kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-мастерская по рассказу "Юшка" А. П. Платонова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен с использованием технологии критического мышления. В презентации отражены три фазы технологии: вызов, осмысление, рефлексия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская по рассказу "Юшка" А. П. Платонова»

Урок – мастерская по рассказу А. П.Платонова «Юшка» Составил: Шипицына Е.Ю., учитель русского языка и литературы МБОСУВУОТ «СОШОТ»,  г. Соликамск, Пермский край

Урок – мастерская по рассказу А. П.Платонова «Юшка»

Составил: Шипицына Е.Ю., учитель русского языка и литературы МБОСУВУОТ «СОШОТ»,

г. Соликамск, Пермский край

Цели:

Цели:

  • Совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения;
  • Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умение анализировать сопоставлять, видеть художественную деталь;
  • Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию нравственных качеств личности.
Результаты:

Результаты:

  • Личностные : развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности;
  • Предметные : умения анализировать литературные произведения; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств; понимание авторской позиции, написание сочинения по теме.
  • Метапредметные : умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля; умение определять понятия, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать критерии для классификации, умение организовать учебное сотрудничество.
Метапредметные УУД

Метапредметные УУД

  • Познавательные : уметь осмыслено читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст в зависимости от поставленной цели.
  • Регулятивные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные : уметь формулировать собственное мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владеть устной и письменной речью.
Тип урока Форма урока Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Методы обучения Урок-мастерская Форма организации познавательной деятельности Словесный, частично-поисковый, практический, наглядный Индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Тип урока

Форма урока

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Методы обучения

Урок-мастерская

Форма организации познавательной деятельности

Словесный, частично-поисковый, практический, наглядный

Индивидуальная, фронтальная,

работа в группах

Фаза вызова ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ Родился в семье слесаря ж/д мастерских в Воронеже УЗНАЛ Почему рассказ называется «Юшка»? Учился в церковно-приходской школе Почему простого подручного кузнеца Платонов сделал главным героем своего рассказа? Работал в журнале «Железный путь» Почему люди не любили Юшку? Служил в Красной Армии В начале 20-х годов изменил фамилию (ранее был Климентов)

Фаза вызова

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

Родился в семье слесаря ж/д мастерских в Воронеже

УЗНАЛ

Почему рассказ называется «Юшка»?

Учился в церковно-приходской школе

Почему простого подручного кузнеца Платонов сделал главным героем своего рассказа?

Работал в журнале «Железный путь»

Почему люди не любили Юшку?

Служил в Красной Армии

В начале 20-х годов изменил фамилию (ранее был Климентов)

«Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник»  А. Платонов

«Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник»

А. Платонов

Для чего рождается человек на Земле? Человек как звезда рождается  Средь неясной тревожной Млечности,  В бесконечности начинается  И кончается в бесконечности.   Поколеньями созидается  Век за веком Земля нетленная…  Человек как звезда рождается,  Чтоб светлее стала Вселенная!  Д. Голубков

Для чего рождается человек на Земле?

Человек как звезда рождается Средь неясной тревожной Млечности, В бесконечности начинается И кончается в бесконечности. Поколеньями созидается Век за веком Земля нетленная… Человек как звезда рождается, Чтоб светлее стала Вселенная!

Д. Голубков

Проблема: «Раз ты человек, ты не можешь быть другим?»

Проблема: «Раз ты человек, ты не можешь быть другим?»

  • В слове «человек» заложены высокие нравственные понятия: доброта, справедливость, милосердие.
  • У этого слова нет эпитетов.
Почему «Юшка»?  (этнографический словарь,  словарь русского арго)

Почему «Юшка»? (этнографический словарь, словарь русского арго)

  • Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Пустить юшку – избить до крови.
  • Юшка – мясной навар, жидкая часть кушанья.
  • Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.
Прием «Корзина идей».  Что такое добро?

Прием «Корзина идей». Что такое добро?

  • Это добрые поступки?
  • Это помощь нуждающимся?
  • Это сострадание, отзывчивость, милосердие?
  • Это любовь к ближнему?
  • Это быть всегда человеком?
Обратимся к словарю

Обратимся к словарю

  • Добро – все положительное, хорошее, полезное.
  • Зло – нечто дурное, вредное.
  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
  • Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»  (Тема: «Портрет Юшки») Тонкие вопросы Толстые вопросы Каким видят люди Юшку? Что знают о нем? Что думают? Почему автор особо выделяет его глаза? Почему прохожий оттолкнул Юшку? Когда и по какому поводу всплывает художественная деталь «чай с сахаром»? Почему в руках у него было мало силы? Что значил для жителей села Юшка? Почему люди жестоко относятся к Юшке? Каким люди не знают Юшку, каким они его не видели?

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (Тема: «Портрет Юшки»)

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Каким видят люди Юшку? Что знают о нем? Что думают?

Почему автор особо выделяет его глаза?

Почему прохожий оттолкнул Юшку?

Когда и по какому поводу всплывает художественная деталь «чай с сахаром»?

Почему в руках у него было мало силы?

Что значил для жителей села Юшка?

Почему люди жестоко относятся к Юшке?

Каким люди не знают Юшку, каким они его не видели?

Прием «Двухчастный дневник»  (Тема: «Юшка и дети». 1 группа) Встреча Юшки с детьми (цитаты) Комментарий … переставали играть, бежали, кричали… Решили подразнить, пошутить … поднимали ветки и бросали… Меня возмущает поведение ребят … снова окликали, бросали, трогали и толкали… Они издеваются над человеком … опять толкали и кидали комья земли… Они безжалостные … сильнее толкали… кричали вокруг Юшки… … делали слишком больно, радовались…

Прием «Двухчастный дневник» (Тема: «Юшка и дети». 1 группа)

Встреча Юшки с детьми (цитаты)

Комментарий

… переставали играть, бежали, кричали…

Решили подразнить, пошутить

… поднимали ветки и бросали…

Меня возмущает поведение ребят

… снова окликали, бросали, трогали и толкали…

Они издеваются над человеком

… опять толкали и кидали комья земли…

Они безжалостные

… сильнее толкали… кричали вокруг Юшки…

… делали слишком больно, радовались…

Как вел себя Юшка? (цитаты) Мое мнение … ничего не отвечал и не обижался… Сносил все кротко … шел тихо и не закрывал лицо… Он не желал никому зла … шел и молчал… Он даже таким поступкам детей был рад … говорил, радовался… Мне его жалко

Как вел себя Юшка? (цитаты)

Мое мнение

… ничего не отвечал и не обижался…

Сносил все кротко

… шел тихо и не закрывал лицо…

Он не желал никому зла

… шел и молчал…

Он даже таким поступкам детей был рад

… говорил, радовался…

Мне его жалко

Вывод: Движет детьми не злоба, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это источник радости и веселья. Юшка верил, что нужен детям. Для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу.

Вывод:

Движет детьми не злоба, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это источник радости и веселья.

Юшка верил, что нужен детям. Для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу.

Прием «Двухчастный дневник»  (Тема: «Юшка и взрослые». 2 группа) Встреча Юшки со взрослыми (цитаты) Комментарий … злое горе или обида… Ненависть и злость движут взрослыми … сердце наполняется лютой яростью… Часто они вымещали злобу на Юшку, беззащитного человека … что ты блажной, непохожий ходишь тут? Не умеют любить людей … от кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение… Очень жестокие … бил…и в зле забывал на время свое горе… Проявление злобы … хоть бы ты помер, что ли… Унижение человеческого достоинства

Прием «Двухчастный дневник» (Тема: «Юшка и взрослые». 2 группа)

Встреча Юшки со взрослыми (цитаты)

Комментарий

… злое горе или обида…

Ненависть и злость движут взрослыми

… сердце наполняется лютой яростью…

Часто они вымещали злобу на Юшку, беззащитного человека

… что ты блажной, непохожий ходишь тут?

Не умеют любить людей

… от кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение…

Очень жестокие

… бил…и в зле забывал на время свое горе…

Проявление злобы

… хоть бы ты помер, что ли…

Унижение человеческого достоинства

Встреча Юшки со взрослыми (цитаты) Комментарий … ничего не отвечал, не обижался на них… Безропотно сносил все унижения … не закрывал своего лица… Любовь и доброта не позволяли ему ответить жестокостью … Вы, должно быть, любите меня? Любил весь свет

Встреча Юшки со взрослыми (цитаты)

Комментарий

… ничего не отвечал, не обижался на них…

Безропотно сносил все унижения

… не закрывал своего лица…

Любовь и доброта не позволяли ему ответить жестокостью

… Вы, должно быть, любите меня?

Любил весь свет

Вывод: Сердца людей наполнялись лютой яростью при виде Юшки. Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.

Вывод:

Сердца людей наполнялись лютой яростью при виде Юшки. Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.

Прием «Двухчастный дневник»  (Тема: «Юшка и природа». 3 группа) Юшка и природа (цитаты) Комментарий В пути он дышал благоуханием трав и лесов… Юшка умел ценить природу … больная грудь Юшки отдыхала Он находил покой в мире природы … Юшка не скрывал своей любви к живым существам Далеко от людей Юшка преображается Он склонялся к земле и целовал цветы… Он распахнут миру

Прием «Двухчастный дневник» (Тема: «Юшка и природа». 3 группа)

Юшка и природа (цитаты)

Комментарий

В пути он дышал благоуханием трав и лесов…

Юшка умел ценить природу

… больная грудь Юшки отдыхала

Он находил покой в мире природы

… Юшка не скрывал своей любви к живым существам

Далеко от людей Юшка преображается

Он склонялся к земле и целовал цветы…

Он распахнут миру

Вывод: Как все живущие, Юшка хочет любви и сочувствия. Но находит их только в мире природы, а не среди людей.

Вывод:

Как все живущие, Юшка хочет любви и сочувствия. Но находит их только в мире природы, а не среди людей.

Прием «Двухчастный дневник»  (Тема: «Юшка и «веселый прохожий». 4 группа) Юшка и «веселый прохожий» (цитаты) Комментарий Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Проявление грубости, невежества Хоть бы ты помер что ли! Цинизм Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный! Высокомерие Я тебя выучу уму. Жестокость

Прием «Двухчастный дневник» (Тема: «Юшка и «веселый прохожий». 4 группа)

Юшка и «веселый прохожий» (цитаты)

Комментарий

Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело!

Проявление грубости, невежества

Хоть бы ты помер что ли!

Цинизм

Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!

Высокомерие

Я тебя выучу уму.

Жестокость

Вывод: Безропотность Юшки и всепрощающая любовь к людям дали почву для вседозволенности, подлинной жестокости.

Вывод:

Безропотность Юшки и всепрощающая любовь к людям дали почву для вседозволенности, подлинной жестокости.

Юродивый?

Юродивый?

  • Глуповатый, чудаковатый, безумный.
  • Христианский аскет – безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания.
  • Есть особый лик святых, которые называются Блаженные или Юродивые Христа Ради. Они добровольно, ради Бога, приняли на себя подвиг смирения перед другими людьми, исполняя заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
  • Именно русский народ особо почитает «блаженных», что это чисто русский тип святости.
Работа с художественной деталью. «Почему впервые Юшка «осерчал»,  а не разгневался?»  «глаза у него были белые, как у слепца» Какие глаза были у Юшки?  « Зрячее сердце» Как можно назвать всевидящее сердце?  «сердце в людях бывает слепое» Что говорит Юшка о людских сердцах?  Человек не задумывается о том, что творит зло. Что значит «слепое сердце»?

Работа с художественной деталью. «Почему впервые Юшка «осерчал», а не разгневался?»

«глаза у него были белые, как у слепца»

Какие глаза были у Юшки?

« Зрячее сердце»

Как можно назвать всевидящее сердце?

«сердце в людях бывает слепое»

Что говорит Юшка о людских сердцах?

Человек не задумывается о том, что творит зло.

Что значит «слепое сердце»?

Прием «Кластер»   «Слепое сердце» Эгоизм Злоба Жестокость Равнодушие Черствость Себялюбие

Прием «Кластер»

«Слепое сердце»

Эгоизм

Злоба

Жестокость

Равнодушие

Черствость

Себялюбие

Вывод: «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

Вывод:

«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

Какую тему поднимает А. Платонов  в рассказе? Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.

Какую тему поднимает А. Платонов в рассказе?

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Выберите высказывание, которое подходит к теме урока?

Выберите высказывание, которое подходит к теме урока?

  • «Уважай в себе и других человеческую личность». Д.И. Писарев;
  • «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Б. Паскаль
  • «Великие души переносят страдания молча». Ф. Шиллер
  • «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия
Тема урока: «Великая сила добра» «Так всякое доброе приносит и плоды добрые» (Евангелие. Из нагорной проповеди Иисуса Христа). Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие.

Тема урока: «Великая сила добра»

«Так всякое доброе приносит и плоды добрые» (Евангелие. Из нагорной проповеди Иисуса Христа). Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие.

Рефлексия

Рефлексия

  • Подберите цвет для сердца Юшки.
  • Нарисуйте сердце Юшки.
  • Подберите ассоциации, как будет выглядеть сердце Юшки.
Рефлексия ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ Родился в семье слесаря ж/д мастерских в Воронеже УЗНАЛ Почему рассказ называется «Юшка»? Учился в церковно-приходской школе Почему простого подручного кузнеца Платонов сделал главным героем своего рассказа? Рассказ назван именем главного героя. Работал в журнале «Железный путь» На примере героя автор показал, что любой человек заслуживает сострадания. Почему люди не любили Юшку? Служил в Красной Армии Истинная любовь – это любовь к ближнему. В начале 20-х годов изменил фамилию (ранее был Климентов)

Рефлексия

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

Родился в семье слесаря ж/д мастерских в Воронеже

УЗНАЛ

Почему рассказ называется «Юшка»?

Учился в церковно-приходской школе

Почему простого подручного кузнеца Платонов сделал главным героем своего рассказа?

Рассказ назван именем главного героя.

Работал в журнале «Железный путь»

На примере героя автор показал, что любой человек заслуживает сострадания.

Почему люди не любили Юшку?

Служил в Красной Армии

Истинная любовь – это любовь к ближнему.

В начале 20-х годов изменил фамилию (ранее был Климентов)

Домашнее задание - письменная работа

Домашнее задание - письменная работа

  • «Что я хотел сказать о Юшке на уроке, но постеснялся?»
  • «Случай из моей жизни: как моя любовь помогла другому человеку?»
  • «Что такое «слепое сердце?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-мастерская по рассказу "Юшка" А. П. Платонова

Автор: Шипицына Елена Юрьевна

Дата: 07.04.2017

Номер свидетельства: 407475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства