kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совсем нематематическое сравнение (урок-исследование по сказке «Три Толстяка» Ю. Олеши)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Совсем нематематическое сравнение

(урок-исследование по сказке «Три Толстяка» Ю. Олеши)

Цель: Формирование навыков работы со сравнениями и применения их в речи.

Задачи:

образовательные:

 - научить видеть в тексте сравнения

- познакомить учащихся со стилем Ю. Олеши

- научить работать со сравнениями в тексте;

развивающие:

- научить формулировать  выводы, анализировать текст и грамотно              излагать свои мысли;

воспитательные:

- научить работе в группах

- научить слушать и слышать друг друга

- привить навык толерантного общения в коллективе.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран.

 

Ход урока.

Актуализация знаний.

Подводящий диалог

16 ноября мы ходили в библиотеку. Какой это был день? (толерантности).

Команда мальчиков задала вопрос: чем можно измерить дружбу?

Какой приём был использован для создания этого вопроса? (измерить -                      метафора). Вспоминается модель метафоры («выманивается» слово сравнение).

1 слайд

 

1 этап урока. Что мы можем рассказать о сравнении?

Работа для групп.

1 группа.

Продолжи сравнения:

Белый как…., холодный как…., трусливый как…., хитрый как…., быстрый как…., неповоротливый как…, плюётся как…., скользкий как…., упрямый как …, ловкий как…, устал как…;

Вывод группы: в разговорной речи мы, не замечая этого, часто используем сравнения. Н-р, когда сравниваются качества человека с животными.

2 группа.

Соедините потерявшиеся части сравнений устойчивых сравнений (фразеологизмов).

Первая часть: не видать как…, мечется как…, нужен как…, пристал как…,

провалиться как…, свалиться как …, чувствовать себя как…, кататься как…,

точно как…, живём как…  .

Вторая часть:… кошка с собакой, ….своих ушей,… банный лист,…сквозь землю,…сыр в масле,….в аптеке,…снег на голову,…угорелый,…собаке пятая нога,…дома.

Вывод группы: при помощи сравнений образуется много фразеологизмов, они украшают нашу речь. Н-р…

3 группа.

Переделывают предложения, используя сравнения. Сравнения выражаются следующими способами: 1. с помощью слов как, словно, будто, точно, похоже.2.формой творительного падежа.

1.Леша опоздал на урок. Он …….проскользнул в кабинет.2.Леша боялся лечить зуб. Он пересилил себя и ……..вошёл в кабинет.3.Лёша не выучил уроки. Перед учителем он чувствовал себя…… .4.Леша с радостью шёл в школу. Он ……..влетел в кабинет.

Вывод группы. Сравнение может выражаться несколькими способами.

Н-р., Лёша ужом проскользнул в кабинет (твор. пад.). Словно уж Лёша проскользнул в кабинет (с помощью слова словно).

4 группа. Создайте модель сравнения.

 

 

2 слайд

2 этап урока. Для чего авторы используют сравнения?

Сегодня откроем для себя ещё одного автора сказок. Знакомьтесь: Юрий Олеша - автор нашумевшей сказки «Три Толстяка». Далее сообщение о Юрии Олеше (3слайд). Его сказка наполнена сравнениями. (4 слайд) Зачитываем эпизод о полете продавца шаров. Сколько в эпизоде сравнений.

Вам предстоит разобраться как создавался непревзойдённый стиль Олеши.

Что помогли увидеть в тексте сравнения?

1 группа анализирует описание внешности героев.

Описание учителя танцев.

 По улице в это время проходил учитель танцев. Он казался очень  изящным. Он был длинный, с маленькой круглой головой, с  тонкими  ножками  - похожий не то на скрипку, не то на кузнечика. Его деликатный слух,  привыкший к печальному голосу флейты и нежным словам танцоров, не  мог вынести громких, веселых криков детворы.

Описание негра.

  Негр громко хохотал, вытянув длинные голые ноги в красных туфлях, похожих на гигантские стручья красного перца.

  Трубка прыгала у него в зубах, точно сук от порывов бури.

Вывод группы:

2 группа анализирует описание природы.

На этот раз день был чудесный; солнце только то и делало, что  сияло; трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение  сладости;  летали одуванчики, свистели птицы, легкий ветерок развевался,  как  воздушное бальное платье.

Вывод группы.

3 группа анализирует массовую сцену (описание толпы ).

 Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах, с их женами, у которых юбки  походили на розовые кусты; торговцев с графинами,  лотками,  мороженицами  и жаровнями; тощих площадных актеров, зеленых, желтых и пестрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; совсем маленьких ребят, тянувших за  хвосты рыжих веселых собак.

Вывод группы.

4 группа анализирует нелепые сцены.

Зрелище было очень смешное. Тибул засмеялся. Силач бежал, как взбесившийся слон, испанец походил на крысу, прыгающую на задних лапках, а директор хромал, как подстреленная ворона.

 Как  и  всякий  учитель танцев, он имел привычку смотреть главным образом вниз, под  ноги.  Увы! Он не увидел того, что делалось наверху.

Башмак продавца свалился ему на  голову.  Головка  у  него  была  маленькая, и большой соломенный башмак пришелся на нее как шляпа.

Тут уж и элегантный учитель танцев взвыл, как погонщик ленивых волов.

Башмак закрыл половину лица.

Вывод группы. 5 слайд

3 этап урока. Состязание с автором.

Текст из сказки на слайде (раскрывается после выполнения задания).

 Сердце его прыгало,………….(продавец шаров в торте).

 Доктор схватился за сердце, которое прыгало, как …….. .

 И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов.   Женщина уронила толстую кошку. Коша шлепнулась, как …….. . 6 слайд

4 этап урока.  Рефлексия.

7 слайд На слайде составлен набор слов. Из них дети в группах составляют синквейн. Тема: сравнения Олеша.

  1. Сравнение.
  2. Простое, небычное, яркое, неординарное.
  3. Выделяет, сопоставляет, соотносит, отодвигает, выбрасывает.
  4. Создается при помощи «как»; в обычном видит необычное.
  5. Троп, красота, образ.

Олеша до конца остался верен сравнениям. Даже, умирая, он сказал медсестре: «Вы меня вертите как лодку». Мы тоже останемся верными своему золотому правилу.8 слайд

Обращаясь к теме, задаётся вопрос: почему наша сегодняшняя тема называется совсем нематематическое сравнение? (Не математическое, а литературно-художественное сравнение, с помощью слов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«откр урок»

Тема урока: Совсем нематематическое сравнение

(урок-исследование по сказке «Три Толстяка» Ю. Олеши)

Цель: Формирование навыков работы со сравнениями и применения их в речи.

Задачи:

образовательные:

- научить видеть в тексте сравнения

- познакомить учащихся со стилем Ю. Олеши

- научить работать со сравнениями в тексте;

развивающие:

- научить формулировать выводы, анализировать текст и грамотно излагать свои мысли;

воспитательные:

- научить работе в группах

- научить слушать и слышать друг друга

- привить навык толерантного общения в коллективе.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран.


Ход урока.

Актуализация знаний.

Подводящий диалог

16 ноября мы ходили в библиотеку. Какой это был день? (толерантности).

Команда мальчиков задала вопрос: чем можно измерить дружбу?

Какой приём был использован для создания этого вопроса? (измерить - метафора). Вспоминается модель метафоры («выманивается» слово сравнение).

1 слайд


1 этап урока. Что мы можем рассказать о сравнении?

Работа для групп.

1 группа.

Продолжи сравнения:

Белый как…., холодный как…., трусливый как…., хитрый как…., быстрый как…., неповоротливый как…, плюётся как…., скользкий как…., упрямый как …, ловкий как…, устал как…;

Вывод группы: в разговорной речи мы, не замечая этого, часто используем сравнения. Н-р, когда сравниваются качества человека с животными.

2 группа.

Соедините потерявшиеся части сравнений устойчивых сравнений (фразеологизмов).

Первая часть: не видать как…, мечется как…, нужен как…, пристал как…,

провалиться как…, свалиться как …, чувствовать себя как…, кататься как…,

точно как…, живём как… .

Вторая часть:… кошка с собакой, ….своих ушей,… банный лист,…сквозь землю,…сыр в масле,….в аптеке,…снег на голову,…угорелый,…собаке пятая нога,…дома.

Вывод группы: при помощи сравнений образуется много фразеологизмов, они украшают нашу речь. Н-р…

3 группа.

Переделывают предложения, используя сравнения. Сравнения выражаются следующими способами: 1. с помощью слов как, словно, будто, точно, похоже.2.формой творительного падежа.

1.Леша опоздал на урок. Он …….проскользнул в кабинет.2.Леша боялся лечить зуб. Он пересилил себя и ……..вошёл в кабинет.3.Лёша не выучил уроки. Перед учителем он чувствовал себя…… .4.Леша с радостью шёл в школу. Он ……..влетел в кабинет.

Вывод группы. Сравнение может выражаться несколькими способами.

Н-р., Лёша ужом проскользнул в кабинет (твор. пад.). Словно уж Лёша проскользнул в кабинет (с помощью слова словно).

4 группа. Создайте модель сравнения.


2 слайд

2 этап урока. Для чего авторы используют сравнения?

Сегодня откроем для себя ещё одного автора сказок. Знакомьтесь: Юрий Олеша - автор нашумевшей сказки «Три Толстяка». Далее сообщение о Юрии Олеше (3слайд). Его сказка наполнена сравнениями. (4 слайд) Зачитываем эпизод о полете продавца шаров. Сколько в эпизоде сравнений.

Вам предстоит разобраться как создавался непревзойдённый стиль Олеши.

Что помогли увидеть в тексте сравнения?

1 группа анализирует описание внешности героев.

Описание учителя танцев.

По улице в это время проходил учитель танцев. Он казался очень изящным. Он был длинный, с маленькой круглой головой, с тонкими ножками - похожий не то на скрипку, не то на кузнечика. Его деликатный слух, привыкший к печальному голосу флейты и нежным словам танцоров, не мог вынести громких, веселых криков детворы.

Описание негра.

Негр громко хохотал, вытянув длинные голые ноги в красных туфлях, похожих на гигантские стручья красного перца.

Трубка прыгала у него в зубах, точно сук от порывов бури.

Вывод группы:

2 группа анализирует описание природы.

На этот раз день был чудесный; солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Вывод группы.

3 группа анализирует массовую сцену (описание толпы ).

Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах, с их женами, у которых юбки походили на розовые кусты; торговцев с графинами, лотками, мороженицами и жаровнями; тощих площадных актеров, зеленых, желтых и пестрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; совсем маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих веселых собак.

Вывод группы.

4 группа анализирует нелепые сцены.

Зрелище было очень смешное. Тибул засмеялся. Силач бежал, как взбесившийся слон, испанец походил на крысу, прыгающую на задних лапках, а директор хромал, как подстреленная ворона.

Как и всякий учитель танцев, он имел привычку смотреть главным образом вниз, под ноги. Увы! Он не увидел того, что делалось наверху.

Башмак продавца свалился ему на голову. Головка у него была маленькая, и большой соломенный башмак пришелся на нее как шляпа.

Тут уж и элегантный учитель танцев взвыл, как погонщик ленивых волов.

Башмак закрыл половину лица.

Вывод группы. 5 слайд

3 этап урока. Состязание с автором.

Текст из сказки на слайде (раскрывается после выполнения задания).

Сердце его прыгало,………….(продавец шаров в торте).

Доктор схватился за сердце, которое прыгало, как …….. .

И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов. Женщина уронила толстую кошку. Коша шлепнулась, как …….. . 6 слайд

4 этап урока. Рефлексия.

7 слайд На слайде составлен набор слов. Из них дети в группах составляют синквейн. Тема: сравнения Олеша.

  1. Сравнение.

  2. Простое, небычное, яркое, неординарное.

  3. Выделяет, сопоставляет, соотносит, отодвигает, выбрасывает.

  4. Создается при помощи «как»; в обычном видит необычное.

  5. Троп, красота, образ.

Олеша до конца остался верен сравнениям. Даже, умирая, он сказал медсестре: «Вы меня вертите как лодку». Мы тоже останемся верными своему золотому правилу.8 слайд

Обращаясь к теме, задаётся вопрос: почему наша сегодняшняя тема называется совсем нематематическое сравнение? (Не математическое, а литературно-художественное сравнение, с помощью слов).


Просмотр содержимого документа
«отр.из текста»

На этот раз день был чудесный; солнце только то и делало, что сияло;

трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение сладости;

летали одуванчики, свистели птицы, легкий ветерок развевался, как воз-

душное бальное платье


. Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в се-

рых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины;

зажиточных горожан в цветных жилетах, с их женами, у которых юбки похо-

дили на розовые кусты; торговцев с графинами, лотками, мороженицами и

жаровнями; тощих площадных актеров, зеленых, желтых и пестрых, как будто

сшитых из лоскутного одеяла; совсем маленьких ребят, тянувших за хвосты

рыжих веселых собак.


И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов.

Женщина уронила толстую кошку. Коша шлепнулась, как сырое тесто. Тол-

па заревела.


В это время, еще дальше, ударила несколько раз пушка. Гром запрыгал,

как мяч, и покатился по ветру. Не только доктор испугался и поспешно

отступил на несколько шагов - вся толпа шарахнулась и развалилась. Дети

заплакали; голуби разлетелись, затрещав крыльями; собаки присели и стали

выть.


Доктор Гаспар подумал, что все это похоже на картинку волшебного фо-

наря. Солнце ярко светило, блестела зелень. Бомбы разрывались, как ку-

сочки ваты; пламя появлялось на одну секунду, как будто кто-то пускал в

толпу солнечных зайчиков. Лошади гарцевали, поднимались на дыбы и верте-

лись волчком. Парк и Дворец Трех Толстяков заволокло белым прозрачным

дымом.


Большие розы, как лебеди, медленно плавали в мисках, полных горькова-

той воды и листьев.

- Вот тебе три розы. А плакать незачем. Они мятежники. Если их не са-

жать в железные клетки, то они заберут наши дома, платья и наши розы, а

нас перережут.


Тут разговору помешало некоторое обстоятельство. На улице появилась

необыкновенная процессия. Впереди ехали два всадника с факелами. Факелы

развевались, как огненные бороды. Затем медленно двигалась черная карета

с гербом.


Тибул продолжал свой страшный путь.

- Откуда он взялся? - спрашивали люди. - Как он появился на этой пло-

щади? Как он попал на крышу?

- Он вырвался из рук гвардейцев, - отвечали Другие. - Он бежал, ис-

чез, потом его видели в разных частях города - он перебирался по крышам.

Он ловок, как кошка. Его искусство ему пригодилось. Недаром слава о нем

прошла по всей стране.

На площади появились гвардейцы. Зеваки бежали к боковым улицам. Тибул

перешагнул через барьер и стал на карнизе. Он вытянул руку, обмотанную

плащом. Зеленый плащ развевался, как знамя.

С этим же плащом, в этом же трико, сшитом из желтых и черных треу-

гольников, народ привык его видеть во время представлений на ярмарках и

воскресных гуляньях. Теперь высоко, под стеклянным куполом, маленький,

тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене до-

ма. Когда плащ раздувался, казалось, что оса раскрывает зеленые блестя-

щие крылья.

- Сейчас ты свалишься, площадной плут! Сейчас тебя подстрелят! - зак-

ричал подвыпивший франт, получивший наследство от веснушчатой тетки.

Гвардейцы выбрали удобную позицию. Офицер бегал крайне озабоченный. В

руках он держал пистолет. Шпоры у него были длинные, как полозья.

Наступила полная тишина. Доктор схватился за сердце, которое прыгало,

как яйцо в кипятке.


Цветочница уронила миску. Розы вылились, как компот.


По улице в это время проходил учитель танцев. Он казался очень изящ-

ным. Он был длинный, с маленькой круглой головой, с тонкими ножками -

похожий не то на скрипку, не то на кузнечика. Его деликатный слух, при-

выкший к печальному голосу флейты и нежным словам танцоров, не мог вы-

нести громких, веселых криков детворы.

- Перестаньте кричать! - рассердился он. - Разве можно так громко

кричать! Выражать восторг нужно красивыми, мелодичными фразами... Ну,

например...

Он стал в позу, но не успел привести примера. Как и всякий учитель

танцев, он имел привычку смотреть главным образом вниз, под ноги. Увы!

Он не увидел того, что делалось наверху.

Башмак продавца свалился ему на голову. Головка у него была ма-

ленькая, и большой соломенный башмак пришелся на нее как шляпа.

Тут уж и элегантный учитель танцев взвыл, как погонщик ленивых волов.

Башмак закрыл половину лица.


Сердце его прыгало, как копейка в копилке.(продавец шаров в торте).


Тетушка Ганимед так громко сказала "ах", что чуть не разорвалась по-

полам. Она завертелась волчком и раскинула руки, как огородное чучело.

При этом она сделала какое-то неловкое движение; задвижка мышеловки,

звякнув, открылась, и мышь выпала, исчезнув неизвестно куда.

Таков был ужас тетушки Ганимед.

Негр громко хохотал, вытянув длинные голые ноги в красных туфлях, по-

хожих на гигантские стручья красного перца.

Трубка прыгала у него в зубах, точно сук от порывов бури.



Тибул увидел, что надо бежать. Толпа раздалась. В следующую минуту

Тибула уже не было на площади. Перепрыгнув через забор, он очутился в

огороде. Он посмотрел в щель. Силач, испанец и директор бежали к огоро-

ду. Зрелище было очень смешное. Тибул засмеялся.

Силач бежал, как взбесившийся слон, испанец походил на крысу, прыгаю-

щую на задних лапках, а директор хромал, как подстреленная ворона.





Он летел над городом, повиснув на веревочке, к которой были привязаны шары. Высоко в сверкающем синем небе они походили на волшебную летающую гроздь разноцветного винограда.

- Караул! - кричал продавец, ни на что не надеясь и дрыгая ногами.

На ногах у него были соломенные, слишком большие для него башмаки.

Пока он ходил по земле, все устраивалось благополучно. Для того чтобы

башмаки не спадали, он тянул ногами по тротуару, как лентяй. А теперь,

очутившись в воздухе, он не мог уже прибегнуть к этой хитрости….. . Ноги болтались, точно взбитые сливки… . Один башмак все-таки слетел….. .

Падавший башмак напоминал китайский орех…. . Продавец летел, как хороший одуванчик.

- Это возмутительно! - вопил продавец. - Я не хочу летать!

Куча шаров поднималась все выше и выше. Ветер гнал ее за город, в сторону Дворца Трех Толстяков.

Иногда продавцу удавалось посмотреть вниз. Тогда он видел крыши, черепицы, похожие на грязные ногти, кварталы, голубую узкую воду, людей-карапузиков и зеленую кашу садов. Город поворачивался под ним, точно приколотый на булавке.

"Еще немного, и я упаду в парк Трех Толстяков!" - ужаснулся продавец.

Его никто не увидел. Только с одного дерева прыснули во все стороны перепуганные птицы. От летящей разноцветной кучи шаров падала легкая, воздушная тень, подобная тени облака…. Она скользнула по дорожке, усыпанной гравием…..по статуе мальчика, сидящего верхом на гусе, и по гвардейцу, который заснул на часах. И от этого с лицом гвардейца произошли чудесные перемены. Сразу его нос стал синий, как у мертвеца, потом зеленый, как у фокусника, и наконец красный, как у пьяницы. Так, меняя окраску, пересыпаются стеклышки в калейдоскопе.

Приближалась роковая минута: продавец направлялся к раскрытым окнам

дворца. Он не сомневался, что сейчас влетит в одно из них, точно пушинка.

Так и случилось.

Просмотр содержимого документа
«работа в группах»

1 группа.

Задание 1

Продолжи сравнения:

Белый как…., холодный как…., трусливый как…., хитрый как…., быстрый как…., неповоротливый как…, плюётся как…., скользкий как…., упрямый как …, ловкий как…, устал как…;

Вывод группы:

Задание 2.

Анализируем описание внешности героев.

Описание учителя танцев.

По улице в это время проходил учитель танцев. Он казался очень изящным. Он был длинный, с маленькой круглой головой, с тонкими ножками - похожий не то на скрипку, не то на кузнечика. Его деликатный слух, привыкший к печальному голосу флейты и нежным словам танцоров, не мог вынести громких, веселых криков детворы.

Описание негра.

Негр громко хохотал, вытянув длинные голые ноги в красных туфлях, похожих на гигантские стручья красного перца.

Трубка прыгала у него в зубах, точно сук от порывов бури.

Вывод группы. Сравнения помогли автору:

  • более красочно описать героев,

  • запутать читателя,

  • увидеть предмет с другой стороны,

  • увести от главной мысли.

Задание 3.

Состязание с автором.

  • Сердце его прыгало,………….(продавец шаров в торте).

  • Цветочница уронила миску. Розы вылились, как …… .

  • И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов. Женщина уронила толстую кошку. Коша шлепнулась, как …….. .

Вывод группы:


Задание 4.

Составить синквейн.



2 группа.

Задание 1.

Соедините потерявшиеся части сравнений устойчивых сравнений (фразеологизмов).

Первая часть: не видать как…, мечется как…, нужен как…, пристал как…,

провалиться как…, свалиться как …, чувствовать себя как…, кататься как…,

точно как…, живём как… .

Вторая часть:… кошка с собакой, ….своих ушей,… банный лист,…сквозь землю,…сыр в масле,….в аптеке,…снег на голову,…угорелый,…собаке пятая нога,…дома.

Вывод группы:

Задание 2.

Анализируем описание природы.

На этот раз день был чудесный; солнце только то и делало, что сияло;

трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение сладости;

летали одуванчики, свистели птицы, легкий ветерок развевался, как воз-

душное бальное платье.

Вывод группы. Сравнения помогли автору…

  • своеобразно описать природу,

  • запутать читателя,

  • увидеть предмет с необычной стороны,

  • увести от главной мысли.


Задание 3.

Состязание с автором.

  • Сердце его прыгало,………….(продавец шаров в торте).

  • Цветочница уронила миску. Розы вылились, как ……

  • И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов. Женщина уронила толстую кошку. Коша шлепнулась, как …….. .


Задание 4.

Составляем синквейн.




3 группа.

Задание 1.

Переделывают предложения, используя сравнения. Сравнения выражаются следующими способами: 1. с помощью слов как, словно, будто, точно, похоже.2.формой творительного падежа.

1.Леша опоздал на урок. Он …….проскользнул в кабинет.2.Леша боялся лечить зуб. Он пересилил себя и ……..вошёл в кабинет.3.Лёша не выучил уроки. Перед учителем он чувствовал себя…… .4.Леша с радостью шёл в школу. Он ……..влетел в кабинет.

Вывод группы.

Задание 2.

Анализируем массовую сцену (описание толпы ).

Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах, с их женами, у которых юбки походили на розовые кусты; торговцев с графинами, лотками, мороженицами и жаровнями; тощих площадных актеров, зеленых, желтых и пестрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; совсем маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих веселых собак.

Вывод группы. Сравнения помогли автору:

  • более красочно описать героев,

  • запутать читателя,

  • увидеть предмет с другой стороны,

  • увести от главной мысли,

  • полно раскрыть образ.

Задание 3.

Состязание с автором.

  • Сердце его прыгало,………….(продавец шаров в торте).

  • Цветочница уронила миску. Розы вылились, как ……

  • И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов. Женщина уронила толстую кошку. Коша шлепнулась, как …….. .

Вывод группы.


Задание 4.

Составляем синквейн.

4 группа.

Задание 1.

Составить модель сравнения.

Задание 2.

Анализируем нелепые сцены.

Зрелище было очень смешное. Тибул засмеялся. Силач бежал, как взбесившийся слон, испанец походил на крысу, прыгающую на задних лапках, а директор хромал, как подстреленная ворона…

Как и всякий учитель танцев, он имел привычку смотреть главным образом вниз, под ноги. Увы! Он не увидел того, что делалось наверху. Башмак продавца свалился ему на голову. Головка у него была маленькая, и большой соломенный башмак пришелся на нее как шляпа. Тут уж и элегантный учитель танцев взвыл, как погонщик ленивых волов. Башмак закрыл половину лица.

Вывод группы. Сравнения помогли автору:

  • более красочно описать ситуацию,

  • запутать читателя,

  • открыть необычное в обычном,

  • увести от главной мысли,

  • посмеяться над героями


Задание 3.


Состязание с автором.

  • Сердце его прыгало,………….(продавец шаров в торте).

  • Цветочница уронила миску. Розы вылились, как …… .

  • И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов. Женщина уронила толстую кошку. Коша шлепнулась, как …….. .

Вывод группы.

Задание 4.

Составляем синквейн.

Просмотр содержимого презентации
«12»

Совсем нематематическое сравнение   Урок-исследование по сказке  «Три Толстяка Ю. Олеши»   Что мы можем рассказать о сравнении! Для чего авторы используют сравнения? Состязание с автором. - Рефлексия.

Совсем нематематическое сравнение Урок-исследование по сказке «Три Толстяка Ю. Олеши»

Что мы можем рассказать о сравнении!

Для чего авторы используют сравнения?

Состязание с автором.

- Рефлексия.

1 этап. Что мы можем рассказать о сравнении!

1 этап. Что мы можем рассказать о сравнении!

  • В разговорной речи мы часто используем сравнения .
  • При помощи сравнений образуется много фразеологизмов, украшающих нашу речь .
  • Сравнение может выражаться несколькими способами.
  • Сравнение состоит из 2 элементов : то, что сравнивается и то, с чем сравнивается.
Знакомьтесь :   Юрий Олеша – король метафор и сравнений

Знакомьтесь :

Юрий Олеша –

король метафор

и сравнений

 2 этап - Для чего использовал сравнения Олеша?

2 этап - Для чего использовал сравнения Олеша?

    3 этап - Состязание с автором.

    3 этап - Состязание с автором.

    • Сердце его прыгало, как копейка в копилке.(продавец шаров в торте).
    • Цветочница уронила миску. Розы вылились, как компот.
    • И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов. Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлепнулась, как сырое тесто.
    4 этап - Рефлексия.  Сравнения Олеши. СИНКВЕЙН сравнение. простое, небычное, яркое, неординарное. выделяет, сопоставляет, соотносит, отодвигает, выбрасывает. создается при помощи «как»;  в обычном видит необычное.

    4 этап - Рефлексия. Сравнения Олеши.

    СИНКВЕЙН

    • сравнение.
    • простое, небычное, яркое, неординарное.
    • выделяет, сопоставляет, соотносит, отодвигает, выбрасывает.
    • создается при помощи «как»;

    в обычном видит необычное.

    • троп, красота, образ.
    Спасибо за внимание и  не забывай следовать  золотому правилу : Что узнал на уроке – применяй в жизни!!!

    Спасибо за внимание и не забывай следовать золотому правилу :

    Что узнал на уроке –

    применяй в жизни!!!


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 6 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Автор: Вишневская Елена Ивановна

    Дата: 08.11.2014

    Номер свидетельства: 128317


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства