Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 6 классе А. Грин «Алые паруса» Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая мечта »
Подготовила:
Мифтахова С.Т.,
учитель русского языка и литературы
Образовательные :
способствовать формированию представления о А.С. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса»;
иметь представление о жанре феерии;
используя приём «Кресло писателя», ознакомить учащихся с биографией А. Грина;
рассмотреть в противопоставлении мир реальности и романтической мечты.
учить видеть прекрасное в жизни , пытаться делать чудеса своими руками;
воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни ;
создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений.
Развивающие:
вовлечь в решение поставленных в повести проблем;
совершенствовать навыки анализа, обобщения; умения выступать и
защищать свою точку зрения;
развивать творческие способности
- Познакомимся с жанром феерии.
Фееʹрия(фр. feerie, от fee — фея, волшебница).
1)Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.
2) перен. Волшебное, сказочное действие.
Александр Грин
Грин (настоящая фамилия Гриневский) Александр Степанович (1880 – 1932) русский писатель. В романтико – фантастической повести «Алые паруса» (1923), «Бегущая по волнам» (1928), романах «Блистающий мир» (1924), «Дорога никуда» (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества человека.
ОТЗЫВЫ СОВРЕМЕННИКОВ
«Он не замечал окружающего и жил на облачных, веселых берегах» (К. Паустовский).
«Грин был отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он стремился отгородиться от непрошеного вмешательства в его внутренний мир» (Вс. Рождественский).
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Все становится светлым, ярким...» (Д. Гранин).
Первоначальные наброски относятся к лету 1916 года. Но рукопись не была завершена. Во время Гражданской войны А. Грин начал писать новую повесть под названием «Красные паруса». И закончил ее в Петрограде в начале декабря 1920 года. 8 мая 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грэй», а отдельным изданием книга вышла в 1923 году.
Однажды А. С. Грин в витрине игрушечного магазина увидел маленький «бот с правильно сидящим красивым крылообразным парусом». Этот бот был воспринят как «зерно чуда», из которого и возник замысел «Алых парусов». В одном из последних вариантов повести красные паруса заменяются алыми, найден более верный цвет, и в таком сочетании «Алые паруса» приобретают особую образность и самовыражение становится словом-символом.
Первое слово, которое прочёл А. Гриневский, было море.
Впервые он увидел море в г. Одессе в 16 лет, когда хотел стать матросом.
Гринландия — страна Грина, карта которой есть в музее писателя в г. Феодосии ( Крым).
А. Грин, несмотря на сложную судьбу, тяжёлые испытания, очень любил мечтать, как и герои, о которых он рассказывал.
Каперна
Лисс
Маленький
Грей
Ассоль
Какова тема этого произведения?
(Соотнесите свои рассуждения с информацией о биографии писателя, с которой вы познакомились. Докажите свою точку зрения, опираясь на текст).
В чьи уста вкладывает А.Грин основную идею произведения. Найдите и объясните эти слова. (Глава V)
Мир реальности
Мир мечты
Жизнь семьи Лонгрена:
история гибели жены: «так уж нет почти ни одной семьи где я не взяла бы в долг…»
«Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви»;
прослужил 10 лет, покинул службу;
отец стал делать игрушки: «этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии»;
Лонгрен не пришёл на помощь Меннерсу (« чёрную игрушку я сделал…»).
Жить ради дочери:
«сложное искусство ращения девочки»;
общение с отцом, его неповторимые рассказы о предметах морского обихода, о лодках, о морских скитаниях, о суевериях моряков.
Мир реальности
Мир мечты
Жизнь Каперны:
однообразная жизнь (работа – трактир);
люди живут приземлёнными заботами: наработаться, выспаться, накормить семью;
после истории с Меннерсом люди отвернулись от отца и дочери;
«надо уметь любить, а этого они не умеют» (Лонгрен);
«но у вас не рассказывают сказок, у вас не поют песен» (Эгль);
дети отвергли Ассоль, не играют с Ассоль, дразнят её, насмехаются над ней
Жизнь мечтательной Ассоль:
неожиданная встреча с Эглем: «я, милая, поэт в душе, хоть никогда не сочинял сам»;
подаренная Эглем сказка;
жизнь Ассоль в ожидании чуда: «Ты как думаешь: придёт волшебниковый корабль за мной или нет?»
Почему не любили в Каперне отца Ассоль?
С кем встретилась Ассоль у реки?
Что предсказал сказочник девочке?
Расскажите о характере Ассоль.
Какие глаголы можно подобрать для этого?
Кто такой Грей? '
Расскажите о характере Грея.
Какие глаголы можно подобрать для этого?
Чем похожи и чем отличаются молодые люди?
Как назывался корабль Грея?
Почему? Какой секрет был у Грея?
Почему Грей решил исполнить мечту Ассоль?
Что делала Ассоль для достижения мечты?
Мог бы Грин написать другое окончание этой повести-сказки? Почему?
Почему автор последними словами сделал слова «и думал о счастье»?
1. «Алые паруса» (работа в группах)
1)Объединение учащихся в 4 группы
1. «Алые паруса» (работа в группах)1)Объединение учащихся в 4 группы
1. «Алые паруса» (работа в группах)1)Объединение учащихся в 4 группы
Определиться с материалом, создать корабль с алыми парусами.
Найти слова из повести, которые можно подписать под поделкой.
1)Описание: почему выбрали этот материал, кто за какую работу отвечал.
2)Зачитывание цитаты из текста
2)Материалы, разложенные на центральном столе Бумага; удлинённые кусочки дерева; пластилин; зубочистки; кусочки алой ткани; толстые нитки; клей. 2.Презентация результатов1)Описание: почему выбрали этот материал, кто за какую работу отвечал.2)Зачитывание цитаты из текста
В русскую литературу Александр Грин вошел как писатель-романтик, несмотря на все жизненные тяготы, которые ему пришлось испытать. Романтическая устремленность Грина выразилась в образе «страны Гринландии», так назвал ее критик К. Зелинский. Сегодняшний урок, надеюсь, окрылил вас и позовет обратиться к новым книгам этого замечательного писателя.
Прошу принять участие в рефлексии деятельности.
Дайте письменный ответ на вопрос: «Как вы понимаете выражение делать чудеса своими руками ?»
1.Составить сравнительную характеристику главных героев.
2.Подготовить устный анализ понравившегося эпизода.
3.Написать сочинение – миниатюру «Чем мне понравилась повесть – сказка «Алые паруса»?