Ход урока:
1.Вводное слово.
Слайд 1-2
. Сегодня на уроке отправимся на Украину. А точнее в знакомый вам уже посёлок, который находится под Полтавой. А рассказал о этом месте много интересного в своих произведениях Н.В. Гоголь. Что это за место?
– Как вы понимаете название этой деревни? (Диканька – это и нечто далёкое, удалённое от центра, от “света”. Диканька – первозданное, сохранившее свою самобытность, не затронутое цивилизацией. Но Диканька – это и нечто невероятное, “дикие речи, вздор, враки, пустяки, но и невероятно страшное, пугающее. Кстати, значение необычного, странного было дано в предисловии: “…нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечере у пасичника Рудого Панька”.)
2.Герои произведения
И вот мы с вами в этой замечательной Диканьке. Идём по узким улочкам, а может зайдём в гости?
Предлагаю побывать в гостях у наших героев.
Сейчас вы увидите описание героя и вам нужно определить кто же это? «Узнай героя» (по описанию, по речевой характеристике, по действию).
( на слайде представлено описание, дети узнают героя и появляется картинка с изображением данного героя и его имя).
1) «… горели приветно, будто звездочки, ясные очи, блистало красное коралловое монисто» (Ганна)
2) «… угрюм, суров с виду, не любит много говорить, не любит щеголять, вдов, крив, любит иногда притворяться глухим» (Голова)
3) «Низенький, толстенький человек с маленькими, вечно смеющимися глазками, … под носом торчали коротенькие и густые усы» (Винокур)
4) «Молодой казак в решетиловской шапке и с бандурою в руках» (Левко)
5) «Скоро и смело кидалась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву» (Ведьма)
6) «Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца, но как чудна, как прекрасна!» (Утопленница)
Вот и побывали мы у многих героев произведения в гостях. Уже и вечер настал. Но что это за звуки? Кого мы слышим? Звук бандуры.
А кто же из наших героев был с бандурой?( Левко ) А к кому это он так поздно отправился?( к Ганне)
Зачем?Как они относятся друг к другу? (Они любят друг друга. Это видно по словам, которые они говорят друг другу. Мы слышим признание в любви. Речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются в песнях. Речь напевна, у неё свой ритм, народно-песенный склад.)
Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну? (Галю, моя ясноокая красавица, гордая дивчина, моя красная калиночка, моя милая девушка, моя красавица, моя Галю).
Как она называет Левко, своего возлюбленного? (Левко, чернобровый казак, милый, чернобровый парубок)
Ребята предлагаю вам попробовать нарисовать словесный портрет этих героев. Как они выглядят? Каковы черты их лица, одежда, украшения? Что мы вообще узнаём о героях? ( 2 ученника, один описывает Ганну, второй Левко)
Белое личико, ясноокая красавица, белая ручка, беленькие ножки, гордая дивчина, девушка на поре 17 весны, будто звёздочки ясные очи, красное коралловое монисто, когда-то жила у матери. Молодой казак, с бандурою в руках, сын сельского головы, на нем решетиловская шапка. Казак идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает; свитка, пояс; орлиные очи парубка, карие очи, бандура на длинном ремне, чернобровый козак, чёрные усы, есть отец, который не соглашается на их с Ганной свадьбу.
3. История об утопленнице
Ребята, а о чем это так таинственно заговорили наши герои? Кажется мы с вами подслушиваем историю про утопленниц. А сейчас мы и проверим насколько вы внимательно подслушали эту историю?( Вопросы по истории про утопленниц).
1)Кем оборотилась мачеха?(кошкой)
2) Как спаслась панночка от этой кошки? ( На стене висела отцовская сабля и Панночка отрубила лапу с железными когтями кошке, которая с визгом пропала)
3)Почему сотник выгнал панночку из дома?( Из за мачехи – ведьмы, выгнал на пятый день)
4) Что произошло с панночкой, а что с ведьмой?( Панночка скинулась с берега в воду. Ведьму Панночка затащила в воду, но та превратилась в утопленницу
5)Зачем Панночка собирает каждую ночь утопленниц? ( Смотрит в глаза и ищет свою мачеху).
4.Описание ночи
Ребята, вы только взгляните на этот таинственный пруд.( На слайде картина А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»). Он наполнен загадочностью и таинственностью. А как красиво отражается луна. Да Гоголь прав по поводу украинской ночи она божественна, а вы помните как Николай Васильевич описывает её? А давайте попробуем вместе вспомнить.
Перед вами карточки с описанием ночи, но в них пропущены эпитеты. Ваша задача с соседом по парте подобрать подходящие эпитеты. ( Раздаю карточки, на выполнение минуты 2-3).
Итак давайте посмотрим какая у нас получилась ночь? ( Дети зачитывают ответы, затем зачитываю по тексту).
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. ……….. небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в ……..свете; и чудный воздух и………., и полон неги, и движет океан благоуханий. ………. ночь!..........! Недвижно, ……. стали леса, полные…., и кинули огромную тень от себя. Тихи и ……эти пруды; холод и мрак вод их …..заключен в ……стены садов. Девственные чащи черемух и черешен …….протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все……. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. ……ночь! …… ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется ……..гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба...
Какие чувства у вас вызвало описание ночи?
Какой цвет наиболее часто встречаем? Блестяще белый – т е серебряный. Луна издает серебряное сияние на воде. Цвет загадочен и таинственен, сказочный.
А какие звуки? (От “величественного грома соловья” до “тишины”. В основном звуки тихие, громких почти нет.)
запахи? (Множество запахов, причем приятных.)
Мы видим как писатель восхищается природой, её красотой, чувством любви к родной земле, природе.
5. Кому из героев принадлежит предмет, как он называется.Слайд 15
Ребята ночь настолько темна, что нашлись различные предметы на улочках Диканьки. Видимо наши герои потеряли их в темноте, не заметив даже пропажи, давайте поможем найти им их предметы.
Сейчас на доске вам будут представлены предметы, ваша задача определить с каким героем связан данный предмет и ответить что это за предмет и как он называется.
Бандура – Левко.
Бандура – это украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф.
Коралловое монисто – Ганна.
Коралловое монисто – это ожерелье из бус, монет, разноцветных камней, в данном случае кораллового цвета.
Железный коготь –ведьма
Письмо – панночка
Ребята а что это за письмо? Для кого его приготовила панночка? (Левко)
А что такого написано в этом письме? И почему Панночка приготовила его именно для Левко?
Ребята давайте разберёмся, почему Панночка решила помочь нашему герою.
Взгляните на доску. ( Слайд, на котором рисунок ворона и цыплят). Что это означает? (Игра в ворона.) А как эта игра повлияла на судьбу Панночки и Левко? Кто играл в неё? (Левко заметил, что во время игры в ворона тело одной из девушек «не так светилось, как у прочих: внутри его виднелось что-то черное…», «… почудилось, будто у ней выпустились когти и на лице ее сверкнула злобная радость»)
Вот и заканчивается наше путешествие. Не хочется уезжать с этой деревни. Но всё же пора.
Но подождите ребята, вы мне так и не рассказали а что же написано в этом загадочном письме? Зачитайте это письмо.
( Комиссар велел женить Ганну и Левко).
То есть все таки на фоне всех событий, происшествий основное в этой истории– любовь Ганны и Левко. Сильное чувство помогло героям преодолевать все препятствия.
6.Заключение
Вот наш урок подходит к заключению .Ребята, что вы можете сказать об изученном произведений? Понравилось или нет, почему? Как вы относитесь к творчеству Н.В.Гоголя после прочтения данного произведения, может быть, изменилось мнение, если да то почему?