kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-диспут: «Правда» и «ложь» в пьесе А. М. Горького «На дне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В процессе урока ученики научатся искусству спора,  высказывать свою точку зрения, анализировать текст.  Определят понимание "правды" и "лжи" главными героями, проведут сравнительную характеристику героев, выявят авторскую позицию. Получат представление о трактовках образа Луки в литературоведении. Сделают выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-диспут: «Правда» и «ложь» в пьесе А. М. Горького «На дне» »

Ученик научится анализировать текст, у ученика сформируется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, приобретения навыков самостоятельной работы с текстом, умений увидеть проблему и наметить пути её решения.
  • Ученик научится анализировать текст, у ученика сформируется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, приобретения навыков самостоятельной работы с текстом, умений увидеть проблему и наметить пути её решения.
определить понимание «правды» и «лжи» Лукой и Сатином; установить, как к ним относятся разные персонажи; выяснить, какой результат имело появление Луки в ночлежке; дать представление о различных трактовках образа Луки в литературоведении; попытаться научить учащихся искусству спора.
  • определить понимание «правды» и «лжи» Лукой и Сатином;
  • установить, как к ним относятся разные персонажи;
  • выяснить, какой результат имело появление Луки в ночлежке;
  • дать представление о различных трактовках образа Луки в литературоведении;
  • попытаться научить учащихся искусству спора.
Методическая задача: Научить создавать проблемную ситуацию, побуждать учеников к высказыванию собственной точки зрения.  Самостоятельные исследования учащихся: 1) Сравнительная характеристика Луки и Сатина 2) Выявление авторской позиции.

Методическая задача:

  • Научить создавать проблемную ситуацию, побуждать учеников к высказыванию собственной точки зрения.
  • Самостоятельные исследования учащихся:

1) Сравнительная характеристика Луки и Сатина

2) Выявление авторской позиции.

публичный спор на научную или общественную тему.  Спор возникает тогда, когда существует несколько точек зрений на определенную проблему.

публичный спор на научную или общественную тему.

Спор возникает тогда, когда существует несколько точек зрений на определенную проблему.

-истина на деле, истина в образе, в благе; -правосудие, справедливость. -честность, неподкупность, добросовестность. ЛОЖЬ - слова, противные истине. (В. Даль)

-истина на деле, истина в образе, в благе;

-правосудие, справедливость.

-честность, неподкупность, добросовестность.

ЛОЖЬ -

слова, противные истине.

(В. Даль)

Пьеса «На дне» в качестве центральной проблемы ставит проблему Правды и Лжи.  «Было бы невозможно жить на дне, - заявляет Горький, - без какой – нибудь утешительной выдумки о том, какова жизнь и какой она может быть…»

Пьеса «На дне» в качестве центральной проблемы ставит проблему Правды и Лжи.

«Было бы невозможно жить на дне, - заявляет Горький, - без какой – нибудь утешительной выдумки о том, какова жизнь и какой она может быть…»

В списке действующих лиц Лука даётся как «странник 60 лет», Сатин- «лет под 40». Таким образом, разница в возрасте героев составляет 20 лет.

В списке действующих лиц Лука даётся как «странник 60 лет», Сатин- «лет под 40». Таким образом, разница в возрасте героев составляет 20 лет.

Лука – странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий свой путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст – слова утешения. А также слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. (В речи почти нет слов с негативным значением – это располагает к нему собеседников; Лука очень активно использует пословицы и поговорки – умудренность, жизненный опыт.)
  • Лука – странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий свой путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст – слова утешения. А также слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. (В речи почти нет слов с негативным значением – это располагает к нему собеседников; Лука очень активно использует пословицы и поговорки – умудренность, жизненный опыт.)
Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально.  Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Правда Луки- утешительная ложь.
  • Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально.
  • Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Правда Луки- утешительная ложь.
Какая сцена является завязкой конфликта? Когда Лука появляется в первый раз? (Первое действие). Зачитайте несколько реплик. Обратите внимание на внешний вид Луки .

Какая сцена является завязкой конфликта?

Когда Лука появляется в первый раз?

(Первое действие). Зачитайте несколько реплик.

Обратите внимание на внешний вид Луки .

Наташа входит. За нею - Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса. Лука: Доброго здоровья, народ честной! Пепел(приглаживая усы): А – а, Наташа! Бубнов(Луке): Был честной, да позапрошлой весной… Наташа: Вот – новый постоялец… Лука: Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то. Где тут, милая, приспособиться мне? Наташа(указывая на дверь в кухню): Туда иди, дедушка… Лука: Спасибо, девушка! Туда так туда…Старику – где тепло, там и родина…

Наташа входит. За нею - Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса.

Лука: Доброго здоровья, народ честной!

Пепел(приглаживая усы): А – а, Наташа!

Бубнов(Луке): Был честной, да позапрошлой весной…

Наташа: Вот – новый постоялец…

Лука: Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то. Где тут, милая, приспособиться мне?

Наташа(указывая на дверь в кухню): Туда иди, дедушка…

Лука: Спасибо, девушка! Туда так туда…Старику – где тепло, там и родина…

Что мы можем сказать об этом человеке?  Какое впечатление он производит на вас?

Что мы можем сказать об этом человеке?

Какое впечатление он производит на вас?

Можно ли сказать, что несколько прочитанных нами реплик сообщают нам что-то о его жизненной позиции?  Обратите внимание на  фразы: «Мне – все равно!», «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают…», «Старику – где тепло, там и родина…», «Где тут, милая, приспособиться мне?»

Можно ли сказать, что несколько прочитанных нами реплик сообщают нам что-то о его жизненной позиции?

Обратите внимание на фразы: «Мне – все равно!», «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают…», «Старику – где тепло, там и родина…», «Где тут, милая, приспособиться мне?»

Характер Луки раскрывается и в диалогах с другими героями: Анна, Актёр. Прочитайте их, сделайте вывод, каким предстаёт Лука? Что бы на его месте сделал Сатин?
  • Характер Луки раскрывается и в диалогах с другими героями: Анна, Актёр.
  • Прочитайте их, сделайте вывод, каким предстаёт Лука? Что бы на его месте сделал Сатин?
Актер: Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот…кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом…гром аплодисментов! Ты…не знаешь, что такое аплодисменты…это, брат, как…водка!.. Бывало, выйду, встану вот так… Встану…и… Ничего не помню…ни слова…не помню! Любимое стихотворение…плохо это, старик? Лука: … Ты…лечись!... пьяница – тоже человек… От пьянства нынче лечат… А это…в одном городе…название у него эдакое…
  • Актер: Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот…кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом…гром аплодисментов! Ты…не знаешь, что такое аплодисменты…это, брат, как…водка!.. Бывало, выйду, встану вот так… Встану…и… Ничего не помню…ни слова…не помню! Любимое стихотворение…плохо это, старик?
  • Лука: … Ты…лечись!... пьяница – тоже человек… От пьянства нынче лечат… А это…в одном городе…название у него эдакое…

Анна. Дедушка!

Лука. Что, матушка?

Анна. Поговори со мной...

Лука (подходя к ней). Давай, побеседуем...

Лука (проводив его взглядом). Тяжело мужику-то твоему...

Анна. Мне уж не до него...

Лука. Бил он тебя?

Анна. Еще бы... От него, чай, и зачахла...

Анна. Дедушка! Говори со мной, милый... Тошно мне...

Лука. Это ничего! Это — перед смертью... голубка. Ничего, милая! Ты — надейся... Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться — нечего! Тишина, покой... лежи себе! Смерть — она все успокаивает... она для нас ласковая... Помрешь — отдохнешь, говорится... верно это, милая! Потому — где здесь отдохнуть человеку?

Анна. А как там — тоже мука?

Лука. Ничего не будет! Ничего! Ты — верь! Спокой и — больше ничего! Призовут тебя к господу и скажут: господи, погляди-ка, вот пришла раба твоя, Анна...

Лука. Стало быть, знаю, господин ундер...

Лука. А господь — взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю я Анну эту! Ну, скажет, отведите ее, Анну, в рай! Пусть успокоится... знаю я, жила она — очень трудно... очень устала... Дайте покой Анне...

Анна (задыхаясь). Дедушка... милый ты... кабы так! Кабы... покой бы... не чувствовать бы ничего...

Лука. Не будешь! Ничего не будет! Ты — верь! Ты — с радостью помирай, без тревоги... Смерть, я те говорю, она нам — как мать малым детям...

Анна. А... может... может, выздоровлю я?

Лука (усмехаясь). На что? На муку опять?

Анна. Ну... еще немножко... пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!

Лука. Ничего там не будет!.. Просто...

Пепел (вставая). Верно... а может, и — не верно!

Анна (пугливо). Господи...

Что можно сказать о разговоре Луки и Актера по поводу лечения алкоголизма? Случайно ли то, что Лука не называет город? Каков итог этого разговора? Как вы думаете, есть ли доля вины Луки в самоубийстве Актера? По-вашему, нужен человеку Лука (т.е. человек, который способен хотя бы на короткое время подарить надежду)?
  • Что можно сказать о разговоре Луки и Актера по поводу лечения алкоголизма? Случайно ли то, что Лука не называет город?
  • Каков итог этого разговора? Как вы думаете, есть ли доля вины Луки в самоубийстве Актера?
  • По-вашему, нужен человеку Лука (т.е. человек, который способен хотя бы на короткое время подарить надежду)?
Сатин – борец за истину Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. Он сочувствует людям не меньше чем Лука, но не видит выхода в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что этот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек – свободен, он за всё платит сам». Образ Сатина оставляет двойственное ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но всё же чувствует себя уютно только в костылёвской ночлежке.
  • Сатин – борец за истину
  • Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя.
  • Он сочувствует людям не меньше чем Лука, но не видит выхода в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что этот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек – свободен, он за всё платит сам». Образ Сатина оставляет двойственное ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но всё же чувствует себя уютно только в костылёвской ночлежке.
Сатин: Молчать! Вы – все – скоты! Дубье…молчать о старике! Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты – ничего не понимаешь…и – врешь! Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек --вот правда! Он это понимал…вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи…Я - понимаю старика…да! Он врал…но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему…я - знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего…и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой…и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь ? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! Барон: Браво! Прекрасно сказано! Я – согласен! Ты говоришь…как порядочный человек!
  • Сатин: Молчать! Вы – все – скоты! Дубье…молчать о старике! Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты – ничего не понимаешь…и – врешь! Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек --вот правда! Он это понимал…вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи…Я - понимаю старика…да! Он врал…но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему…я - знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего…и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой…и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь ? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!
  • Барон: Браво! Прекрасно сказано! Я – согласен! Ты говоришь…как порядочный человек!
Знаменитый монолог Сатина о человеке: «Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!» «Что такое правда? Человек – вот правда!» Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке? Почему именно он?
  • Знаменитый монолог Сатина о человеке: «Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!»
  • «Что такое правда? Человек – вот правда!»
  • Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке? Почему именно он?
Горький для выражения своих мыслей взял именно Сатина, т.к.: Страстный бунтовщик против Бога, своего рода революционер, всё подвергает сомнению. Вечно хочет зла и вечно совершает благо. Стремится к истине.
  • Горький для выражения своих мыслей взял именно Сатина, т.к.:
  • Страстный бунтовщик против Бога, своего рода революционер, всё подвергает сомнению.
  • Вечно хочет зла и вечно совершает благо.
  • Стремится к истине.
Происходит своеобразная борьба Сатина с самим собой. Он согласен с тезисом Луки, что нужно уважать человека, однако он против жалостливого отношения к нему. Симпатии автора к Сатину возрастают по мере того, как он отделяет свою позицию от позиции Луки.
  • Происходит своеобразная борьба Сатина с самим собой. Он согласен с тезисом Луки, что нужно уважать человека, однако он против жалостливого отношения к нему. Симпатии автора к Сатину возрастают по мере того, как он отделяет свою позицию от позиции Луки.
Лука уходит из ночлежки. Можно ли считать этот поступок бегством? Лука подарил надежду, но, может быть, он не хочет нести ответственность за то, что это лишь кратковременная иллюзия? Попробуйте определить основные черты характера Луки. Что это за человек?
  • Лука уходит из ночлежки. Можно ли считать этот поступок бегством? Лука подарил надежду, но, может быть, он не хочет нести ответственность за то, что это лишь кратковременная иллюзия?
  • Попробуйте определить основные черты характера Луки. Что это за человек?
Что все-таки Лука предпочитает: горькую правду или сладкую ложь? На сколько оправдан этот выбор? Что предпочитаете вы сами? Вспомним фразу: «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают…». По сути, Лука утверждает, что он любит всех. Возможно ли любить всех?
  • Что все-таки Лука предпочитает: горькую правду или сладкую ложь? На сколько оправдан этот выбор? Что предпочитаете вы сами?
  • Вспомним фразу: «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают…». По сути, Лука утверждает, что он любит всех. Возможно ли любить всех?
Мы выяснили, что Лука – персонаж крайне противоречивый. Вообще, в литературоведении существует три основные трактовки этого образа: Трактовка МХАТа: Лука – вечный, неумный странник, искатель истины. Трактовка И. Аннинского: Лука – беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука – приспособленец. Трактовка Мережковского: Лука – апостол.
  • Мы выяснили, что Лука – персонаж крайне противоречивый.
  • Вообще, в литературоведении существует три основные трактовки этого образа:
  • Трактовка МХАТа: Лука – вечный, неумный странник, искатель истины.
  • Трактовка И. Аннинского: Лука – беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука – приспособленец.
  • Трактовка Мережковского: Лука – апостол.
Какова же его правда? Никакого позитива у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя её «религией рабов и хозяев»: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!».
  • Какова же его правда? Никакого позитива у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя её «религией рабов и хозяев»: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!».
Горький выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти «правды» не совпадают. Ложь Сатина, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку-мечте.
  • Горький выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти «правды» не совпадают. Ложь Сатина, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку-мечте.
Сатин в финале остаётся в ночлежке, его реплика – финальная. Когда ему сообщают о смерти Актёра, он произносит следующую фразу: Сатин: Эх…испортил песню…дур-рак! Что вы можете сказать о финальной реплике Сатина? Каким он предстает перед нами?
  • Сатин в финале остаётся в ночлежке, его реплика – финальная. Когда ему сообщают о смерти Актёра, он произносит следующую фразу:
  • Сатин: Эх…испортил песню…дур-рак!
  • Что вы можете сказать о финальной реплике Сатина? Каким он предстает перед нами?
Ночлежка – «дно жизни», его творец – Сатин, близок Сатане( от Сатанаил – наименование Сатаны). Лука – носитель учения Христа: для него все люди братья! Лука в переводе - «Родившийся при восходе солнца». Для Сатина человек – Бог. С этой точки зрения Сатин – воплощение зла, Лука – Добра.
  • Ночлежка – «дно жизни», его творец – Сатин, близок Сатане( от Сатанаил – наименование Сатаны). Лука – носитель учения Христа: для него все люди братья! Лука в переводе - «Родившийся при восходе солнца». Для Сатина человек – Бог.
  • С этой точки зрения Сатин – воплощение зла, Лука – Добра.
Так что же нужнее - истина или сострадание?  Кто из героев прав?
  • Так что же нужнее - истина или сострадание?
  • Кто из героев прав?
Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. В драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда Сатина, в чём-то жестокая, но гордая – правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами, и что слова утешения не помогут людям стать счастливее.
  • Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. В драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда Сатина, в чём-то жестокая, но гордая – правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами, и что слова утешения не помогут людям стать счастливее.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок-диспут: «Правда» и «ложь» в пьесе А. М. Горького «На дне»

Автор: Воротняк Наталья Николаевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 125833


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства