Тема урока: Совсем нематематическое сравнение
(урок-исследование по сказке «Три Толстяка» Ю. Олеши)
Цель: Формирование навыков работы со сравнениями и применения их в речи.
Задачи:
образовательные:
- научить видеть в тексте сравнения
- познакомить учащихся со стилем Ю. Олеши
- научить работать со сравнениями в тексте;
развивающие:
- научить формулировать выводы, анализировать текст и грамотно излагать свои мысли;
воспитательные:
- научить работе в группах
- научить слушать и слышать друг друга
- привить навык толерантного общения в коллективе.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Подводящий диалог
16 ноября мы ходили в библиотеку. Какой это был день? (толерантности).
Команда мальчиков задала вопрос: чем можно измерить дружбу?
Какой приём был использован для создания этого вопроса? (измерить - метафора). Вспоминается модель метафоры («выманивается» слово сравнение).
1 слайд
1 этап урока. Что мы можем рассказать о сравнении?
Работа для групп.
1 группа.
Продолжи сравнения:
Белый как…., холодный как…., трусливый как…., хитрый как…., быстрый как…., неповоротливый как…, плюётся как…., скользкий как…., упрямый как …, ловкий как…, устал как…;
Вывод группы: в разговорной речи мы, не замечая этого, часто используем сравнения. Н-р, когда сравниваются качества человека с животными.
2 группа.
Соедините потерявшиеся части сравнений устойчивых сравнений (фразеологизмов).
Первая часть: не видать как…, мечется как…, нужен как…, пристал как…,
провалиться как…, свалиться как …, чувствовать себя как…, кататься как…,
точно как…, живём как… .
Вторая часть:… кошка с собакой, ….своих ушей,… банный лист,…сквозь землю,…сыр в масле,….в аптеке,…снег на голову,…угорелый,…собаке пятая нога,…дома.
Вывод группы: при помощи сравнений образуется много фразеологизмов, они украшают нашу речь. Н-р…
3 группа.
Переделывают предложения, используя сравнения. Сравнения выражаются следующими способами: 1. с помощью слов как, словно, будто, точно, похоже.2.формой творительного падежа.
1.Леша опоздал на урок. Он …….проскользнул в кабинет.2.Леша боялся лечить зуб. Он пересилил себя и ……..вошёл в кабинет.3.Лёша не выучил уроки. Перед учителем он чувствовал себя…… .4.Леша с радостью шёл в школу. Он ……..влетел в кабинет.
Вывод группы. Сравнение может выражаться несколькими способами.
Н-р., Лёша ужом проскользнул в кабинет (твор. пад.). Словно уж Лёша проскользнул в кабинет (с помощью слова словно).
4 группа. Создайте модель сравнения.
2 слайд
2 этап урока. Для чего авторы используют сравнения?
Сегодня откроем для себя ещё одного автора сказок. Знакомьтесь: Юрий Олеша - автор нашумевшей сказки «Три Толстяка». Далее сообщение о Юрии Олеше (3слайд). Его сказка наполнена сравнениями. (4 слайд) Зачитываем эпизод о полете продавца шаров. Сколько в эпизоде сравнений.
Вам предстоит разобраться как создавался непревзойдённый стиль Олеши.
Что помогли увидеть в тексте сравнения?
1 группа анализирует описание внешности героев.
Описание учителя танцев.
По улице в это время проходил учитель танцев. Он казался очень изящным. Он был длинный, с маленькой круглой головой, с тонкими ножками - похожий не то на скрипку, не то на кузнечика. Его деликатный слух, привыкший к печальному голосу флейты и нежным словам танцоров, не мог вынести громких, веселых криков детворы.
Описание негра.
Негр громко хохотал, вытянув длинные голые ноги в красных туфлях, похожих на гигантские стручья красного перца.
Трубка прыгала у него в зубах, точно сук от порывов бури.
Вывод группы:
2 группа анализирует описание природы.
На этот раз день был чудесный; солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.
Вывод группы.
3 группа анализирует массовую сцену (описание толпы ).
Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах, с их женами, у которых юбки походили на розовые кусты; торговцев с графинами, лотками, мороженицами и жаровнями; тощих площадных актеров, зеленых, желтых и пестрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; совсем маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих веселых собак.
Вывод группы.
4 группа анализирует нелепые сцены.
Зрелище было очень смешное. Тибул засмеялся. Силач бежал, как взбесившийся слон, испанец походил на крысу, прыгающую на задних лапках, а директор хромал, как подстреленная ворона.
Как и всякий учитель танцев, он имел привычку смотреть главным образом вниз, под ноги. Увы! Он не увидел того, что делалось наверху.
Башмак продавца свалился ему на голову. Головка у него была маленькая, и большой соломенный башмак пришелся на нее как шляпа.
Тут уж и элегантный учитель танцев взвыл, как погонщик ленивых волов.
Башмак закрыл половину лица.
Вывод группы. 5 слайд
3 этап урока. Состязание с автором.
Текст из сказки на слайде (раскрывается после выполнения задания).
Сердце его прыгало,………….(продавец шаров в торте).
Доктор схватился за сердце, которое прыгало, как …….. .
И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов. Женщина уронила толстую кошку. Коша шлепнулась, как …….. . 6 слайд
4 этап урока. Рефлексия.
7 слайд На слайде составлен набор слов. Из них дети в группах составляют синквейн. Тема: сравнения Олеша.
- Сравнение.
- Простое, небычное, яркое, неординарное.
- Выделяет, сопоставляет, соотносит, отодвигает, выбрасывает.
- Создается при помощи «как»; в обычном видит необычное.
- Троп, красота, образ.
Олеша до конца остался верен сравнениям. Даже, умирая, он сказал медсестре: «Вы меня вертите как лодку». Мы тоже останемся верными своему золотому правилу.8 слайд
Обращаясь к теме, задаётся вопрос: почему наша сегодняшняя тема называется совсем нематематическое сравнение? (Не математическое, а литературно-художественное сравнение, с помощью слов).