Проверить знание текста рассказа Л.Н.Толстого "После бала" поможет данная разработка - игра "Что? Где? Когда?". Иллюстрации не только помогут вспомнить сюжет, детали рассказа, но и подойти к главному вопросу, который поставил великий классик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу Л.Н.Толстого "После бала".»
Литературная игра
«Что? Где? Когда?»
(Л.Н.Толстой «После бала»)
Михеева Марина Александровна ,
учитель русского языка и литературы
ОГКОУ КШИ
«Колпашевский кадетский корпус»
Лев Николаевич Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году, когда ему было далеко за семьдесят лет.
Рассказ впервые был напечатан в посмертном собрании сочинений Толстого.
В рассказе описаны 40-ые годы девятнадцатого века.
Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России).
Инструкция:
Перед игрой дать учащимся домашнее задание: внимательно прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала», тем самым подготовиться к игре.
В начале урока разделить класс на две команды (у нас два ряда парт – 2 команды).
По очереди команды выбирают вопросы и отвечают на них. Время подумать, обсудить – 1 минута.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Заранее приготовить табло, и по ходу игры записывать баллы, чтобы их видели все ребята.
Подвести итог игры. Самые активные участники команды-победительницы получат «5», самые активные участники проигравшей команды – «4».
2
3
1
4
14
13
5
6
12
11
7
10
8
9
Вопрос 1
Кто такой инженер Анисимов в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?
Ещё один кавалер Вареньки.
Вопрос 2
Число рассказчиков в произведении?
2
Вопрос 3
С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
«Домодельные сапоги»
Вопрос 4
Когда вернулся
Иван Васильевич с бала?
В пятом часу утра.
Вопрос 5
За что наказывали солдата?
За побег.
Вопрос 6
Что осталось у Ивана Васильевича
после бала в память о Вареньке?
Её перчатка, пёрышко от её веера.
Вопрос 7
Что говорил солдат в сцене наказания?
«Братцы, помилосердуйте».
Вопрос 8
С каким императором проводится параллель
при описании полковника?
Николай Первый
Вопрос 9
Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
Художественный приём – антитеза. Противопоставление явлений, понятий.
Вопрос 10
Что больше всего нравилось Ивану Васильевичу в Вареньке?
Ласковая весёлая улыбка.
Вопрос 11
«В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.» Что это была за музыка?
Звуки флейты и барабана.
Вопрос 12
О чём спорили рассказчики в начале рассказа.
На какой вопрос сам себе отвечал Иван Васильевич, рассказывая историю про Вареньку и её отца?
«- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю…»
Вопрос 13
Как изменила сцена экзекуции (наказания) солдата жизнь Ивана Васильевича?
«Любовь К Вареньке сошла на нет».
«Не мог поступить в военную службу».
Вопрос 14
Какую именно страницу исторического прошлого России открывает нам рассказ?
Это 40-е годы XIX века, время царствования Николая I («Николая Палкина», как его прозвали). Крепостное право тогда еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина.
Солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»: под барабанную дробь несчастного тащили между рядов солдат и каждый был обязан ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.