kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе "Во всем мне хочется дойти до самой сути" (по лирике Б.Пастернака)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вводным уроком при изучении творчества Б. Пастернака. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Во всем мне хочется дойти до самой сути" (по лирике Б.Пастернака)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

муниципального образования

Гулькевичский район Краснодарского края

Учитель русского языка и литературы Данилова Э.В.




«Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Лирика Бориса Пастернака как выражение мироощущения поэта.



ЦЕЛЬ: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Пастернака, выставка книг, презентация слайдов на мультимедиапроекторе, репродукции картин, звукозапись романсов на стихи поэта, цитаты о поэте


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: исследовательская работа учащихся, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений


ТИП УРОКА: урок – Час поэзии



ЭПИГРАФ



Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию,

Своею жертвой путь прочертишь.


Борис Пастернак


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

С чего обычно начинаются жизнеописания известных людей? Конечно же с рассказа о семье, о детстве. Просто именно в первые годы жизни человека начинается сложный процесс кристаллизации того, что потом будет названо талантом. Недаром тема детства у Пастернака тесно связана с темой творчества. Именно первые впечатления и потрясения становились для него вехой на жизненном пути. Борис Пастернак…………..«Гамлет ХХ века», « Рыцарь русской поэзии», «Заложник вечности», «Один на всех и у каждого свой»… так называли его читатели после смерти.

Сегодня мы попытаемся воссоздать атмосферу, в которой жил и творил поэт Пастернак атмосферу музыки, живописи, философии, и , конечно же, поэзии.

(Сообщения подготовленных учащихся о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака)

( просмотр презентации)

Ученик. Поэт из поэтов родился 10 февраля 1890 г. в Москве в семье известного художника Леонида Осиповича Пастернака и одарённой пианистки Розалии Исидоровны Кауфман. Творческая домашняя обстановка сформировала яркую, многостороннюю, одарённую личность. Маленький Борис унаследовал от родителей их любовь к искусству: он хорошо рисовал, а в 13 лет увлёкся музыкой, но после 6 лет упорных занятий музыка была оставлена навсегда.


Ученица. После блестящего окончания гимназии в 1909 г Пастернак поступает на философское отделение Московского университета. В 1912 г для совершенствования знаний в области философии отправляется в Германию, в Марбург. Там он начинает писать стихи. И хотя изучение философии идёт успешно, он расстаётся с ней ради главного дела своей жизни.

«Я основательно занялся стихописанием. Днем и ночью и когда придется я писал о море, о рассвете, о летнем доме, о каменном угле Гарца», – вспоминал Пастернак. Поэзия стала его призванием, «почвой и судьбой». Она вобрала в себя и его страсть к музыке и интерес к философии.


Учитель. В стихотворении, посвящённом Пастернаку, А.Ахматова писала : «Он награждён каким-то вечным детством». «Вечное детство» составляло самую суть поэтической личности Пастернака. Широко раскрытыми глазами смотрел он на мир, не уставая удивляться ему, восхищаться его пленительным разнообразием. На раннем этапе творчества поэт жил чувствами…


Звучит звукозапись стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать»


Групповая работа

- Стихотворение «Достать чернил и плакать» часто открывает сборники избранной лирики Б.Пастернака и считается одним из наиболее показательных для ранней манеры поэта.

  1. группа. Чтение наизусть и анализ стихотворения «Февраль.Достать чернил и плакать», соотнесение стихотворения и картины А.Саврасова «Грачи прилетели» .

- Какие мысли и чувства рождает это произведение? (Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы).

- С помощью каких изобразительно – выразительных средств достигается выразительность, импрессионичность?

- Какие впечатления вызывает картина Саврасова? Сходны ли они с впечатлениями, вызванными строками Пастернака?

