Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по повести Ф. Абрамова "Поездка в прошлое"»
Фёдор
Абрамов
… это образ современной русской нации.
Правда всегда нравственна. Правда в конечном счёте всегда возвышает и поднимает человека.
Правда вооружает человека, отпугивает она только недорослей.
Правда всегда нравственна. Правда в конечном счёте всегда возвышает и поднимает человека. Правда вооружает человека, отпугивает она только недорослей.
Ф.Абрамов. Дневники
Ф.Абрамов. Дневники
Цель: Рассмотреть исторические события 20-30-х годов XX века через содержание повести Ф.А.Абрамова «Поездка в прошлое», выявить идейный смысл, авторское отношение к героям произведения.
Развивающая – формировать интерес к литературе и истории, учить анализировать, выделять главное, сравнивать , обобщать, развивать память, внимание.
Воспитательная – воспитывать культуру общения на уроке, развивать эстетический вкус.
Методы – беседа, демонстрация слайдов, проблемный метод, дискуссионный.
Деревня Сосино
Курзия
Микша Кобылин
Александр и Мефодий Кобылины
Иван Варзумов
Павлин Фёдорович Усольцев
Лаконизм – краткость и чёткость повествования.
Психологизм – углублённое изображение душевных переживаний
«Известно, что человек строит себя сам. Но боже мой, сколько людей строило меня! Сколько было учителей…
Все они влияли на меня. Все они делали меня…
Я всегда учусь, всю жизнь, у всех!»
Так часто повторял Ф.А. Абрамов в кругу родных и близких, среди учителей и писателей, для читателей и поклонников своего таланта.
Да, жизнь его не баловала, но это был трудолюбивый и мужественный человек, честный и необыкновенно искренний писатель.
С высокого угора хорошо видны полноводная Пинега,
и старинный монастырь на другом берегу.
уходящие вдаль леса
В Архангельской области на Пинежье, что в полтора раза больше Бельгии, раскинулось старинное село Веркола.
Здесь ,в Верколе, иродился Фёдор Абрамов 29 февраля 1920 года.
Стоял високосный год. Шла Гражданская война. В уездной Пинеге заседал штаб белых, в Верколе – штаб красных. Трудно устанавливалась советская власть на Севере, трудным было и детство Фёдора Абрамова.
«Родители мои крестьяне, всю жизнь занимались крестьянским трудом: пахали землю, сеяли хлеб, заготовляли корм скотине,-» вспоминает сестра Ф.А.Абрамова
Поздно как- то рано ли
Но в семье Абрамовых
Много там Абрамовых
Появился сын.
Родился он с норовом
Прозывался Фёдором
К Пинеге он с вёдрами
За водой ходил… В. Токман
« Мои земляки и приезжие снисходительно с улыбкой смотрят на мой дом. Больно он неказистый невзрачный по сравнению со старыми домами. А я думаю у меня самый большой дом… Стоит он на деревенском угоре… И какие дали, какая ширь расстилается вокруг…»
Веркола.
Родительская изба Ф. Абрамова
Семья была бедная и большая.
Отец, Александр Степанович , человек смирный, хозяйственный. В деревне его уважали за незлобивость и крестьянскую хватку.
Мать, Степанида Павловна , неграмотная крестьянка, но крепкая, неглупая и работящая женщина. Она сделала всё, чтобы вывести детей в люди.
В семье Федя был седьмым ребёнком. Когда ему шёл второй год, умер отец, а старшему брату Михаилу было всего 15 лет.
Степанида Павловна одна с пятью детьми подняла хозяйство. В эти тяжёлые годы старший Михаил работал за мужика и стал настоящим хозяином, а для младших в семье он стал заботливым отцом.
О чень д орогие л юди
Кроме матери и брата, дорогим человеком для маленького Феди стала роднаятётка Иринья– старшая сестра мамы. Швея, со своей старой машинкой «Зингер», она обшивала всю семью. Тётушка была религиозна, начитанна и прекрасно знала житийную литературу. Первые уроки доброты, сердечности Ф.Абрамов получил от тётушки Ириньи.
« Т рудным было детство»
Когда Михаил стал главой семьи, ему во всём помогали братья Василий и Никита. А вода, дрова, корм для скота – это Федина работа. Он и на мельницу с сестрой (Машей) ходил, чтобы мельник зерно намолол.
Крестьянская страда
на Севере
Во время страды Михаил всех забирал на сенокос. Сестра вспоминает: «Федя очень хорошо брал ягоды. Мама его хвалила.» Он с сестрой набирал ягод на всю семью на всю зиму.
Ко времени коллективизации семья Абрамовых считалась середняцкой. Много лет спустя Ф.Абрамов напишет: « Я теперь без удивления не могу вспомнить, что натворила наша ребячья семья за восемь лет безотцовщины.
К 1930 году мы имели хозяйство, которому мог бы позавидовать
самый работящий мужик: две лошади, две коровы, «сенной бык» и десятка полтора - два овец».
Семи лет Фёдор пошёл в Веркольскую школу. Учился он хорошо. В третьем классе ему дали премию за отличные успехи в учении: материал на брюки и ситцу на рубашку. «Радости у нас у всех не было конца,-» вспоминает Мария Абрамова.
Все в деревне видели его настырность, упрямство в учении, жадность к слову учителя и самолюбие.
Фёдор учился очень хорошо, писал такие сочинения, которые потом читали с восхищением все одноклассники. Не бывало, чтобы он замешкался и не ответил на вопрос учительницы.
Веркольская школа.
Сейчас здесь литературно – мемориальный музей Ф. Абрамова.
В 1932 году Ф. Абрамов окончил начальную школу первым учеником. Домашние решили , что надо учиться дальше. В районе была открыта первая школа – пятилетка, но Фёдора туда не приняли. Брали детей бедняков, красных партизан. А он считался сыном середнячки…
«О, сколько слёз, сколько мук, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребёнка!..» - вспоминал позднее Ф. Абрамов.
Это была первая в жизни, страшная и горькая обида ребёнка, для которого ученье – это не только счастье, но и путёвка в большую жизнь.
Класс, где учился Федя Абрамов
Однако зимой 1932 года Фёдор всё же стал учеником и, блестяще закончив пятилетку, уезжает в Карпогоры, где учится с 6 по 10 класс.
В Карпогорской средней школе Фёдор Абрамов учится прилежно, проявляя в знаниях большую усидчивость и настойчивость. Жажда знаний у него была поистине неутолимой, его интересовало буквально всё.
У него было много друзей, но все они отмечали превосходство Феди в знаниях даже по военному делу, физкультуре и немецкому языку. ( Эти дисциплины тогда считались второстепенными.)
Ф. Абрамов, 1934 г.
Он был не только самым способным, но и самым усердным, старательным и трудолюбивым учеником.
Так повелось из семьи. С детства.
Школьный класс 30 – х годов.
По всем предметам все годы он шёл первым учеником, а в 1938 году закончил школу отличником, единственным из пятнадцати выпускников Карпогорской средней школы.
Ученик 9 класса
Ф. Абрамов, 1937 г.
Огромную роль сыграл в эти годы в жизни Ф. Абрамова учитель Алексей Фёдорович Калинцев.
Он преподавал едва ли не половину всех предметов в школе, вёл опытный участок, струнный кружок, занимался ликвидацией неграмотности среди взрослого населения в Карпогорах.
Это был учитель – универсал, человек – сподвижник.
«Жизнь не обделила меня встречами с выдающимися людьми. Я слушал лекции знаменитых профессоров и академиков, я общался и общаюсь с крупнейшими писателями, художниками, артистами страны, мне не раз доводилось беседовать с государственными деятелями.
А. Абрамов
Но ни один из них… не оказал на меня столь могучего нравственного воздействия , как сельский учитель А.Ф. Калинцев».