Урок литературы в 11 классе. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»
Урок литературы в 11 классе. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»
Данную презентацию можно использовать в 9-11 классах на уроках и факультативных занятиях. В основу презентации положено одно из бежецких (тверских) стихотворений А.А. Ахматовой - 1913 год, Слепнево. С этого стихотворения начинается цикл, посвященный Тверской земле. Эта презентация поможет сделать выпускникам анализ лирического произведения, что необходимо для успешной сдачи ЕГЭ по литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…» »
Урок литературы
в 11 классе
Анализ стихотворения
А.А. Ахматовой
«Ты знаешь,
я томлюсь в неволе…»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Изоплит
Гончарова Любовь Викторовна
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
1. Найдите ключевые образы стихотворения? Охарактеризуйте их.
(Я – ты, Я – лирическая героиня, ты – лирический адресат; Я – главное, стихотворение о чувствах лирической героини).
2. Определите частоту употребления местоимений «Я», «ты». В какой части стихотворения употреблены местоимения .
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
( Я, мне – 2 раза, ты – один; в первой части, в начале стихотворения)
3. О чём, по-вашему, говорит отсутствие личных местоимений (Я – лирическая героиня, ты - лирический собеседник) в большей части стихотворения?
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
(В стихотворении важнее не внутренние переживания героини, то, её томление в неволе, а что окружает её, где она находится: «Тверская скудная земля», «журавль», «облака», «воротца», «запах хлеба», «тоска», «неяркие просторы»», «осуждающие взоры загорелых баб».)
4. На какие логические части можно разделить стихотворение? Как условно их озаглавить?
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
( 2 части: 1 – я в неволе, 2 – Тверская скудная земля).
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
5. В каких отношениях находятся эти части? Какой союз стоит между ними?
(Они противопоставлены друг другу. Между ними противопоставительный союзно?)
6. Обратимся к началу стихотворения. Что для лирической героини слово «неволя». Каков его объективный смысл и субъективно-авторское значение?
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
( Неволя – изоляция от мира, темница, тюрьма – синонимический объективный ряд, но для лирической героини»неволя», скорее всего в переносном значении, в субъективно авторском- невозможность общения с близкими людьми , одиночество, невозможность писать стихи, это для неё страшнее смерти, это объясняет следующая строка стихотворения /О смерти Господа моля/).
7.Каким настроением, состоянием мира героини, проникнуты первые два стиха? Какими словами оно подтверждается?
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
(Одиночество, смертельная тоска, «томлюсь в неволе», мольба об избавлении от мучений, состояние, близкое к смерти)
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
8. Какие слова рифмуются в первой строфе?
( «в неволе» - «до боли», «моля – земля»).
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
9. Вдумайтесь в смысл рифмы. Что выводит героиню из состояния одиночества, творческой депрессии, из «неволи»? Что уводит её от мольбы о смерти?
10. Посчитайте, сколько в стихотворении глаголов, глагольных форм; сколько существительных. Как распределены они в строфах? К какому выводу приводит вас этот подсчёт?
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
(глаголы «знаешь», «томлюсь»; деепричастие «моля», «памятна» - краткое прилагательное, именная часть сказуемого; существительных гораздо больше: «неволя», «смерть», «Господь», «боль», «земля», «журавль», «колодец», «облака», «поля», «воротца», «запах», «хлеба», «тоска», «просторы», «голос», «ветер», «взоры», «бабы»). В стихотворении мало действия, картина рисуется статичная.
10. Обратите внимание, какие предложения по наличию главных по наличию главных членов использованы в первой строфе? Какие во второй и в третьей? Что объединяет 2 и 3 строфу в единое целое?
(В первой строфе предложения двусоставные: «ты знаешь», «я томлюсь», «памятна земля»; во второй и третьей строфах предложения в основном односоставные, назывные: «журавль», «облака», «воротца», «запах», «тоска», «просторы», «взоры».
Вторая и третья строфа воспринимаются, как единое целое – «Тверская скудная земля». Хотя между строфами стоит точка, но их связывает анафора, повторяющийся союз и. Вторая и третья строфа рисуют, казалось бы, неизменную, статичную, вечную картину « скудной Тверской земли». Это и подтверждают назывные предложения.)
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
11. Какие эпитеты второй части стихотворения дополняют, расшифровывают эпитет «Тверская скудная земля»?
( Колодец «ветхий», ворота «скрипучие», «неяркие» просторы, «осуждающие» взоры).
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
12. Подтвердите, расшифруйте «неяркие» краски «скудной земли». Много ли в стихотворении слов с цветовым значением?
( Нет, немного. Сравнительный оборот «как кипень» облака; (по Ожегову, «кипень» - белая пена от кипения); «загорелые бабы», на тёмном загорелом лице взоры светлеют, как белизна облаков отчётливее на сине-голубом небе. Неяркая картина скудной Тверской земли становится очень притягательной, в ней сливаются «просторы» и «взоры»(смотри рифму), спокойной, способной вернуть в жизни и дать силы творчества).
Ты знаешь, ятомлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб.1913
13. О чём же это стихотворение? Чем становится «Тверская скудная земля» для этой героини?
(Это стихотворение об обретении родины, которая даёт силы жить и творить).