kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация по теме "Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока – выяснить, какова судьба женщины-крестьянки в России в середине 19 века.  Задача – узнать, почему называют «счастливицей», проследив историю жизни героини. В центре внимания образ Матрены Тимофеевны, её жизнь до и после замужества. Оценивать характер женщины, прошедшей через многие жизненные испытания, помогают, во-первых, сопоставление словесного портрета героини, данного Некрасовым, с иллюстрацией В.А. Серова; во-вторых, использование фольклорных элементов (песен). Основной методический прием – беседа, в конце урока у учащихся есть возможность проверить свои знания при выполнении небольшой тестовой работы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация по теме "Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо" »

Презентация урока литературы.  10 класс. Выполнила учитель русского языка и литературы Караваева Т.М. МБОУ «СОШ №112» г. Трехгорный Челябинской области

Презентация урока литературы. 10 класс.

Выполнила

учитель русского языка и литературы

Караваева Т.М.

МБОУ «СОШ №112» г. Трехгорный

Челябинской области

Судьба русской женщины-крестьянки в изображении Н.А. Некрасова

Судьба русской женщины-крестьянки в изображении Н.А. Некрасова

Цель:  выяснить, какова судьба женщины-крестьянки в России середины XIX в. Задачи:

Цель: выяснить, какова судьба женщины-крестьянки в России середины XIX в.

Задачи:

  • проследить историю жизни героини, выяснить, почему называют «счастливицей»;
  • оценить ее поведение во время испытаний, определить главные черты характера;
  • выявить роль фольклорных элементов в повествовании.
План

План

    Эпиграф  В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин. Ф.М. Достоевский

    Эпиграф

    В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин.

    Ф.М. Достоевский

    Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц .

    Есть женщины в русских селеньях

    С спокойною важностью лиц,

    С красивою силой в движеньях,

    С походкой, со взглядом цариц .

    Некрасов продолжает тему женской доли в поэме «Кому на Руси жить хорошо», изображая в центре повествования в отдельной главе «Крестьянка» Матрену Тимофеевну Корчагину. Прочитайте описание Матрены Тимофеевны. Что узнаем о героине? Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо.   Сравните словесный портрет Матрены Тимофеевны с иллюстрацией В.А. Серова .

    Некрасов продолжает тему женской доли в поэме «Кому на Руси жить хорошо», изображая в центре повествования в отдельной главе «Крестьянка» Матрену Тимофеевну Корчагину.

    Прочитайте описание Матрены Тимофеевны. Что узнаем о героине?

    Матрена Тимофеевна

    Осанистая женщина,

    Широкая и плотная,

    Лет тридцати осьми.

    Красива, волос с проседью,

    Глаза большие, строгие,

    Ресницы богатейшие,

    Сурова и смугла.

    На ней рубаха белая,

    Да сарафан коротенький,

    Да серп через плечо.

    Сравните словесный портрет Матрены Тимофеевны с иллюстрацией В.А. Серова .

    Жизнь до замужества В доме Корчагиных А роденька-то Как набросится Деверек ее – Расточихою,  А золовушка – Щеголихою, Свекр-батюшка – Тот медведицей, А свекровушка – Людоедицей, Кто неряхою, Кто непряхою… У суда стоять Ломит ноженьки, Под венцом стоять Голова болит, Вспоминается Песня старая, Песня грозная. На широкий двор Гости въехали, Молоду жену Муж домой привез.

    Жизнь до замужества В доме Корчагиных

    А роденька-то

    Как набросится

    Деверек ее –

    Расточихою,

    А золовушка –

    Щеголихою,

    Свекр-батюшка –

    Тот медведицей,

    А свекровушка –

    Людоедицей,

    Кто неряхою,

    Кто непряхою…

    У суда стоять

    Ломит ноженьки,

    Под венцом стоять

    Голова болит,

    Вспоминается

    Песня старая,

    Песня грозная.

    На широкий двор

    Гости въехали,

    Молоду жену

    Муж домой привез.

    Жизненные испытания  Матрены Тимофеевны.  гибель Демушки; смерть родителей, Савелия; тяжелая работа, необходимость угождать; наказание за Федотушку; голод; рекрутчина; 2 раза горели.  Почему героиня говорит странникам:  Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У Бога самого!?  Какой вышла из всех испытаний?  Почему называют «счастливицей»?

    Жизненные испытания Матрены Тимофеевны.

    • гибель Демушки;
    • смерть родителей, Савелия;
    • тяжелая работа, необходимость угождать;
    • наказание за Федотушку;
    • голод;
    • рекрутчина;
    • 2 раза горели.

    Почему героиня говорит странникам:

    Ключи от счастья женского,

    От нашей вольной волюшки,

    Заброшены, потеряны

    У Бога самого!?

    Какой вышла из всех испытаний?

    Почему называют «счастливицей»?

    Проверь себя Каким мастером был Филипп? a ) столяр в)  краснодеревщик б)  плотник  г)  печник 2 .  Сколько детей у Матрены Тимофеевны в момент повествования?  a ) 3 в) 5 б) 4 г) 6 3.    Как губернаторша назвала сына Матрены Тимофеевны? a ) Николушка в)  Пахомушка б)  Лиодорушка г)  Митрофанушка Закончите строчки: a ) Я потупленную голову, в) А бабами на Руси  Сердце гневное…  Три петли: шелку белого, б) Не дело – между бабами  Вторая – шелку красного,  Счастливую…  А третья – шелку черного,   Любую выбирай!   В любую…!

    Проверь себя

    • Каким мастером был Филипп?

    a ) столяр в) краснодеревщик

    б) плотник г) печник

    2 . Сколько детей у Матрены Тимофеевны в момент повествования?

    a ) 3 в) 5

    б) 4 г) 6

    3. Как губернаторша назвала сына Матрены Тимофеевны?

    a ) Николушка в) Пахомушка

    б) Лиодорушка г) Митрофанушка

    • Закончите строчки:

    a ) Я потупленную голову, в) А бабами на Руси

    Сердце гневное… Три петли: шелку белого,

    б) Не дело – между бабами Вторая – шелку красного,

    Счастливую… А третья – шелку черного,

    Любую выбирай!

    В любую…!

    г в б а - ношу
    • г
    • в
    • б
    • а - ношу

    б - искать

    в - полезай

    Обобщим изученное

    Обобщим изученное

    • Почему повествование ведется от первого лица?
    • Для чего Некрасов вводит в повествование народные песни, плачи?
    • Чем объяснить, что в центре поэмы образ крестьянской женщины Матрены Тимофеевны? Что в описании ее истории больше всего поражает вас?
    Домашнее задание

    Домашнее задание

    • Рассказ «Матрена Тимофеевна в изображении Некрасова».
    • Творческая работа – (по желанию) комментарий эпиграфа к уроку.
    • Чтение главы «Помещик».
    Литература

    Литература

    • Аленькина С.Н. Русская литература второй половины XIX века. 10 класс: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
    • Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2005
    • Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо».


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 10 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Урок-презентация по теме "Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо"

    Автор: Караваева Татьяна Макаровна

    Дата: 16.01.2015

    Номер свидетельства: 156232


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства