Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по рассказу Михаила Шолохова «Нахаленок» в 6 классе. »
Презентация урока внеклассного чтения по рассказу М. Шолохова « Нахаленок » в 6 классе.
Цели урока:
познавательные:
чтение и комментирование фрагментов рассказов с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
приобретение навыков исследовательской работы над прозаическим текстом;
формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;
развивающие:
развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;
формирование эстетического вкуса и приобщение к творчеству М.А.Шолохова;
воспитывающие:
воспитание внимания к слову;
развитие любви к произведениям М.А.Шолохова.
Михаил Александрович Шолохов
Русский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса.
« Нахаленок »
Рассказ «Нахаленок» - один из первых в творческой биографии М.А. Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны.
В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который «для всей станицы - Мишка и Нахаленок». Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война .
М. А. Шолохов в своём рассказе «Нахалёнок» сумел запечатлеть годы гражданской войны на Дону в ярких, запоминающихся чертах; показать, как время формировало характер Мишки, как семья Мишки, где все так внимательно, любовно относятся друг к другу, открывает мир человеческих отношений.
Надеюсь, вы полюбите маленького Мишку, запомните его так же, как и писателя М. А. Шолохова, который правдиво и интересно рассказал нам о нём.
Конкурс на лучшее выразительное чтение отрывков из рассказа "Нахаленок»
Для отца он - Минька. Для матери - Минюшка. Для деда - в ласковую минуту - постреленыш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза,- "эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!" А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы - Мишка и Нахаленок. Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка - глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.
Снится Мишке, будто дед срезал в саду здоровенную вишневую хворостину, идет к нему, хворостиной машет, а сам строго так говорит: - А ну, иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут!.. - За что, дедуня? - спрашивает Мишка. - А за то, что ты в курятнике из гнезда чубатой курицы все яйца покрал и на каруселю отнес, прокатал!.. - Дедуня, я нонешний год не катался на каруселях! - в страхе кричит Мишка. Но дед степенно разгладил бороду да как топнет ногой: - Ложись, постреленыш, и спущай портки!..
Выкупался Мишка в вонючей, застоявшейся воде, обвалялся в песке, нырнул в последний раз и, чикиляя на одной ноге, натянул штанишки. Совсем было собрался идти домой, но тут подошел к нему Витька - попов сынок. - Не уходи, Мишка! Давай искупаемся и пойдем к нам играть. Тебе мамочка разрешила приходить к нам. Мишка левой рукой поддернул сползающие штанишки, поправил на плече помочь и нехотя сказал: - Я с тобой не хочу играть. У тебя из ушей воняет дюже!.. Витька ехидно прищурил левый глаз, сказал, стаскивая с костлявых плеч вязаную рубашечку: - Это от золотухи, а ты - мужик, и тебя мать под забором родила!.. - А ты видал? - Я слыхал, как наша кухарка рассказывала мамочке. Мишка разгреб ногой песок и глянул на Витьку сверху вниз: - Брешет твоя мамочка! Зато мой батянька на войне воевал, а твой - кровожад и чужие пироги трескает!.. - Нахаленок!..- кривя губы, крикнул попович.
Как на грех, в калитке свинья застряла. Голова с той стороны, а сама с этой, ногами в землю упирается, хвостом крутит и пронзительно визжит. Мишка - выручать: попробовал калитку открыть - свинья хрипеть начинает. Сел на нее верхом, свинья поднатужилась, вывернула калитку, ухнула и - по двору к гумну вскачь. Мишка пятками в бока ее толкает, мчится 1 так, что ветром волосы назад закидывает. У гумна соскочил - глядь, а дед на крыльце стоит и пальцем манит
Только тогда перевел Мишка дух, когда с головой окунулся в зеленую колючую заросль конопли. Присел на влажную пахучую землю, вытер с расцарапанной шеи кровь и заплакал; сверху, пробираясь сквозь листья, солнце старалось заглянуть Мишке в глаза, сушило на щеках слезы и ласково, как маманька, целовало его в рыжую вихрастую маковку.
Впереди музыканты дуют в большущие трубы, грохает барабан, звон стоит над станицей. У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном месте, потом рванулся и подбежал к музыкантам. В груди что-то сладко защемило, подкатилось к горлу... Глянул Мишка на запыленные веселые лица красноармейцев, на музыкантов, важно надувших щеки, и сразу, как отрубил, решил: "Пойду воевать с ними!.."
Перепела бодро посвистывают где-то в зеленой гущине зреющих хлебов. На дне балки звенит родниковая вода, ветер тянет прохладой. Мишке страшно одному в степи, обнимает руками теплую Савраскину шею, жмется к нему маленьким зябким комочком. Балка ползет в гору, спускается, опять ползет в гору. Мишке страшно оглянуться назад, шепчет, стараясь не думать ни о чем. В ушах у него застывает тишина, глаза закрыты.
Для участия в конкурсе у ребят было домашнее задание: инсценировать любой отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Нахаленок».
Итак, перед нами ожившие страницы произведения.
Представление драматических способностей ребят.
Вопросы зрителям:
Что вы можете сказать об игре наших актеров?
Назовите героев, которых вы увидели?
Конкурс "КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?"
" На тебе штаны с одной помочью, так нельзя, ты нас осрамишь своим видом!... Беги, пусть тебе матка пришьет другую, а мы тебя подождем тут: Терещенко поди принеси новому красноармейцу ружье и шинель:"
"Чудак ты, право! Нельзя нам обоим уходить сразу! Вот я вернусь, потом ты пойдешь, а то хлеб поспеет, кто же его будет убирать? Мать по хозяйству, а дед старый:"
«Я тебе зараз всыплю чертей!... Поплюю в кой - какие места, да хворостиной высушу!... Ах ты лихоманец вредный, ты на что ж это свиньюобъезжаешь»
«- Вот спрошу у дедушки. Коли брешешь - не ходи мимо нашего
двора!»
«- Значит, ты не жалеешь батяньку? Он с дороги уморился,прилег уснуть, а ты крик подымаешь?«
Рефлексия:
1.Чем понравился вам герой рассказа М.Шолохова Мишка?
2.Почему, несмотря на трагическое время, автор использует юмористические сцены?
3.Что такое «Юмор в произведении»? Работа с «Толковым словарём», теорию зачитать и записать в тетрадь.
4.Рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали и ответим на вопросы:
Кто нарисован? Какой эпизод? Чем привлек вас этот эпизод?
Подведение итогов:
Какое чувство у вас вызвал рассказ М.Шолохова? Понравился ли урок?