(Во-первых, выразительность, ощущение записи мгновенного впечат­ления создается особым синтаксисом: назывным и безличными предложе­ниями, восклицательной интонацией начала, которая задает тон всему стихотворению. Во вторых, инфинитивами, быстрая смена которых со­здает иллюзию движения, действия. В-третьих, неожиданными эпите­тами: «грохочущая слякоть», «черная весна», «сухая грусть», метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт», сравнениями: грачи, «как обугленные груши». Кроме того, стихотворение соединено «скрепа­ми» — повторами: «плакать», «писать о феврале навзрыд» в начале сти­хотворения и «слагаются стихи навзрыд» - в конце; единством цветового решения: «чернила», «черная весна», «проталины чернеют». Несмотря на «черный» колорит, создается впечатление яркости, блеска, бликов, этому способствует и звукопись аллитерации громких «р» и подчеркивающих «ч», «ш», «щ», «ж», «с», «з». Заканчивается стихотво­рение поэтической декларацией: «И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах: подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души.)


Слово учителя.

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Поэт – как колокол на башне вечевой…

-Тема поэта и поэзии звучала по-разному в творчестве многих поэтов. Сегодня мы обратимся к стихотворению Б. Пастернака «Определение поэзии» из раздела «Занятие философией».

  1. группа. Чтение и восприятие стихотворения «Определение поэзии»

Согласны вы с мнением поэта? Чем является поэзия для вас?

Чтение слов Д Лихачева о поэзии Пастернака.

  1. группа. Чтение и анализ стихотворения « Любить иных – тяжёлый крест».

Ученик. Это стихотворение из первого сборника стихов «Близнец в тучах», вышедшего в 1913г. Основные темы стихотворений – любовь и дружба, творчество и космос, смерть и бессмертие, сновидения. Сборник был отмечен влиянием символизма и футуризма. За густоту насыщения ассоциативными образами и парадоксальными метафорами многие не поняли поэта. Сам Пастернак считал, что это «начальная пора» его поэтической деятельности.


Ученица. С 1914 г Пастернак – член литературной группы «Центрифуга». В этот же период он знакомится с В. Маяковским, который сыграл огромную роль в судьбе и творчестве поэта. Первая мировая война была трезво встречена поэтом. Пастернак был освобожден от призыва в армию из-за последствий падения с лошади и согласился поехать на Урал, где работал конторщиком на заводе. Стихотворения этого времени легли в 1916 г основу книги «Поверх барьеров», в которой он отказывается от «романтической манеры» и преобразовывает «примелькавшуюся действительность»


Звучит стихотворение «Весна» (уч-ся)


Учитель В этом стихотворении проявился особый характер образа природы. Перед нами не просто пейзаж. Она одухотворена, олицетворена. Образ природы становится слышимым и видимым.

М. Цветаева: «До Пастернака природа давалась через человека. У Пастернака при­рода — без человека, человек присутствует в ней лишь постольку, поскольку она выражена его, чело­века, словами. Всякий поэт может отождествить себя, скажем, с деревом. Пастернак себя деревом ощущает. Природа словно превратила его в дерево, сделала его деревом, чтобы его человеческий ствол шумел на ее, природы, лад».


Ученик. В 1922 г Пастернак женился на художнице Евгении Владимировне Лурье. В апреле этого же года вышла книга стихов «Сестра моя – жизнь», сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров современного стиха. Книга включала стихи и циклы 1917 г . Восторженно оценил книгу Осип Мандельштам: «Стихи Пастернака почитать – горло прочистить, дыхание укрепить, обновить лёгкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулёза."




Учитель Вот так лирично и мощно начинал Пастернак. Основными темами этого сборника стала тема поэта и поэзии, место человека в истории, стихи о природе.


Ученица. В 1922 г Пастернак с молодой женой уехал в Германию, в Берлин. В 1923 г была опубликована четвертая книга стихов «Темы и вариации»


Учитель. В стихотворениях этой книги возникли образы Маргариты, Мефистофеля, Шекспира, Пушкина. В некоторых вариациях много пушкинских образов, есть обращения к цитатам Шекспира и Грибоедова. Но «заумная» лирика Пастернака оказалась не в чести у читателей


Ученик. Весной 1923 г супруги вернулись в Москву, а осенью у них родился сын Евгений. Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции Борис Пастернак обращается к эпосу. Он создаёт поэмы «Высокая болезнь»(1923),

«905 год»(1925-26), «Лейтенант Шмидт»(1927),В это же время работает над автобиографической повестью «Охранная грамота»


Ученица. В начале 30-х гг его поэзия переживает «второе рождение». Книга с таким названием вышла в 1932 г. У Пастернака в это время усиливается ощущение собственной ненужности как поэта. В то время оригинальность художественного дара воспринималась как отступление от генеральной линии, а верность себе требовала от художника подлинной гражданской смелости.


Звучит звукозапись стихотворения «О знал бы я, что так бывает»



Ученик. В 30-е гг Пастернака почти не печатают. В 1934 г он становится членом Союза писателей. В любых ситуациях в то нелегкое время доносов, репрессий Пастернак оставался Человеком. А за это он подвергся травле. От него требовали верноподданнического служения, а он этого не понимал. Поселившись в 1936 г на даче в Переделкино, он занимается переводами. Трагедии Шекспира, «Фауст» Гёте, стихи Верлена, Байрона, грузинских поэтов. Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством. В 1937 г у него родился сын Леонид.


Ученица В 1943 г поэт совершает поездку на фронт, легко находит общий язык с солдатами, офицерами, читает стихи в медсанбатах. Результатом поездки стала книга стихов «На ранних поездах», где попытался без прикрас сказать о войне, но стихи безбожно редактировали.


Звучит стихотворение «Опять весна» (уч-ся)


Анализ стихотворения

---- От чьего лица ведётся речь в стихотворении?

-----Как передается образ окружающего мира?

-----Какое выразительное средство использует поэт в 3 строфе?



Ученик После войны он опубликовал ещё две книги «Земной простор»(1945) и «Избранные стихи и поэмы»(1945). Полный надежд на изменение политического климата после войны, Пастернак был разочарован нападками на него со стороны писателей: поэту не могли простить роста его популярности за рубежом.


Ученица. В начале 1946 г поэт приступает к «большой прозе» - роману «Доктор Живаго», который был завершен в 1956 г. Осенью 1946 года в письме к О. Фрейденберг поэт сооб­щает: «С июля месяца я начал писать роман в прозе «Мальчики и девочки», который в десяти главах должен охватить сорокалетие 1902—1946 годов, и с большим увлечением написал четверть всего задуманного или пя­тую его часть. Это все очень серьезные работы. Я у нее стар, скоро, может быть, умру, и нельзя до бесконечности от­кладывать свободного выражения настоящих своих мыс­лей».

Роман попал заграницу. А в 1958 г Пастернаку присудили за него Нобелевскую премию, от которой он вынужден был отказаться, потому что началась истеричная травля писателя. Сам Пастернак недоумевал, отчего он попал в разряд гонимых.


Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

(из ст. НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ )


Ученик. Поэт вынужден был уехать из Переделкино. Некоторое время он с семьей жил у друзей в Грузии. Замкнутая жизнь Пастернака несколько успокоила власти. В 1959 г была написана его последняя книга стихов «Когда разгуляется», в которой поэт подводит итог своего творчества.


Звучит стихотворение «Быть знаменитым некрасиво»» (уч-ся)



Ученица Весной 1960 г смертельная болезнь приковала Пастернака к постели (рак легких). Чувство исполненного долга, доверие к жизни и поддержка близких помогли ему мужественно переносить физические и душевные муки. Незадолго до смерти он написал: «По слепому случаю судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то самое, чем мы так привыкли жертвовать и что есть самое лучшее в нас, – художник оказался в моем случае не затертым и не растоптанным».

Ученик Возник посмертный «пастернаковский бум». Вся интеллигенция запоем читала поэта и внимала его заветам. Многие поняли, что главное для поэта – его золотое перо, вдохновенные строки, вера в то, что «силу подлости и злобы одолеет дух добра»



Учитель Много стихотворений Бориса Пастернака переложено на музыку, некоторые из них стали известными романсами.


(звучит песня «Никого не будет дома» из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром»)


( Учитель декламирует стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»)



VI. Итоги урока.

VII. Домашнее задание.

Письменный ответ по высказыванию Б.Пастернака.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Данилова Элина Владимировна

Дата: 30.04.2017

Номер свидетельства: 412479

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства