kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация на тему : "М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по литературе в 9 классе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха." ( К 200-летию со дня рождения поэта) является хорошим наглядным материалом для учащихся девятых классов, дает ясное представление не только о жизни поэта, но и о его творчестве, трагической судьбе, прививает интрес и любовь к русской литературе.  Помогает формировать собственное мировоззрение, гражданскую позицию и воспитывает чувство патриотизма, гордости за литературное наследие своей страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация на тему : "М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха" »

М.Ю. Лермонтов: личность, судьба,эпоха.  К 200-летию со дня рождения поэта  9 класс.

М.Ю. Лермонтов: личность, судьба,эпоха. К 200-летию со дня рождения поэта 9 класс.

… .Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей….  В.Г. Белинский

.Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей….

В.Г. Белинский

Лермонтов Михаил Юрьевич  (3 октября 1814-15 июля 1841г.г.) Крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем русской классической прозы.

Лермонтов Михаил Юрьевич (3 октября 1814-15 июля 1841г.г.)

Крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем русской классической прозы.

Лермонтов Михаил Юрьевич  родился в ночь со 2 на 3(15).10. 1814 г. в Москве, в доме генерала -майора Ф.Н. Толя, напротив Красных ворот.

Лермонтов Михаил Юрьевич  родился в ночь со 2 на 3(15).10. 1814 г. в Москве, в доме генерала -майора Ф.Н. Толя, напротив Красных ворот.

Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии.

Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии.

  • Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817) происходила из богатого дворянского рода Столыпиных.
11   (23) октября  в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом в честь деда Михаила Васильевича Арсеньева.

11   (23) октября  в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом в честь деда Михаила Васильевича Арсеньева.

Детство маленького Михаила омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки Тарханах , Пензенской губернии. Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы он окреп, для этого она каждый год возила его в Пятигорск на Минеральные источники. Тарханы Пятигорск 1830г

Детство маленького Михаила омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, разлукой с отцом.

Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки Тарханах , Пензенской губернии.

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы он окреп, для этого она каждый год возила его в Пятигорск на Минеральные источники.

Тарханы

Пятигорск 1830г

С детства проявились его недюженные дарования : свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно рисовал и писал стихи .

С детства проявились его недюженные дарования :

свободно владел несколькими иностранными языками,

прекрасно рисовал и писал стихи .

Обучение: 1828-1830 г.г.- Благородный пансион при Московском университете, устроен полупансионером. Справка : Полупансионер - это учащийся, приезжавший в пансион с утра, а в шесть часов вечера возвращающийся домой.

Обучение:

  • 1828-1830 г.г.- Благородный пансион при Московском университете, устроен полупансионером.

Справка : Полупансионер - это учащийся, приезжавший в пансион с утра, а в шесть часов вечера возвращающийся домой.

  • 1830-1832г.г .- студент Московского университета
  • 1831 г .- публичное выступление против консервативного профессора М.Я.Малова ( отчисление из университета)
  • 1832-1834 г.г.- Петербургская школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
  • 1834 г. - служба в гвардии
… .. “ Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчений мне это причиняет, вы бы меня пожалели…… -пишет он в одном из писем.”  Школа гвардейских подпрапорщиков Жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов противоречили складу души поэта.

… .. “ Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчений мне это причиняет, вы бы меня пожалели…… -пишет он в одном из писем.”

Школа гвардейских подпрапорщиков

Жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов противоречили складу души поэта.

Кавказ в жизни поэта. 1837 г .- крутой перелом в судьбе Лермонтова. Гневным откликом на гибель А.С. Пушкина явилось стихотворение “Смерть поэта” , что послужило первой ссылкой поэта на Кавказ. 1838 г. - знакомство с ссыльными декабристами и лечившимся на Кавказе В.Г. Белинским, дружба с разжалованным в солдаты А.И. Одоевским. Во время визита императора в Тифлис М.Ю. Лермонтов был прощен. Прибыл в Москву, затем в Петербург. 1840 г. - вторая ссылка – за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом. 1840 г.- отличился в боевых действиях, но наград не удостоен. 1841г. – прибытие в Петербург. Встреча на вечере у Карамзиных с Н.Н. Пушкиной .“Прощание их было самое задушевное.…”- (запись в журнале П.А.Плетнева). Май 1841г. - приезд Лермонтова на лечение в Пятигорск. 15 июля 1841 г.- нелепая ссора на балу привела к дуэли, Поэт был убит своим бывшим однокашником-майором В.С. Мартыновым. Гора Машук, Пятигорск. Кавказ навсегда вошел в жизнь и творчество поэта.

Кавказ в жизни поэта.

  • 1837 г .- крутой перелом в судьбе Лермонтова. Гневным откликом на гибель А.С. Пушкина явилось стихотворение “Смерть поэта” , что послужило первой ссылкой поэта на Кавказ.
  • 1838 г. - знакомство с ссыльными декабристами и лечившимся на Кавказе В.Г. Белинским, дружба с разжалованным в солдаты А.И. Одоевским. Во время визита императора в Тифлис М.Ю. Лермонтов был прощен. Прибыл в Москву, затем в Петербург.
  • 1840 г. - вторая ссылка – за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом.
  • 1840 г.- отличился в боевых действиях, но наград не удостоен.
  • 1841г. – прибытие в Петербург. Встреча на вечере у

Карамзиных с Н.Н. Пушкиной .“Прощание их было самое

задушевное.…”- (запись в журнале П.А.Плетнева).

  • Май 1841г. - приезд Лермонтова на лечение в Пятигорск.
  • 15 июля 1841 г.- нелепая ссора на балу привела к дуэли,

Поэт был убит своим бывшим однокашником-майором

В.С. Мартыновым. Гора Машук, Пятигорск.

Кавказ навсегда вошел в жизнь и творчество поэта.

Ранняя лирика поэта  ( 1828-1832г.г.) Философская тема ( размышление о жизни и смерти, о бытии): “ Слава” (1831г.),

Ранняя лирика поэта ( 1828-1832г.г.)

Философская тема ( размышление о жизни и смерти, о бытии):

  • “ Слава” (1831г.), "Небо и звезды", "Ночь I", "Ночь II", "Смерть", "Чаша жизни“

Любовная тема (циклы, обращенные к Е.А.Сушковой,

Н.Ф. Ивановой, В.А. Бахметевой):

  • “ Арфа”, “Видение”, “Желанье”, “К княгине Л. Горчаковой”, “ К чему волшебною улыбкой”, “Как дух отчаянья и зла”, “Когда к тебе молвы рассказ”

Гражданская тема:

  • с апофеозом древнего Новгорода ( поэма “Последний сын вольности” 1831 г.)
  • Интерес к народным восстаниям во Франции ( “30 июля – ( Париж) 1830 года”)
  • К будущему России (“Предсказание”, “Поэт”(1828г.), “Нищий” (1830 г.), “Письмо” (1829г.)

В 1832 году завершился ранний период творчества Лермонтова. С взыскательностью гения он осудил все свои слабые создания, все ребяческие произведения, все попытки быть похожим на кого-то другого, великого и славного. Теперь он говорит:  Нет, я не Байрон, я другой,  Еще неведомый избранник, Как он гонимый миром странник, Но только с русскою душой. (

В 1832 году завершился ранний период творчества Лермонтова.

С взыскательностью гения он осудил все свои слабые создания, все ребяческие произведения, все попытки быть похожим на кого-то другого, великого и славного. Теперь он говорит:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

("Нет, я не Байрон")

В нем, действительно, вырастал новый мировой поэт. Два года назад он мечтал достигнуть Байрона, теперь он понял свое особенное назначение, самобытность собственного творчества .

Зрелый период творчества поэта  (1833-1841 г.г.) Со второй половины 30-х годов творчество Лермонтова становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении.  Стихи Лермонтова начали публиковать. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (1838г. ) Первая публикация – “Бородино” 1840 г.- единственный прижизненный сборник “Стихотворения М.Ю.Лермонтова” (26 стихотворений, 2 поэмы), роман “Герой нашего времени” ( переиздание с предисловием- 1841 г.) “ Дума”, “Поэт” (1838 г.), “Завещание” (1840 г.) “Родина” , “ Прощай ,немытая Россия”(1841г.)

Зрелый период творчества поэта (1833-1841 г.г.)

Со второй половины 30-х годов творчество Лермонтова становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении.  Стихи Лермонтова начали публиковать. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (1838г. )

Первая публикация – “Бородино”

1840 г.- единственный прижизненный сборник “Стихотворения М.Ю.Лермонтова” (26 стихотворений, 2 поэмы),

роман “Герой нашего времени” ( переиздание с предисловием- 1841 г.)

“ Дума”, “Поэт” (1838 г.), “Завещание” (1840 г.) “Родина” ,

“ Прощай ,немытая Россия”(1841г.)

В зрелой лирике М.Ю.Лермонтова главными темами остаются – любовь к Родине, тема человека и природы, тема одиночества, размышления о будущем России, историческое прошлое которой волновало поэта всегда. Люблю отчизну я, но странною любовью!  Не победит ее рассудок мой.  Ни слава, купленная кровью,  Ни полный гордого доверия покой,  Ни темной старины заветные преданья  Не шевелят во мне отрадного мечтанья. ( “Родина”)

В зрелой лирике М.Ю.Лермонтова главными темами остаются – любовь к Родине, тема человека и природы, тема одиночества, размышления о будущем России, историческое прошлое которой волновало поэта всегда.

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

( “Родина”)

Вопросы: Где проходило детство М.Ю.Лермонтова? Рассказать о происхождении поэта. Назовите творческие периоды жизни Лермонтова. Каковы были причины ссылки поэта на Кавказ. Какие темы раскрывает поэт в своем творчестве. К какому литературному направлению относится ранняя лирика М.Ю.Лермонтова? Домашнее задание: 1. Выразительное чтение ранней лирики Лермонтова (по выбору); 2. Конспект статьи учебника “Творчество Лермонтова”; 3. Ответить на вопрос: в чем суть размышлений поэта о жизни, поэзии, любви? (письменно)

Вопросы:

  • Где проходило детство М.Ю.Лермонтова?
  • Рассказать о происхождении поэта.
  • Назовите творческие периоды жизни Лермонтова.
  • Каковы были причины ссылки поэта на Кавказ.
  • Какие темы раскрывает поэт в своем творчестве.
  • К какому литературному направлению относится ранняя лирика М.Ю.Лермонтова?

Домашнее задание:

1. Выразительное чтение ранней лирики Лермонтова (по выбору);

2. Конспект статьи учебника “Творчество Лермонтова”;

3. Ответить на вопрос: в чем суть размышлений поэта о жизни, поэзии, любви? (письменно)

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-презентация на тему : "М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха"

Автор: Гриневич Елена Эдуардовна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152642


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства