kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-исследовательская по литературе "Свадебный обряд в с.Авдеевка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлено описание свадебного обряда, который проводился в 40-50 годы в с.Авдеевка. Весь материал основан на воспоминаниях жительницы села Авдеевка Лущик Т.И., которая подробно воспроизвела все этапы свадьбы, представила свадебные песни, исполняющиеся во время этого обряда.

Просмотр содержимого документа
«Свадебный обряд в с. Авдеевка»

МОКУ «Средняя общеобразовательная школа с. Авдеевка»

Кировского района





Районная конференция учебно – исследовательских работ «Путь к успеху»

по теме: «Моя малая родина»







Свадебный обряд в с. Авдеевка







Выполнила: Куриленко Алена, ученица 9 класса.

Руководитель: Гаврилко Любовь Борисовна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории.















2016 г.

Содержание




I. Введение 3

1. Цель проекта

2. Партнеры проекта 3

3. Актуальность проблемы 4

II. Основная часть

1. Интерес к традициям 5

2. Наши исследования 5

3. Свадьба – традиция народа 6

4. Наша сказительница 6

5.Этапы свадебного обряда 7

а) Сватовство 8

б) Девичник 9

в) Брачное торжество 11

г) Выкуп 11

д) Свадебный пир 12

е) Свадебные песни 13

6. Это интересно 14

а) Свадебные символы

б) Свадебный календарь 15

в) По свадебным альбомам 16

III. Заключение 17

Выводы

IV. Литература 18



















I Введение

Каждый народ характеризуется своим отношением к культуре предков, к истории своей страны. Народные традиции испокон веков передавались будущим поколениям. Идут года, и постепенно забываются традиции и обычаи наших прадедов, вытесняются они нашей современной жизнью. А как бы не хотелось этого! В связи с этим возникает вопрос: «Можем ли мы отказаться от своих традиций и обойтись без них?»

Ведь эпохи людей, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свои уникальные черты. Их достижения - часть современной культуры.

У каждой местности были свои обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси», - утверждает русская пословица.

Мы думаем, что без знаний традиций и обычаев наших предков не обойтись, так как нам необходимо изучать историю своего народа, его культуру: традиция жива, пока ее помнят и чтут.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

Гипотеза: только человек, знающий свою культуру, историю, развивающийся духовно, вправе называться патриотом своей страны, достоин светлого будущего.

Свадебный обряд - наиболее сложный по своему составу и в художественном отношении - самый богатый из русских традиционных бытовых обрядов.

Поэтому проблемой данной работы является изучение вопроса: «Как проходил свадебный обряд в нашем селе, с соблюдением всех традиций?»

Целью нашей работы является исследование прохождения свадебного обряда на территории нашего села Авдеевка Кировского района, выявления традиций, которые еще остались на сегодня, и формирование уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа.


Основные задачи исследований:

-собрать информацию о свадебном обряде;

- изучить литературу об этом обряде;

- провести опрос учащихся об их отношении к обрядам;

-провести исследование свадебного обряда в нашей местности, обращаясь к знаниям старожилов;

- сделать выводы.

Задачи проекта:

Обучающие:

обогатить сознание учащихся знаниями истории, культуры, эстетики через знакомство с народными традициями проведения свадьбы на Руси;

способствовать постижению народной мудрости через создание ярких будней и праздников народа;

расширить представление учащихся о традициях жителей нашего села.

Развивающие:

способствовать развитию познавательной активности, интереса и творческих способностей у учащихся;

развивать мотивацию к познанию и созиданию своего внутреннего мира и окружающего пространства;

оказывать положительное воздействие на духовное развитие подростков, формирование их эмоциональной и чувственной сферы.

Воспитательные:

воспитание любви к истории и фольклору России, к малой родине;

формирование эстетического вкуса у обучающихся.

Воспитательное значение проекта:

- возможность включения в активную творческую деятельность обучающихся и педагогов;

- формирование навыка культурного празднования;

- воспитание толерантного отношения к культуре, обычаям и традициям русского народа.

Практическая ценность:

Предоставлена презентация «Свадебный обряд в с. Авдеевка» учащимся школы;

Познакомились с исполнением свадебных песен Лущик Т.И., жительницей

с. Авдеевка;

имеем представления о свадебных парах 40-х – 2000-х годов нашего села.


Партнеры проекта:


Учитель русского языка и литературы Гаврилко Л.Б.;

Ученица 9 класса Куриленко Алена;

Родители;

Местные жители;

Сказительница Лущик Т.И.








II Основная часть

1. Интерес к традициям

Cвадьба. Трудно найти более красочного и веселого обряда, ведь празднуется торжество любви, начало новой семьи. А если в нем есть элементы старинного народного свадебного обряда, тогда это и вовсе становится спектаклем.

К сожалению, сегодня многие свадебные обряды и традиции на Руси забыты, хотя интерес к ним в последнее время начал возрождаться.

Русский свадебный обряд - один из самых интересных обрядов наших предков, сейчас почти полностью утраченных. Старинная русская свадьба – это потрясающее, увлекательное, продолжительное по времени, яркое, музыкальное, театральное представление, в котором все роли между участниками распределены (не зря говорят "сыграть свадьбу").

Свадьба – это первый семейный праздник, который открывает супругам страничку в их совместный жизненный путь. Сегодня нет каких-то определенных правил празднования этого дня. В зависимости от предпочтений, обстоятельств, желаний, социального положения и финансовых возможностей каждая пара выбирает тот вариант, который именно ей подходит более всего. Кому-то по душе скромные посиделки в узком семейном кругу, другие мечтают махнуть куда-нибудь за тридевять земель, где будут только он и она, третьи планируют пышное празднество с сотней гостей, дискотекой, фейерверками, лимузинами и т.д. На каком варианте остановиться – выбор каждой отдельной семьи.

Это сейчас существует такая альтернатива, а в старину свадьба обычно справлялась очень шумно, гостями становилась вся деревня, а торжество продолжалось несколько дней. Именно поэтому тогда говорили не «справлять» или «отмечать», а «играть» свадьбу. Свадьба напоминала настоящее театрализованное зрелище, каждое действие которого было наполнено определенным смыслом, а отступление от принятого порядка считалось плохой приметой.


2. Наши исследования

Чтобы узнать отношение учащихся нашей школы к традициям народа в нашей жизни, была составлена анкета, которая включала следующие вопросы:

1. Нужно ли нам знать традиции нашего народа?

2.Как вы считаете, свадьбы на Руси – интересный обряд?

3.Знаете ли вы, как проходили свадьбы на Руси?

4. Известны ли вам какие-либо свадебные символы?

Мы провели опрос-анкету среди учащихся нашей школы

”Что значат традиции народа в нашей жизни?” и пришли к выводу, что из 60 опрошенных учащихся

88,3% считают: традиции нашего народа знать необходимо.

20% - не знают, как проходили свадьбы на Руси.

80%- уверены, что свадьбы на Руси - очень интересный обряд.

88% - знают свадебные символы.

Большая часть учащихся считают, что традиции нашего народа знать необходимо.

3. Свадьба – традиция народа

С древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных, так как в них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции того или иного народа.

Древние летописи свидетельствуют о том, что общепринятых свадебных традиций изначально не существовало, у разных племен были и обычаи разные. Поляне, например, очень уважали святость брачных уз, супругам вменялась в обязанность сохранение мира в семье, взаимоуважение. А вот у древлян и северян можно было просто похитить понравившуюся девушку в своем или другом племени и без каких-либо обрядов жить с ней, причем и в полигамном браке.

Постепенное объединение племен в единое государство сближало и их традиции, в том числе и свадебные. Вплоть до крещения Руси все сферы жизни древних славян были пропитаны язычеством, и свадебные обряды не были исключением: у языческих божеств вымаливали расположение к новой семье, танцевали вокруг костров, обливались водой.

С крещением Руси начали зарождаться и новые обычаи, что существенно отразилось и на порядке проведения свадьбы, но на протяжении многих веков, вплоть до наших дней, отголоски язычества еще слышны в русских обрядах и традициях. Произошло слияние двух верований, что создало своеобразную, характерную только для Руси, культуру.

Главная перемена в обряде бракосочетания состояла в необходимости освящения брака церковью. В остальном свадьба носила былой характер: массовые гуляния, развлечения, «пир горой», нередко длившийся 3-4 дня. К XVI веку на Руси сложился порядок проведения свадебного обряда, который четко регламентировал роль каждого его участника, свадебную одежду, этапы свадьбы и даже подаваемые на стол блюда.

Свадебные русские обряды были религиозно-магическими действиями, призванными подарить новой семье здоровье, достаток, гармонию в отношениях, детей. Кроме того, одной из главных задач такого обряда была защита молодой пары от сглаза и порчи, поскольку полагалось, что именно в этот день она наиболее уязвима. Охранять молодоженов были призваны как люди, так и свадебные атрибуты. Так, фата невесты должна была скрывать ее от злых духов. Друг жениха и подружка невесты должны постоянно находиться с ними рядом, чтобы «запутать» духов.

4. Наша сказительница

О том, как проходили свадьбы у нас в Приморском крае с. Авдеевка, нам поведала жительница нашего села Лущик Татьяна Ивановна.



Родители ее приехали на Дальний Восток очень давно – в конце 19 века из Полтавщины. Родилась она 14.05. в 1928 г. в с. Ольховка Кировского края. Росла и воспитывалась в многодетной семье, состоящей из 12 человек. Там прошло ее детство, а юность и дальнейшая жизнь - уже в с. Авдеевка. Хорошо помнит военные годы: отец ушел на фронт, а Татьяна Ивановна со своими сверстниками работала в колхозе поваром в тракторной бригаде.

Закончилась война, и наступило счастливое время для всех, особенно для девушек, ведь с войны возвращались бойцы, чтобы заняться мирным трудом и сменить на технике девчат.

В 1947 году Татьяна Ивановна вышла замуж за любимого Сережу Лущика, вернувшегося с фронта. Хоть и трудное было время, но свадьбу сыграли веселую, шумную. Жили дружно. Воспитали вместе четверых детей, дали им образование, помогли стать на ноги. Очень любит петь Татьяна Ивановна, всегда была заводилой на всех торжествах. У нее отличная память. Сколько песен она помнит, а частушек не сосчитать! Постоянно участвовала в праздничных концертах. Ее талант передался и ее дочери – Лидии Сергеевне, которая проработала 20 лет в отделе культуры, возглавляя Авдеевский сельский Дом культуры. Она обладает красивым певческим голосом.

Татьяна Ивановна имеет звания: «Труженик тыла», «Ветеран труда», награждена почетными грамотами, юбилейными медалями. Она имеет 11 внуков, 23 правнука, 1 праправнук. Прожила нелегкую, но интересную жизнь, никогда не жалуется на неудачи. В селе все ее знают и уважают. В возрасте 84-х лет сама обрабатывает огород, выращивает цветы, занимается мелким ремонтом дома. В ее доме и дворе всегда идеальная чистота, полный двор цветов, которые она очень любит. Гостеприимная, всегда поделится тем, чем богата. А богата она своими воспоминаниями.


5. Этапы свадебного обряда в деревне

Свадьба - от слова “cвой”, ”свой человек”. Играть свадьбу, значит вводить в жизнь новую семью. В основе свадьбы - дорога, по которой поезд жениха движется в новую жизнь, превращающая ранее разрозненное в единое событие.

Как праздновали свадьбы на Руси? Рассказать в общих чертах о тех пиршествах непростая задача. Россия - страна огромная, и каждый народ, проживающий на ее территории, имел свои обычаи и взгляды на брачный обряд, однако, было в этих обычаях и много общего.

К свадьбе на Руси относились очень серьёзно. Это был очень важный ритуал, который включал в себя несколько шагов. Обычно русская свадьба длилась от 3 до 7 дней. В старину на Руси заключение браков сопровождалось многоступенчатыми, традиционными, строго регламентированными обрядами, причем большую часть времени занимала не сама свадьба, а подготовка к ней. Свадебный обряд включал следующие этапы.

1.Сватовсто, сговорки,

2.Девичник,

3.Свадебное приглашение,

4.Подготовка к свадьбе

5.Свадебный пир

6. Выкуп невесты

7.Три дня празднования

Чаще всего свадьба состояла из трех последовательных частей:

Первый этап – досвадебный, это – сватовство, смотрины, рукобитье и девичник.

Вторая часть - сама свадьба, включала в себя свадебный поезд, венчание, свадебный стол, первая брачная ночь.

Третий период – послесвадебный – обряды первого дня, гостьба.

Обычно старались играть свадьбу после окончания всех сельскохозяйственных работ, то есть с середины осени, с Покрова (14 октября). Надо заметить, что октябрь на Руси издавна считался свадебным месяцем. Полевые работы в это время были полностью завершены, а до Рождественского поста, в период которого свадьбы не совершались, было ещё далеко. Кроме того учитывался и православный календарь, потому что в нём существуют даты, когда таинство венчания не проводится (например, в дни постов и Великих праздников). Самыми счастливыми считались браки, сыгранные на Красную горку – первое воскресенье после Пасхи. Верили, что молодая семья будет особенно счастливой и прочной, так как её оберегает сама Богородица.

Сватовство

Начиналась свадьба со сватовства. К родителям невесты приходили сваты и договаривались о предстоящем бракосочетании. Если стороны принимали совместное решение, то позже в дом к невесте приезжали родители жениха, которые привозили с собой сговорный пряник – своеобразное напутствие будущей снохе.

Традиция сватовства жива и в настоящее время, вот только в одних семьях она приняла слишком уж современный характер, когда родители жениха и невесты просто ужинают вместе и обсуждают детали предстоящего застолья. В других – в дом невесты приходят родители и родственники жениха, и знакомство перерастает в веселое и бурное застолье.

