Просмотр содержимого документа
«"У сильного всегда бессильный виноват" по басне И.А.Крылова "Волк и Ягненок" »
Алматинская область Карасайский район
Школа имени М.Маметовой
Открытый урок на тему
«У сильного всегда бессильный виноват»
по басне И.А Крылова
«Волк и Ягненок»
Учитель русского языка и
литературы
Даниярова Г.А
2014-2015 уч.год
Т ема урока: «У сильного всегда бессильный виноват» по басне И.А. Крылова «Волк и Ягненок»
Цель урока: -продолжить знакомство с историей и особенностями жанра басни;
расширить представление учащихся о басенном мастерстве И.А.Крылова
-развивать навыки анализа литературного произведения при рассмотрении художественного и идейного своеобразия басни «Волк и ягненок»
-воспитывать моральную готовность противостоять злу, формировать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделенных всевозможными пороками и нежелание им подражать
Оборудование: интерактивная доска, слайды,
карточки, кластеры.
Пословицы и поговорки
«Кукушка хвалит Петуха за то , что хвалит он Кукушку
«Слона –то я и не приметил…»
« И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
«Недаром говорится ,что дело мастера боится»
« А Васька слушает,да ест»
Ход урока
І. Орг.момент
Инсценировка басни «Ворона и Лисица»
ІІ. Литературная игра «Из каких басен эти строки? »
1. И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет ...
2. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите ...
3. Помертвела чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле ...
4. «Ай, Моська! Знать, она сильна
Что лает на слона!»
(Показ изображений)
III. Изучение новой темы
Выразительное чтение басни «Волк и Ягненок» учителем
IV. Анализ басни
-Нарисуйте словесно представившиеся вам картины.
-Как вы думаете какое начало у басни: грустное, веселое или тревожное?
-Что нам подсказывает, что может случиться беда?
-Что можно сказать о Волке?
-Назовите качества характера Волка.
-А что скажете о Ягненке?
-Почему Волк злится?
-Чем заканчивается басня?
V. Чтение басни по ролям VI. Составление кластера
Сопоставьте интонацию Волка и Ягненка.
Интонация Волка
Интонация Ягненка
Басня И.А.Крылова «Волк и Ягненок»
У сильного всегда бессильный виноват
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы Истории не пишем
А вот о том как в Баснях говорят.
** *
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк
Ягненка видит он ,на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк.
Кричит: «Как смеешь ты,наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву».-
« Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть,что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью,
И гневаться напрасно он изволит :
Питья ему никак я не могу».-
«Поэтому я лгу!
Негодный!Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится ,что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как- то нагрубил;
Я этого ,приятель,не забыл!»-
«Помилуй,мне еще и от роду нет году»,-
Ягненок говорит.- «Так это был твой брат».-
«Нет братьев у меня».- «Так это кум иль сват
И,словом,кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами,ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И, если можете,то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи».-
«Ах ,я в чем виноват?»-»Молчи! Устал я слушать
Досуг мне разбирать вины твои,щенок!
Ты виноват уж тем ,что хочется мне кушать».-
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Памятник И.А. Крылову в Летнем саду
VII. Рефлексия Что нового узнали на уроке? Чему научились? На кого из персонажей басни вы бы хотели походить? Согласны ли вы с финалом басни? Если бы вы сами писали басни, то какой финал придумали бы вы ? VIII. Домашнее задание. Придумать свой финал басни.