Тема по самообразованию:"Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы"
Тема по самообразованию:"Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы"
Презентация обращает внимание педагогов на вопросы воспитания духовной культры школьников на уроках литературы.В нынешнее время эта проблема имеет одно из первостепенных значений. Если мы сформируем личность ученика, патриота России, убежденного сторонника правды, добра, благочестия и милосердия, мы поможем сохранить наше Отечество. Работа предлагает формы и методы, позволяющие духовно наставлять наших подопечных. Духовно-нравственное воспитание детей - залог эффективности уроков, прочности усвоения знаний. Этот вид деятельности внесет в наши урочные занятия новизну и повысит качество знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема по самообразованию:"Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы"»
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Если вы хотите, чтобы
ваши питомцы стремились
к добру, - воспитывайте
чуткость юного сердца.
В.А. Сухомлинский
Общечеловеческие ценности
Любовь к матери
Патриотизм. Любовь к Родине
Свобода воли
Добро и зло
Самовоспитание
Добродетель
Совесть
Надежда
Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;
2) церковный.
Словарь С.И. Ожегова
Трудолюбие
Честность
Патриотизм
Устное
народное
творчество
Правдивость
Стойкость
Мужество
Христианская культура называет самыми главными ценностями жизниверу в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Именно эти качества развивает в читателе русская литература, и задача учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности.
Изучая «Слово о полку Игореве», обращаем внимание не только на идею государственного единства Русской земли, но и нахарактеры князей Игоря, Всеволода, Святослава: их любовь к Русской земле, братскую помощь друг другу, мужество и воинскую доблестькак качества, воплощающие добро в борьбе против зла, олицетворённого в «поганых полках половецких». Не забудем иЯрославну–первый в русской литературе идеал женщины, не только верной и любящей, но и горячей патриотки, проявляющей любовь и милосердие к ближнему – молящей силыприроды о «воинах моего милого».
Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - первую историю любви в русской литературе. Делаем акцент на грехе неблагодарности, на супружеской любви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на великой силе любви.
Уроки литературы ставят перед детьми сложные вопросы: почему Чацкие терпят «горе от ума», а «Молчалины блаженствуют на свете»? Почему для Онегина и Татьяны «счастье было так возможно, так близко», а оказалось недостижимым? Почему Онегин, «убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», полюбил Татьяну, именно ту, любовь которой отверг когда-то? Почему Лермонтов называет Печорина «Герой Нашего Времени» и все три слова пишет с заглавной буквы? Почему у Гоголя Русь – птица-тройка, а мчится на ней Чичиков.
Русская литература воспитывает в читателе важнейшее качество души –способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию
Сколько историй любви проходит перед читателем! Сопереживая героям, читатель страдает, особенно юный читатель, который живёт в предчувствии любви. Уроки литературы – это ивоспитание чувств.
Говори красивые слова,
Чтобы губы стали еще слаще,
Чтоб от счастья кругом голова,
Чтоб хотелось видеть тебя чаще.
Хлебом ты с голодным поделись —
То души надежная подкова,
На людскую глупость ты не злись,
Ведь духовность — красоты основа.
Чтобы волос шелком отливал —
Прядями малыш пускай играет.
Боль других ты сердцем принимай —
Душу равнодушье обижает.
Человек нуждается в тепле —
Даже вещь оставленная плачет…
Души тонут лишь в холодном зле —
И судьбу оно переиначит.
Мы, старея, вдруг осознаем —
Две руки от Бога мы имеем:
Ближнему одной мы отдаем,
А другой — себя всю жизнь жалеем.
Красота в глазах отражена —
Значит, есть любовь в твоем сердечке,
Значит, эта дверь отворена,
И тепло струится, как из печки.
Русская литература ставит перед читателемпроблему нравственного выбора.Задача учителя – формироватьстремление к добру, способность противостоять злу.
В программу литературы 9 класса вошли произведения, отражающие все стороны русского национального характера. Это произведения М.Горького, А. Твардовского, М. Шолохова и других писателей .
Возьмем произведение А. Солженицына «Матренин двор».
В рассказе автор поднимает проблему народного характера, раскрытого через характер главной героини.
Ученикам далазадание– назвать черты характера и поступки Матрены Васильевны, на которые обратили внимание. Учащиеся отвечают, что важнейшей чертой этой крестьянки является трудолюбие, что труд ей не в тягость, а в радость. Ей свойственны отходчивость, незлобивость.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне.
Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.
Совесть - это закон добра в душе человека.
Л.Н. Толстой
Велик духовный потенциал русской литературы, и задача учителя – использовать его в полной мере для духовно-нравственного воспитания учеников.
В повести В.Кондратьева «Отпуск по ранению» есть замечательные слова: «Русская литература воспитала человека, которому трудно быть подлецом». К этому и стремимся!