Смотрины завершались рукобитьем, когда отцы жениха и невесты вкладывали руки новобрачных друг в друга и ударяли по ним рукавицей. Иногда во время этого ритуала родители били пирогом о пирог или разламывали пирог пополам, что символизировало нерушимость сговора. После этого свадьбу уже нельзя было отменить.

Сговор - первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам «делал приданое» или передавал родителям невесты. Возвращаясь к свадебному русскому обряду, скажем о том, что после того, как родственники жениха согласовали кандидатуру невесты, они выбирали посредника, – сваху или свата, шустрых на язык односельчан, умевших улаживать подобные дела.

День, время и путь сватов, держали в тайне. Обряд сватовства был обставлен множеством магических действий. Переговоры велись либо с отцом невесты, либо с её старшим братом или матерью. На второе, «официальное» сватовство родители невесты уже ждали сватов и готовили стол, зажигали свечи и лампады. Если родители невесты соглашались на замужество дочери, составлялся брачный договор, оговаривающий весь круг вопросов, имеющих отношение к заключаемому браку.

Сватовство обычно происходило вечером. Сватать приезжали с помпой, на украшенных лентами и колокольчиками лошадях. Каждое движение и каждое слово сватов имело значение: через порог перешагивали исключительно правой ногой, садились на лавки под иконы, речи вели иносказательные, сговариваясь о молодых торговой присказкой: « У вас – товар, у нас – купец». За сватовством следовали – смотрины, рукобитье (заручины, пропой) и девичник (плаканье).

На смотринах сваты, родители жениха оценивали достоинства и недостатки невесты, смотринами также называли и осмотр хозяйства жениха. А в процессе рукобитья оба семейства окончательно сговаривались о заключении брака, устанавливали день свадьбы, договаривались о приданом и о расходах на свадьбу. По окончанию отцы невесты и жениха ударяли по рукам, что означало нерушимость договора, а невеста с этого момента считалась просватанной. Впоследствии этот ритуал стал называться помолвкой. А уже во время помолвки стали заключать договор, где оговаривалась не только сумма приданого, но и обязанности мужа по отношению к будущей жене, нарушение которого могло привести даже к штрафу. Помолвка сопровождалась великолепным праздником, на котором жених дарил невесте кольцо с камнем.

Невеста давала жениху залог, – платок, имевший большую правовую силу. Через несколько дней после этого отец невесты или её старший брат приходили в дом жениха некоторую сумму денег - старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось.

Девичник

У русских по сравнению с другими восточнославянскими народами значительно большее развитие на предсвадебном этапе получил девичник, устраивающийся накануне свадьбы у невесты. Событие девичника посвящено оплакиванию «красоты» (так назывался головной убор, или повязка определённого цвета) – символа девичества.

Важным ритуалом был девичник. Он проходит в последний день или вечер перед свадьбою. Собираются все подруги, даже приезжают родные и знакомые из других селений. Подружки наряжали невесту в сарафан, заплетали свадебный венок с яркими лентами, пели обрядовые песни.

Мы тебя, подружка, наряжаем,

Счастья и здоровья желаем.

Будь здорова, как вода,

Будь богата, как земля.

Мать и старшая дружка выводят невесту за платок. Она кланяется на все четыре стороны. Мать благославляет, и невеста с подружками идут приглашать гостей на свадьбу. Выходят со двора: невеста со старшей подружкой впереди, остальные идут за ними и поют:

Ой люди, люди-вороги,

Не переходите дороги,

Пусть перейдет родня,

Чтоб была Танечка счастлива.

С собой несут мешок печеных шишек.

Заходят в каждый дом. Все ждут их и открывают ворота. Каждому приглашенному кладут на стол по два угощения.

Потом все идут приглашать мать жениха – будущую свекровь.

До свекрухи идем,

Калача несем,

Пусть она слышит

И скорей ужин готовит.

Стол уже накрыт, ждут гостей. На столе большой каравай, обвязанный лентами, обязательно яблони. Все садятся за стол и мать жениха угощает. Итак, гости приглашены, теперь пора возвращаться домой. Идут, шуточно напевают:

Были мы у свекрухи, ели мы макуху,

Дали нам половы, чтобы мы рот накололи.

На всех перекрестках поют про невесту – Таню.

Ой люди, люди-вороги,

Не переходите дороги,

Пусть перейдет родня,

Чтоб была Танечка счастлива.


Подходя к дому, поют:

До двора, друженьки, до двора,

Зарезал батенька кабана,

А маменька тетерю,

Составили дружечкам вечерю (ужин).

Вернувшаяся молодежь в доме невесты садится за накрытый стол, где обязательно стоит букет цветов и две свечки - светилки. Чья свечка, жениха или невесты, будет гореть дольше, тот проживет более длинную жизнь.

Засветила мать свечку,

Поставила на стол,

Пусть я посмотрю,

Пара ли ты мне.

Девичник - встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

На девичнике происходил обряд - расплетание девичьей косы, которую расплетали подруги невесты. Оно символизирует окончание прежней жизни девушки и сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента, вплетённая в косу девушки.


Брачное торжество

Утром рано к невесте приходят девицы-подруги, чтобы собрать ее к венцу. Подруги невесты усаживают ее на лавку, на которой постилается шуба кверху волосом: сидеть на волосе шубы – жить богато, а также – чтоб не могли злые люди испортить молодых. Сидя за столом, все ожидают приезда дружки, жениха и прочих поезжан – "новой родни", которые должны приехать, взять невесту и увезти к венцу ( не всегда венчали молодых в церкви).

Платье, как у жениха, так и у невесты должно быть новое и лучшее. Невестин отец должен выйти на улицу, встретить дружку с "поездом", приехавшим за его дочерью, и пригласить в дом; при этом бывает и жених. Если он берет невесту в другую деревню, соседи загораживают дорогу, и дружка обязан дать им вина, пива и закуски: пирогов. Дружка первый едет к церкви. За дружкой – жених с братом, потом невеста со свахой, а за ними родные поезжане по старшинству и родству.

Происходила торжественная встреча молодых- важный момент свадьбы .

Перед торжеством родители благославляли детей и выносили им хлеб и соль.

Выкуп

Распорядителем свадебного обряда был дружка - один из главнейших участников обряда. Тысяцкий распоряжался свадебным поездом – лошадьми, санями.

Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственника составляет свадебный поезд.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Так же выкупать могут вином, деньгами и подарками. Сестра невесты пришивает к головному убору жениха цветок из ленты. Держит шапку в руках и поет:

А я зятю квитку пришивала,

Три ниточки шелковых потеряла,

Одну - голубую, другую - зеленую, а третью - червонную,

За сестрицу молодую пусть на лавке танцует.

Ой, глядь, зятеньку, на меня,

Краше я , казак, от тебя,

Что на мне шапочка – колпачок,

Выкинь, зятюшка, рубличок.

Жених дает деньги.

Начинается своеобразная «перебранка»:

Брат невесты поет:

Ой, говорили, что сваты богаты,

А они та и убоги,

У них ноги кривоноги,

Сами пешком шли,

Молодого в мешке несли.

Жених дает деньги.

Старшая сестра невесты:

Зятю, мой коханый,

Ты ж мне не поганый,

Ты ж мою сестру любишь,

Да ты ж мне ленту купишь.

Жених дает деньги.


Татарин, братику, татарин,

Отдал сестрицу задаром,

Русую косу за пятак,

А белое личико отдал так.


Свадебный пир

Гости садятся за столы, обильно уставленные угощениями. Брат невесты заводит жениха за стол:

Вы, подружечки, вы, паночки,

Становитеся за лавки,

Дайте дорогу князю молодому.

Жених целует невесту. Начинается пир, во время которого поют величальные песни. Величали на свадьбе жениха, невесту, родителей и дружек.

Одной из характерных черт русской свадьбы было участие в ней широкого круга родственников, соседей, односельчан.

Большое значение придавалось различного рода оберегам от сглаза, так как свадьба считалась самым удобным местом для этого. Молодые считались особенно уязвимы именно в этот день, поэтому существовал даже особый свадебный чин – ясельничий (конюший), который должен был охранять молодых от колдовства.

Жених забирает невесту к себе домой. Ее провожают с песней:

Загребай, мать, жар, жар,

Коли тебе дочку жаль, жаль,

Кидай в печь триски ( щепки),

Дожидай невестку.

Княжий стол приготовляется в доме новобрачного на второй день после свадьбы. Утром подгулявшие еще с вечера родные идут "поднимать молодых", но в спальню будить молодых входит одна только сваха. Родные стоят у дверей, бьют горшки и тарелки. Новобрачных поздравляют.

По окончании завтрака новобрачных снаряжают в путь к тестю и теще и прочим родным новобрачной звать на княжий стол. Затем все возвращаются домой вместе с гостями. Все гости усаживаются за столы, и начинается княжий стол.

Подгулявшие гости за княжим столом часто обращаются к новобрачным и говорят: "Горько, очень горько!", Просят: "Нельзя ли подсластить?" Новобрачные должны встать, поклониться, поцеловаться "крест накрест", сказать: "Покушайте, теперь сладко!" Гости допивают из стакана или рюмки и говорят: "Вот теперь очень сладко", – а потом подходят к новобрачным и целуют их. Таким образом, за княжим столом только и слышится "горько", а потому поцелуям нет конца.

На княжий стол посмотреть приходит очень много постороннего народа. Исполнялось много свадебных песен.

На третий день свадьбы молодой устраивали испытания, – она должна была показать свои умения работницы и хозяйки. Молодая жена топила печь, мела полы, готовила обед, а гости должны были ей всячески мешать.

Традиционно русская свадьба длилась три дня.

Из новой родни на третий день остаются очень немногие. Третий день имеет вид праздника семейного. Молодой устраивали испытания, – она должна была показать свои умения работницы и хозяйки. Утром молодая жена топила печь, мела полы, готовила обед, выпекала блины, которые она и подавала от печки на стол, а гости должны были ей всячески мешать.

После обеда, ввечеру, к новобрачным собираются посидеть девицы, молодые женщины и парни. Молодые люди поют песни, заводят разные игры и пляшут. На этом вечернем собрании новобрачная знакомится с соседями и потчует их блинами, пирогами, пряниками и орехами.

В завершение устраивалась ряженая свадьба – это свадьба, которую обычно устраивали дружка и сваха. В этот момент катались на лошадях, рядились, устраивали «баню» родителям жениха и невесты. Гости поздравляют молодых и одаривают их подарками. Песни, пляски, веселье длятся в течение трех дней. А на третий день молодые приезжали в дом родителей невесты. Теща встречала зятя блинами, а он преподносил ей подарок… Жених забирает не

Свадебные песни

Немало создано на Руси свадебных песен: веселых, задорных, величальных, грустных, печальных. Вот некоторые из них, которые нам представила Лущик Т.И.

Что в поле жито пополам с травою,

- Будешь ли, мама, жалковать за мною?

- Ой, жаль мне, доню, даже серденько вянет,

Ах, кто ж, доню, до смерти доглянет.

- В саду соловейко рано запоет,

А ветер буйненький слезы утрет.

Ой, играй, музыка, да еще барабаны,

А я уже уезжаю от родной мамы.

Ой, играй, музыка, да еще и медные трубы,

Прощайте, прощайте, мои ж вы подруги.


- Ой, ты ж , сестра, хоть обедала?

- Я, братику, еще и не завтракала.

- Ой, тут, брат, не по - нашему,

Ой, тут, брат, по - иначему.

Завтрак после обеда,

обед - под вечер, а ужин – в полночь.

Плачут мои карие очи:

”Если бы мама знала, она бы мне ужин прислала,

Хоть месяцем, хоть зарницею,

Хоть братиком, хоть сестрицею.

А братика - то дома нет,

А сестричка дорожки не знает.


6. Это интересно

Свадебные символы

Славянские свадьбы обладают преимущественно чертами солнечного культа. Солнце в качестве супруги Месяца, по понятиям славян, обитает на востоке, где высится золотой дворец, и выезжает из него поутру на своей колеснице. В тех же благодатных восточных краях живет Солнце зимой, расторгнув брачный союз с Месяцем. Уже при зимнем солнцевороте оно выезжает из тех далеких краев на телеге навстречу своему супругу Месяцу, с которым не виделась с осени, и 8 апреля Солнце и Месяц встречаются.

Солнце — важнейший объект календарной обрядности всего годового цикла.

Кольцо

На свадьбах кольцо имеет широкое распространение среди славянских народов. Причем обручальное кольцо надевали на безымянный палец левой руки, считая, что через него идет связь с сердцем. Кольцо — самое верное ручательство брачного союза. Почти во всех славянских землях сватовство начиналось подарком перстня невесте женихом. Свадебное кольцо — символ солнца, брачного соединения Солнца с Месяцем и символ человеческого брака

Венок

Свадебный венок плели из роз, ярких цветов, украшали лентами.

В народе сохранилась красивая легенда о происхождении венка. Летела птица Пава размашистая, посыпала перья золотистые, собрала перья эти красивая девушка и свила себе золотой венок на счастье, но подхватили буйные ветры тот венок и унесли на сине море. Нашелся молодец, вернул девице ее венок, и поженились они и были счастливы, а венок детям и внукам достался и тоже счастье принёс.

Яблоко

Также олицетворяет Солнце и является его символом. В старину во время осенних свадеб молодые в знак любви дарили друг другу яблоки. На свадебных столах обязательно на бутылях хмельного напитка сверху на горлышко клали яблоки. В песнях говорится, что девушка бережет яблоки от своих родных, так как они предназначены для возлюбленного, которого она ожидает.

Значительная часть обрядов была заимствована у других народов. Так обручальные кольца, свадебные дары, соединение рук, а так же обычай посыпать зерном и деньгами было позаимствовано из античных брачных обрядов. Каравай у древних римлян (молодые в Риме должны были поесть пирога, приготовленного из муки, соленой воды и меда).

Многие свадебные обычаи сохранились до сегодняшних дней:
- фата невесты
- свадебный поцелуй
- посыпание молодых рисом
- внесение невесты в дом на руках
- и другие

Впереди еще много свадеб! Всем известны серебряная и золотая свадьбы – их принято торжественно отмечать, как важные вехи семейной жизни. Но между этими вехами стоят и небольшие «вешки» - практически каждый год семейной жизни завершается особым праздником.

Юбилейные даты

1 год семейной жизни – празднуется ситцевая свадьба. В жизнь молодых уже вошла повседневность, в этот день дарят предметы из ситца.

5 лет - деревянная свадьба. Подарки из дерева.

7 лет - медная свадьба. Супруги обмениваются медными монетками - порукой дальнейшей, счастливой жизни.

8 лет - свадьба жестяная. Пора подарить новую блестящую кухонную посуду.

10 лет супружеской жизни венчает день роз. Пусть все гости придут в этот день с красными розами в руках.

15 - празднуется стеклянная свадьба. Стеклянные предметы напоминают о том, что отношения между супругами должны быть чистыми, как стекло.

20 лет семейной жизни - фарфоровая свадьба. Пора обзавестись новым парадным сервизом.

25 лет - серебряная свадьба. Рядом с золотым обручальным кольцом надевается серебряное.





30 лет семейной жизни - жемчужная свадьба. Невесте дарят ожерелье.

35 лет - полотняная свадьба. В подарок преподносится скатерть - символ семейного покоя и уюта.

40 лет - рубиновая свадьба. Кольцо украшается рубином - камнем любви и огня.

Золотая свадьба венчает полвека. Муж и жена обмениваются новыми золотыми кольцами.

60 лет - бриллиантовая свадьба.

Платиновая - празднуется через шестьдесят пять лет.

75 лет супружеской жизни - коронная свадьба.

Соблюдение семейных традиций является ярким примером укрепления семейных уз, что ведет к долголетию семейной жизни. И очень отрадно, что дети продолжают хранить и приумножать эти традиции. По нашим сведениям, в селе Авдеевка проживает много семей, которые отметили свои юбилеи. Бриллиантовую свадьбу (60 лет) «сыграла» семейная пара Евстратенко, а их дети (Малаховы) – 35. 55 - летний юбилей отпраздновали семьи Макаренко, Бабинских, Гаврилко Ф. и В. 50 лет живут вместе Горошко, Заика В.и М., 45 – Миргородские Г. и Н., Крайник; 40 лет - Никанчуки, Виличко, Стасышины, Корневы Г.и Р., Куриленко Ю. и Т., 35 – Крыловцы, Спасеновы Н. и Т., Гниловы, Доценко, Степанчуки. Проживает в селе большое количество семей, которые находятся вместе 30 лет: Талалай А. и Г., Мельник В. И Л., Мельник С, и В., Давидовичи, Гаврилко Б. и Л., Поповы В. и Н., Радченко А. и С., Бондаренко, Нурматовы, Сухановы В. и Е., Гриценко, Шилины. Серебряная свадьба (25 лет) состоялась в семьях Заика Ю. и Е., Авагян, Жениловых, Рудневых, Фроловых, Солонко Н. и С., Ковалевых. И фарфоровая свадьба «пела и плясала» в домах семей Спасеновых В. и Н., Клочковых.


По свадебным альбомам


Мы провели поисковую деятельность среди односельчан и выявили свадебные фотографии местных жителей разных лет.

Говорят, что влюблённые венчаются на небесах…

Каждая фотография несет в себе частицу жизни человека. Проходит время, меняются люди, но, глядя на них, вспоминаешь то время, которое было особенно дорого. Ведь недаром говорят, чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом.

На современной свадьбе обряды и свадебные обычаи утратили свое былое значение, они стали традициями, которые делают свадьбу таинственной и полной романтического настроя. Главное, что в конце любой свадьбы образуется счастливый союз двух новобрачных, которые потом становятся единым целым.

Старинные обряды сохранились в наше время. Сейчас уже:

- не ходят с караваем, а посылают приглашения;

- молодожены, наряду с регистрацией брака в ЗАГСе, венчаются в церкви;

- невеста бросает через голову свадебный букет, кто его поймает, будет скоро невестой.

В нашем селе молодожены возлагают цветы к памятникам воину- освободителю и погибшим односельчанам в годы ВОВ.

Свадьба продолжается на второй день. Приглашенные жениха и невесты ходят друг к другу в гости. Вечером в воскресенье родственники угощают хозяев. Весь день звучит музыка, продолжаются гуляния, шутки: умывание, катание родителей, ряженые ходят по улицам. И только после двенадцати часов свадьба заканчивается.

Свадьбы, проведённые в русской традиции, наполнены смыслом, весельем, молодецкой удалью, девичьей красотой и силой новой Жизни.


III Заключение


«Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего» - писал И.Л. Ильин.

Да, если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь все дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды ... И мы начинаем превращаться в Иванов, родства не помнящих».

Многие ли из нас имеют свое родословное древо; многие ли смогут воссоздать в памяти хотя бы главные вехи истории и развития культуры своей страны, этноса, нации; назвать выдающиеся литературные, художественные, архитектурные и другие памятники, авторские и безымянные, оставленные нам предками?

А ведь именно на этих памятниках, созданных трудом, фантазией, творчеством наших праотцов, воспитывались, развивались и обучались наши близкие и дальние предки, отцы и деды, матери и бабушки. И каждое новое поколение вносило в этот процесс своё, «просеивая через сито истории» трудовой, культурный и духовный опыт.



Выводы по проекту

Работая над проектом, мы поняли:

- важно знать историю культуры родного края;

- уважать народ – значит уважать его традиции;

- очень интересно общаться друг с другом и местными жителями.

Проект помог нам реализовать наши творческие способности.

Мы стали духовно богаче.



Автор работы:

Куриленко Алена, учащаяся 9-го класса МОКУ СОШ с.Авдеевка.

Руководитель:

Гаврилко Любовь Борисовна, учитель русского языка и литературы МОКУ СОШ с.Авдеевка.


Благодарю за помощь:

Лущик Татьяну Ивановну, жительницу с.Авдеевка,

Сусскую Анастасию, учащуюся 9-го класса,

Фок Анастасию, учащуюся 8-го класса.



IV Литература

При подготовке проекта были использованы материалы сайтов:


www.studio5plus.ru

http://blogs.mail.ru/

http://www.prazad.com;

http://www.proshkolu.ru;

http://www.24open.ru;

http://ru.wikipedia.org;

материалы ЗАГСа п.Кировский;

материалы музея (архивы);

информация фольклорной экспедиции учащихся.

18



Просмотр содержимого презентации
«Свадебный обряд»

Свадебный обряд  Работу выполнила ученица 9 класса Куриленко Алена МБОУ СОШ с.Авдеевка Руководитель: Гаврилко Л.Б., учитель русского языка и литературы

Свадебный обряд

Работу выполнила

ученица 9 класса

Куриленко Алена

МБОУ СОШ с.Авдеевка

Руководитель:

Гаврилко Л.Б., учитель

русского языка и

литературы

Можем ли мы обойтись без знаний традиций своего народа?

Можем ли мы обойтись без знаний традиций своего народа?

  • Мы думаем, что без знаний традиций и обычаев наших предков не обойтись, так как нам необходимо изучать историю своего народа, его культуру: традиция жива, пока ее помнят и чтут.
  • Гипотеза : только человек, знающий свою культуру, историю, развивающийся духовно, вправе называться патриотом своей страны, достоин светлого будущего.
Цель проекта

Цель проекта

  • Выяснить, как проходил свадебный обряд на территории нашего села и какие из традиций остались сегодня . Создать исследовательскую работу.
Партнеры проекта

Партнеры проекта

  • Учитель русского языка и литературы Гаврилко Л.Б.
  • Ученица 9 класса Куриленко Алена
  • Родители
  • Местные жители
  • Сказительница Лущик Т.И
Актуальность проекта

Актуальность проекта

  • Интерес к свадебному обряду начал возрождаться.
  • Поэтому проблемой данной работы является изучения вопроcа:”Как проходил свадебный обряд раньше, с соблюдением всех правил?”
Интерес к традициям Cвадьба. Трудно найти более красочного и веселого обряда, ведь празднуется торжество любви, начало новой семьи. А если в нем есть элементы старинного народного свадебного обряда, тогда это и вовсе становится спектаклем. К сожалению, сегодня многие свадебные обряды и традиции на Руси забыты, хотя интерес к ним в последнее время начал возрождаться .

Интерес к традициям

  • Cвадьба. Трудно найти более красочного и веселого обряда, ведь празднуется торжество любви, начало новой семьи. А если в нем есть элементы старинного народного свадебного обряда, тогда это и вовсе становится спектаклем.
  • К сожалению, сегодня многие свадебные обряды и традиции на Руси забыты, хотя интерес к ним в последнее время начал возрождаться .

Наши исследования:

Наши исследования:

  • Мы провели опрос-анкету среди учащихся нашей школы ”Что значат традиции народа в нашей жизни?” и пришли к выводу, что из 60 опрошенных учащихся
  • 88,3% считают: традиции нашего народа знать необходимо.
  • 20% -не знают, как проходили свадьбы на Руси.
  • 80%- уверены, что свадьбы на Руси - очень интересный обряд.
  • 88% - знают свадебные символы.
Свадьба-традиция народа С древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных, так как в них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции того или иного народа.

Свадьба-традиция народа

С древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных, так как в них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции того или иного народа.

Наша сказительница «О том, как “играли свадьбы” на территории Кировского района с.Авдеевка в первой половине 20 века рассказала уроженка с.Ольховка,вышедшая замуж в с.Авдеевка, Лущик Татьяна Ивановна.

Наша сказительница

«О том, как “играли свадьбы” на территории Кировского района с.Авдеевка в первой половине 20 века рассказала уроженка с.Ольховка,вышедшая замуж в с.Авдеевка, Лущик Татьяна Ивановна.

Этапы свадебного обряда в деревне Свадьба-от слова “cвой”, ”свой человек”.Играть свадьбу, значит вводить в жизнь новую семью. В основе свадьбы-дорога, по которой поезд жениха движется в новую жизнь, превращающая ранее разрозненное в единое событие, проходящее через этапы: 1.Сватовсто,сговорки, 2.Девичник, 3.Свадебное приглашение, 4.Подготовка к свадьбе 5.Свадебный пир 6.Выкуп невесты 7.Три дня празднования

Этапы свадебного обряда в деревне

  • Свадьба-от слова “cвой”, ”свой человек”.Играть свадьбу, значит вводить в жизнь новую семью.
  • В основе свадьбы-дорога, по которой поезд жениха движется в новую жизнь, превращающая ранее разрозненное в единое событие, проходящее через этапы:

1.Сватовсто,сговорки,

2.Девичник,

3.Свадебное приглашение,

4.Подготовка к свадьбе

5.Свадебный пир

6.Выкуп невесты

7.Три дня празднования

Сватовство  Свадебный обряд начинался со сватовства. К родителям невесты посылали сваху или сватов для предварительных переговоров. Смотрины проходили в доме невесты. Переговоры велись с отцом невесты, либо с ее старшим братом или матерью.  Если родители невесты соглашались на замужество дочери, составлялся брачный договор - решали круг вопросов, относящихся к свадьбе, определяли дату.

Сватовство

Свадебный обряд начинался со сватовства. К родителям невесты посылали сваху или сватов для предварительных переговоров. Смотрины проходили в доме невесты. Переговоры велись с отцом невесты, либо с ее старшим братом или матерью.

Если родители невесты соглашались на замужество дочери, составлялся брачный договор - решали круг вопросов, относящихся к свадьбе, определяли дату.

Девичник  Важным ритуалом был девичник. К невесте сходятся подружки, которые наряжали невесту в сарафан, венок с яркими лентами и пели: Мы тебя ,подружка, наряжаем, Счастья и здоровья желаем. Будь здорова, как вода, будь богата, как земля.

Девичник

Важным ритуалом был девичник. К невесте сходятся подружки, которые наряжали невесту в сарафан, венок с яркими лентами и пели:

Мы тебя ,подружка, наряжаем,

Счастья и здоровья желаем.

Будь здорова, как вода, будь богата, как земля.

Свадебное приглашение Невеста с подружками идут приглашать гостей на свадьбу и поют: Ой люди, люди-вороги, Не переходите дороги, Пусть перейдет родня, Чтоб была Танечка счастлива. Несут в мешках печеные шишки.  Все ждут и открывают ворота. Каждому приглашенному кладут на стол по два угощения.

Свадебное приглашение

Невеста с подружками идут приглашать гостей на свадьбу и поют:

Ой люди, люди-вороги,

Не переходите дороги,

Пусть перейдет родня,

Чтоб была Танечка счастлива.

Несут в мешках печеные шишки.

Все ждут и открывают ворота. Каждому приглашенному кладут на стол по два угощения.

Приглашение будущей свекрови Потом все идут приглашать мать жениха. До свекрухи идем, Калача несем , Пусть она слышит И скорей ужин готовит. Стол уже накрыт, ждут гостей. На столе большой каравай, обвязанный лентами.

Приглашение будущей свекрови

Потом все идут приглашать мать жениха.

До свекрухи идем,

Калача несем ,

Пусть она слышит

И скорей ужин готовит.

Стол уже накрыт, ждут гостей. На столе большой каравай, обвязанный лентами.

Возвращение домой Возвращаются домой, шуточно напевая: Были мы у свекрухи, ели мы макуху, Дали нам половы, чтобы мы рот накололи. Подходя к дому поют:  До двора, друженьки, до двора,  Зарезал батенька кабана,  А маменька тетерю, Составили дружечкам вечерю.

Возвращение домой

  • Возвращаются домой, шуточно напевая:

Были мы у свекрухи, ели мы макуху,

Дали нам половы, чтобы мы рот накололи.

Подходя к дому поют:

До двора, друженьки, до двора,

Зарезал батенька кабана,

А маменька тетерю,

Составили дружечкам вечерю.

Перед свадебным пиром    Вернувшаяся молодежь в доме невесты садится за накрытый стол, где обязательно стоит букет цветов и две свечки-светилки. Чья свечка будет гореть дольше ,тот проживет более длинную жизнь.  Засветила мать свечку,  Поставила на стол,  Пусть я посмотрю,  Пара ли ты мне.

Перед свадебным пиром

Вернувшаяся молодежь в доме невесты садится за накрытый стол, где обязательно стоит букет цветов и две свечки-светилки. Чья свечка будет гореть дольше ,тот проживет более длинную жизнь.

Засветила мать свечку,

Поставила на стол,

Пусть я посмотрю,

Пара ли ты мне.

Брачное торжество

Брачное торжество

  • Происходила торжественная встреча молодых- важный момент свадьбы .
  • Происходила торжественная встреча молодых- важный момент свадьбы .
  • Происходила торжественная встреча молодых- важный момент свадьбы .
  • Происходила торжественная встреча молодых- важный момент свадьбы .
  • Происходила торжественная встреча молодых- важный момент свадьбы .
  • Перед торжеством р одители благославляли детей и выносили им хлеб и соль.
ВЫКУП Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Так же выкупать могут вином, деньгами и подарками.

ВЫКУП

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Так же выкупать могут вином, деньгами и подарками.

Выкуп невесты Сестра невесты пришивает к головному убору жениха цветок из ленты. Держит шапку в руках и поет: А я зятю квитку пришивала, Три ниточки шелковых потеряла, Одну-голубую, другую-зеленую, а третью-червонную, За сестрицу молодую пусть на лавке танцует.

Выкуп невесты

Сестра невесты пришивает к головному убору жениха цветок из ленты. Держит шапку в руках и поет:

А я зятю квитку пришивала,

Три ниточки шелковых потеряла,

Одну-голубую, другую-зеленую, а третью-червонную,

За сестрицу молодую пусть на лавке танцует.

Свадебный пир Гости садятся за столы, обильно уставленные угощениями. Брат невесты заводит жениха за стол Вы, подружечки, вы, паночки, Становитеся за лавки, Дайте дорогу князю молодому. Жених целует невесту .Начинается пир, во время которого поют величальные песни. Величали на свадьбе жениха, невесту, родителей и дружек.

Свадебный пир

Гости садятся за столы, обильно уставленные угощениями. Брат невесты заводит жениха за стол

Вы, подружечки, вы, паночки,

Становитеся за лавки,

Дайте дорогу князю молодому.

Жених целует невесту .Начинается пир, во время которого поют величальные песни. Величали на свадьбе жениха, невесту, родителей и дружек.

Пир продолжается  Одной из характерных черт русской свадьбы было участие в ней широкого круга родственников, соседей, односельчан.

Пир продолжается

Одной из характерных черт русской свадьбы было участие в ней широкого круга родственников, соседей, односельчан.

Гулянье на три дня  Гости поздравляют молодых и одаривают их подарками. Песни, пляски, веселье длятся в течение трех дней.

Гулянье на три дня

Гости поздравляют молодых и одаривают их подарками. Песни, пляски, веселье длятся в течение трех дней.

В дом родителей невесты

В дом родителей невесты

  • А на третий день молодые приезжали в дом родителей невесты . Теща встречала зятя блинами, а он преподносил ей подарок…
Свадебные песни Немало создано на Руси свадебных песен: веселых, задорных, величальных, грустных, печальных. Вот некоторые из них, которые нам представила Лущик Т.И.  Что в поле жито пополам с травою, Будешь ли, мама, жалковать за мною? Ой, жаль мне, доню, даже серденько вянет, Ах, кто ж , доню, до смерти доглянет. В саду соловейко рано запоет, А ветер буйненький слезы утрет. Ой, играй, музыка, да еще барабаны, А я уже уезжаю от родной мамы. Ой, играй, музыка да еще и медные трубы, Прощайте, прощайте, мои ж вы подруги.

Свадебные песни

  • Немало создано на Руси свадебных песен: веселых, задорных, величальных, грустных, печальных. Вот некоторые из них, которые нам представила Лущик Т.И.

Что в поле жито пополам с травою,

Будешь ли, мама, жалковать за мною?

Ой, жаль мне, доню, даже серденько вянет,

Ах, кто ж , доню, до смерти доглянет.

В саду соловейко рано запоет,

А ветер буйненький слезы утрет.

Ой, играй, музыка, да еще барабаны,

А я уже уезжаю от родной мамы.

Ой, играй, музыка да еще и медные трубы,

Прощайте, прощайте, мои ж вы подруги.

Ой, ты ж , сестра, хоть обедала?
  • Ой, ты ж , сестра, хоть обедала?

Я, братику, еще и не завтракала.

Ой, тут, брат, не по-нашему,

Ой, тут, брат, по-иначему.

Завтрак после обеда, обед- под вечер, а ужин – в полночь.

Плачут мои карие очи:”Если бы мама знала, она бы мне ужин прислала

Хоть месяцем, хоть зарницею,

Хоть братиком, хоть сестрицею.

А братика -то дома нет,

А сестричка дорожки не знает.

Свадебный календарь

Свадебный календарь

Свадебные символы Славянские свадьбы обладают преимущественно чертами солнечного культа. Солнце в качестве супруги Месяца, по понятиям славян, обитает на востоке, где высится золотой дворец, и выезжает из него поутру на своей колеснице. В тех же благодатных восточных краях живет Солнце зимой, расторгнув брачный союз с Месяцем. Уже при зимнем солнцевороте оно выезжает из тех далеких краев на телеге навстречу своему супругу Месяцу, с которым не виделась с осени, и 8 апреля Солнце и Месяц встречаются.  Солнце — важнейший объект календарной обрядности всего годового цикла.

Свадебные символы

Славянские свадьбы обладают преимущественно чертами солнечного культа. Солнце в качестве супруги Месяца, по понятиям славян, обитает на востоке, где высится золотой дворец, и выезжает из него поутру на своей колеснице. В тех же благодатных восточных краях живет Солнце зимой, расторгнув брачный союз с Месяцем. Уже при зимнем солнцевороте оно выезжает из тех далеких краев на телеге навстречу своему супругу Месяцу, с которым не виделась с осени, и 8 апреля Солнце и Месяц встречаются.

Солнце — важнейший объект календарной обрядности всего годового цикла.

Кольцо   Обрядовое употребление на свадьбах кольца имеет широкое распространение среди славянских народов. Причем обручальное кольцо надевали на безымянный палец левой руки, считая, что через него идет связь с сердцем. «Кольцо — самое верное ручательство брачного союза. Почти во всех славянских землях сватовство начиналось подарком перстня невесте женихом. Свадебное кольцо — символ солнца, брачного соединения Солнца с Месяцем и символ человеческого брака .

Кольцо

Обрядовое употребление на свадьбах кольца имеет широкое распространение среди славянских народов. Причем обручальное кольцо надевали на безымянный палец левой руки, считая, что через него идет связь с сердцем. «Кольцо — самое верное ручательство брачного союза. Почти во всех славянских землях сватовство начиналось подарком перстня невесте женихом. Свадебное кольцо — символ солнца, брачного соединения Солнца с Месяцем и символ человеческого брака .

Венок Свадебный венок плели из роз, ярких цветов, украшали лентами.  В народе сохранилась красивая легенда о происхождении венка. Летела птица Пава размашистая, посыпала перья золотистые, собрала перья эти красивая девушка и свила себе золотой венок на счастье, но подхватили буйные ветры тот венок и унесли на сине море. Нашелся молодец, вернул девице ее венок, и поженились они и были счастливы, а венок детям и внукам достался и тоже счастье принёс.

Венок

Свадебный венок плели из роз, ярких цветов, украшали лентами.

В народе сохранилась красивая легенда о происхождении венка. Летела птица Пава размашистая, посыпала перья золотистые, собрала перья эти красивая девушка и свила себе золотой венок на счастье, но подхватили буйные ветры тот венок и унесли на сине море. Нашелся молодец, вернул девице ее венок, и поженились они и были счастливы, а венок детям и внукам достался и тоже счастье принёс.

Яблоко  Также олицетворяет Солнце и является его символом. В старину во время осенних свадеб молодые в знак любви дарили друг другу яблоки. На свадебных столах обязательно на бутылях хмельного напитка сверху на горлышко клали яблоки. В песнях говорится, что девушка бережет яблоки от своих родных, так как они предназначены для возлюбленного, которого она ожидает.

Яблоко

Также олицетворяет Солнце и является его символом. В старину во время осенних свадеб молодые в знак любви дарили друг другу яблоки. На свадебных столах обязательно на бутылях хмельного напитка сверху на горлышко клали яблоки. В песнях говорится, что девушка бережет яблоки от своих родных, так как они предназначены для возлюбленного, которого она ожидает.

Многие свадебные обычаи сохранились до сегодняшних дней:  - фата невесты  - свадебный поцелуй  - посыпание молодых рисом  - внесение невесты в дом на руках  - и другие.

Многие свадебные обычаи сохранились до сегодняшних дней: - фата невесты - свадебный поцелуй - посыпание молодых рисом - внесение невесты в дом на руках - и другие.

На современной свадьбе обряды и свадебные обычаи утратили свое былое значение, они стали традициями, которые делают свадьбу таинственной и полной романтического настроя. Главное, что в конце любой свадьбы образуется счастливый союз двух новобрачных, которые потом становятся единым целым

На современной свадьбе обряды и свадебные обычаи утратили свое былое значение, они стали традициями, которые делают свадьбу таинственной и полной романтического настроя. Главное, что в конце любой свадьбы образуется счастливый союз двух новобрачных, которые потом становятся единым целым

По свадебным альбомам Уникальная свадебная фотограф и я военных лет-1942 г.

По свадебным альбомам

Уникальная свадебная фотограф и я военных лет-1942 г.

По свадебным альбомам Свадебные пары 1960-х годов

По свадебным альбомам

Свадебные пары 1960-х годов

По свадебным альбомам Молодожёны 1970-х годов

По свадебным альбомам

Молодожёны 1970-х годов

По свадебным альбомам Молодые 1980-х годов

По свадебным альбомам

Молодые 1980-х годов

По свадебным альбомам Традиций придерживаются молодожёны и 1990-х годов

По свадебным альбомам

Традиций придерживаются молодожёны и 1990-х годов

По свадебным альбомам Современные свадебные пары 2000-х годов

По свадебным альбомам

Современные свадебные пары 2000-х годов

Ах, эта свадьба пела и плясала... Ах, эта свадьба пела и плясала...

Ах, эта свадьба пела и плясала...

Ах, эта свадьба пела и плясала...

Выводы по проекту:  Работая над проектом, мы поняли, как важно знать историю культуры родного края, как интересно общаться друг с другом и местными жителями. Проект помог нам реализовать творческие способности. Мы стали духовно богаче.

Выводы по проекту:

Работая над проектом, мы поняли, как важно знать историю культуры родного края, как интересно общаться друг с другом и местными жителями. Проект помог нам реализовать творческие способности. Мы стали духовно богаче.

Автор работы: Куриленко Алёна , учащаяся 9-го класса МОКУ СОШ с.Авдеевка   Гаврилко Любовь Борисовна, учитель русского языка и литературы МОКУ СОШ с.Авдеевка, Благодарю за помощь: Фок Анастасию, учащуюся 8-го класса , Сусскую Анастасию, учащуюся 9-го класса , Лущик Татьяну Ивановну, жительницу с.Авдеевка .  Руководитель:

Автор работы:

Куриленко Алёна , учащаяся

9-го класса МОКУ СОШ с.Авдеевка

Гаврилко Любовь Борисовна, учитель русского языка и литературы МОКУ СОШ с.Авдеевка,

Благодарю за помощь:

Фок Анастасию, учащуюся 8-го класса ,

Сусскую Анастасию, учащуюся 9-го класса ,

Лущик Татьяну Ивановну, жительницу с.Авдеевка .

Руководитель:

Информационные ресурсы  www.studio5plus.ru  http://blogs.mail.ru/ http://www.prazad.com; http://www.proshkolu.ru; http://www.24open.ru; http://ru.wikipedia.org; материалы ЗАГСа п.Кировский; материалы музея (архивы); информация фольклорной экспедиции учащихся.
  • Информационные ресурсы
  • www.studio5plus.ru
  • http://blogs.mail.ru/
  • http://www.prazad.com;
  • http://www.proshkolu.ru;
  • http://www.24open.ru;
  • http://ru.wikipedia.org;
  • материалы ЗАГСа п.Кировский;
  • материалы музея (архивы);
  • информация фольклорной экспедиции учащихся.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Учебно-исследовательская по литературе "Свадебный обряд в с.Авдеевка"

Автор: Гаврилко Любовь Борисовна

Дата: 31.10.2018

Номер свидетельства: 482870

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства