Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель». Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя (Технология критического мышления).
Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель». Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя (Технология критического мышления).
Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель». Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя (Технология критического мышления).
Цель урока: ознакомление с повестью Н.В.Гоголя «Шинель», работа над понятиями “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”, обучение монологической речи, умению вести полемику через технологию критического мышления
Задачи урока:
· проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
· учить анализу текста;
· работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.
· развитие навыков монологической речи;
· развитие навыков работы с критической литературой;
· воспитание любви и уважения к личности человека.
По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является “самой загадочной фигурой в русской литературе”. Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь
Более того, тот же Набоков, обращаясь к зарубежным читателям, предупреждал: “Если вы хотите узнать что-нибудь о России, если вы жаждете понять, почему продрогшие немцы проиграли свой блиц (войну с СССР), если вас интересуют “идеи”, “факты”, “тенденции”, не трогайте Гоголя. Каторжная работа по изучению русского языка, необходимая для того, чтобы его прочесть, не оплатится привычной монетой. Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать. Не подходите к рельсам. Там высокое напряжение”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель». Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя (Технология критического мышления). »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей №33 Ростовской области города Таганрога
Человек и вещь в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Работу выполнила:
Романова Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Таганрог
2015
Человек и вещь в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
Н.Г.Чернышевский
Повесть «Шинель»
Работа с таблицей
+
-
Стал ближе к обществу
Забросил работу
Стал увереннее
Стал делать ошибки
Стал заметнее (о нем заговорили)
Испытал потрясение от встречи со значительным лицом
Умер
Вывод
Шинель сыграла
значительную
роль в жизни и
смерти.
Тема повести
История жизни и смерти мелкого чиновника, он интересен автору своей незначительностью и типичностью: в каждом департаменте можно встретить такого чиновника, «маленького человека».
«Маленький человек»
Персонаж, представляющий низшие слои в социальной иерархии. Изображение такого человека, как правило, свидетельствует о стремлении писателя выразить свое гуманистическое отношение к судьбе общественно не защищенных людей, робких, материально бедных.
Но такие личности представлены в произведении в большом психологическом разнообразии: смирившиеся со своей участью, пытающиеся
В русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к. Акакий в квадрате.
Табель о рангах
Служба героя
Новая шинель
Визит к значительному лицу
Сибарит – праздный, избалованный роскошью человек.
Сибаритствовать – вести жизнь сибарита.
Изменила ли вещь человека?
Нет, каким был маленьким человеком, таким и остался. Таким был Башмачкин, так относились к нему люди. Гоголь вновь и вновь обращает наше внимание не несправедливое отношение к «маленькому человеку», который не умеет «кусаться» и давать отпор обидчикам.
Домашнее задание:
Ответьте на вопрос: «Оптимистична или пессимистична повесть»?