kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок осмысленного чтения (на материале поэмы С.А. Есенина "Черный человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку осмысленного чтения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок осмысленного чтения (на материале поэмы С.А. Есенина "Черный человек"»

Сергей Александрович Есенин Поэма Черный человек История поэмы Прочтение поэмы С. Безруковым Текст поэмы

Сергей Александрович Есенин

Поэма

Черный человек

История поэмы

Прочтение поэмы С. Безруковым

Текст поэмы

Сергей Александрович Есенин (1895 -1925). Фото 1925 года. 1

Сергей Александрович Есенин (1895 -1925).

Фото 1925 года.

1

Поэма (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», А.С. Пушкин «Медный всадник», А. Ахматова «Поэма без героя» и др. При подготовке своего Собрания сочинений Есенин поместил «Черного человека» в третий том больших эпических поэм. Жанр данной поэмы своеобразен. Она построена в духе философской драмы-притчи с элементами исповеди. Основное содержание составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте. 1

Поэма (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», А.С. Пушкин «Медный всадник», А. Ахматова «Поэма без героя» и др.

При подготовке своего Собрания сочинений Есенин поместил «Черного человека» в третий том больших эпических поэм. Жанр данной поэмы своеобразен. Она построена в духе философской драмы-притчи с элементами исповеди. Основное содержание составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте.

1

Поэма была задумана в 1922, но завершена лишь в ноябре 1925. Согласно авторской датировке была закончена 14 ноября 1925 года. Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина. Публикация состоялась только после смерти Есенина, и поэма была прочитана как вещь предсмертная и автобиографическая. Поэма насчитывала несколько вариантов. Первоначальный текст Есенин привез из-за границы, и одним из ее слушателей был А.Мариенгоф, который тогда же сказал: «Совсем плохо. Никуда не годится». Этот вариант, как вспоминали современники, был длиннее и трагичнее, чем окончательный, но текст его неизвестен, поэтому невозможно проследить трансформацию замысла. 1

Поэма была задумана в 1922, но завершена лишь в ноябре 1925. Согласно авторской датировке была закончена 14 ноября 1925 года. Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина. Публикация состоялась только после смерти Есенина, и поэма была прочитана как вещь предсмертная и автобиографическая.

Поэма насчитывала несколько вариантов. Первоначальный текст Есенин привез из-за границы, и одним из ее слушателей был А.Мариенгоф, который тогда же сказал: «Совсем плохо. Никуда не годится». Этот вариант, как вспоминали современники, был длиннее и трагичнее, чем окончательный, но текст его неизвестен, поэтому невозможно проследить трансформацию замысла.

1

1

1

С. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует загадочный чёрный человек. Образ «черного человека» — один из самых загадочных образов русской и мировой литературы. Более всего известна одна легенда, связанная с именем австрийского композитора Вольфганга Моцарта. Она гласит, будто незадолго до смерти к Моцарту явился человек, весь в черном, и заказал реквием. Реквием – это музыкальное произведение, исполняемое в храмах во время заупокойной службы. Композитор с увлечением принялся за сочинение музыки, но черный человек за своим заказом так больше и не пришел. И великого композитора посетила мысль, что реквием он писал для самого себя. Эта поэма воспринимается сейчас, как своеобразный реквием поэта .   1

С. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует загадочный чёрный человек. Образ «черного человека» — один из самых загадочных образов русской и мировой литературы.

Более всего известна одна легенда, связанная с именем австрийского композитора Вольфганга Моцарта. Она гласит, будто незадолго до смерти к Моцарту явился человек, весь в черном, и заказал реквием. Реквием – это музыкальное произведение, исполняемое в храмах во время заупокойной службы. Композитор с увлечением принялся за сочинение музыки, но черный человек за своим заказом так больше и не пришел. И великого композитора посетила мысль, что реквием он писал для самого себя. Эта поэма воспринимается сейчас, как своеобразный реквием поэта .

1

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) Посмертный портрет кисти Б. Крафт (1819) «Реквием» Моцарта – часть «Лакримоза» 1

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)

Посмертный портрет кисти Б. Крафт (1819)

«Реквием» Моцарта – часть «Лакримоза»

1

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь. Далее 1

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Далее

1

Обращение такое же, как в последнем стихотворении Есенина. Первая строфа повторяется и образует кольцевую композицию зачина двух частей, она скрепляет и объединяет части в единое целое Текст 1

Обращение такое же, как в последнем стихотворении Есенина. Первая строфа повторяется и образует кольцевую композицию зачина двух частей, она скрепляет и объединяет части в единое целое

Текст

1

Основные идеи поэмы были подготовлены всем творчеством Есенина. Мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, стал сквозным в лирике Есенина, начиная с раннего сборника «Больные думы» (1911 – 1912) и до последних дней жизни: «Опять я теплой грустью болен» (1916); «Но болен я ….//Сиреневой порошей…» (1925) и др.  Текст 1

Основные идеи поэмы были подготовлены всем творчеством Есенина. Мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, стал сквозным в лирике Есенина, начиная с раннего сборника «Больные думы» (1911 – 1912) и до последних дней жизни: «Опять я теплой грустью болен» (1916); «Но болен я ….//Сиреневой порошей…» (1925) и др.

Текст

1

Размер, близкий к дольнику, обещает всему последующему перейти в исповедь, а не в обыкновенную дружескую беседу. Герой поэмы не щадит себя с первых строк признается, что причиной душевной болезни может быть одиночество или алкоголь.   Текст 1

Размер, близкий к дольнику, обещает всему последующему перейти в исповедь, а не в обыкновенную дружескую беседу. Герой поэмы не щадит себя с первых строк признается, что причиной душевной болезни может быть одиночество или алкоголь.

Текст

1

Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. Черный человек, Черный, черный, Черный человек На кровать ко мне садится, Черный человек Спать не дает мне всю ночь.     1 Далее Текст

Голова моя машет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ноги

Маячить больше невмочь.

Черный человек,

Черный, черный,

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

1

Далее

Текст

Голова, размахивая «крыльями» в ночи, напоминает черную птицу – вестницу несчастья в «Пугачеве». Этот же образ поникшей головы-птицы, бессильно машущей ушами-крыльями, развивает тему увядания и умирания, заявленную в первой строфе. 1 Текст

Голова, размахивая «крыльями» в ночи, напоминает черную птицу – вестницу несчастья в «Пугачеве». Этот же образ поникшей головы-птицы, бессильно машущей ушами-крыльями, развивает тему увядания и умирания, заявленную в первой строфе.

1

Текст

В. Баранов акцентирует внимание на том, что для образа «шея ноги» характерно «образное сотрудничество»: голова — это птица, а шея — это ее нога. Иное осмысление «ноги» подает А. Субботин, представляя ее как ногу черта, который «мертвой хваткой оседлал героя, сидит на его плечах». А. Волков интерпретирует есенинскую метафору, как выражение страданий героя, что фигурально представляют собой уподобление «дереву с тонким и слабым стволом». Если же принять во внимание слово «маячить», то в характеризуемой метафоре голова находится не сверху, а внизу: она качается, мотается, двигается из стороны в сторону, повиснув на ноге, как на шее. Главный герой находится в бреду и ощущает себя летучей мышью, которая висит вниз головой, и которая стремится с наступлением темноты отправиться в полет, И здесь - параллель с народными традициями, по которым летучая мышь, которая залетела в дом, является предвестником беды. 1 Текст

В. Баранов акцентирует внимание на том, что для образа «шея ноги» характерно «образное сотрудничество»: голова — это птица, а шея — это ее нога. Иное осмысление «ноги» подает А. Субботин, представляя ее как ногу черта, который «мертвой хваткой оседлал героя, сидит на его плечах». А. Волков интерпретирует есенинскую метафору, как выражение страданий героя, что фигурально представляют собой уподобление «дереву с тонким и слабым стволом».

Если же принять во внимание слово «маячить», то в характеризуемой метафоре голова находится не сверху, а внизу: она качается, мотается, двигается из стороны в сторону, повиснув на ноге, как на шее. Главный герой находится в бреду и ощущает себя летучей мышью, которая висит вниз головой, и которая стремится с наступлением темноты отправиться в полет, И здесь - параллель с народными традициями, по которым летучая мышь, которая залетела в дом, является предвестником беды.

1

Текст

Звуковой комплекс ч, щ, ш, ж будто предсказывает страшное видение, ночной кошмар. Звуковой повтор вступает в ассоциативные связи со смыслом, и сходство звучания сближает отдаленные по значению слова: «черный человек», «маячить», «невмочь», «ночь», «бормочет». 1 Текст

Звуковой комплекс ч, щ, ш, ж будто предсказывает страшное видение, ночной кошмар. Звуковой повтор вступает в ассоциативные связи со смыслом, и сходство звучания сближает отдаленные по значению слова: «черный человек», «маячить», «невмочь», «ночь», «бормочет».

1

Текст

«Моцарт и Сальери» Пушкин «Портрет» Гоголь «Двойник» Даль «Черный монах» Чехов «Двойник» Достоевский «Мелкий бес» Сологуб Основные Литературные параллели «Братья Карамазовы Достоевский «Двойник» Блок «Декабрьская ночь» Мюссе «Фауст» Гете «Двойник» Гейне «Удив. история П.Шлемиля» Шамиссо «Ворон» По «Элексир Сатаны» Гомфман Текст 1 16

«Моцарт и Сальери» Пушкин

«Портрет» Гоголь

«Двойник» Даль

«Черный монах» Чехов

«Двойник» Достоевский

«Мелкий бес» Сологуб

Основные

Литературные параллели

«Братья Карамазовы Достоевский

«Двойник» Блок

«Декабрьская ночь» Мюссе

«Фауст» Гете

«Двойник» Гейне

«Удив. история П.Шлемиля» Шамиссо

«Ворон» По

«Элексир Сатаны» Гомфман

Текст

1

16

Дважды вместо друга, к которому обращается лирический герой, к нему приходит черный человек. Подтекст этой замены очевиден – герой поэмы живет в мире, где все направлено против человека, все противоречит его желаниям и даже друга вытесняет враг. Наиболее известные упоминания о Черном человеке: 1) образ Черного Всадника из русских народных сказок 2) образ Чернобога из древнеславянской мифологии 3) черные великаны из скандинавского фольклора 4) «Фауст» Гете 5) «Моцарт и Сальери» Пушкин 1 Текст

Дважды вместо друга, к которому обращается лирический герой, к нему приходит черный человек. Подтекст этой замены очевиден – герой поэмы живет в мире, где все направлено против человека, все противоречит его желаниям и даже друга вытесняет враг.

Наиболее известные упоминания о Черном человеке:

1) образ Черного Всадника из русских народных сказок

2) образ Чернобога из древнеславянской мифологии

3) черные великаны из скандинавского фольклора

4) «Фауст» Гете

5) «Моцарт и Сальери» Пушкин

1

Текст

Семантическая аура этого персонажа, входящего в галерею вечных образов очень обширна: двойник, дьявол, черт, посланец загробного мира… Ритмические повторы, которыми отмечено его появление, звучат, как шаги Командора, как неотвратимая поступь рока, нависшего над героем. Черный человек – это один из обликов, которые принимает черт – персонаж русской народной демонологии. В Толковом словаре В.Даля «черный» - нечистый, дьявол, черт – «олицетворение зла, враг рода человеческого, нечистый, некошный, черная сила, сатана, дьявол, лукавый». 1 Текст

Семантическая аура этого персонажа, входящего в галерею вечных образов очень обширна: двойник, дьявол, черт, посланец загробного мира… Ритмические повторы, которыми отмечено его появление, звучат, как шаги Командора, как неотвратимая поступь рока, нависшего над героем.

Черный человек – это один из обликов, которые принимает черт – персонаж русской народной демонологии. В Толковом словаре В.Даля «черный» - нечистый, дьявол, черт – «олицетворение зла, враг рода человеческого, нечистый, некошный, черная сила, сатана, дьявол, лукавый».

1

Текст

«Черный человек» - прямая пушкинская цитата. Моцарт Мне день и ночь покоя не дает  Мой черный человек. За мною всюду  Как тень он гонится. Вот и теперь  Мне кажется, он с нами сам – третей  Сидит. Упоминая «трагедию зависти» - «Моцарта и Сальери», Есенин подчеркивал, что в образе Черного человека воплощены зависть и темные силы, мучающие и преследующие лирического героя, как пушкинского Моцарта.   1 Текст

«Черный человек» - прямая пушкинская цитата.

Моцарт

Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам – третей Сидит.

Упоминая «трагедию зависти» - «Моцарта и Сальери», Есенин подчеркивал, что в образе Черного человека воплощены зависть и темные силы, мучающие и преследующие лирического героя, как пушкинского Моцарта.

1

Текст

Кровать как предмет интерьера не предназначена для приема гостей, на кровать садятся лишь близкие люди. С. Есенин употребляя в таком контексте кровать, подчеркивает, что Черный человек чувствует себя свободно, что он непрошенный гость. Кровать - это ночной отдых, сон для человека. Автор показывает, что Черный человек не просто садится на кровать, но и усиливает осознание того, что герой не сможет спать: «спать не дает мне всю ночь». К тому же в самом начале произведения герой заявляет, что он очень и очень болен, кровать подчеркивает болезненное состояние лирического героя. Черный человек садится на кровать к больному, но не для того, чтобы излечить его, он мучает его страшными рассказами, изводит жутким смехом и мрачными пророчествами. 1 Текст

Кровать как предмет интерьера не предназначена для приема гостей, на кровать садятся лишь близкие люди. С. Есенин употребляя в таком контексте кровать, подчеркивает, что Черный человек чувствует себя свободно, что он непрошенный гость.

Кровать - это ночной отдых, сон для человека. Автор показывает, что Черный человек не просто садится на кровать, но и усиливает осознание того, что герой не сможет спать: «спать не дает мне всю ночь».

К тому же в самом начале произведения герой заявляет, что он очень и очень болен, кровать подчеркивает болезненное состояние лирического героя. Черный человек садится на кровать к больному, но не для того, чтобы излечить его, он мучает его страшными рассказами, изводит жутким смехом и мрачными пророчествами.

1

Текст

Образ Черного человека рассматривают также как воплощение совести. «Спать не дает мне всю ночь», «словно хочет сказать мне, что я жулик и вор...». Также словами «Слушай, слушай!» начинаются два разных отрывка поэмы, однако в начале Черный человек «бормочет», а позднее «хрипит», то есть повышает тон голоса, как муки совести начинаются с ее отголосков. 1 Текст

Образ Черного человека рассматривают также как воплощение совести. «Спать не дает мне всю ночь», «словно хочет сказать мне, что я жулик и вор...». Также словами «Слушай, слушай!» начинаются два разных отрывка поэмы, однако в начале Черный человек «бормочет», а позднее «хрипит», то есть повышает тон голоса, как муки совести начинаются с ее отголосков.

1

Текст

Черный человек Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах, Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек Черный, черный!      1 Далее Текст

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Черный человек

Черный, черный!

1

Далее

Текст

«Мерзкая книга», по которой водит пальцем черный человек в свой приход, напоминает библейскую книгу жизни, в которую вписывается имя человека при его рождении. В судный день эта книга прочитывается Всевышним. Но у Есенина за судьбой человека следит не только Бог, но и дьявол. 1 Текст

«Мерзкая книга», по которой водит пальцем черный человек в свой приход, напоминает библейскую книгу жизни, в которую вписывается имя человека при его рождении. В судный день эта книга прочитывается Всевышним. Но у Есенина за судьбой человека следит не только Бог, но и дьявол.

1

Текст

Согласно традиции, над гробом с усопшим должны читать молитвы. Назначение этого ритуала – своего рода мистическая «адвокатура»: умолить Бога, чтобы он принял душу усопшего, простил ему грехи. А в поэме сочувственное отпевание превращается в нечто противоположное - в обвинительное слово: вместо псалтыри в руках у Черного человека какая-то «мерзкая книга», где грубыми, безжалостными словами записана история жизни какого-то «прохвоста и забулдыги» Исследователи нередко соотносят образ черного человека — монаха с деревенским прозвищем молодого Есенина.   1 Текст

Согласно традиции, над гробом с усопшим должны читать молитвы. Назначение этого ритуала – своего рода мистическая «адвокатура»: умолить Бога, чтобы он принял душу усопшего, простил ему грехи. А в поэме сочувственное отпевание превращается в нечто противоположное - в обвинительное слово: вместо псалтыри в руках у Черного человека какая-то «мерзкая книга», где грубыми, безжалостными словами записана история жизни какого-то «прохвоста и забулдыги»

Исследователи нередко соотносят образ черного человека — монаха с деревенским прозвищем молодого Есенина.

1

Текст

Словарь Г. Дьяченко предлагает следующие значения прилагательного «черный»: противоположный белому, нечистый. В поэме часто встречаются антонимы черный и белый как борьба двух начал. Палитра поэмы «Черный человек» чрезвычайно многоцветна, хотя на первый взгляд, может показаться обратное: преобладание черно-белых тонов с редким вкраплением голубого и желтого. Значимость представляет эстетическая ценность эпизодически упоминаемых цветов. Цвет поэмы напрямую соотносится с ее содержанием . Преобладающий черный сочетается с мрачным содержанием поэмы. Он соответствует мрачному настроению, тягостным думам. В поэме Есенин использует «темную лексику»: «мерзкий», «гнусавый», «прохвост», «забулдыга», «шарлатаны», «дьявол». Очевидно, это делается для того, чтобы показать состояние лирического героя. Только иногда мы можем увидеть «немного светлых» слов: «прекраснейший», «чистый», «изящный».   Текст 1

Словарь Г. Дьяченко предлагает следующие значения прилагательного «черный»: противоположный белому, нечистый. В поэме часто встречаются антонимы черный и белый как борьба двух начал.

Палитра поэмы «Черный человек» чрезвычайно многоцветна, хотя на первый взгляд, может показаться обратное: преобладание черно-белых тонов с редким вкраплением голубого и желтого. Значимость представляет эстетическая ценность эпизодически упоминаемых цветов. Цвет поэмы напрямую соотносится с ее содержанием . Преобладающий черный сочетается с мрачным содержанием поэмы. Он соответствует мрачному настроению, тягостным думам.

В поэме Есенин использует «темную лексику»: «мерзкий», «гнусавый», «прохвост», «забулдыга», «шарлатаны», «дьявол». Очевидно, это делается для того, чтобы показать состояние лирического героя. Только иногда мы можем увидеть «немного светлых» слов: «прекраснейший», «чистый», «изящный».

Текст

1

"Слушай, слушай, -

Бормочет он мне, -

В книге много прекраснейших

Мыслей и планов.

Этот человек

Проживал в стране

Самых отвратительных

Громил и шарлатанов.

1

Далее

Текст

Диалог с «черным человеком» напоминает ночной разговор Ивана Федоровича с «чертом», явившемся ему в бредовом видении в облике собственного двойника (часть 4, кн. 11, гл. IX «Черт). Кошмар Ивана Федоровича» из романа Достоевского «Братья Карамазовы» а также «Двойника» Достоевского . Возможный литературный источник для формулы «черный человек», связанный с темой «двойничества», — «Записная книжка» К. Н. Батюшкова, где есть такие строки: «Недавно я имел случай познакомиться с странным человеком,  каких много ! ‹...› В нем два человека: один добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив ‹...›; другой человек ‹...› — злой, коварный, завистливый, жадный ‹...›, мстительный, лукавый, сластолюбивый до излишества ‹...› Этот человек, то есть черный — прямой урод. Оба человека живут в одном теле... ‹...› Это я!» Монологи ночного гостя и в первой и во второй частях поэмы начинаются таким образом. Но тональность их различна. Текст 1

Диалог с «черным человеком» напоминает ночной разговор Ивана Федоровича с «чертом», явившемся ему в бредовом видении в облике собственного двойника (часть 4, кн. 11, гл. IX «Черт). Кошмар Ивана Федоровича» из романа Достоевского «Братья Карамазовы» а также «Двойника» Достоевского .

Возможный литературный источник для формулы «черный человек», связанный с темой «двойничества», — «Записная книжка» К. Н. Батюшкова, где есть такие строки: «Недавно я имел случай познакомиться с странным человеком,  каких много ! ‹...› В нем два человека: один добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив ‹...›; другой человек ‹...› — злой, коварный, завистливый, жадный ‹...›, мстительный, лукавый, сластолюбивый до излишества ‹...› Этот человек, то есть черный — прямой урод. Оба человека живут в одном теле... ‹...› Это я!»

Монологи ночного гостя и в первой и во второй частях поэмы начинаются таким образом. Но тональность их различна.

Текст

1

В тексте встречается немало перекличек с собственными произведениями Есенина. В данном случае перекличка со «Страной Негодяев» (1922 – 1923); 1 Текст

В тексте встречается немало перекличек с собственными произведениями Есенина. В данном случае перекличка со «Страной Негодяев» (1922 – 1923);

1

Текст

В декабре в той стране Снег до дьявола чист, И метели заводят  Веселые прялки.  Был человек тот авантюрист, Но самой высокой И лучшей марки.    1 Далее Текст

В декабре в той стране

Снег до дьявола чист,

И метели заводят

Веселые прялки.

Был человек тот авантюрист,

Но самой высокой

И лучшей марки.

1

Далее

Текст

Метафора связана с народными поверьями о небесных пряхах, которые ночью прядут нить человеческой жизни и посылают смерть. Кроме того, возникает ассоциация с пушкинскими «Бесами», где обыгрывалась связь между метельными вихрями и нечестью.   1 Текст

Метафора связана с народными поверьями о небесных пряхах, которые ночью прядут нить человеческой жизни и посылают смерть. Кроме того, возникает ассоциация с пушкинскими «Бесами», где обыгрывалась связь между метельными вихрями и нечестью.

1

Текст

Авантюрист ( фр.  aventurier) — искатель приключений (по определению словаря Брокгауза и Евфрона), беспринципный человек, занимающийся авантюрами (по Ожегову). 1 Текст

Авантюрист ( фр.  aventurier) — искатель приключений (по определению словаря Брокгауза и Евфрона), беспринципный человек, занимающийся авантюрами (по Ожегову).

1

Текст

Был он изящен, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою,  И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою.      1 Далее Текст

Был он изящен,

К тому ж поэт,

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою.

1

Далее

Текст

Прескверный гость бьет в самые уязвимые места. Это и есть тот собирательный образ , который с упоением обсуждают в «окололитературных углах». Автобиографичность поэмы. Когда Есенин встретился с Айседорой Дункан, ему было 26 лет, а ей — 45. Фото. 1922 1 Текст

Прескверный гость бьет в самые уязвимые места. Это и есть тот собирательный образ , который с упоением обсуждают в «окололитературных углах». Автобиографичность поэмы. Когда Есенин встретился с Айседорой Дункан, ему было 26 лет, а ей — 45.

Фото. 1922

1

Текст

"Счастье,- говорил он,- Есть ловкость ума и рук. Все неловкие души За несчастных всегда известны. Это ничего, Что много мук Приносят изломанные И лживые жесты.

1

Далее

Текст

Здесь имеет место расширенное понимание жеста как поступка, необходимости добровольно принимать на себя ту или иную личину, элемента актерской игры в жизни. Первая четверть ХХ века в искусстве отмечена особым вниманием к языку жестов. В эпоху немого кино язык жестов был единственным способом сказать что-либо с киноэкрана. 1 Текст

Здесь имеет место расширенное понимание жеста как поступка, необходимости добровольно принимать на себя ту или иную личину, элемента актерской игры в жизни. Первая четверть ХХ века в искусстве отмечена особым вниманием к языку жестов. В эпоху немого кино язык жестов был единственным способом сказать что-либо с киноэкрана.

1

Текст

Черный человек изъясняется афоризмами. Черный человек обвиняет его в двоедушии, лицедействе, самообольщении, иронизирует над его жизненными принципами 1 Текст

Черный человек изъясняется афоризмами. Черный человек обвиняет его в двоедушии, лицедействе, самообольщении, иронизирует над его жизненными принципами

1

Текст

В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно,  Казаться улыбчивым и простым –  Самое высшее в мире искусство

В грозы, в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым –

Самое высшее в мире искусство".

1

Далее

Текст

Включая «грозы, бури» как контекстуальные синонимы к «житейской стыни», «утратам» автор подчеркивает непредсказуемость житейских будней, тяжесть утрат, жизненных катаклизмов. 1 Текст

Включая «грозы, бури» как контекстуальные синонимы к «житейской стыни», «утратам» автор подчеркивает непредсказуемость житейских будней, тяжесть утрат, жизненных катаклизмов.

1

Текст

"Черный человек!

Ты не смеешь этого!

Ты ведь не на службе

Живешь водолазовой.

Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай".

1

Далее

Текст

Речь идет о низинах человеческого духа, в которых обитает черный человек и из которых черпает свои сведения. Слова полемически соотносятся одновременно с В.В.Маяковским и А. Мюссе. 1 Текст

Речь идет о низинах человеческого духа, в которых обитает черный человек и из которых черпает свои сведения. Слова полемически соотносятся одновременно с В.В.Маяковским и А. Мюссе.

1

Текст

Черный человек  Глядит на меня в упор. И глаза покрываются Голубой блевотой, -  Словно хочет сказать мне, Что я жулик и вор, Так бесстыдно и нагло Обокравший кого-то.  . . . . . . . . . . . .      1 Далее Текст

Черный человек

Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются

Голубой блевотой, -

Словно хочет сказать мне,

Что я жулик и вор,

Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

. . . . . . . . . . . .

1

Далее

Текст

Автобиографичность поэмы. Подобные вещи доводилось слышать Есенину. Утверждали, что в нем нет ничего самостоятельного: сначала работал под Клюева, потом под Блока, затем под Бальмонта. 1 Текст

Автобиографичность поэмы. Подобные вещи доводилось слышать Есенину. Утверждали, что в нем нет ничего самостоятельного: сначала работал под Клюева, потом под Блока, затем под Бальмонта.

1

Текст

Завершение первой части поэмы. Но фигура умолчания позволяет понять, что история будет иметь продолжение. 1 Текст

Завершение первой части поэмы. Но фигура умолчания позволяет понять, что история будет иметь продолжение.

1

Текст

Друг мой, друг мой,  Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь.     1 Далее Текст

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

1

Далее

Текст

Ночь морозная. Тих покой перекрестка. Я один у окошка, Ни гостя, ни друга не жду. Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой известкой, И деревья, как всадники, Съехались в нашем саду.      1 Далее Текст

Ночь морозная.

Тих покой перекрестка.

Я один у окошка,

Ни гостя, ни друга не жду.

Вся равнина покрыта

Сыпучей и мягкой известкой,

И деревья, как всадники,

Съехались в нашем саду.

1

Далее

Текст

Славянская мифология соседствует с библейской символикой. Перекресток , по В. Далю, «место, где дороги пересекаются, расходятся накрест; распутье, бездорожье, раздорожица, кресты и крестцы». Кроме того, в народном сознании «перекрестки чтутся роковыми и нечистыми, тут совершаются чары, заговоры, хоронят самоубийц или найденные трупы, и ставят кресты, часовенки для охраны». В русских сказках и былинах перекресток означает добровольный выбор героем своего пути – жизни или смерти. В народе существуют поверья, что «на перекрестке черти яйца катают, в свайк играют. На перекрестки нечистый волен в душе человека» 1 Текст

Славянская мифология соседствует с библейской символикой. Перекресток , по В. Далю, «место, где дороги пересекаются, расходятся накрест; распутье, бездорожье, раздорожица, кресты и крестцы». Кроме того, в народном сознании «перекрестки чтутся роковыми и нечистыми, тут совершаются чары, заговоры, хоронят самоубийц или найденные трупы, и ставят кресты, часовенки для охраны». В русских сказках и былинах перекресток означает добровольный выбор героем своего пути – жизни или смерти. В народе существуют поверья, что «на перекрестке черти яйца катают, в свайк играют. На перекрестки нечистый волен в душе человека»

1

Текст

Действие происходит в течение нескольких часов комнате (а у Пушкина – в двух разных комнатах, во второй сцене – в комнате трактира) Для Есенина это важно, так как обычно его лирика «внекомнатна». «Черный человек», как и «Моцарт и Сальери» состоит из двух сцен. Только по жанру произведение Пушкина – маленькая трагедия, а «Черный человек» - поэма, построенная на сценках-диалогах. 1 Текст

Действие происходит в течение нескольких часов комнате (а у Пушкина – в двух разных комнатах, во второй сцене – в комнате трактира) Для Есенина это важно, так как обычно его лирика «внекомнатна». «Черный человек», как и «Моцарт и Сальери» состоит из двух сцен. Только по жанру произведение Пушкина – маленькая трагедия, а «Черный человек» - поэма, построенная на сценках-диалогах.

1

Текст

Строки напоминают «Сорокоуст» (авг. 1920): Скоро изморозь известью выбелит Тот поселок и эти луга; А также «Пугачева»: Голубая страна, Обсыпанная солью, песком и известкой…   1 Текст

Строки напоминают «Сорокоуст» (авг. 1920):

Скоро изморозь известью выбелит

Тот поселок и эти луга;

А также «Пугачева»:

Голубая страна,

Обсыпанная солью, песком и известкой…

1

Текст

Где-то плачет Ночная зловещая птица. Деревянные всадники Сеют копытливый стук. Вот опять этот черный На кресло мое садится, Приподняв свой цилиндр И откинув небрежно сюртук.      1 Далее Текст

Где-то плачет

Ночная зловещая птица.

Деревянные всадники

Сеют копытливый стук.

Вот опять этот черный

На кресло мое садится,

Приподняв свой цилиндр

И откинув небрежно сюртук.

1

Далее

Текст

Предвестие появления черного человека. 1 Текст

Предвестие появления черного человека.

1

Текст

  Ряд исследователей ставит вопрос о прототипах «черного человека» в окружении Есенина тех лет, называя В. Г. Шершеневича и даже Н. А. Клюева, и толкуют поэму как «продуманный ответ тем, кто порочил нравственный облик Есенина и искажал его поэзию (как Крученых)»Одним из прототипов называют В. Маяковского , так как Есенин всегда считал Маяковского своим антиподом. То, что Черный человек говорит лирическому герою, лексически напоминает Маяковского.   1 Текст

  Ряд исследователей ставит вопрос о прототипах «черного человека» в окружении Есенина тех лет, называя В. Г. Шершеневича и даже Н. А. Клюева, и толкуют поэму как «продуманный ответ тем, кто порочил нравственный облик Есенина и искажал его поэзию (как Крученых)»Одним из прототипов называют В. Маяковского , так как Есенин всегда считал Маяковского своим антиподом. То, что Черный человек говорит лирическому герою, лексически напоминает Маяковского.

1

Текст

Здесь поэт подчеркивает, что он садится в «мое кресло», хотя его никто не приглашал. Он опять не дает спать. Кресло, стоящее, видимо, возле кровати, потому что черный человек«...хрипит ..., смотря мне в лицо, Сам все ближе И ближе клонится», а также «глядит на меняв упор». Кресло как бы указывает на диалог, который происходит между Черным человеком и героем. Здесь лирический герой также не приглашал непрошенного гостя присаживаться, а тот ведет себя довольно вольготно: «и откинув небрежно сюртук», осознавая, что он сейчас в ведущей позиции: все, что он говорит неприятно слышать лирическому герою, но тем не менее он признает в словах Черного человека долю правды...   1 Текст

Здесь поэт подчеркивает, что он садится в «мое кресло», хотя его никто не приглашал. Он опять не дает спать. Кресло, стоящее, видимо, возле кровати, потому что черный человек«...хрипит ..., смотря мне в лицо, Сам все ближе И ближе клонится», а также «глядит на меняв упор». Кресло как бы указывает на диалог, который происходит между Черным человеком и героем. Здесь лирический герой также не приглашал непрошенного гостя присаживаться, а тот ведет себя довольно вольготно: «и откинув небрежно сюртук», осознавая, что он сейчас в ведущей позиции: все, что он говорит неприятно слышать лирическому герою, но тем не менее он признает в словах Черного человека долю правды...

1

Текст

Цилиндр в поэзии Есенина представлен в двух символических значениях, имеющих исторически единое происхождение: 1) он маркирует роль джентльмена, положительного по своей сути, вызывающего в памяти представление о русском дворянстве и восходящего к пушкинскому мотиву. 2) цилиндр характеризует негативных персонажей, начиная от черта в его современном облике и кончая капиталистами «дикого Запада». Образ цилиндра в первом значении является автобиографическим. Есенинский цилиндр был настолько запоминавшимся предметом гардероба и так сильно выделял его владельца из толпы горожан, что запомнился многим современникам поэта.   1 Текст

Цилиндр в поэзии Есенина представлен в двух символических значениях, имеющих исторически единое происхождение:

1) он маркирует роль джентльмена, положительного по своей сути, вызывающего в памяти представление о русском дворянстве и восходящего к пушкинскому мотиву.

2) цилиндр характеризует негативных персонажей, начиная от черта в его современном облике и кончая капиталистами «дикого Запада».

Образ цилиндра в первом значении является автобиографическим. Есенинский цилиндр был настолько запоминавшимся предметом гардероба и так сильно выделял его владельца из толпы горожан, что запомнился многим современникам поэта.

1

Текст

Цили́ндр  (от нем. Zylinder ) —   европейский мужской головной убор, представляющий из себя высокую шляпу с плоским верхом. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении  XIX века. 1 Текст

Цили́ндр  (от нем. Zylinder ) —

  европейский мужской головной убор, представляющий из себя высокую шляпу с плоским верхом. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении  XIX века.

1

Текст

Культурные знаки - цилиндр и сюртук – опять отсылают к черному человеку из «Моцарта и Сальери» 1 Текст

Культурные знаки - цилиндр и сюртук – опять отсылают к черному человеку из «Моцарта и Сальери»

1

Текст

"Слушай, слушай! –

Хрипит он, смотря мне в лицо,

Сам все ближе

И ближе клонится. –

Я не видел, чтоб кто-нибудь

Из подлецов

Так ненужно и глупо

Страдал бессонницей.

1

Далее

Текст

Душу лирического героя томит бессонница, что указывает на сближение с Моцартом.   1 Текст

Душу лирического героя томит бессонница, что указывает на сближение с Моцартом.

1

Текст

Ах, положим, ошибся! Ведь нынче луна. Что же нужно еще Напоенному дремой мирику? Может, с толстыми ляжками Тайно придет

Ах, положим, ошибся!

Ведь нынче луна.

Что же нужно еще

Напоенному дремой мирику?

Может, с толстыми ляжками

Тайно придет "она",

И ты будешь читать

Свою дохлую томную лирику?

1

Далее

Текст

Здесь прослеживается реакция на слова Клюева, который сказал Есенину, что его стихи годятся только для томных девиц и изнеженных юношей.   1 Текст

Здесь прослеживается реакция на слова Клюева, который сказал Есенину, что его стихи годятся только для томных девиц и изнеженных юношей.

1

Текст

Ах, люблю я поэтов!  Забавный народ.  В них всегда нахожу я Историю, сердцу знакомую, - Как прыщавой курсистке  Длинноволосый урод Говорит о мирах, Половой истекая истомою.      1 Далее Текст

Ах, люблю я поэтов!

Забавный народ.

В них всегда нахожу я

Историю, сердцу знакомую, -

Как прыщавой курсистке

Длинноволосый урод

Говорит о мирах,

Половой истекая истомою.

1

Далее

Текст

Выворачивает наизнанку «Москву кабацкую». 1 Текст

Выворачивает наизнанку «Москву кабацкую».

1

Текст

Не знаю, не помню, В одном селе,  Может, в Калуге,  А может, в Рязани,  Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами...      1 Далее Текст

Не знаю, не помню,

В одном селе,

Может, в Калуге,

А может, в Рязани,

Жил мальчик

В простой крестьянской семье,

Желтоволосый,

С голубыми глазами...

1

Далее

Текст

Автобиографизм. С. Есенин родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. 1 Текст

Автобиографизм. С. Есенин родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье.

1

Текст

И вот стал он взрослым,  К тому ж поэт,  Хоть с небольшой,  Но ухватистой силою,  И какую-то женщину,  Сорока с лишним лет,  Называл скверной девочкой  И своею милою

И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою".

1

Далее

Текст

Второй монолог оканчивается строфой, которая в первом занимала центральное место, - в ней приводится оценка поэтического таланта и любви лирического героя к сорокалетней женщине. Повторяя одну и ту же мысль, Черный человек тем самым настаивает на своем первоначальном мнении, но не продолжает рассуждения.   1 Текст

Второй монолог оканчивается строфой, которая в первом занимала центральное место, - в ней приводится оценка поэтического таланта и любви лирического героя к сорокалетней женщине. Повторяя одну и ту же мысль, Черный человек тем самым настаивает на своем первоначальном мнении, но не продолжает рассуждения.

1

Текст

"Черный человек!

Ты прескверный гость.

Это слава давно

Про тебя разносится".

Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу

... . . . . . . . . . . . . .

1

Далее

Текст

Разрабатывая новую оригинальную трактовку традиционного образа, Есенин воплотил в нем не только злые силы, преследующие человека, но и отрицательные начала души героя. Есенин сближает Черного человека с героем, наделяя его даже внешним сходством. На этом основании большинство исследователей видят в нем двойника лирического героя. Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Да, гений и злодейство могут уживаться в одном человеке и в то же время это «две вещи несовместные». У Есенина противостоят друг другу не только поэт и черный человек, но в какой-то момент герой видит в себе черного человека. У Пушкина же Черный человек не результат раздвоения личности. 1 Текст

Разрабатывая новую оригинальную трактовку традиционного образа, Есенин воплотил в нем не только злые силы, преследующие человека, но и отрицательные начала души героя. Есенин сближает Черного человека с героем, наделяя его даже внешним сходством. На этом основании большинство исследователей видят в нем двойника лирического героя.

Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Да, гений и злодейство могут уживаться в одном человеке и в то же время это «две вещи несовместные». У Есенина противостоят друг другу не только поэт и черный человек, но в какой-то момент герой видит в себе черного человека. У Пушкина же Черный человек не результат раздвоения личности.

1

Текст

Образ гостя является весьма распространенным в лирике Есенина, выступая в разных обличьях. В раннем творчестве сам лирический герой – «только гость случайный» на этой земле: «Я пришел на эту землю,/ Чтоб скорей ее покинуть» («Край любимый! Сердцу снятся…») В первом стихотворном отклике на Февральскую революцию лирический герой идет «Дорогого гостя встречать», а после Октябрьской революции ждет «светлого гостя». В сентябре 1919, разочаровавшись в революциях, поэт с горечью констатирует «Видно, в смех над самим собой/Пел я песнь о чудесной гостье («Кобыльи корабли»). В «Сорокоусте» «изб древенчатый живот / трясет стальная лихорадка!», приходит «скверный гость» - трактор: «Вот он, вот он с железным брюхом, /Тянет к глоткам равнин пятерню». Постепенно этот образ вырастает в железно-каменное чудище — город. Это враг, чуждый творчеству. «На тропу голубого поля / Скоро выйдет железный гость» («Я последний поэт деревни»); «Черт бы взял тебя, скверный гость! / Наша песня с тобой не сживется» («Сорокоуст»)   1 Текст

Образ гостя является весьма распространенным в лирике Есенина, выступая в разных обличьях. В раннем творчестве сам лирический герой – «только гость случайный» на этой земле: «Я пришел на эту землю,/ Чтоб скорей ее покинуть» («Край любимый! Сердцу снятся…») В первом стихотворном отклике на Февральскую революцию лирический герой идет «Дорогого гостя встречать», а после Октябрьской революции ждет «светлого гостя». В сентябре 1919, разочаровавшись в революциях, поэт с горечью констатирует «Видно, в смех над самим собой/Пел я песнь о чудесной гостье («Кобыльи корабли»). В «Сорокоусте» «изб древенчатый живот / трясет стальная лихорадка!», приходит «скверный гость» - трактор: «Вот он, вот он с железным брюхом, /Тянет к глоткам равнин пятерню». Постепенно этот образ вырастает в железно-каменное чудище — город. Это враг, чуждый творчеству. «На тропу голубого поля / Скоро выйдет железный гость» («Я последний поэт деревни»); «Черт бы взял тебя, скверный гость! / Наша песня с тобой не сживется» («Сорокоуст»)

1

Текст

Лирическая аллегория Есенина соотносится с символикой IX главы (часть 4, кн. 11) «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», где «Иван запускает в своего незваного собеседника стаканом с остывшим чаем ‹...› как их общий „предшественник“ Мартин Лютер (имя которого упоминается в сцене Достоевского) запустил, согласно преданию, в черта чернильницей» 1 Текст

Лирическая аллегория Есенина соотносится с символикой IX главы (часть 4, кн. 11) «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», где «Иван запускает в своего незваного собеседника стаканом с остывшим чаем ‹...› как их общий „предшественник“ Мартин Лютер (имя которого упоминается в сцене Достоевского) запустил, согласно преданию, в черта чернильницей»

1

Текст

Привязанность молодого Есенина к щегольской трости - эстетическому аналогу посоха странника - запечатлена ряде фотографий, большое число которых подчеркивает типичность этого предметного образа в руках поэта. Таким образом, представленные портретные детали указывают на автобиографический контекст поэмы, подчеркивая, что черный человек в поэме представлен как двойник -антипод поэта. 1 Текст

Привязанность молодого Есенина к щегольской трости - эстетическому аналогу посоха странника - запечатлена ряде фотографий, большое число которых подчеркивает типичность этого предметного образа в руках поэта.

Таким образом, представленные портретные детали указывают на автобиографический контекст поэмы, подчеркивая, что черный человек в поэме представлен как двойник -антипод поэта.

1

Текст

Трость - предмет удлиненной цилиндрической формы, обычно из дерева; небольшого сечения, но длинный; используется для опоры при ходьбе 1 Текст

Трость - предмет удлиненной цилиндрической формы, обычно из дерева; небольшого сечения, но длинный; используется для опоры при ходьбе

1

Текст

...Месяц умер, Синеет в окошко рассвет. Ах ты, ночь!  Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.  Я один... И разбитое зеркало...      1 Текст

...Месяц умер,

Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один...

И разбитое зеркало...

1

Текст

Повторение этой бытовой указывает на слияние Черного человека с героем. Цилиндр вначале принадлежал ужасному видению («приподняв свой цилиндр», а в конце самому герою, этим «удостоверяется» нереальность Черного человека, созданного воображением лирического героя и превратившегося в его «второе я».   1 Текст

Повторение этой бытовой указывает на слияние Черного человека с героем. Цилиндр вначале принадлежал ужасному видению («приподняв свой цилиндр», а в конце самому герою, этим «удостоверяется» нереальность Черного человека, созданного воображением лирического героя и превратившегося в его «второе я».

1

Текст

Зеркало держать в комнате – грех, по утверждению староверов, потому что оно дано дьяволом, и доказывают легендой.  Метафора разбитого зеркала может быть прочитана как символ погубленной жизни. Здесь окошко и зеркало — традиционные образы русской национальной жизни — семантически сближены (если иметь в виду окно ночью в освещенном доме, то в нем человек отражается как в зеркале). «В нашем языке окно (уменьш. окошко, оконце), как отверстие, пропускающее свет в избу, лингвистически тождественно со словом око (снк. aksha совмещает оба значения); окно, следовательно›, есть глаз избы» .«У всех народов существует убеждение, что небесные боги взирают с высоты на землю, наблюдают за поступками смертных, судят и наказывают грешников.   1 Текст

Зеркало держать в комнате – грех, по утверждению староверов, потому что оно дано дьяволом, и доказывают легендой.

Метафора разбитого зеркала может быть прочитана как символ погубленной жизни.

Здесь окошко и зеркало — традиционные образы русской национальной жизни — семантически сближены (если иметь в виду окно ночью в освещенном доме, то в нем человек отражается как в зеркале). «В нашем языке окно (уменьш. окошко, оконце), как отверстие, пропускающее свет в избу, лингвистически тождественно со словом око (снк. aksha совмещает оба значения); окно, следовательно›, есть глаз избы» .«У всех народов существует убеждение, что небесные боги взирают с высоты на землю, наблюдают за поступками смертных, судят и наказывают грешников.

 

1

Текст

Какой-то старец, спасаясь в пустыне, прочёл следующие слова: «просите и дастся вам». Пустынник усомнился, и желая удостовериться, что всё ли получить может, что захочет, пошёл к какому-то царю просить руки его дочери. Царь, почудясь такому требованию, сказал о том своей дочери, которая тоже подивилась немало и потом сказала: « Так как это дело необыкновенное и чрезвычайное, то должно, чтобы старец, если захочет жениться на мне, оказал бы мне чрезвычайную услугу и принёс бы в подарок такую вещь, в которой бы я всю себя видеть могла». Это желание было высказано царевною ещё в то время, когда зеркала не были выдуманы. Монах, узнав от царя такое требование, пошёл искать такую вещь. Долго ходил он по лесам, наконец вступил в пустыню, никем не обитаемую. Посидев в ней несколько времени, он начинает слышать стон. Старец окликнул и получил ответ: «Почтенный старче! Сжалься на моё страдание, ибо я уже несколько лет заключён в этом рукомойнике, выпусти меня из этой темницы, и я тебе за это услужу, чем пожелаешь». Старец, прежде, чем освободить из рукомойника заключённого, стал требовать от него вознаграждения тою вещью, о которой говорила царевна. Заключённый обещал, и старец, сняв с рукомойника крест, выпустил чёрта. Дьявол в скором времени принёс к нему зеркало, которому старец, взяв в руки, чрезвычайно подивился, но когда увидел себя с морщинами, сединами, дряхлого и слабого, отложил навсегда намерение жениться. Однако зеркало снёс к царю и тут же, отказавшись от своего слова, стал молиться о своём прегрешении в том, что взымел сомнение противу священного писания. И так как зеркало доставлено впервые старцу дьяволом, то самые крепкие староверы долгое время не имели в своих домах зеркал.

Текст

1

Финал не столько тупик, сколько распутье. Ночной кошмар позади, но впереди пугающая неизвестность. 1 Текст

Финал не столько тупик, сколько распутье. Ночной кошмар позади, но впереди пугающая неизвестность.

1

Текст

Кем или чем является Черный человек? Тень, отражение в зеркале Альтер-эго Черный человек Отрицательные качества Совесть Предвестник смерти или сама смерть 1 Текст

Кем или чем является Черный человек?

Тень, отражение в зеркале

Альтер-эго

Черный человек

Отрицательные качества

Совесть

Предвестник смерти или сама смерть

1

Текст

Список использованной литературы Чимбур Л. С. Поэма А. С. Есенина «Черный человек» (материалы к факультативному занятию) / Л. Чимбур // Молодой ученый. — 2016. — №64. — С. 48-51. Куняев С. Черный человек/ С. Куняев // Русская литература ХХ века: Учебное пособие для 11 класса.- М.: Русское слово, 2001. Бельская Л.Л. Поэма судьбы / Л.Л. Бельская// Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990. Шубникова-Гусеева Н.И. Черный человек / Н.И. Шубникова-Гусеева // С.А. Есенин в жизни и творчестве: Учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: Русское слово, 2003.

Список использованной литературы

Чимбур Л. С. Поэма А. С. Есенина «Черный человек» (материалы к факультативному занятию) / Л. Чимбур // Молодой ученый. — 2016. — №64. — С. 48-51.

Куняев С. Черный человек/ С. Куняев // Русская литература ХХ века: Учебное пособие для 11 класса.- М.: Русское слово, 2001.

Бельская Л.Л. Поэма судьбы / Л.Л. Бельская// Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.

Шубникова-Гусеева Н.И. Черный человек / Н.И. Шубникова-Гусеева // С.А. Есенин в жизни и творчестве: Учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: Русское слово, 2003.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок осмысленного чтения (на материале поэмы С.А. Есенина "Черный человек"

Автор: Шульга Оксана Сергеевна

Дата: 28.05.2020

Номер свидетельства: 551715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства