Урок составлен с использованием технологии РКЧМ (критическое мышление), который предполагает три фазы: вызов, осмысление, рефлексия. В презентации включены примерные ответы обучающихся 7 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская по рассказу "Юшка" А. Платонова»
Урок – мастерская по рассказу А. П.Платонова «Юшка»
Цели:
Совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения;
Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умение анализировать сопоставлять, видеть художественную деталь;
Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию нравственных качеств личности.
Результаты:
Личностные : развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности;
Предметные : умения анализировать литературные произведения; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств; понимание авторской позиции, написание сочинения по теме.
Метапредметные : умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля; умение определять понятия, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать критерии для классификации, умение организовать учебное сотрудничество.
Метапредметные УУД
Познавательные : уметь осмыслено читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст в зависимости от поставленной цели.
Регулятивные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные : уметь формулировать собственное мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владеть устной и письменной речью.
Почему простого подручного кузнеца Платонов сделал главным героем своего рассказа?
Работал в журнале «Железный путь»
Почему люди не любили Юшку?
Служил в Красной Армии
В начале 20-х годов изменил фамилию (ранее был Климентов)
«Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник»
А. Платонов
Для чего рождается человек на Земле?
Человек как звезда рождается Средь неясной тревожной Млечности, В бесконечности начинается И кончается в бесконечности. Поколеньями созидается Век за веком Земля нетленная… Человек как звезда рождается, Чтоб светлее стала Вселенная!
Д. Голубков
Проблема: «Раз ты человек, ты не можешь быть другим?»
В слове «человек» заложены высокие нравственные понятия: доброта, справедливость, милосердие.
У этого слова нет эпитетов.
Почему «Юшка»? (этнографический словарь, словарь русского арго)
Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Пустить юшку – избить до крови.
Юшка – мясной навар, жидкая часть кушанья.
Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.
Прием «Корзина идей». Что такое добро?
Это добрые поступки?
Это помощь нуждающимся?
Это сострадание, отзывчивость, милосердие?
Это любовь к ближнему?
Это быть всегда человеком?
Обратимся к словарю
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» (Тема: «Портрет Юшки»)
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Каким видят люди Юшку? Что знают о нем? Что думают?
Почему автор особо выделяет его глаза?
Почему прохожий оттолкнул Юшку?
Когда и по какому поводу всплывает художественная деталь «чай с сахаром»?
Почему в руках у него было мало силы?
Что значил для жителей села Юшка?
Почему люди жестоко относятся к Юшке?
Каким люди не знают Юшку, каким они его не видели?
Прием «Двухчастный дневник» (Тема: «Юшка и дети». 1 группа)
Встреча Юшки с детьми (цитаты)
Комментарий
… переставали играть, бежали, кричали…
Решили подразнить, пошутить
… поднимали ветки и бросали…
Меня возмущает поведение ребят
… снова окликали, бросали, трогали и толкали…
Они издеваются над человеком
… опять толкали и кидали комья земли…
Они безжалостные
… сильнее толкали… кричали вокруг Юшки…
… делали слишком больно, радовались…
Как вел себя Юшка? (цитаты)
Мое мнение
… ничего не отвечал и не обижался…
Сносил все кротко
… шел тихо и не закрывал лицо…
Он не желал никому зла
… шел и молчал…
Он даже таким поступкам детей был рад
… говорил, радовался…
Мне его жалко
Вывод:
Движет детьми не злоба, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это источник радости и веселья.
Юшка верил, что нужен детям. Для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу.
Прием «Двухчастный дневник» (Тема: «Юшка и взрослые». 2 группа)
Встреча Юшки со взрослыми (цитаты)
Комментарий
… злое горе или обида…
Ненависть и злость движут взрослыми
… сердце наполняется лютой яростью…
Часто они вымещали злобу на Юшку, беззащитного человека
… что ты блажной, непохожий ходишь тут?
Не умеют любить людей
… от кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение…
Очень жестокие
… бил…и в зле забывал на время свое горе…
Проявление злобы
… хоть бы ты помер, что ли…
Унижение человеческого достоинства
Встреча Юшки со взрослыми (цитаты)
Комментарий
… ничего не отвечал, не обижался на них…
Безропотно сносил все унижения
… не закрывал своего лица…
Любовь и доброта не позволяли ему ответить жестокостью
… Вы, должно быть, любите меня?
Любил весь свет
Вывод:
Сердца людей наполнялись лютой яростью при виде Юшки. Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.
Прием «Двухчастный дневник» (Тема: «Юшка и природа». 3 группа)
Юшка и природа (цитаты)
Комментарий
В пути он дышал благоуханием трав и лесов…
Юшка умел ценить природу
… больная грудь Юшки отдыхала
Он находил покой в мире природы
… Юшка не скрывал своей любви к живым существам
Далеко от людей Юшка преображается
Он склонялся к земле и целовал цветы…
Он распахнут миру
Вывод:
Как все живущие, Юшка хочет любви и сочувствия. Но находит их только в мире природы, а не среди людей.
Прием «Двухчастный дневник» (Тема: «Юшка и «веселый прохожий». 4 группа)
Юшка и «веселый прохожий» (цитаты)
Комментарий
Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело!
Проявление грубости, невежества
Хоть бы ты помер что ли!
Цинизм
Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!
Высокомерие
Я тебя выучу уму.
Жестокость
Вывод:
Безропотность Юшки и всепрощающая любовь к людям дали почву для вседозволенности, подлинной жестокости.
Юродивый?
Глуповатый, чудаковатый, безумный.
Христианский аскет – безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания.
Есть особый лик святых, которые называются Блаженные или Юродивые Христа Ради. Они добровольно, ради Бога, приняли на себя подвиг смирения перед другими людьми, исполняя заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Именно русский народ особо почитает «блаженных», что это чисто русский тип святости.
Работа с художественной деталью. «Почему впервые Юшка «осерчал», а не разгневался?»
«глаза у него были белые, как у слепца»
Какие глаза были у Юшки?
« Зрячее сердце»
Как можно назвать всевидящее сердце?
«сердце в людях бывает слепое»
Что говорит Юшка о людских сердцах?
Человек не задумывается о том, что творит зло.
Что значит «слепое сердце»?
Прием «Кластер»
«Слепое сердце»
Эгоизм
Злоба
Жестокость
Равнодушие
Черствость
Себялюбие
Вывод:
«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
Какую тему поднимает А. Платонов в рассказе?
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Выберите высказывание, которое подходит к теме урока?
«Уважай в себе и других человеческую личность». Д.И. Писарев;
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Б. Паскаль
«Великие души переносят страдания молча». Ф. Шиллер
«Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия
Тема урока: «Великая сила добра»
«Так всякое доброе приносит и плоды добрые» (Евангелие. Из нагорной проповеди Иисуса Христа). Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие.
Рефлексия
Подберите цвет для сердца Юшки.
Нарисуйте сердце Юшки.
Подберите ассоциации, как будет выглядеть сердце Юшки.
Рефлексия
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
Родился в семье слесаря ж/д мастерских в Воронеже
УЗНАЛ
Почему рассказ называется «Юшка»?
Учился в церковно-приходской школе
Почему простого подручного кузнеца Платонов сделал главным героем своего рассказа?
Рассказ назван именем главного героя.
Работал в журнале «Железный путь»
На примере героя автор показал, что любой человек заслуживает сострадания.
Почему люди не любили Юшку?
Служил в Красной Армии
Истинная любовь – это любовь к ближнему.
В начале 20-х годов изменил фамилию (ранее был Климентов)
Домашнее задание - письменная работа
«Что я хотел сказать о Юшке на уроке, но постеснялся?»
«Случай из моей жизни: как моя любовь помогла другому человеку?»