kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по повести Ф. Абрамова "Поездка в прошлое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по  теме Ф. Абрамов повесть "Поездка в прошлое" с использованием биографии писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по повести Ф. Абрамова "Поездка в прошлое"»

Фёдор  Абрамов

Фёдор

Абрамов

… это образ современной русской нации. Правда всегда нравственна. Правда в конечном счёте всегда возвышает и поднимает человека. Правда вооружает человека, отпугивает она только недорослей. Правда всегда нравственна. Правда в конечном счёте всегда возвышает и поднимает человека. Правда вооружает человека, отпугивает она только недорослей.     Ф.Абрамов. Дневники

… это образ современной русской нации.

Правда всегда нравственна. Правда в конечном счёте всегда возвышает и поднимает человека.

Правда вооружает человека, отпугивает она только недорослей.

  • Правда всегда нравственна. Правда в конечном счёте всегда возвышает и поднимает человека. Правда вооружает человека, отпугивает она только недорослей.

Ф.Абрамов. Дневники

  • Ф.Абрамов. Дневники
Цель: Рассмотреть исторические события 20-30-х годов XX века через содержание повести Ф.А.Абрамова «Поездка в прошлое», выявить идейный смысл, авторское отношение к героям произведения. Задачи: Образовательная – формировать полноту, осознанность, гибкость, глубину, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки, умение вести беседу. Развивающая – формировать интерес к литературе и истории, учить анализировать, выделять главное, сравнивать , обобщать, развивать память, внимание. Воспитательная – воспитывать культуру общения на уроке, развивать эстетический вкус.  Методы – беседа, демонстрация слайдов, проблемный метод, дискуссионный.

Цель: Рассмотреть исторические события 20-30-х годов XX века через содержание повести Ф.А.Абрамова «Поездка в прошлое», выявить идейный смысл, авторское отношение к героям произведения.

Задачи:

  • Образовательная – формировать полноту, осознанность, гибкость, глубину, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки, умение вести беседу.
  • Развивающая – формировать интерес к литературе и истории, учить анализировать, выделять главное, сравнивать , обобщать, развивать память, внимание.
  • Воспитательная – воспитывать культуру общения на уроке, развивать эстетический вкус.

Методы – беседа, демонстрация слайдов, проблемный метод, дискуссионный.

Деревня Сосино Курзия Микша Кобылин Александр и Мефодий Кобылины Иван Варзумов Павлин Фёдорович Усольцев Лаконизм – краткость и чёткость повествования. Психологизм – углублённое изображение душевных переживаний

Деревня Сосино

Курзия

Микша Кобылин

Александр и Мефодий Кобылины

Иван Варзумов

Павлин Фёдорович Усольцев

Лаконизм – краткость и чёткость повествования.

Психологизм – углублённое изображение душевных переживаний

«Известно, что человек строит себя сам. Но боже мой, сколько людей строило меня! Сколько было учителей…  Все они влияли на меня. Все они делали меня…  Я всегда учусь, всю жизнь, у всех!»  Так часто повторял Ф.А. Абрамов в кругу родных и близких, среди учителей и писателей, для читателей и поклонников своего таланта.  Да, жизнь его не баловала, но это был трудолюбивый и мужественный человек, честный и необыкновенно искренний писатель.

«Известно, что человек строит себя сам. Но боже мой, сколько людей строило меня! Сколько было учителей…

Все они влияли на меня. Все они делали меня…

Я всегда учусь, всю жизнь, у всех!»

Так часто повторял Ф.А. Абрамов в кругу родных и близких, среди учителей и писателей, для читателей и поклонников своего таланта.

Да, жизнь его не баловала, но это был трудолюбивый и мужественный человек, честный и необыкновенно искренний писатель.

С высокого угора хорошо видны полноводная Пинега,  и старинный монастырь на другом берегу.  уходящие вдаль леса  В Архангельской области на Пинежье, что в полтора раза больше Бельгии, раскинулось старинное село Веркола.  Здесь ,в Верколе, и  родился Фёдор Абрамов 29 февраля 1920 года.

С высокого угора хорошо видны полноводная Пинега,

и старинный монастырь на другом берегу.

уходящие вдаль леса

В Архангельской области на Пинежье, что в полтора раза больше Бельгии, раскинулось старинное село Веркола.

Здесь ,в Верколе, и родился Фёдор Абрамов 29 февраля 1920 года.

Стоял високосный год. Шла Гражданская война. В уездной Пинеге заседал штаб белых, в Верколе – штаб красных. Трудно устанавливалась советская власть на Севере, трудным было и детство Фёдора Абрамова.  «Родители мои крестьяне, всю жизнь занимались крестьянским трудом: пахали землю, сеяли хлеб, заготовляли корм скотине,-» вспоминает сестра Ф.А.Абрамова

Стоял високосный год. Шла Гражданская война. В уездной Пинеге заседал штаб белых, в Верколе – штаб красных. Трудно устанавливалась советская власть на Севере, трудным было и детство Фёдора Абрамова.

«Родители мои крестьяне, всю жизнь занимались крестьянским трудом: пахали землю, сеяли хлеб, заготовляли корм скотине,-» вспоминает сестра Ф.А.Абрамова

Поздно как- то рано ли  Но в семье Абрамовых Много там Абрамовых  Появился сын.  Родился он с норовом Прозывался Фёдором  К Пинеге он с вёдрами За водой ходил… В. Токман  « Мои земляки и приезжие снисходительно с улыбкой смотрят на мой дом. Больно он неказистый невзрачный по сравнению со старыми домами. А я думаю у меня самый большой дом… Стоит он на деревенском угоре… И какие дали, какая ширь расстилается вокруг…»  Веркола.  Родительская изба Ф. Абрамова

Поздно как- то рано ли

Но в семье Абрамовых

Много там Абрамовых

Появился сын.

Родился он с норовом

Прозывался Фёдором

К Пинеге он с вёдрами

За водой ходил… В. Токман

« Мои земляки и приезжие снисходительно с улыбкой смотрят на мой дом. Больно он неказистый невзрачный по сравнению со старыми домами. А я думаю у меня самый большой дом… Стоит он на деревенском угоре… И какие дали, какая ширь расстилается вокруг…»

Веркола.

Родительская изба Ф. Абрамова

Семья была бедная и большая.   Отец, Александр Степанович , человек смирный, хозяйственный. В деревне его уважали за незлобивость и крестьянскую хватку.  Мать, Степанида Павловна , неграмотная крестьянка, но крепкая, неглупая и работящая женщина. Она сделала всё, чтобы вывести детей в люди.  В семье Федя был седьмым ребёнком. Когда ему шёл второй год, умер отец, а старшему брату Михаилу было всего 15 лет.  Степанида Павловна  одна с пятью детьми подняла хозяйство. В эти тяжёлые годы старший Михаил работал за мужика и стал настоящим хозяином, а для младших в семье он стал заботливым отцом.

Семья была бедная и большая.

Отец, Александр Степанович , человек смирный, хозяйственный. В деревне его уважали за незлобивость и крестьянскую хватку.

Мать, Степанида Павловна , неграмотная крестьянка, но крепкая, неглупая и работящая женщина. Она сделала всё, чтобы вывести детей в люди.

В семье Федя был седьмым ребёнком. Когда ему шёл второй год, умер отец, а старшему брату Михаилу было всего 15 лет.

Степанида Павловна одна с пятью детьми подняла хозяйство. В эти тяжёлые годы старший Михаил работал за мужика и стал настоящим хозяином, а для младших в семье он стал заботливым отцом.

О чень  д орогие л юди  Кроме матери и брата, дорогим человеком для маленького Феди стала родная тётка Иринья – старшая сестра мамы. Швея, со своей старой машинкой «Зингер», она обшивала всю семью. Тётушка была религиозна, начитанна и прекрасно знала житийную литературу. Первые уроки доброты, сердечности Ф.Абрамов получил от тётушки Ириньи.

О чень д орогие л юди

Кроме матери и брата, дорогим человеком для маленького Феди стала родная тётка Иринья – старшая сестра мамы. Швея, со своей старой машинкой «Зингер», она обшивала всю семью. Тётушка была религиозна, начитанна и прекрасно знала житийную литературу. Первые уроки доброты, сердечности Ф.Абрамов получил от тётушки Ириньи.

« Т рудным было детство»  Когда Михаил стал главой семьи, ему во всём помогали братья Василий и Никита. А вода, дрова, корм для скота – это Федина работа. Он и на мельницу с сестрой (Машей) ходил, чтобы мельник зерно намолол.  Крестьянская страда  на Севере  Во время страды Михаил всех забирал на сенокос. Сестра вспоминает: «Федя очень хорошо брал ягоды. Мама его хвалила.» Он с сестрой набирал ягод на всю семью на всю зиму.

« Т рудным было детство»

Когда Михаил стал главой семьи, ему во всём помогали братья Василий и Никита. А вода, дрова, корм для скота – это Федина работа. Он и на мельницу с сестрой (Машей) ходил, чтобы мельник зерно намолол.

Крестьянская страда

на Севере

Во время страды Михаил всех забирал на сенокос. Сестра вспоминает: «Федя очень хорошо брал ягоды. Мама его хвалила.» Он с сестрой набирал ягод на всю семью на всю зиму.

Ко времени коллективизации семья Абрамовых считалась середняцкой. Много лет спустя Ф.Абрамов напишет: « Я  теперь без удивления не могу вспомнить, что натворила наша ребячья семья за восемь лет безотцовщины.  К 1930 году мы имели хозяйство, которому мог бы позавидовать  самый работящий мужик: две лошади, две коровы, «сенной бык» и десятка полтора - два овец».

Ко времени коллективизации семья Абрамовых считалась середняцкой. Много лет спустя Ф.Абрамов напишет: « Я теперь без удивления не могу вспомнить, что натворила наша ребячья семья за восемь лет безотцовщины.

К 1930 году мы имели хозяйство, которому мог бы позавидовать

самый работящий мужик: две лошади, две коровы, «сенной бык» и десятка полтора - два овец».

Семи лет Фёдор пошёл в Веркольскую школу. Учился он хорошо. В третьем классе ему дали премию за отличные успехи в учении: материал на брюки и ситцу на рубашку. «Радости у нас у всех не было конца,-» вспоминает Мария Абрамова.  Все в деревне видели его настырность, упрямство в учении, жадность к слову учителя и самолюбие.  Фёдор учился очень хорошо, писал такие сочинения, которые потом читали с восхищением все одноклассники. Не бывало, чтобы он замешкался и не ответил на вопрос учительницы.  Веркольская школа.  Сейчас здесь литературно – мемориальный музей Ф. Абрамова.

Семи лет Фёдор пошёл в Веркольскую школу. Учился он хорошо. В третьем классе ему дали премию за отличные успехи в учении: материал на брюки и ситцу на рубашку. «Радости у нас у всех не было конца,-» вспоминает Мария Абрамова.

Все в деревне видели его настырность, упрямство в учении, жадность к слову учителя и самолюбие.

Фёдор учился очень хорошо, писал такие сочинения, которые потом читали с восхищением все одноклассники. Не бывало, чтобы он замешкался и не ответил на вопрос учительницы.

Веркольская школа.

Сейчас здесь литературно – мемориальный музей Ф. Абрамова.

В 1932 году Ф. Абрамов окончил начальную школу первым учеником. Домашние решили , что надо учиться дальше. В районе была открыта первая школа – пятилетка, но Фёдора туда не приняли. Брали детей бедняков, красных партизан. А он считался сыном середнячки…  «О, сколько слёз, сколько мук, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребёнка!..» - вспоминал позднее Ф. Абрамов.  Это была первая в жизни, страшная и горькая обида ребёнка, для которого ученье – это не только счастье, но и путёвка в большую жизнь. Класс, где учился Федя Абрамов

В 1932 году Ф. Абрамов окончил начальную школу первым учеником. Домашние решили , что надо учиться дальше. В районе была открыта первая школа – пятилетка, но Фёдора туда не приняли. Брали детей бедняков, красных партизан. А он считался сыном середнячки…

«О, сколько слёз, сколько мук, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребёнка!..» - вспоминал позднее Ф. Абрамов.

Это была первая в жизни, страшная и горькая обида ребёнка, для которого ученье – это не только счастье, но и путёвка в большую жизнь.

Класс, где учился Федя Абрамов

Однако зимой 1932 года Фёдор всё же стал учеником и, блестяще закончив пятилетку, уезжает в Карпогоры, где учится с 6 по 10 класс.  В Карпогорской средней школе Фёдор Абрамов учится прилежно, проявляя в знаниях большую усидчивость и настойчивость. Жажда знаний у него была поистине неутолимой, его интересовало буквально всё.  У него было много друзей, но все они отмечали превосходство Феди в знаниях даже по военному делу, физкультуре и немецкому языку. ( Эти дисциплины тогда считались второстепенными.)  Ф.  Абрамов, 1934 г.

Однако зимой 1932 года Фёдор всё же стал учеником и, блестяще закончив пятилетку, уезжает в Карпогоры, где учится с 6 по 10 класс.

В Карпогорской средней школе Фёдор Абрамов учится прилежно, проявляя в знаниях большую усидчивость и настойчивость. Жажда знаний у него была поистине неутолимой, его интересовало буквально всё.

У него было много друзей, но все они отмечали превосходство Феди в знаниях даже по военному делу, физкультуре и немецкому языку. ( Эти дисциплины тогда считались второстепенными.)

Ф. Абрамов, 1934 г.

Он был не только самым способным, но и самым усердным, старательным и трудолюбивым учеником.  Так повелось из семьи. С детства.  Школьный класс 30 – х годов.  По всем предметам все годы он шёл первым учеником, а в 1938 году закончил школу отличником, единственным из пятнадцати выпускников Карпогорской средней школы.  Ученик 9 класса  Ф. Абрамов, 1937 г.

Он был не только самым способным, но и самым усердным, старательным и трудолюбивым учеником.

Так повелось из семьи. С детства.

Школьный класс 30 – х годов.

По всем предметам все годы он шёл первым учеником, а в 1938 году закончил школу отличником, единственным из пятнадцати выпускников Карпогорской средней школы.

Ученик 9 класса

Ф. Абрамов, 1937 г.

Огромную роль сыграл в эти годы в жизни Ф. Абрамова учитель Алексей Фёдорович Калинцев.  Он преподавал едва ли не половину всех предметов в школе, вёл опытный участок, струнный кружок, занимался ликвидацией неграмотности среди взрослого населения в Карпогорах.  Это был учитель – универсал, человек – сподвижник. «Жизнь не обделила меня встречами с выдающимися людьми. Я слушал лекции знаменитых профессоров и академиков, я общался и общаюсь с крупнейшими писателями, художниками, артистами страны, мне не раз доводилось беседовать с государственными деятелями. А. Абрамов  Но ни один из них… не оказал на меня столь могучего нравственного воздействия , как сельский учитель А.Ф. Калинцев».

Огромную роль сыграл в эти годы в жизни Ф. Абрамова учитель Алексей Фёдорович Калинцев.

Он преподавал едва ли не половину всех предметов в школе, вёл опытный участок, струнный кружок, занимался ликвидацией неграмотности среди взрослого населения в Карпогорах.

Это был учитель – универсал, человек – сподвижник.

«Жизнь не обделила меня встречами с выдающимися людьми. Я слушал лекции знаменитых профессоров и академиков, я общался и общаюсь с крупнейшими писателями, художниками, артистами страны, мне не раз доводилось беседовать с государственными деятелями.

А. Абрамов

Но ни один из них… не оказал на меня столь могучего нравственного воздействия , как сельский учитель А.Ф. Калинцев».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы по повести Ф. Абрамова "Поездка в прошлое"

Автор: Лазарева Валентина Николаевна

Дата: 25.11.2018

Номер свидетельства: 487439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства