.), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.
  • В русской культуре – серебряный век.
3. Литература начала 20 века

3. Литература начала 20 века

  • Л.Пастернак так писал в своем стихотворении «Отцы»:
  • … Крепостная Россия
  • Выходит
  • С короткой приструнки
  • И зовется
  • Россиею после реформ…
  • Шла бурная переоценка ценностей, рождались новые идеалы. Усилилась философская направленность литературы. В русской литературе возникают новые явления, которые выражали духовный кризис общества, вызванный трагическими последствиями первой русской революции и наступлением полосы жестокой реакции. Острые противоречия жизни, растерянность и отчаяние, потеря веры в близкие социальные перемены во многом определяли общественную атмосферу. Писатели искали пути улучшения жизни в идеалистических учениях, культуре, эстетике, нравственности, Духовном возрождении людей. Их внимание привлекает мир человеческой личности, постижение собственного «я». Пытаясь понять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, многие обращались к религии и мистике как способам познания мира.
Декадентство

Декадентство

  • Эти явления в различных направлениях литературы и искусства, отмеченные настроением упадка и безнадежности, получили общее наименование - декадентство.
  • Декадентство в переводе с французского языка означает «упадочный».
  • Для писателей-декадентов характерно эстетическое неприятие окружающей жизни, уход в мир отдельной личности, иногда пессимизм и в то же время высокая культура, утонченность, поиск новых поэтических форм.
  • Представители декадентства отрицали возможность революционного пути развития страны. Им были свойственны проповедь «искусства ради искусства», крайний индивидуализм, вражда ко всему прогрессивному.
Модернизм

Модернизм

  • Наряду с понятием декадентства утвердилось еще одно условное название этих явлений в литературе и искусстве - модернизм, означающее «современный, новейший».
  • Этот термин подчеркивает в основном тяготение художников к созданию новых форм, противопоставляемых формам классического искусства.
  • Декаденты заявляли о себе как о новаторах в искусстве, модернистах.
  • Модерн – это реакционное упадническое течение в искусстве, которое характеризовалось нарочитой причудливостью и надуманностью форм.
В литературе к декадентским и модернистским относятся такие направления, как

В литературе к декадентским и модернистским относятся такие направления, как

  • символизм,
  • акмеизм,
  • имажинизм,
  • футуризм.
  • Каждое из них выдвигало определенные принципы, которыми должен руководствоваться художник. Но все они были связаны с именами крупнейших мастеров слова - В.Я.Брюсова, А.А.Блока, И.Анненского, Ф.Сологуба, С.Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и др., обладающих ярко выраженной индивидуальностью, выходящих в своем творчестве за рамки того или иного художественного метода.
Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии

  • В литературе начала века наибольшего расцвета достигла поэзия, вошедшая в историю как Серебряный век русской поэзии. Ее называют также поэтическим ренессансом, часто сравнивают с пушкинской эпохой.
В русле модернизма выделяли направления Символисты Авторы В.Я.Брюсов, Д.С.Мережковский, Н.М.Минский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб Ф.К.Тетерников), И.Ф.Анненский, Андрей Белый (Б.Н.Бугаев), А.А.Блок, В.И.Иванов, Эллис (Л.Л.Кобылянский), М.А.Кузмин. Акмеисты Футуристы   Н.С.Гуилев, С.М.Городецкий, А.А.Ахматова (Горенко), Г.В.Иванов, О.Э.Мандельштам, М.А.Зенкевич Новокрестьянские поэты В.В.Маяковский, Д.Д. Бурлюк, А.Е.Крученых, В.В.Хлебников, В.В.Каменский. - КУБОФУТУРИСТЫ - ЭГОФУТУРИСТЫ Имажинисты И.В.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов. С.А. Клычков, П.В.Орешин, С.А.Есенин, Н.А.Клюев - содружество «ЦЕНТРИФУГА» Независимые поэты   А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич, С.А.Есенин Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, С.П.Бобров. М.А.Волошин, В.Ф.Ходасевич, М.И.Цветаева  

В русле модернизма выделяли направления

Символисты

Авторы

В.Я.Брюсов, Д.С.Мережковский, Н.М.Минский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб Ф.К.Тетерников), И.Ф.Анненский, Андрей Белый (Б.Н.Бугаев), А.А.Блок, В.И.Иванов, Эллис (Л.Л.Кобылянский), М.А.Кузмин.

Акмеисты

Футуристы

 

Н.С.Гуилев, С.М.Городецкий, А.А.Ахматова (Горенко), Г.В.Иванов, О.Э.Мандельштам, М.А.Зенкевич

Новокрестьянские поэты

В.В.Маяковский, Д.Д. Бурлюк, А.Е.Крученых, В.В.Хлебников, В.В.Каменский.

- КУБОФУТУРИСТЫ

- ЭГОФУТУРИСТЫ

Имажинисты

И.В.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов.

С.А. Клычков, П.В.Орешин, С.А.Есенин, Н.А.Клюев

- содружество «ЦЕНТРИФУГА»

Независимые поэты

 

А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич, С.А.Есенин

Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, С.П.Бобров.

М.А.Волошин, В.Ф.Ходасевич, М.И.Цветаева

 

1) Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве. Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам). 2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века. Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич. 3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала» И. Анненского и др.).
  • 1) Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.
  • Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам).
  • 2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.
  • Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич.
  • 3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала» И. Анненского и др.).
4) Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу: Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей. К. Бальмонт Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»: Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром? Слышу ваш топот чугунный По еще не открытым Памирам. В. Брюсов
  • 4) Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу:
  • Я – внезапный излом,
  • Я – играющий гром,
  • Я – прозрачный ручей,
  • Я – для всех и ничей.
  • К. Бальмонт
  • Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»:
  • Где вы, грядущие гунны,
  • Что тучей нависли над миром?
  • Слышу ваш топот чугунный
  • По еще не открытым Памирам.
  • В. Брюсов
5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева). 6) Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.)
  • 5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева).
  • 6) Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.)
Социалистический реализм

Социалистический реализм

  • В начале века складывается новое литературное направление, названное впоследствии социалистическим реализмом. Его становление связывают с именем М.Горького.
  • В русле реализма работают:
  • Л.Н.Толстой
  • А.П.Чехов
  • А.И.Куприн
  • И.С.Шмелев
  • И.А.Бунин
  • Б.К.Зайцев
  • М.Горький
  • Л.Н.Андреев
  • А.М.Ремезов
  • В.Г.Короленко
  • В.В.Вересаев
  • А.С.Серафимович
  • «Сатириконцы»: Тэффи (Н.А.Локвицкая - Бучинская), А.Т.Аверченко, Саша Черный (А.М.Гликберг).
В 90-е годы XIX века теряют свою активную роль литературно-общественные журналы. Большое воздействие на литературу стали оказывать альманахи, например, литературно-художественный альманах «Шиповник», к редактированию которого был привлечен Л.Андреев, сборники товарищества «Знание», руководимые М.Горьким, сборники «Слово», в издании которых приняли участи В.Вересаев и И.Бунин,  альманах символистов «Северные цветы» и др. Многие из них становились центром объединения и размежевания литературных групп.
  • В 90-е годы XIX века теряют свою активную роль литературно-общественные журналы. Большое воздействие на литературу стали оказывать альманахи, например, литературно-художественный альманах «Шиповник», к редактированию которого был привлечен Л.Андреев,
  • сборники товарищества «Знание», руководимые М.Горьким,
  • сборники «Слово», в издании которых приняли участи В.Вересаев и И.Бунин,
  • альманах символистов «Северные цветы» и др.
  • Многие из них становились центром объединения и размежевания литературных групп.
Примечательной чертой времени является развитие публицистики. Наряду с выступлениями критиков-профессионалов все большую значимость приобретают критические выступления писателей В.Г.Короленко, В.Я.Брюсова, А.А.Блока, А.Белого и других мастеров слова.  Заметную роль в литературной жизни того времени сыграл кружок «Московская литературная среда», или «Среда», организованный писателем Н.Д.Телешовым. Небольшая группа молодых писателей за несколько лет выросла в крупную литературную организацию, в которую входили А.И.Куприн, Л.Андреев, В.Вересаев, А. Серафимович, М.Горький. Здесь появлялись В.Брюсов, К. Бальмонт, А.Белый, Ф.Сологуб. На собраниях присутствовали артисты и художники: Ф.Шаляпин, В.Качалов, И.Левитан, А.Головин и др. Из произведений участников «Среды» составлялись и выпускались издательством «Знание» сборники «Знание », а позднее - «Слово».
  • Примечательной чертой времени является развитие публицистики. Наряду с выступлениями критиков-профессионалов все большую значимость приобретают критические выступления писателей В.Г.Короленко, В.Я.Брюсова, А.А.Блока, А.Белого и других мастеров слова.
  • Заметную роль в литературной жизни того времени сыграл кружок «Московская литературная среда», или «Среда», организованный писателем Н.Д.Телешовым. Небольшая группа молодых писателей за несколько лет выросла в крупную литературную организацию, в которую входили А.И.Куприн, Л.Андреев, В.Вересаев, А. Серафимович, М.Горький. Здесь появлялись В.Брюсов, К. Бальмонт, А.Белый, Ф.Сологуб. На собраниях присутствовали артисты и художники: Ф.Шаляпин, В.Качалов, И.Левитан, А.Головин и др. Из произведений участников «Среды» составлялись и выпускались издательством «Знание» сборники «Знание », а позднее - «Слово».
Литература ХХ века, советская литература, при всей своей исторической новизне сохранила преемственность с великой русской литературой. Прежде всего унаследовала литература ХХ века патриотизм. ЗАДАНИЕ - Приведите примеры произведений русской классической литературы XIX века, в которых раскрывался истинный патриотизм. - Какие приемы раскрытия патриотического чувства использовали писатели – классики?
  • Литература ХХ века, советская литература, при всей своей исторической новизне сохранила преемственность с великой русской литературой. Прежде всего унаследовала литература ХХ века патриотизм.

ЗАДАНИЕ

  • - Приведите примеры произведений русской классической литературы XIX века, в которых раскрывался истинный патриотизм.
  • - Какие приемы раскрытия патриотического чувства использовали писатели – классики?
Русскому народу, как никому другому, пришлось бороться за свою независимость в течение ряда столетий. Чувство патриотизма издавна развилось в русском народе. И не случайно в первом дошедшем до нас крупнейшем произведении русской литературы – «Слове о полку Игореве» - мы находим уже отчетливо осознанную и выраженную патриотическую идею – призыв к единению русских князей как раз перед нашествием монголов.  Патриотический пафос проходит через всю историю русской литературы. Идея патриотизма сочеталась с идеей свободы и блага народного еще у Радищева. Для Пушкина и декабристов слова отчизна и свобода были неотделимы: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
  • Русскому народу, как никому другому, пришлось бороться за свою независимость в течение ряда столетий. Чувство патриотизма издавна развилось в русском народе. И не случайно в первом дошедшем до нас крупнейшем произведении русской литературы – «Слове о полку Игореве» - мы находим уже отчетливо осознанную и выраженную патриотическую идею – призыв к единению русских князей как раз перед нашествием монголов.
  • Патриотический пафос проходит через всю историю русской литературы. Идея патриотизма сочеталась с идеей свободы и блага народного еще у Радищева. Для Пушкина и декабристов слова отчизна и свобода были неотделимы:
  • Пока свободою горим,
  • Пока сердца для чести живы,
  • Мой друг, отчизне посвятим
  • Души прекрасные порывы!
У Некрасова и революционеров-демократов патриотический пафос выражался в призыве к борьбе против самодержавия.  В литературе патриотическое чувство раскрывалось в различных формах. Н.В.Гоголь так писал в заключительном лирическом отступлении в поэме «Мертвые души»: « Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади.  Эх. кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших головах?  Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Литература 20 века продолжает традиции литературы предшествующего периода.
  • У Некрасова и революционеров-демократов патриотический пафос выражался в призыве к борьбе против самодержавия.
  • В литературе патриотическое чувство раскрывалось в различных формах.

Н.В.Гоголь так писал в заключительном лирическом отступлении в поэме «Мертвые души»: « Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Эх. кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших головах? Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

  • Литература 20 века продолжает традиции литературы предшествующего периода.
ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ

  • Как вы понимаете термины «народность литературы» и «гуманизм»?
  • Приведите примеры произведений, в которых раскрывается проблемы народности и гуманизма.
Одной из основных проблем русской классической литературы является проблема народности, неразрывно связанная с гуманизмом. «Я взглянул окрест, и душа моя страданиями человечества уязвлена стала»,- писал А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».  Патриотизм, народность и гуманизм – таковы были те творческие принципы, которые стали ведущими не только в русской литературе XIX века. Они определили характер типизации в творчестве писателей – классиков.  Изображение типического героя в типических обстоятельствах стало непременным условием принципа реализма. В.Г.Белинский определил этот путь в искусстве как «воспроизведение действительности во всей ее истине».
  • Одной из основных проблем русской классической литературы является проблема народности, неразрывно связанная с гуманизмом.
  • «Я взглянул окрест, и душа моя страданиями человечества уязвлена стала»,- писал А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».
  • Патриотизм, народность и гуманизм – таковы были те творческие принципы, которые стали ведущими не только в русской литературе XIX века. Они определили характер типизации в творчестве писателей – классиков.
  • Изображение типического героя в типических обстоятельствах стало непременным условием принципа реализма. В.Г.Белинский определил этот путь в искусстве как «воспроизведение действительности во всей ее истине».
С появлением во второй половине XIX века русский реализм получил наиболее отчетливую революционную устремленность и ясную теоретическую осознанность. И Чернышевский, и Добролюбов, и Салтыков-Щедрин понимали литературу прежде всего как пропаганду передовых идей, которые она должна была нести в народ.  Вместе с тем патриотическая идея русской литературы определила создание образов, в которых воплотились лучшие черты русского национального характера
  • С появлением во второй половине XIX века русский реализм получил наиболее отчетливую революционную устремленность и ясную теоретическую осознанность. И Чернышевский, и Добролюбов, и Салтыков-Щедрин понимали литературу прежде всего как пропаганду передовых идей, которые она должна была нести в народ.
  • Вместе с тем патриотическая идея русской литературы определила создание образов, в которых воплотились лучшие черты русского национального характера . Таковы, например, образ Татьяны у Пушкина, образ Катерины у Островского, хотя и на них лежит трагическая печать неосуществленности, непроявленности богатых душевных возможностей. Уходя от действительности, русская литература обращалась к мечте, воплощая в образах то, что еще смутно брезжило в жизни,- протест, стремление к борьбе, пафос свободы.
  • Романтические образы Мцыри и Калашникова в эпоху николаевской реакции внушали читателю веру в человека, в его силу, стойкость и мужество и предсказывали появление таких людей в самой жизни.
  • Борьбу за нового человека русская литература вела и на путях реализма, и на путях революционного романтизма.
Самостоятельная работа с учебником (по вариантам): I вариант (с. 8–14). – Каков смысл определения «серебряный век»? – Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы? II вариант (с. 15–19). – Какие традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени?– В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи? III вариант (с. 20–22). – Что отличает модернизм от реализма? – Что сближает разные течения модернизма? IV вариант (с. 28–32).

Самостоятельная работа с учебником (по вариантам):

I вариант (с. 8–14).

  • – Каков смысл определения «серебряный век»?
  • – Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?

II вариант (с. 15–19).

  • – Какие традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени?– В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?

III вариант (с. 20–22).

  • – Что отличает модернизм от реализма?
  • – Что сближает разные течения модернизма?

IV вариант (с. 28–32).

  • – Каковы особенности прозы начала века?
  • – В чем причины возникновения различных литературных группировок?
Письменно (3-5 минут)

Письменно (3-5 минут)

  • – Как соотносятся в литературе рубежа веков традиции классической литературы и новаторские эстетические концепции?
Домашнее задание 1.  С опорой на материал лекции подготовьте рассказ на тему «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале XX века». 2.  Индивидуальное задание: жизнь и творчество А.П.Чехова. Освежить в памяти содержание пьесы «Вишневый сад».

Домашнее задание

1. С опорой на материал лекции подготовьте рассказ на тему «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале XX века».

2. Индивидуальное задание: жизнь и творчество А.П.Чехова. Освежить в памяти содержание пьесы «Вишневый сад».

ЛИТЕРАТУРА  11 класс  Урок 1-2  Тема: «Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века».   Щербинина Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Каслинская СОШ №24»

ЛИТЕРАТУРА 11 класс Урок 1-2 Тема: «Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века».

Щербинина Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Каслинская СОШ №24»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щербинина Светлана Юрьевна

Дата: 27.02.2023

Номер свидетельства: 626767


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства