Урок-презентация по теме "Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо"
Урок-презентация по теме "Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо"
Цель урока – выяснить, какова судьба женщины-крестьянки в России в середине 19 века. Задача – узнать, почему называют «счастливицей», проследив историю жизни героини. В центре внимания образ Матрены Тимофеевны, её жизнь до и после замужества. Оценивать характер женщины, прошедшей через многие жизненные испытания, помогают, во-первых, сопоставление словесного портрета героини, данного Некрасовым, с иллюстрацией В.А. Серова; во-вторых, использование фольклорных элементов (песен). Основной методический прием – беседа, в конце урока у учащихся есть возможность проверить свои знания при выполнении небольшой тестовой работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация по теме "Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо" »
Презентация урока литературы.10 класс.
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Караваева Т.М.
МБОУ «СОШ №112» г. Трехгорный
Челябинской области
Судьба русской женщины-крестьянки в изображении Н.А. Некрасова
Цель:выяснить, какова судьба женщины-крестьянки в России серединыXIXв.
Задачи:
проследить историю жизни героини, выяснить, почему называют «счастливицей»;
оценить ее поведение во время испытаний, определить главные черты характера;
выявить роль фольклорных элементов в повествовании.
План
Эпиграф
В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин.
Ф.М. Достоевский
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц .
Некрасов продолжает тему женской доли в поэме «Кому на Руси жить хорошо», изображая в центре повествования в отдельной главе «Крестьянка» Матрену Тимофеевну Корчагину.
Прочитайте описание Матрены Тимофеевны. Что узнаем о героине?
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Сравните словесный портрет Матрены Тимофеевны с иллюстрацией В.А. Серова .
Жизнь до замужества В доме Корчагиных
А роденька-то
Как набросится
Деверек ее –
Расточихою,
А золовушка –
Щеголихою,
Свекр-батюшка –
Тот медведицей,
А свекровушка –
Людоедицей,
Кто неряхою,
Кто непряхою…
У суда стоять
Ломит ноженьки,
Под венцом стоять
Голова болит,
Вспоминается
Песня старая,
Песня грозная.
На широкий двор
Гости въехали,
Молоду жену
Муж домой привез.
Жизненные испытанияМатрены Тимофеевны.
гибель Демушки;
смерть родителей, Савелия;
тяжелая работа, необходимость угождать;
наказание за Федотушку;
голод;
рекрутчина;
2 раза горели.
Почему героиня говорит странникам:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!?
Какой вышла из всех испытаний?
Почему называют «счастливицей»?
Проверь себя
Каким мастером был Филипп?
a ) столяр в) краснодеревщик
б) плотник г) печник
2.Сколько детей у Матрены Тимофеевны в момент повествования?
a ) 3 в) 5
б) 4 г) 6
3.Как губернаторша назвала сына Матрены Тимофеевны?
a ) Николушка в) Пахомушка
б) Лиодорушка г) Митрофанушка
Закончите строчки:
a ) Я потупленную голову, в) А бабами на Руси
Сердце гневное… Три петли: шелку белого,
б) Не дело – между бабами Вторая – шелку красного,
Счастливую… А третья – шелку черного,
Любую выбирай!
В любую…!
г
в
б
а - ношу
б - искать
в - полезай
Обобщим изученное
Почему повествование ведется от первого лица?
Для чего Некрасов вводит в повествование народные песни, плачи?
Чем объяснить, что в центре поэмы образ крестьянской женщины Матрены Тимофеевны? Что в описании ее истории больше всего поражает вас?
Домашнее задание
Рассказ «Матрена Тимофеевна в изображении Некрасова».
Творческая работа – (по желанию) комментарий эпиграфа к уроку.
Чтение главы «Помещик».
Литература
Аленькина С.Н. Русская литература второй половины XIX века. 10 класс: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2005