Краски, запахи, ощущения- составляющее “платоновского мира”
Своеобразие красок и ощущений в “платоновском мире”
Неизбывная и нежная тоска мирочувствования А.Платонова.
Сострадательный , грустный взгляд писателя западает в душу…
Цель: доказать, что в “платоновском мире” цвет, запах, ощущения - основные знаки коммуникации.
проследить, как в рассказах А.Платонова природа “страдает” вместе с людьми выделить чувствительность как основную черту героев А.Платонова отметить роль цвета, чувства в единой картине мировосприятия. проследить особенности детского чувствования мира в рассказах А.Платонова
Умное сердце А.Платонова
Творческий жанр А.Платонова – психологический рассказ, в котором детально разрабатывают движение души каждого героя. Творческий метод – ощущение неповторимого своеобразие человеческой личности. Творческая позиция - уважительно, проникновенно присматриваться к миру мыслей и чувств маленьких и взрослых людей. Творческое правило – готовность радоваться всему светлому, трогательному, скрывающемуся в этом мире. Творческое своеобразие – умение объединять людей природу в одно разумное целое.
Герои А.Платонова
“ Сокровенный человек”. страдает вечным душевным непокоем. “ Человек гуманного и умного сердца”. ощущает себя “среди животных и растений” и несет ответственность за них. “ Человек сердечной догадки”. воспринимает “прекрасный и яростный мир” в красках, ощущениях. “ Одухотворенный человек”. Жить надо, обнажая свое сердце и прикасаясь к сердцу другого. “ Спрятанный ребенок”. Весь мир принадлежащий ему – и он открыт миру .
“ Песчаная учительница”
Ощущения
Цвет
-“Глухой забросанный песками край”
-“Яркий день казался мрачной ночью”
-Тонкий ствол “треплет ветер сомнений и трясёт землетрясение роста”
-Солнце “мёртвое”, а небо “жуткое”
-Земля “пылающий костёр”
-Молодость беззащитна
-Зелень защитных полос “зауютила неприветливые усадьбы”
-Пустыня становиться приветливей
-Это “будущий мир”
-Люди превращаются в “пророков новой веры в пустыне”
“ Нетерпеливая деятельность” раскрасит мир глухой деревни.
В душе рождается “идея жизни”.
“ Пустыня – родина, а география – поэзия”.
Глаза блестят если человек ощущает себя не беззащитным, живет для своего счастья и счастья других.
“ Июльская гроза”
Свет
Тьма
-Небо “печальное и страшное”
-“Вдруг стало скучно”
-Всё знакомо, мило.
-Белое тесто в глиняной чашке для хлеба и блинов.
-“Человек, которому не нужен никто”
-“Случилось что-то страшное”
-Доброта жизни.
-“Утешена и довольна”.
-Становится душно и скучно
-“Чаша ливня”
-Брат и сестра крепче прижимаются друг к другу.
-“Сумрачный, твёрдый, жестокий лес”
“ Им было опять хорошо жить”
Дети дома сухие, чистые. Они ничего не боятся, счастливые.
“ Цветок на земле”
Человек
Цветок
-Человек – пахарь, который помогает всему расти
-”На дворе солнце горит, трава растёт, а дед спит и ничего не видит” “спать темно”
-Взрослый должен рассказать ребенку “тайну жизни”
-Ребенок “сейчас белый свет пытает”, “делает из смерти жизнь”
-Люди – “цветы на земле”, они нуждаются в солнечном тепле и свете
-Цветок – “святой труженик”
-Цветы на дорожной меже, среди трав и цветов ребенок ощущает себя цветком.
-У цветов “добрые лица”. Они вдыхают запахи белого света.
-Цветы “из праха живут.
“ Чего-то мне всё думается, чудится да представляется…”
Ощущения
Цветопись
в рассказах А. Платонова
- Автор “слушает глазами”.
- Делится с читателями атмосферой внутреннего и внешнего мира.
- Цветовые символы связаны с различными сторонами восприятия.
- Возникает понятие “тяжелый цвет”.
- Цвет отражает поведение и сущность человека.
- Изменение цвета говорит о стремлении изменить мир.
- Обеспечивают связь с внешним миром.
- На основе ощущений формируется образ, эмоция.
- Ощущение – душевное богатство человека.
- Ощущение – первичное звено познания мира.
- Ощущая прекрасное в природе, в людях герои способны на любовь к красоте.