kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать в 9-11 классах  на уроках и  факультативных занятиях. В основу презентации положено одно из бежецких (тверских) стихотворений А.А. Ахматовой - 1913 год, Слепнево. С этого стихотворения начинается цикл, посвященный Тверской земле. Эта презентация поможет сделать выпускникам анализ лирического произведения,  что необходимо для успешной сдачи ЕГЭ по литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…» »

Урок литературы в 11 классе Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»  Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п. Изоплит Гончарова Любовь Викторовна    

Урок литературы

в 11 классе

Анализ стихотворения

А.А. Ахматовой

«Ты знаешь,

я томлюсь в неволе…»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п. Изоплит

Гончарова Любовь Викторовна

 

 

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 1. Найдите ключевые образы стихотворения? Охарактеризуйте их. (Я – ты, Я – лирическая героиня, ты – лирический адресат; Я – главное, стихотворение о чувствах лирической героини).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

1. Найдите ключевые образы стихотворения? Охарактеризуйте их.

(Я – ты, Я – лирическая героиня, ты – лирический адресат; Я – главное, стихотворение о чувствах лирической героини).

2. Определите частоту употребления местоимений «Я», «ты». В какой части стихотворения употреблены местоимения . Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 ( Я, мне – 2 раза, ты – один; в первой части, в начале стихотворения)

2. Определите частоту употребления местоимений «Я», «ты». В какой части стихотворения употреблены местоимения .

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

( Я, мне – 2 раза, ты – один; в первой части, в начале стихотворения)

3. О чём, по-вашему, говорит отсутствие личных местоимений (Я – лирическая героиня, ты - лирический собеседник) в большей части стихотворения? Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 (В стихотворении важнее не внутренние переживания героини, то, её томление в неволе, а что окружает её, где она находится: «Тверская скудная земля», «журавль», «облака», «воротца», «запах хлеба», «тоска», «неяркие просторы»», «осуждающие взоры загорелых баб».)

3. О чём, по-вашему, говорит отсутствие личных местоимений (Я – лирическая героиня, ты - лирический собеседник) в большей части стихотворения?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

(В стихотворении важнее не внутренние переживания героини, то, её томление в неволе, а что окружает её, где она находится: «Тверская скудная земля», «журавль», «облака», «воротца», «запах хлеба», «тоска», «неяркие просторы»», «осуждающие взоры загорелых баб».)

4. На какие логические части можно разделить стихотворение? Как условно их озаглавить? Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 ( 2 части: 1 – я в неволе, 2 – Тверская скудная земля).

4. На какие логические части можно разделить стихотворение? Как условно их озаглавить?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

( 2 части: 1 – я в неволе, 2 – Тверская скудная земля).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 5. В каких отношениях находятся эти части? Какой союз стоит между ними? (Они противопоставлены друг другу. Между ними противопоставительный союз но?)

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

5. В каких отношениях находятся эти части? Какой союз стоит между ними?

(Они противопоставлены друг другу. Между ними противопоставительный союз но?)

6. Обратимся к началу стихотворения. Что для лирической героини слово «неволя». Каков его объективный смысл и субъективно-авторское значение? Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 ( Неволя – изоляция от мира, темница, тюрьма – синонимический объективный ряд, но для лирической героини»неволя», скорее всего в переносном значении, в субъективно авторском- невозможность общения с близкими людьми , одиночество, невозможность писать стихи, это для неё страшнее смерти, это объясняет следующая строка стихотворения /О смерти Господа моля/).  

6. Обратимся к началу стихотворения. Что для лирической героини слово «неволя». Каков его объективный смысл и субъективно-авторское значение?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

( Неволя – изоляция от мира, темница, тюрьма – синонимический объективный ряд, но для лирической героини»неволя», скорее всего в переносном значении, в субъективно авторском- невозможность общения с близкими людьми , одиночество, невозможность писать стихи, это для неё страшнее смерти, это объясняет следующая строка стихотворения /О смерти Господа моля/).

 

7.Каким настроением, состоянием мира героини, проникнуты первые два стиха? Какими словами оно подтверждается? Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 (Одиночество, смертельная тоска, «томлюсь в неволе», мольба об избавлении от мучений, состояние, близкое к смерти)

7.Каким настроением, состоянием мира героини, проникнуты первые два стиха? Какими словами оно подтверждается?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

(Одиночество, смертельная тоска, «томлюсь в неволе», мольба об избавлении от мучений, состояние, близкое к смерти)

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 8. Какие слова рифмуются в первой строфе? ( «в неволе» - «до боли», «моля – земля»).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

8. Какие слова рифмуются в первой строфе?

( «в неволе» - «до боли», «моля – земля»).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 9. Вдумайтесь в смысл рифмы. Что выводит героиню из состояния одиночества, творческой депрессии, из «неволи»? Что уводит её от мольбы о смерти? (Боль) (Земля; «скудная земля», «Тверская скудная земля»)

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

9. Вдумайтесь в смысл рифмы. Что выводит героиню из состояния одиночества, творческой депрессии, из «неволи»? Что уводит её от мольбы о смерти?

(Боль)

(Земля; «скудная земля», «Тверская скудная земля»)

10. Посчитайте, сколько в стихотворении глаголов, глагольных форм; сколько существительных. Как распределены они в строфах? К какому выводу приводит вас этот подсчёт? Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 (глаголы «знаешь», «томлюсь»; деепричастие «моля», «памятна» - краткое прилагательное, именная часть сказуемого; существительных гораздо больше: «неволя», «смерть», «Господь», «боль», «земля», «журавль», «колодец», «облака», «поля», «воротца», «запах», «хлеба», «тоска», «просторы», «голос», «ветер», «взоры», «бабы»). В стихотворении мало действия, картина рисуется статичная.

10. Посчитайте, сколько в стихотворении глаголов, глагольных форм; сколько существительных. Как распределены они в строфах? К какому выводу приводит вас этот подсчёт?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

(глаголы «знаешь», «томлюсь»; деепричастие «моля», «памятна» - краткое прилагательное, именная часть сказуемого; существительных гораздо больше: «неволя», «смерть», «Господь», «боль», «земля», «журавль», «колодец», «облака», «поля», «воротца», «запах», «хлеба», «тоска», «просторы», «голос», «ветер», «взоры», «бабы»). В стихотворении мало действия, картина рисуется статичная.

10. Обратите внимание, какие предложения по наличию главных по наличию главных членов использованы в первой строфе? Какие во второй и в третьей? Что объединяет 2 и 3 строфу в единое целое? (В первой строфе предложения двусоставные: «ты знаешь», «я томлюсь», «памятна земля»; во второй и третьей строфах предложения в основном односоставные, назывные: «журавль», «облака», «воротца», «запах», «тоска», «просторы», «взоры». Вторая и третья строфа воспринимаются, как единое целое – «Тверская скудная земля». Хотя между строфами стоит точка, но их связывает анафора, повторяющийся союз и. Вторая и третья строфа рисуют, казалось бы, неизменную, статичную, вечную картину « скудной Тверской земли». Это и подтверждают назывные предложения.)

10. Обратите внимание, какие предложения по наличию главных по наличию главных членов использованы в первой строфе? Какие во второй и в третьей? Что объединяет 2 и 3 строфу в единое целое?

(В первой строфе предложения двусоставные: «ты знаешь», «я томлюсь», «памятна земля»; во второй и третьей строфах предложения в основном односоставные, назывные: «журавль», «облака», «воротца», «запах», «тоска», «просторы», «взоры».

Вторая и третья строфа воспринимаются, как единое целое – «Тверская скудная земля». Хотя между строфами стоит точка, но их связывает анафора, повторяющийся союз и. Вторая и третья строфа рисуют, казалось бы, неизменную, статичную, вечную картину « скудной Тверской земли». Это и подтверждают назывные предложения.)

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 11. Какие эпитеты второй части стихотворения дополняют, расшифровывают эпитет «Тверская скудная земля»? ( Колодец «ветхий», ворота «скрипучие», «неяркие» просторы, «осуждающие» взоры).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

11. Какие эпитеты второй части стихотворения дополняют, расшифровывают эпитет «Тверская скудная земля»?

( Колодец «ветхий», ворота «скрипучие», «неяркие» просторы, «осуждающие» взоры).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 12. Подтвердите, расшифруйте «неяркие» краски «скудной земли». Много ли в стихотворении слов с цветовым значением? ( Нет, немного. Сравнительный оборот «как кипень» облака; (по Ожегову, «кипень» - белая пена от кипения); «загорелые бабы», на тёмном загорелом лице взоры светлеют, как белизна облаков отчётливее на сине-голубом небе. Неяркая картина скудной Тверской земли становится очень притягательной, в ней сливаются «просторы» и «взоры»(смотри рифму), спокойной, способной вернуть в жизни и дать силы творчества).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

12. Подтвердите, расшифруйте «неяркие» краски «скудной земли». Много ли в стихотворении слов с цветовым значением?

( Нет, немного. Сравнительный оборот «как кипень» облака; (по Ожегову, «кипень» - белая пена от кипения); «загорелые бабы», на тёмном загорелом лице взоры светлеют, как белизна облаков отчётливее на сине-голубом небе. Неяркая картина скудной Тверской земли становится очень притягательной, в ней сливаются «просторы» и «взоры»(смотри рифму), спокойной, способной вернуть в жизни и дать силы творчества).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,   О смерти Господа моля.   Но все мне памятна до боли   Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца,   Над ним, как кипень, облака,   В полях скрипучие воротца,   И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы,   Где даже голос ветра слаб,   И осуждающие взоры   Спокойных загорелых баб.  1913 13. О чём же это стихотворение? Чем становится «Тверская скудная земля» для этой героини? (Это стихотворение об обретении родины, которая даёт силы жить и творить).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

13. О чём же это стихотворение? Чем становится «Тверская скудная земля» для этой героини?

(Это стихотворение об обретении родины, которая даёт силы жить и творить).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гончарова Любовь Викторовна

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164323


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства